Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Теневой сектор в странах развивающейся демократии

Файлы

Бразилия, 2000

Авторы: Центр международного частного предпринимательства (CIPE)

Подготовлено для семинара «Проблемы участия в легальной экономической и политической деятельности: теневой сектор экономики стран с развивающейся демократией».

Всемирное движение за демократию. Вторая всемирная ассамблея: борьба с препятствиями на пути к демократии в XXI веке. Сан-Паулу, Бразилия 13 ноября 2000г.

Основная задача Центра международного частного предпринимательства (CIPE) – содействие в построении демократического общества во всех странах мира путем развития частного предпринимательства и рыночных реформ в экономике. CIPE был создан в 1983 году на базе Торговой палаты США. Основным спонсором является Национальный фонд за демократию (National Endowment for Democracy), но CIPE также пользуется поддержкой со стороны частных организаций и Агентства международного развития США. За 17 лет своей работы CIPE осуществил около 700 проектов в более чем 70 странах мира, привлекая к своей работе политических деятелей, ведущих представителей промышленных кругов и журналистов в целях содействия в организации государственных правовых и политических институтов, необходимых для построения демократического общества. Совместно с Информационным агентством США (ЮСИА) CIPE публикует ежеквартальный журнал «Экономическая реформа сегодня», предназначенный для политических деятелей, руководителей крупных промышленных предприятий, представителей СМИ. Журнал регулярно выходит на английском и испанском языках почти в 90 странах мира и раз в год публикуется на арабском, китайском, французском и русском языках.

Электронную версию журнала «Экономическая реформа сегодня» и других материалов можно получить на веб-сайте CIPE по адресу: http://www.cipe.org (САЙТ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ - www.cipe.ru)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛ.2 ЧТО ТАКОЕ "ТЕНЕВОЙ СЕКТОР"?

Гл.3 ОБЪЕМ ТЕНЕВОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ

Гл.4 ПОСЛЕДСТВИЯ СУЩЕСТВОВАНИЯ ТЕНЕВОГО СЕКТОРА

Гл.5 ПРИЧИНЫ, ВЫЗЫВАЮЩИЕ ВЫСОКИЕ ОПЕРАЦИОННЫЕ ИЗДЕРЖКИ И ТЕНЕВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Гл.6 ПЛАН ДЕЙСТВИЙ: РЕКОМЕНДАЦИИ

Гл.7 ИЗМЕНЕНИЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ЧАСТНОГО СЕКТОРА

ГЛ.8 ПРЕДЛОЖЕНИЯ, ВЫСКАЗАННЫЕ УЧАСТНИКАМИ СЕМИНАРА CIPE

Гл.9 ЗАКЛЮЧЕНИЕ: ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ УСТРАНЕНИЯ ПРЕПЯТСТВИЙ НА ПУТИ ЛЕГАЛЬНОГО БИЗНЕСА

ПРИЛОЖЕНИЕ A: КОНФЕРЕНЦИЯ СТРАН, ВСТАВШИХ НА ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ ПУТЬ РАЗВИТИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ Б: ПОВЕСТКА ДНЯ СЕМИНАРА И СПИСОК УЧАСТНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЕ В: ВСЕОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ («ПРИНЦИПЫ САЛЛИВАНА»)

БИБЛИОГРАФИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Наблюдающаяся в последнее время тенденция к демократическим преобразованиям и переходу к рыночной экономике изменила к лучшему жизнь миллионов людей по всему миру. Во многих странах расширилось участие населения в политической жизни, стабилизировались макроэкономические показатели, возобновился экономический рост. Однако, наряду с этими позитивными изменениями, миллионы людей, проживающих в странах развивающейся демократии, не принимают участия в политической и экономической жизни государства и живут в бедности. Самым заметным признаком этого является растущее число предпринимателей, занимающихся малодоходными и малоперспективным бизнесом, который находится за рамками легальной экономической системы. Эти люди считают, что демократия и рыночная экономика не принесла им тех благ, которых они ждали . В результате, все большее число граждан, проживающих в странах с развивающейся демократией и рыночной экономикой, испытывают разочарование и чувство безнадежности.

