Сегодня торговля в России — наиболее динамично развивающаяся отрасль хозяйства страны. И поскольку именно на торговле в первую очередь сказывается результат деятельности промышленности, можно сказать, что экономический прогресс России в последние годы очевиден, хотя темпы развития нашей внутренней и внешней торговли не отличаются особой стремительностью. Но последние политические события дают серьезные основания предполагать, что ситуация качественно изменится.
Торговое предпринимательство в России
Современное торговое предпринимательство в России охватывает все виды деятельности, которые непосредственным образом относятся к купле-продаже, обмену товаров на деньги, денег на товары или товаров на товары. Хотя его основу составляют товарно-денежные операции купли-продажи или обмена, сегодня в торговом предпринимательстве оказываются задействованными практически те же факторы и ресурсы, что и в производственном предпринимательстве.
В настоящее время, в связи с переходом к рыночной экономике, коммерческая деятельность в России достаточно нестабильна, тем не менее она стремительно и динамично развивается. Успех в сфере торгового предпринимательства в России дается посредством множества усилий и забот.
Очаги официального торгового предпринимательства — это магазины, рынки, биржи, выставки-продажи, аукционы, торговые дома, торговые базы, другие учреждения торговли. Но преимущественно торговля в России осуществляется в сфере малого бизнеса, большинство торговых точек — коммерческие палатки, торговые лотки или контейнеры. Более успешные предприниматели, стремясь увеличить свои доходы, находят пути интеграции своего бизнеса с параллельными сферами деятельности, расширяются за счет электронной торговли. Наиболее успешно торговая деятельность осуществляется непосредственным товаропроизводителем. В свою очередь, это в значительной степени способствует продвижению российского товара как на внутренний, так и на внешний рынок.
Подлинная картина торгового бизнеса в России намного сложнее кажущейся, поскольку торговое предпринимательство включает в себя поиск, закупку товара любого вида и типа, обеспечение его сохранности, транспортировку, доставку в торговую точку, продажу товара и предпродажное, а иногда и послепродажное обслуживание потребителя, например доставку на дом, установку, устранение дефектов. При этом осуществляется и документальное оформление торговых сделок. Коммерческие операции сегодня всё больше становятся объектом труда многих категорий работников, включая маркетинговые и коммерческие службы торговых, производственных предприятий и организаций различных форм собственности, отделов сбыта производственных и совместных предприятий, в акционерных обществах и хозяйственных товариществах, на товарных биржах и в других коммерческих структурах, как внутриэкономической, так и внешнеэкономической сфер деятельности.
Переход к рыночной экономике обусловил в России необходимость защиты коммерческой деятельности предприятий, фирм и организаций. Сегодня в нашей стране без правовой защиты коммерческой тайны невозможно успешно вести коммерческую работу. В этой связи ведущие вузы России осуществляют профессиональную подготовку юристов в области коммерческой деятельности.
Внутренняя торговля
По сообщениям Рабочего центра экономических реформ при Правительстве Российской Федерации, в феврале 2002 года оборот розничной торговли в России составил 261,5 миллиарда рублей, что в товарной массе на 9,1 процента больше, чем в соответствующий период 2001 года. В структуре оборота розничной торговли продолжает возрастать удельный вес непродовольственных товаров. В феврале 2002 года оборот розничной торговли на 75 процентов формировался торгующими организациями, доля рынков составила 25 процентов. Уровень запасов в розничной торговле в марте 2002 года увеличился до уровня 34 дней торговли (против 32 дней в феврале), что в фактическом выражении составило 107,2 миллиарда рублей.
Исследование рынка розничной торговли в России, проведенное компанией “GfK MR Russia”, показало, что весь прошлый год стабильно росло количество покупок, которые российские граждане совершали на мелкооптовых рынках. Прямые покупки на “оптовках” достигли 23,4 процента, однако с учетом того, что большинство киосков и мелких магазинов также закупают товар на рынках, можно считать, что порядка 70 процентов потребительских товаров, продаваемых в России, проходит через мелкооптовые рынки.
Второе место после “оптовок” занимают киоски (19,2 процента покупок) и небольшие продуктовые магазины (19 процентов). Что касается более цивилизованных форм торговли — супермаркетов, гипермаркетов, универсамов и универмагов, то все вместе они не дотягивают и до 10 процентов. Разумеется, это составляет резкий контраст с ситуацией в странах Восточной и Западной Европы.
