НОВОКУЗНЕЦКИЙ
ГОРОДСКОЙ ФОНД
ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
654079, Новокузнецк,
Кемеровская область, ул. Кирова,26, тел./факс 74-16-13
E-mail: ngfpmp@online.kuzbass.ru
ИНН 4216007302/421701001 р/с 40703810400000000008
в АКБ “Бизнес – Сервис - Траст” ЗАО
г. Новокузнецк, к/с 30101810000000000706, БИК 043209706
Возможные клиенты:
- Предприятия малого и среднего бизнеса
- Промпредприятия в т.ч. шахты, разрезы
- Общественно-политические деятели
- Рекламные агенства
- Средства массовой информации
- Образовательные учреждения
- Крупные фирмы (в т.ч. маркетинговые исследования)
- Страховые фирмы
- Администрация
- Банки
- Выборные технологии (анализ предвыборной ситуации, составление электоральной карты: характеристика электората, выявление адресной аудитории, проходимость лидера, рейтинги политиков и пр.)
Задачи исследования разрабатываются исходя из проблематики клиента и накопленного опыта исследований.
Одна из проблемных ситуаций: Происходит изменение социально-экономических условий (в масштабах страны, региона, отрасли), в которых работают предприятия угольной промышленности. Все большую роль в решении производственных задач играет качество трудовых ресурсов (управленческого персонала и исполнителей). Ситуация на рынке объективно требует изменения подхода к работе с людьми, отказа от традиционных административных концепций управления кадрами. Для выбора адекватных методов управления персоналом – стиля управления, особенности общения руководителя с подчиненными - требуется изучение социально-психологической специфики персонала, оценки персоналом руководства, существующих ожиданий по отношению к руководству.
Главный смысл исследований: разработка стратегии и тактики клиентом на основе аналитической информации полученной в результате исследований.
Примерная тематика основных направлений социологических исследований для предприятий и организаций города и др.
Предприятия и организации, производящие товары и услуги массового потребления
- Отношение покупателя к товару, услуге.
- Оценка эффективности рекламной кампании фирмы.
- Оценка рекламоносителей с точки зрения их эффективности для рекламной кампании фирмы.
- Социальные характеристики целевой группы потребителей товара, услуги.
- Выявление потребностей целевой группы в дополнительных услугах.
- Причины отсутствия интереса к конкретному товару, услуге.
-
1.1. Отношение “розничного”
покупателя к собственно товару, услуге: мотивы приобретения, соотношение рациональных
и иррациональных мотивов при выборе, предпочтения в сортах, оценка потребительских
свойств товара, степень удовлетворенности товаром.
1.2. Отношение “розничного” покупателя к продвижению товара: оценка рекламной кампании, оценка условий продажи и качества обслуживания, оценка имиджа фирмы
1.3. Отношение оптовых покупателей к товару и услуге: предпочтение в фирмах изготовителях, факторы, определяющие предпочтения, оценка деятельности фирм изготовителей (оценка обслуживания и условий продажи).
Организации сферы средств массовой информации
- Социальная характеристика аудиторий конкретных СМИ
- Отношение читателей, зрителей к конкретным СМИ: оценка носителей информации, регулярность обращения, предпочтение в рубриках, программах, пожелания.
- Отношение рекламодателей к конкретным СМИ: мотивы выбора, оценка рекламоносителя по разным критериям.
Крупные промышленные организации.
- Исследование “горячих” проблем предприятия, поиск и проектирование возможных вариантов решения проблемы, анализ и оценка их результативности.
- Изучение социальных особенностей работников предприятия для выработки адекватной стратегии управления человеческими ресурсами:
- Рабочая зрелость персонала (как результат сочетания двух факторов - способность выполнять работу “могу” и желание ее выполнять “хочу”).
- ценностные представления работников
- основные мотивы трудового поведения работников
- степень удовлетворенности работников различными аспектами трудовой деятельности (условия труда, организация труда, техническая оснащенность рабочего места, социальная сфера и пр.)
- состояние социально-психологического климата, уровень конфликтности в коллективе, вероятные причины возникновения конфликтов, возможные модели поведения различных групп работников в конфликте
- оценка деятельности руководителя, оценка его деловых качеств, степень доверия, эмоциональная оценка
- степень информированности работников о состоянии дел на предприятии и основные источники информации
- самооценку собственного статуса (профессионального, материального, личного) работников и степень удовлетворенности этим статусом.
- карьерные притязания работников
- принципы отбора персонала на должности
- причины текучести кадров.