Чтобы поддержать демократические и рыночные преобразования нужно понять, корни этого явления, и выработать пути практического решения этой проблемы.

Основная причина того, что многие граждане стран с развивающейся демократией и рыночной экономикой не принимают участие в политической жизни страны или не занимаются легальным бизнесом, состоит в том, что существующие государственные институты и «правила игры» не дают им этой возможности. Иными словами, существуют препятствия, затрудняющие участие этих слоев населения в политической жизни или экономике страны.

Эти препятствия существуют, несмотря на систему демократических выборов руководителей государства. Регулярное проведение свободных и открытых выборов является первым шагом на пути к созданию политической системы, предполагающей широкое привлечение населения к формированию политики страны. Следующий шаг, устранение препятствий к постоянному, повседневному участию общества в принятии решений на государственном и местном уровне, привлекает все большее внимание по всему миру и является необходимым условием совершенствования демократической системы управления. Ряд политических рекомендаций, касающихся обеспечения широкого доступа населения к участию в руководстве страной, дан в Декларации, подписанной в Сане 30 государствами с развивающейся демократией. До тех пор, пока эти препятствия не устранены, они будут мешать развитию демократии и росту экономики страны.

В настоящем докладе обсуждается один из факторов, препятствующих широкому вовлечению населения в политическою и экономическую жизнь государства, а именно, затраты, связанные с организацией легального бизнеса, и то, какую опасность представляет этот фактор для укрепления демократии и осуществления экономических реформ. Примеры затрат, связанных с организацией легальной предпринимательской деятельности, включают:

  • получение лицензии на предпринимательскую деятельность;
  • покупка права на владение или аренду земли;
  • наем рабочей силы;
  • знание и соблюдение соответствующих законов и нормативов;
  • получение информации о ценах, качестве и количестве конкретных товаров и услуг, о потенциальных клиентах;
  • получение кредита;
  • покупка сырья и материалов;
  • подключение к электросети и телефонной станции, дальнейшее использование этих услуг;
  • оплата налогов;
  • система контроля за выполнением условий договоров и т.д.

Эти расходы часто называют операционными издержками.

Ключевым фактором, определяющим операционные издержки в каждой отдельной стране, является правовая система, т.е., правила и нормативы, которые регулируют экономическую деятельность. Хорошо разработанная государственная правовая система дает предпринимателю возможность работать в рамках предсказуемости и предоставляет ему необходимую информацию по цене, которая позволяет ему соблюдать правовые требования и оплачивать услуги соответствующих правовых институтов. Слабая правовая система требует от предпринимателя соблюдать обременительные требования и нормативы, заставляет его обращаться в неэффективные, коррумпированные учреждения, и мало что предлагает взамен. Подобная система увеличивает операционные издержки, мало стимулирует предпринимателей к соблюдению установленных правил и препятствует их вовлечению в политическую и экономическую деятельность. Одним из важнейших прав, определяющих успех капиталистической системы, является система официально признанного права частной собственности. Эта система предусматривает правовые механизмы, посредством которых собственность можно превращать в капитал и использовать для получения добавочной стоимости, повышения производительности и развития производства (см. De Soto 2000). Хотя, по существу, в каждой стране существует система официально признанного права собственности и ей отводится важная роль, в развивающихся странах мира широкие слои населения ничего не выигрывают от существования этого института по двум причинам. Во-первых, официальные законы часто разрабатываются правящей верхушкой, составляющей меньшинство (и в ее интересах), и поэтому не отражают интересы и потребности широких слоев населения. Вторая причина в том, что огромные затраты времени и денег, необходимые для официального приобретения прав собственности, в развивающихся странах часто не окупают полученной в результате прибыли. У предпринимателей со средними доходами, которые не имеют политической поддержки, просто нет достаточных ресурсов или стимулов для соблюдения дорогостоящих законов и требований, включая приобретение законных прав собственности, получение разрешения на предпринимательскую деятельность или ведение предусмотренной законом бухгалтерской отчетности. Будучи исключены из системы, позволяющей обогащаться законным путем, они занимаются неофициальными маломасштабными, краткосрочными, низкодоходными и не требующими больших капиталовложений видами деятельности, либо вообще не занимаются бизнесом. Это значительно тормозит экономическое развитие страны.