В России доля продаж через оптовые рынки довольно сильно варьируется в различных товарных категориях. Лучше всего на рынках продаются продукты, которые можно приобрести впрок: чай, кофе, масло, стиральные порошки. Товары “импульсного спроса” — безалкогольные напитки, жевательная резинка — лучше продаются через киоски или уличных торговцев.
Но замена рынков более цивилизованными торговыми сетями — процесс неизбежный, хотя, конечно, территория России настолько огромна, что процесс этот не может произойти в одночасье. Несмотря на сегодняшний приоритет рыночной торговли, специалисты отмечают, что с 2000 года наметилась устойчивая тенденция увеличения доли покупок в розничных торговых организациях. По мнению специалистов, этому способствуют две тенденции: с одной стороны, насыщение магазинов качественными товарами с широким диапазоном цен и цивилизованным обслуживанием покупателя, с другой — растущее недовольство населения уровнем товаров и условиями их продажи на рынках.
В этой связи необходимо отметить, что от продажи фальсифицированной и некачественной продукции Россия уже понесла около семи миллиардов долларов убытков. Представители Торгово-промышленной палаты РФ являются сторонниками того, что за реализацию некачественной и фальсифицированной продукции должны нести совместную имущественную ответственность производитель продукции, продавец и организация, выдававшая документы на эту продукцию. В то же время ТПП РФ выступает против усиления административных барьеров и увеличения количества проверок. Президент ТПП РФ Станислав Смирнов считает необходимым “прекратить некорректные государственные проверки” торговых организаций, “способные разорить предпринимателя и порождающие коррупцию”.
При быстром развитии отечественных торговых сетей, например таких, как “Перекресток”, “Лондон Бридж”, “Копейка”, на фоне многочисленных и разнообразных магазинов для покупателя среднего уровня и выше отмечается нехватка торговых предприятий для малообеспеченных покупателей. В целях исправления этой ситуации в настоящее время разрабатываются проекты современных типов магазинов, объединенных в торговые сети с единым распределительным центром. Сегодня оперативность в разработке и внедрении таких проектов важна как никогда: если отечественные предприятия промедлят с созданием подобных центров, эту нишу займут оптовые организации, принадлежащие зарубежным сетям. Большим подспорьем в решении этого вопроса могут послужить магазины-склады и развитие фирменных торговых сетей, минуя посредников, — непосредственно от российских товаропроизводителей. В этом отношении правительство должно более активно оказывать поддержку предприятиям, занимающимся продвижением отечественной продукции
Внешняя торговля
Общий объем российской внешней торговли в 2001 году составил 155 миллиардов 800 миллионов долларов. Это на 3,5 процента больше, чем в 2000 году. Вместе с тем общий объем российского экспорта снизился в прошлом году на 2,6 процента и составил 102 миллиарда 900 миллионов долларов. Но, по сравнению со странами дальнего зарубежья, экспорт в страны СНГ возрос на 7,6 процента и составил 15,3 миллиарда долларов. По оценке Министерства экономического развития Российской Федерации, положительное сальдо торгового баланса в 2001 году составило 50 миллиардов долларов.
Рост импорта в России обусловлен прежде всего повышением деловой активности в стране в условиях реального укрепления российской национальной валюты. Вследствие роста промышленного производства увеличился спрос на импортное сырье, машинное оборудование из стран дальнего зарубежья. Несмотря на некоторое снижение мировых цен на нефть, нефтепродукты и цветные металлы, состояние российской внешней торговли по-прежнему определяется относительно благоприятными внешними условиями — уровень цен на основные товары российского экспорта остается достаточно высоким. Сохраняются высокие цены на природный газ. Правительственная Комиссия по защитным мерам во внешней торговле приняла ряд очередных решений о защите и поддержке отечественного производителя. В ответ на дискриминационное решение ЕС о снижении на 12 процентов квот на поставку российских изделий из стали Правительство РФ намерено ввести защитные импортные пошлины на различные виды изделий из стали, производимых в ЕС. Ответные меры России должны компенсировать эти потери и будут действовать до отмены ЕС своего дискриминационного решения. В соответствии с федеральным законом “О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами” Правительство России ввело сроком на три года специальную пошлину на трубы из черных металлов, произведенные на Украине и ввозимые на таможенную территорию России.