- анализ управленческого персонала
Ожидаемые результаты:
- Разработка системы мер по созданию стабильного коллектива,
- рекомендации по созданию системы профессиональной и социальной адаптации работников,
- рекомендаций по созданию системы эффективных коммуникаций
- проектирование возможных вариантов решения проблем, анализ и оценка их результативности
- разработка комплексных мер целенаправленного стимулирования и управления трудовым поведением.
3. Отношение сотрудников к инновациям.
Чисто технических и организационных инноваций (нововведений) не бывает. Каждое нововведение затрагивает интересы различных групп работников, их статус, отношения, поэтому как производственная, так и социальная эффективность инновации во многом определяется уровнем ее социологического обеспечения, которое предполагает необходимость изучения следующих проблем:
- Анализ взаимоотношения различных групп работников, их интересов в инновационном процессе.
- Определение степени влияния различных групп на инновационный процесс.
- Выяснение причин сопротивления нововведению в организации.
- Определение степени готовности организации к нововведению, ее инновационного потенциала.
- Прогноз и оценка социальных последствий нововведения в организации.
4. События в организации (структурные изменения, изменения режима работы, подготовка коллективного договора и пр.): мнение сотрудников, оценки и прогнозы.
Страховые компании:
Тема исследования: “ Отношение населения г. _______________ к различным видам страхования и страховым компаниям”
Проблемная ситуация: На рынке страховых услуг г.____________ работают различные страховые компании и их представительства. Основные сферы деятельности компаний - предприятия и физические лица. Важным источником прибыли для страховых компаний является спрос населения на услуги страхования, соответствующие потребностям реальной жизни.
Проблема исследования: Отсутствие информации об отношении населения г. Новокузнецка к различным видам страхования и страховым компаниям.
Цель исследования: Предоставить информацию Заказчику об отношении населения г. Новокузнецка к различным видам страхования и страховым компаниям.
Задачи исследования:
- Выяснить степень информированности населения о страховых компаниях и
- Определить основные источники информации о конкретных страховых компаниях и предоставляемых ими услугах.
- Выявить потребности населения в целом и у отдельных социальных групп (пол, возраст, образование, род деятельности) в конкретных видах страхования, то есть желаемый набор страховых услуг
- Выяснить информированность населения в целом и отдельных социальных групп о дополнительном медицинском страховании, определить желаемый набор дополнительных медицинских услуг.
- Определить степень готовности населения и отдельных социальных групп к заключению договоров по различным видам страхования.
- Определить представления населения и отдельных социальных групп о надежности конкретных страховых компаний.
- Выяснить мнение населения и отдельных социальных групп о работе страховых агентов и представление о желаемых качествах страхового агента.
- Определить группу населения, не пользующуюся дополнительными видами страхования, выяснить причины отказа от страховых услуг.
предоставляемых ими услугах.
Объект исследования: Население города _____________.
Предмет исследования: Отношение населения г. _____________ к различным видам страхования и страховым компаниям.
Метод сбора информации: анкетный опрос
Электоральное поведение в предвыборный период
1.1 .Замер общественно-политического настроения электората г._____________:
оценка электоратом экономической ситуации в стране и регионе ( городе);
оценка собственного материального положения;
мнение о перспективах экономического развития;
оценка деятельности органов власти различного уровня;
степень доверия оппозиции;
возможность участия в выступлениях протеста, поводы для таких выступлений;
удовлетворенность конкретной деятельностью своего избранника;
представления о собственных электоральных возможностях ( возможность путем участия в выборах влиять на ситуацию в стране, регионе , городе);
рейтинг проблем, в наибольшей степени волнующих избирателей.
Исследование политического сознания электората (устойчивых политических ориентаций и ценностей)
выявление политической стратификации избирателей г. _____________ по признакам:
а) отношение к различным политическим идеям и лозунга ( к идеям коммунизма, либирализма, национал- патриотизма и т.д.);
б) отношение к программным позициям различных партий;
- отношение к существующей избирательной системе.
1.3. Рейтингование наиболее видных политических акторов страны, города (партии, кандидаты в депутаты)
В блок рейтингового замера входят следующие переменные: степень узнаваемости лидера (партии), уровень авторитетности, эмоциональное восприятие, мера политической проходимости ( возможность быть избранным), оценка конкретных действий в данный момент, вера в перспективу данного лидера ( партии).
1.4. Социальный портрет электората г. _____________ (структура избирателей: активное ядро, потенциал, пассивная часть, их социально-демографические характеристики).
