Ефимова Н.П., ООО «Златоустовский
литейный завод - Метапласт»
Наше производственное предприятие относится к предприятиям среднего бизнеса – является наукоемким, металлоемким и трудоемким производством - в основе создания предприятия была идея создания необходимой для цементной отрасли технической продукции, аналогов в России которой до 1998 года не было, на эту продукцию нами был получен патент на изобретение, в настоящее время он уточнен и расширен. Кроме этого мы имеем зарегистрированный товарный знак. С 2001 года наше предприятие вышло на внешний рынок со своей продукцией, начали работать с цементной промышленностью стран СНГ и дальнего зарубежья.
У коллектива нашего предприятия, производящего конкурентоспособную с западными аналогами продукцию для цементной отрасли России и стран СНГ, возник вопрос по сохранению прав патентообладателя и патентопользователя.
Патентный закон РФ существует, но вот в жизни он применяется плохо. Предприятия, незаконно получив (попросту – украв) запатентованную технологию, выпускают и продают продукцию, игнорируя держателя патента. На западе такое вообще недопустимо. Такие действия очень пугают иностранных партнеров развивать совместное производство в России по современным технологиям из-за боязни их незаконного тиражирования. Мы сейчас оказались в такой ситуации со всемирно известной, имеющей свои производства в 25 странах мира, бельгийской фирмой МАГОТТО.
При посещении нашего предприятия с целью осуществления совместной деятельности и узнав, что у нас возникли проблемы с незаконными патентопользователями, они заявили в интервью Челябинскому областному телевидению: «Будем пристально следить за тем, как российское законодательство защищает патентообладателей и патентопользователей, а потом примем решение по открытию производства в России». Вступив в борьбу за защитой своих прав, мы поняли, что Патентный закон есть, а механизм защиты патентного права на практике отработан плохо. Это является тормозом для инвестиций в новой технологии совместных с иностранными фирмами производств.
Действующий Таможенный кодекс – закон прямого действия. Конечно, и он не лишен недостатков. Например, вряд ли можно приветствовать стремление законодателя в каждом кодексе создавать свой понятийный аппарат в результате одними и теми же терминами в Таможенном, Налоговом, Гражданском и других кодексах обозначаются различные понятия.
Безусловно, Таможенный кодекс нужно применять в тесной увязке с нормами УК, УПК, ГК, ГПК, КоАП, АПК, ряда других законов.
В одном из докладов по промышленной политике министр экономического развития Герман Греф отметил причину сырьевой ориентации российской экономики, низкий уровень конкурентоспособности, дефицит капитала и кадров, отсталость производственной инфраструктуры, неразвитость механизмов поддержки инноваций и вовлечения высоких технологий в производственный процесс. Но как говорят «все в ваших и наших руках».
Ведь не зря в государственном историческом музее в одном из залов написаны такие слова: «Пора государственной мысли перестать блуждать вне своей Земли, пора прекратить поиски экономических основ за пределами Отечества и засорять насильственными пересадками на родную почву, пора возвратиться домой и познать в своих людях свои силы».
Президент РФ запланировал, - а «планы - это мечты знающих людей», - задачу удвоения ВВП до 2010 года, которая должна решаться в т. ч. не только за счет экспорта энергоресурсов, но и путем увеличения объемов производства и экспорта отечественной научной, трудоемкой товарной продукции.
С точки зрения решения социальных проблем вторая часть является не менее, а более значимой, так как решает проблемы занятости населения, развития его научно-технического потенциала, гордости человека за результаты своего труда, повышение конкурентоспособности продукции, предприятия, самого человека и страны в целом. Получение бюджетами всех уровней налогов не только от сырьевых ресурсов (которые только увеличивают инфляционный процесс), а от заработанных добавленным трудом средств.
Ведь еще Аристотель говорил «Жить - значит делать вещи, а не приобретать их, а то, что мы продаем товар, созданный природой, - это просто иждивенчество.
Необходим переход от традиционной отраслевой промышленной политики к политике концентрации национальных усилий и государственной поддержки конкурентоспособных компаний, что будет способствовать развитию малого и среднего бизнеса, который в свою очередь призван активно вторгаться в «ниши», придающие этой политике целостность, сбалансированность и требуемый социальный эффект.