Между тем в Россию продолжают поступать недоброкачественные импортные товары. В нынешних контрактах с инофирмами не предусматриваются, как это было ранее, строгие в отношении них санкции, вплоть до возврата поставщикам товарных партий, дефектность по которым превышала 15 процентов, и дополнительного взыскания штрафа в размере 10 процентов стоимости возвращенной партии товаров. Кардинальному улучшению положения дел на потребительском рынке должны помочь разрабатываемые законы, регулирующие сельскую и кредитную кооперацию, закупки импортных товаров для государственных нужд, лизинг и функционирование оптовых продовольственных рынков.
Сегодня уже не стоит вопрос, вступать ли России в ВТО, совершенно очевидно, что это дело времени. По мнению ведущих экономистов, важен не сам факт вступления, а в первую очередь, стандартные и равноправные с прочими странами-членами ВТО условия. Не имеет смысла вступать в ВТО без учета потребности развития отечественной экономики, во главе угла должны стоять недопущение дискриминации российского экспорта и улучшение доступа на мировые рынки конкурентоспособных российских товаров и услуг. По мнению специалистов Торгово-промышленной палаты РФ, в этой ситуации должны быть приняты защитные меры, препятствующие полной или частичной замене импортом отдельных видов отечественной продукции. В то же время сейчас России не стоит медлить, поскольку сложились самые благоприятные политические условия, способные осуществить вступление в ВТО на более выгодных и приемлемых правах. Кроме того, высокий уровень образования населения России создает главное конкурентное преимущество в современной глобальной экономике.
Электронная торговля в России
Ежемесячный оборот электронной торговли в России в первом полугодии 2001 года составил 700 тысяч долларов, что в два раза превышает показатели января-июня 2000 года. Эти данные распространило Министерство связи РФ. Рост объема электронной торговли является прямым следствием увеличения числа пользователей сети Интернет в России. По данным агентства “Группа monitoring, ru”, за первое полугодие 2001 года общее число посетителей “всемирной паутины”, включая россиян, которые появляются в сети не чаще одного раза в квартал, увеличилось на 30 процентов и составило 12,8 миллиона человек, а концу 2001 года — около 17 миллионов. В результате, по экспертным оценкам, ежемесячный оборот электронной торговли в России может возрасти до 800 тысяч долларов. При этом специалисты отмечают, что развитие сетевой торговли сдерживается плохой инфраструктурой связи и недоверием населения к возможности покупок через Интернет. Пока самым ходовым товаром в российском секторе Интернета остаются компьютеры, детали к ним, книги и CD-диски.
Оборот интернет-рекламы в 2002 году должен составить 15 миллионов долларов. Согласно прогнозам, к 2003 году доля интернет-рекламы на российском рекламном рынке составит 2—3 процента. Основным средством интернет-рекламы по-прежнему остаются баннеры. В США 42 процента рекламы в Сети — баннеры. По России подобной статистики не существует, но очевидно, что процент баннерной рекламы у нас еще выше. Растет процент таких типов рекламы, как спонсорство и реклама по e-mail.
Рекламный рынок Рунета стремительно цивилизовывается. Выросла доля безналичных расчетов. На крупных площадках сформирована единая политика скидок. Цены на баннерные показы установились в размере от 2 до 15 долларов за тысячу. Прогнозируется грядущий рост бюджетов, выделяемых на интернет-рекламу у высокотехнологичных компаний, а также у автомобильных и финансовых, за счет чего и произойдет приличный рост оборота интернет-рекламы. Компания “Яндекс” — одна из крупнейших рекламных площадок в Рунете — контролирует от 10 до 20 процентов рекламного рынка Рунета. “Яндекс” и “Price.ru” отметили высокую эффективность рекламы интернет-ресурсов на телевидении. В результате рекламы на канале НТВ посещаемость сайтов Yandex.ru и Narod.ru заметно увеличилась, причем вновь пришедшие пользователи остались постоянными — по окончании рекламы спада не произошло. У “Price.ru” после телевизионной рекламы на 40 процентов возросла посещаемость сайта в регионах и на 10—15 процентов в Москве.
Торговые сети России
В Европе 35 процентов розничного товарооборота приходится на торговые сети. В России они занимают не более 10 процентов. Но, по оценкам экспертов, сейчас сетевая торговля развивается очень динамично, и через несколько лет именно сети будут доминировать в розничной торговле страны.
Первопроходцами российской сетевой торговли стали продавцы бытовой техники. В 1992 году фирма “Партия” организовала первую розничную сеть. В 1994 году были созданы первые продовольственные розничные сети — “Седьмой континент” и “Перекресток”. “Седьмой континент” одним из первых создал магазин самообслуживания с широким ассортиментом, использовав при этом западную технологию торговли. Популярность гастронома “Центральный”, его оборот, количество персонала превзошли самые смелые ожидания владельцев. Ежегодно компания прирастала в товарообороте на 45—50 процентов и основную часть прибыли вкладывала в открытие новых магазинов.
“Перекресток” и возникший несколько позже “БИН” с самого начала задумывались как сети супермаркетов. В том же 1994 году в консорциуме “Альфа Групп” возникла идея создания сети супермаркетов, отвечающих мировым стандартам розничной торговли. В 1996 году Европейский банк реконструкции и развития выделил для развития сети кредит в 42 миллиона долларов. Сегодня в Москве работают 13 супермаркетов “Перекресток” с годовым оборотом 100 миллионов долларов.
После кризиса 1998 года оптовики стали создавать сети дешевых магазинов — дискаунтов. Появилась сеть магазинов “Копейка” и “Дикси”. В 2000 году открылся первый в России магазин известной шведской мебельной сети “ИКЕА”.
Пока в России наблюдается достаточно спокойный стиль работы сетей, но всё ближе и ближе к нам продвигаются европейские сети, поэтому скоро российским сетям предстоит доказывать свою жизнестойкость.
В последние годы розничные сети стали рассматриваться как объекты серьезных инвестиций. Торговля — одна из самых стабильных отраслей экономики, уровень отчислений от торговли в бюджет высок и постоянно растет. Сейчас на свободном рынке активно приобретаются одиночные магазины, которые будут объединены в будущем в сети. При этом суммарная стоимость сети может возрасти на несколько порядков по сравнению с деньгами, за которые они были куплены.
Выставочно-ярмарочная деятельность в России
Выставочно-ярмарочная деятельность в нашей стране не только повышает престиж российского товаропроизводителя на международной арене, не только убедительно демонстрирует мировому сообществу результаты и перспективы наших экономических и политических преобразований, но и консолидирует общество, оживляет его позитивные тенденции в экономике, оказывает благотворное влияние на развитие отечественной торговли.
Сегодня в целях формирования государственного подхода к организации выставочно-ярмарочной деятельности работает Комиссия Правительства РФ по выставочно-ярмарочной деятельности, в которую вошли представители ведущих выставочных компаний страны. Правительством Москвы разработаны и утверждены концепция и схема размещения и развития выставочно-ярмарочных комплексов в Москве, которая определила принципы эффективного развития и организации выставочно-ярмарочной деятельности в интересах экономики столицы и, прежде всего, производителей отечественной продукции. При Московской торгово-промышленной палате создана Гильдия выставочных организаций.
На сегодняшний день целый ряд выставок увеличил более чем вдвое свои экспозиционные площади. К их числу относятся Федеральная ярмарка товаров и оборудования текстильной и легкой промышленности, Российская агропромышленная выставка, выставка отечественных товаров “Покупайте российское”, “Регионы России” и многие другие. Стали традиционными такие выставки, как “Золотые инновации России”, “Новые материалы и химические продукты”. Значительными событиями стали организация при участии ВВЦ международной конференции деловых кругов “Инвестиции в третье тысячелетие” и выставки-презентации “Инвестиционные проекты России”, а также проведение Первого Международного Салона инноваций и инвестиций.
Для ВВЦ определяющим направлением стала работа с федеральными структурами по вопросам организации выставочно-ярмарочной деятельности, строящаяся на основе долгосрочных соглашений с российскими министерствами и ведомствами. Подписаны соглашения с Министерством сельского хозяйства России, Министерством культуры России, МЧС России. Эти соглашения легли в основу разработки системы долгосрочного планирования мероприятий на ВВЦ до 2005 года.
Информация представлена интернет-порталом Международная Ассоциация Журналистов "АСМО-пресс"