1.5. Отношение избирателей г._____________ к политической рекламе в городских СМИ
- степень доверия к материалам политической рекламы, размещенных в разных
СМИ (газеты, канала ТВ, программы радио);
основные источники информации о кандидатах в депутаты (о партиях);
степень интереса к политической рекламе в местных СМИ;
обращаемость к политической рекламе;
эмоциональное восприятие политической рекламы;
степень влияния политической рекламы на принятия решения голосовать за того или иного кандидата;
1.6. Электоральное поведение накануне выборов:
намерение принять участие в голосовании ;
мотивы электоральной активности;
возможность изменить мнение о том или ином кандидате, если выбор уже сделан (с выяснением причин и мотивов изменения мнения);
рейтинговые блоки
2. Электоральное поведение после выборов: оценка населением качества проведения выборов, степени их демократичности ; выяснение результатов голосования и сравнение с реальными; мотивы выбора того или иного кандидата ( партии); мотивы участия или неучастия в голосовании; сроки и условия принятия избирателями окончательного решения, факторы, повлиявшие на это решение.
Конкретная стоимость исследования зависит от следующих факторов:
- Типа исследования (экспресс опрос, то есть исследование с помощью которого можно получить оперативную информацию, описательное исследование, проводимое с целью получения целостного представления об изучаемом явлении по полной, подробно разработанной программе, аналитическое исследование, цель которого – установление причинных связей в социальных объектах). Экспресс опрос дешевле, чем другие типы исследования.
- Используемых методов сбора информации. Так, например, оплата работы интервьюера выше, оплаты работы анкетера. Использование качественных методов исследования, нацеленных на получение глубинной информации (фокус-группа, глубинное интервью) оплачивается выше, чем использование количественных методов (анкетный опрос).
- Типа выборки. Случайный опрос на точках дешевле, чем поквартирный. Чем больше объем выборки, то есть количества опрашиваемых, тем выше стоимость исследования.
- Материальных затрат на организацию и проведение опроса: объем анкеты, расходы на транспорт, оплата приобретения статистических данных и т.д.
- Вида предоставления результатов:
- Файлы первичных данных – дискеты с исходными данными, собранными в процессе исследований
- Аналитические отчеты – результаты анализа и интерпретации исходных данных.
Стоимость социологического исследования складывается из стоимости отдельных видов работ и материальных затрат.
Виды работ:
- Написание программы исследования и разработка методического инструментария (для экспресс опроса развернутая программа не пишется).
- Пилотаж методического инструментария и его доработка
- Разработка плана выборки и ее размещение.
- Инструктаж интервьюеров
- Полевое исследование (сбор первичной информации – работа анкетеров, интервьюеров, кодировщиков).
- Подготовка первичной информации к обработке, ее ввод и обработка на компьютере.
- Анализ, интерпретация данных, написание отчета.
- Административное руководство.
Материальные затраты:
- Канцелярские товары и расходные материалы.
- Тиражирование.
- Транспортные расходы
- Машинописные работы
- Оплата статистических данных.
Ориентировочная стоимость исследования с учетом названных выше факторов может колебаться от 15 тыс. руб. для экспресс опроса до 100 тыс. рублей и более для крупного аналитического исследования .
Сроки исполнения: 2-5 недель
Ответственный исполнитель – Урбан О.А.
Урбан Ольга Андреевна закончила исторический факультет ТГУ , аспирантуру в НГУ, Высшие социологические курсы в Москве. Кандидат философских наук, доцент. Работает в вузе, зав. кафедрой общегуманитарных дисциплин Сибирского филиала МИЭП (г.Москва), преподает социологию, социологические исследования, социологию управления, одновременно на договорной основе проводит прикладные социологические исследования. Постоянно сотрудничает с новокузнецкой общественной организацией "Социальная экспертиза", работающей в области социологических и маркетинговых исследований, некоммерческой организацией “Центр интеллектуальной поддержки развития предпринимательства”. Принимала участие в реализации регионального проекта "Развитие благотворительности в Сибири" под руководством Новосибирской фирмы "Media-soft", проводила исследования по изучению общественного мнения в период различных предвыборных кампаний, изучала проблемы: отношения населения города Новокузнецка к различным видам страховых услуг, к городском газетам, к программам телевидения и телевизионной рекламе, к развитию малого бизнеса в городе; отношение работников металлургических комбинатов к положению дел на заводах; мотивы выбора рекломадателями рекламоносителей; диагностика социально-психологических проблем в коллективах горнодобывающих предприятиях и др. Урбан О.А. работала со следующими Заказчиками: Администрация г. Новокузнецка, Управление занятости, газеты “Франт”, “Губернские новости”, Новокузнецкий фонд поддержки предпринимателей, Администрация г. Прокопьевска, Новокузнецкое независимое телевидение, пресс-служба Внешнего управляющего Запсибметкомбината, общественные лидеры, руководители шахт, заводов и др. организаций.