Валерий Язев, председатель Комитета Государственной Думы РФ по энергетике,
транспорту и связи, президент Российского газового общества
В своем докладе я постараюсь обозначить и обсудить наиболее важные, на мой взгляд, международные и внутренние проблемы развития газовой отрасли, решением которых мы занимались в 2006 году.
Начну с внешнеэкономической сферы. Главная тема уходящего года - это, несомненно, энергетический диалог, в рамках которого мы пытаемся решать текущие и перспективные проблемы.
В самом начале нынешнего года, в связи с российско-украинским газовым конфликтом, европейская сторона весьма остро поставила вопрос о надежности поставок российского газа в Европу.
Хочу сказать, что газ из России (до 1991 года из СССР) поставляется в Западную Европу уже более 30 лет, и в течение всего этого времени такого вопроса ни разу не возникало. На состоявшейся в мае в Берлине конференции Российского газового общества вопрос надежности поставок был подробно рассмотрен в докладах, представленных как с российской стороны, так и со стороны стран Европейского союза.
В итоговом документе Берлинской конференции было отмечено, что многолетний опыт сотрудничества Российской Федерации и стран Европейского Союза в газовой сфере наглядно демонстрирует преимущества международной энергетической кооперации. Упреждающий диалог заинтересованных сторон с участием национальных правительств, коммерческих и некоммерческих организаций является необходимым условием для повышения уровня энергетической безопасности. При этом гармонизация интересов всех участников формирующегося глобального газового рынка, включая производителей газа, потребителей, экспортеров, импортеров, транзитные стран, инвесторов и их согласованный подход к разделению рисков являются залогом динамичного и устойчивого развития газовой отрасли.
Кроме того, итоговый документ конференции в качестве необходимых условий обеспечения надежности поставок российского газа в Европу выделил:
- важность долгосрочных соглашений, являющихся обязательным условием стабильного и взаимовыгодного газового обеспечения, и наиболее важным инструментом доверия и стабильных капиталовложений,
- необходимость создания условий для содействия кооперации и инвестициям вдоль всего канала поставки, например путем обмена активами,
- необходимость создания надежной системы мониторинга газовых потоков от производителя к покупателям через транзитные страны.
Хочу выразить надежду, что взаимопонимание по этой проблеме было достигнуто и тема надежности поставок российского газа в Европу на данный момент закрыта. Добавлю еще несколько слов о том позитивном опыте, который мы извлекли из зимнего российско-украинского конфликта, явившегося следствием перехода на рыночные цены на российский газ для стран СНГ.
- во-первых, стала очевидной необходимость четкого разделения договоров поставок газа и договоров о транзите,
- во-вторых, был поставлен вопрос о скорейшем создании надежной системы межстранового учета газа и действенного юридического механизма применения штрафов за несанкционированный отбор газа странами-транзитерами,
- и, наконец, в-третьих, этот конфликт стал одной из предпосылок к началу обсуждения проблемы создания альянса неправительственных организаций стран поставщиков и транзитеров газа. Первое публичное обсуждение этой инициативы Российского газового общества состоялось в конце октября на заседании Наблюдательного совета РГО. Вчера эта тема получила дальнейшее развитие на заседании Круглого стола на тему "Законодательное обеспечение развития единого энергетического пространства стран - участниц ЕврАзЭС: газовый аспект", состоявшемся в Государственной Думе.
Еще одной острой проблемой, обсуждаемой в рамках энергетического диалога, является проблема ратификации Энергетической хартии. В этом году странами Евросоюза вновь был поднят вопрос о ее ратификации Россией. Российское газовое общество неоднократно высказывало свою позицию о неприемлемости ратификации этого документа в его нынешнем виде, поскольку Энергетическая хартия не в полной мере учитывает интересы России, как крупнейшего производителя энергоресурсов и крупнейшей транзитной страны.
На майской конференции в Берлине мы отметили, что не считаем, потенциал переговоров и консультаций по Транзитному протоколу исчерпанным и будем продолжать попытки добиться его сбалансированности.
Вместе с тем, необходимо добавить, что в условиях развивающихся процессов глобализации устаревают и сами форматы соглашений, заключенных отдельно по энергетике, отдельно по торговле. Так, вступление России в ВТО существенно изменит положение по торговле энергоресурсами в формате ДЭХ. Мне кажется, что настало время вопросы энергетики рассматривать, как один из блоков в составе более системного соглашения, охватывающего различные аспекты экономики.
После вступления в начале нынешнего года Российского газового общества в Европейский союз газовой промышленности - Еврогаз, у нас появился еще один действенный механизм содействию конструктивного диалога Россия - ЕС. В мае текущего года при активной поддержке Еврогаз, Российское газовое общество организовало и провело в Берлине конференцию "Энергетический диалог Россия - ЕС: газовый аспект", о которой я уже упоминал. В сентябре РГО приняло участие в организации и проведении Круглого стола "ЕС - Россия, диалог и партнерство" в рамках ежегодной конференции Еврогаз.
В ходе этого Круглого стола Российским газовым обществом были выдвинуты новые предложения для обсуждения в рамках энергодиалога Россия - ЕС, включающие:
- создание действующего юридического механизма для обеспечения надежного транзита российского газа в страны ЕС,
- включение в формулу цены на российский газ для европейских потребителей фактора, учитывающего сезонность, и разработка программы по наращиванию потребителями мощностей подземного хранения газа,
- разработка совместной программы по переносу в Россию и расширению на ее территории газо-, энергоемких производств,
- содействие стран ЕС в разработке и реализации программы энерго-, газосбережения в России и других странах бывшего СССР.
Кроме того, в настоящее время обсуждается рабочая программа совместных действий Российского газового общества и Еврогаз, предусматривающая:
- совместную подготовку аналитических материалов по предложениям изменений законодательства в газовой сфере,
- участие в рабочей группе по координации Энергетических стратегий России и Евросоюза, обмен информационными бюллетенями,
- проведение совместных обучающих семинаров.
Но вернемся к нашим внутренним делам. Сегодня Россия вплотную приблизилась к нескольким чрезвычайно важным событиям, связанным с развитием газовой индустрии.
В производственной сфере - это освоение шельфовых месторождений, прежде всего Штокмановского, создание новой системы газодобычи, переработки, транспортировки и экспорта в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, развитие газификации страны. Их значимость для энергетики, экономики, социальной и политической сферы трудно переоценить. 2007 год должен многое решить в судьбе этих проектов, о том, как, когда, какими силами они будут осуществляться на практике.
Остановлюсь чуть более подробно еще на одном, может быть самом главном на сегодняшний день вопросе оптимизации топливно-энергетического баланса страны, и связанной с этим вопросом проблемой динамики цен на газ на внутреннем рынке. Пример ведущих мировых экономик (США, Япония, Германия, Великобритания и др.) показывает, что доля природного газа в их топливно-энергетическом балансе не превышает 40%, в то время, как на уголь приходится не менее 25%.
В то же время, в последние годы в топливно-энергетическом балансе России наметился опасный перекос. В 2005 году доля газа превысила 52%, тогда как потребление угля снизилось до 12%. Еще более тревожное положение складывается в структуре топливного баланса электростанций РАО ЕЭС России, где на долю природного газа приходится более 70%, в том числе в европейской части России на газе вырабатывается более 80% электроэнергии.
Понятно, что такая ситуация представляет реальную угрозу для обеспечения энергоснабжения отечественных потребителей, для энергетической безопасности страны в целом и требует диверсификации энергетического баланса в пользу альтернативных топливных ресурсов.
Природный газ остается единственным видом топлива в стране, цены на которое регулируются государством. Несмотря на продолжительные споры о том, какими должны быть цены на российский газ с учетом себестоимости его производства, транспорта, теплотворной способности, технологических и экологических свойств, многие специалисты и эксперты согласны с тем, что регулируемые тарифы ФСТ не отражают реальную стоимость газа.
В результате, в настоящее время наблюдается серьезное искажение внутренних цен на газ по отношению к цене угля и мазута. В странах Западной Европы, где учитываются затраты и потребительские свойства топлива, соотношение цен газ/уголь/мазут находится на уровне 2/1/2,8. В России это соотношение составляет 0,8/1/1,7. Сложившаяся ценовая политика привела к заинтересованности потребителей в максимальном использовании газа и к фактическому отказу от газосбережения. Заниженные цены на газ искажают цены на электро- и тепловую энергию, транспортные тарифы и стоимость продукции всех отраслей. По сути, российский газовый комплекс субсидирует остальные отрасли промышленности, причем основную ее часть получают электроэнергетика и экспортно-ориентированные предприятия.
По данным Международного энергетического агентства, российская экономика превосходит все другие страны мира по количеству использованного газа на производство единицы продукции. По этому показателю, мы почти в 6 раз расточительнее по сравнению с США, в 8 раз - по сравнению с Германией.
Расчеты специалистов Института энергетических исследований Российской Академии наук (ИНЭИ РАН) относительно влияния повышения цен на газ на российскую экономику показывают, что среди различных вариантов сдерживания спроса на природный газ, и, тем самым, стимулирования газосбережения, вариант сдерживания с помощью рыночных сигналов - цен - является одним из наиболее эффективных.
В соответствии с этими расчетами увеличение цен на газ начинает оказывать эффективное влияние на газосбережение вследствие межтопливной конкуренции только в определенном интервале цен на газ, нижняя граница которого при сложившемся на внутреннем рынке страны уровне цен на различные энергоносители составляет около 80 долларов за 1000 кубических метров газа. Начиная с этого уровня, дальнейшее повышение цены на газ на 1% должно приводить к снижению потребления природного газа примерно на 0.2%.
Таким образом, начало интенсивного перевода экономики страны в режим газосбережения требует одномоментного повышения внутренних цен на газ до 80 долларов за 1000 кубических метров. В упомянутых выше расчетах ИНЭИ РАН приводятся оценки влияния различных сценариев повышения цен на газ, в том числе скачкообразного, на различные макроэкономические показатели развития страны. В частности, показано, что в случае резкого повышения цен на газ возникает целый ряд негативных последствий, связанных со снижением годовых темпов роста ВВП, ускорением инфляции примерно на один процентный пункт в год, некоторым уменьшением темпов роста доходов населения, ухудшением рентабельности ряда отраслей промышленности.
В определенной степени перечисленные издержки могут быть смягчены, если дополнительные доходы от повышения цен на газ (или их определенная часть) будут консолидированы в бюджете страны для выплаты адресных субсидий населению, целевого финансирования программ энергосбережения, включая разработку новых ресурсосберегающих технологий, создания систем коммерческого учета газа, оказания помощи отраслям промышленности, наиболее затронутым повышением цен на газ.
После вхождения в интервал цен межтопливной конкуренции станет возможным начать снижение доли газа в топливно-энергетическом балансе страны до определенного Энергетической стратегией до 2020 года оптимального уровня 45-46%, что потребует дополнительного увеличения цены на газ на 50-60% в течение последующих 3-4 лет. По завершении этого этапа в 2010-2011 году результирующая внутренняя цена на газ достигнет уровня равновесия с западноевропейскими рынками. Несомненно, стоимость предлагаемого перехода к ценам межтопливной конкуренции достаточно высока. Однако продолжение нынешнего сценария развития экономики, сопровождающегося ежегодным ростом потребления газа на 2%, может привести к тому, что доля газа в топливно-энергетическом балансе страны приблизится к чрезвычайно опасному уровню, достигнув уровня 56% в 2010 году и более 60% в 2020 году.
Рано или поздно, мы будем должны отказаться от чрезмерной газовой зависимости. И может быть сегодня, в ситуации весьма благоприятно складывающейся внешнеэкономической конъюнктуры на углеводородные энергоносители, открывается возможность с наименьшими потерями начать переход к оптимизации топливно-энергетического баланса и укреплению энергобезопасности страны.