Кроме того, такие предприниматели часто исключаются из процесса принятия политических решений и законотворческого процесса. В результате, правительство не отвечает за соблюдение их интересов, что наносит ущерб демократии. Это дает возможность небольшому числу политически активных олигархов контролировать национальную экономику путем создания системы законов и нормативов, принятых по политическим мотивам, санкционированных правительством и идущих вразрез с интересами всего остального населения, которое зарабатывает средства на жизнь в теневом секторе. «Поскольку чрезмерно жесткие правила создаются в целях получения прибылей конкретными заинтересованными группами, а не на благо общества в целом, наличие теневого сектора в экономике является результатом неспособности института государственной власти защитить и обеспечить эффективную работу рыночной экономики» (Loayza 1997:2). Кроме того, отсутствие демократических, рыночных рычагов власти ставит под угрозу свободу конкуренции в экономической сфере и ограничивает возможности государства использовать преимущества глобализации.

Подытоживая сказанное, плохо организованная система государственных институтов (правовая система) не дает предпринимателям возможности и необходимых стимулов для участия в политической и экономической деятельности. Поэтому они вынуждены работать в теневом секторе экономики. Это может иметь тяжелые последствия для будущих политических и экономических реформ в странах с развивающейся демократией и рыночной экономикой, и поэтому этим вопросом следует заняться всерьез.

По этой причине CIPE начал уделять все большее внимание реформе основных политических и экономических институтов в целях создания стимулов и привлечения предпринимателей, работающих в теневом секторе стран с развивающейся демократией, к активному участию в легальной экономической деятельности на базе рыночных отношений и в процессе приятия политических решений. В этой связи CIPE провел семинар по проблемам теневого сектора экономики в рамках Второй всемирной ассамблеи движения за демократию, организованной Национальным фондом за демократию в Сан-Паулу, Бразилия, в ноябре 2000 года (см. www.wmd.org).В ходе подготовки к этому мероприятию сотрудники CIPE до начала работы ассамблеи подготовили и разослали будущим участникам семинара первую редакцию настоящего доклада. В семинаре приняли участие представители различных слоев населения двадцати четырех стран всех регионов мира (41 человек), включая специалистов по теневой экономике и представителей различных областей гражданского общества, например, предпринимательских ассоциаций, «мозговых центров», университетов, профсоюзов, а также правозащитных групп и групп, выступающих в поддержку демократии (см. список участников в Приложении B). Эта статья была подготовлена с целью анализа проблем, возникших в связи с растущим теневым сектором экономики и препятствующих экономическим и политическим преобразованиям в странах с развивающейся демократией с тем, чтобы в ходе семинара стимулировать целенаправленное обсуждение конкретных причин и действенных подходов к устранению препятствий и «легализации» теневого бизнеса. В ходе оживленной дискуссии, развернувшейся между участниками семинара в Сан-Паулу, были высказанные ценные идеи, касающиеся причин возникновения теневых видов деятельности, сделаны полезные замечания, предложены стратегии и политические инициативы, направленные на устранение препятствий на пути к легальной экономической деятельности. Результаты этой дискуссии были включены в предлагаемый вариант статьи.

В начале статьи дано определение понятия «теневой сектор» (раздел 2.0) и обсуждаются его размеры (раздел 3.0). Затем дано описание политических, социальных и экономических последствий существования крупного и развивающегося теневых секторов (раздел 4.0). В разделе 5.0 проводится анализ различных причин, вызывающих высокие операционные издержки и усугубляющих проблему теневого бизнеса. В разделе 6.0 предложен план действий с некоторыми рекомендациями по снижению операционных издержек, направленному на то, чтобы у предпринимателей появились стимулы и возможность перейти в легальный сектор экономики. В разделе 7.0 изложена стратегия реформы частного сектора. В разделе 8.0 излагаются четыре конкретных политических инициативы, сформулированные участниками семинара в Сан-Паулу. В заключении статьи перечислены преимущества устранения препятствий к привлечению предпринимателей в легальную сферу экономики (раздел 9.0).

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости