Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Как определить свою систему среди чужих? Тренинг системного мышления

Неэквивалентный обмен: социальная ответственность бизнеса и его признание российским обществом

По самооценке российских бизнесменов, уровень их социальной ответственности - 3,31 балла из 7 возможных. А общество относится к бизнесменам лучше - на 4,1 балла.

МОСКВА, 16 июня 2010 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет очередную часть ежегодного исследования, посвященного проблемам российского бизнеса - о социальной ответственности бизнеса. Исследование было проведено в 2009 г. по заказу Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) среди 1200 владельцев и топ-менеджеров частных компаний промышленности и строительства, транспорта и связи, сферы обслуживания и торговли.

Только 17 % представителей бизнес - сообщества в ходе опроса высоко оценили уровень социальной ответственности бизнеса в нашей стране. Как низкую её оценивают 55 %. Как результат, средний балл по этому показателю составил 3,31 из 7 возможных, т.е. чуть меньше половины. Наблюдается осторожный рост этого показателя за последние три года: если в 2007 г. бизнесмены оценили свою социальную ответственность на 3,02 балла, а в 2008 г. - 3,13, то в 2009 г. - уже на 3,31 балла.

 

Отношение российского общества к бизнесу опрошенные оценили несколько выше, чем уровень социальной ответственности самих бизнесменов: на 4,1 балла из 7 возможных. Это выше, чем в 2007 г. (3,85), но ниже, чем в 2008-м (4,25). Но это все равно выше, чем уровень социальной ответственности самого бизнеса, как его оценили представители российского бизнес - сообщества.

Чуть более трети опрошенных бизнесменов сообщили, что в течение последнего года не оказывали никакой помощи региональным и местным властям в социальном развитии региона в течение последнего года (36%). Остальные две трети участвовали хотя бы в одном виде такой помощи. Наиболее популярна уборка, озеленение муниципальной территории, прилегающей к предприятию, ремонт, реконструкция объектов на этой территории (30%). В числе самых распространенных видов помощи также реализация социальных программ для работников предприятия (27%), помощь школам, больницам, детским домам, не находящимся на балансе предприятия (25%), помощь ветеранам, инвалидам, другим категориям социально незащищенных граждан, связанных с предприятием (23%). 

Рассказывая о мотивах своего участия в программах развития территорий, бизнесмены чаще всего говорят о том, что это общераспространённая практика, своеобразная «норма жизни» для бизнесменов (42%). 29% полагают, что представители бизнеса должны помогать социально незащищенным слоям, 21% - что бизнес должен брать на себя часть социальных расходов местных и региональных властей. 30% помогают территории, опасаясь, что в ином случае его предприятие впадет в немилость у властей. Значимы также личные просьбы, обращения за помощью к бизнесменам со стороны мэров, сотрудников муниципалитетов (22%), а также губернаторов и сотрудников обладминистраций (10%).

Опрос ВЦИОМ проведён по заказу Российского союза промышленников и предпринимателей в августе-сентябре 2009 г. Опрошено 1200 предпринимателей (крупные, средние, малые предприятия) представляющих 3 макроотрасли (промышленность и строительство; транспорт и связь; обслуживание и торговля) в 40 субъектах России.

По Вашему мнению, как в целом российское общество, население относится к предпринимателям? Оцените по 7-балльной шкале от  1 - «очень плохо» до 7 «очень хорошо»
(закрытый вопрос, один ответ)

 

2007 2008 2009
Средний балл 3,85 4,25 4,10
Как бы Вы могли оценить уровень социальной ответственности современного российского бизнеса? Оцените по 7-балльной шкале от  1 - «очень низкий» до 7 «очень высокий»
(закрытый вопрос, один ответ)

 

2007 2008 2009
Средний балл 3,02 3,13 3,31
В течение последнего года оказывало ли Ваше предприятие какую-либо помощь региональным и местным властям в социальном развитии региона (территории)? Если да, то какого рода помощь? (закрытый вопрос, любое число ответов, вариант ответа «да»)
Уборка, озеленение муниципальной территории, прилегающей к предприятию, ремонт, реконструкция объектов на этой территории 30
Реализация социальных программ для работников Вашего предприятия 27
Иная помощь конкретным школам, больницам, детским домам, другим социальным учреждениям, не находящимся на балансе предприятия 25
Помощь ветеранам, инвалидам, другим категориям социально незащищенных граждан, которые связаны в настоящее время (или были связаны ранее) с Вашим предприятием 23
Содержание (включая ремонт и реконструкцию) социальных объектов и жилья, находящихся на балансе предприятия 16
Помощь ветеранам, инвалидам, детям-сиротам, другим категориям социально незащищенных граждан, которые никак не связаны с Вашим предприятием 16
Содействие региональным программам занятости безработных (включая временную занятость) 15
Спонсорская помощь региональным/городским программам (с перечислением средств на счета, которые указываются региональной или местной администрацией) 15
Финансирование мероприятий по оздоровлению экологической обстановки в городе (регионе) 11
Строительство жилья, других социальных объектов для нужд работников предприятия 8
Финансирование социальных объектов и жилья, не находящихся на балансе предприятия 7
Предоставление тепла, электроэнергии для объектов, находящихся в собственности местных и региональных властей 6
Реализация совместных с региональными/местными властями коммерческих проектов в социальной сфере (строительство жилья, развитие инфраструктуры и т.д.) 6
Нет, не оказывали такой помощи 29
Затрудняюсь ответить 7
Почему Ваше предприятие оказывало помощь региональным и местным властям в социальном развитии региона? (закрытый вопрос, любое число ответов, % от тех, кто оказывал помощь)
 Это общепринятая практика, так делают другие предприятия в Вашем городе 42
 Без участия в такого рода расходах предприятие в своей деятельности может столкнуться с определенными проблемами со стороны местных и региональных властей 30
 Представители бизнеса должны помогать социально незащищенным слоям, оказывать помощь социальным учреждениям в своем городе (регионе) 29
Бизнес должен брать на себя часть социальных расходов местных и региональных властей 21
Об этом лично  просил мэр города или его представители (сотрудники его администрации) 22
 Об этом лично просил губернатор или его представители (сотрудники его администрации) 10
 Затрудняюсь ответить 13

Источник - Всероссийский центр изучения общественного мнения, Пресс-выпуск №1516

Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости