Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Перспективы развития российского рынка газа

Файлы

(Из материалов IV Ежегодного международного форума "ГАЗ РОССИИ 2006")

Александр Михеев, заместитель начальника Департамента маркетинга,
переработки газа и жидких углеводородов ОАО "Газпром"

В последние годы потребление газа на российском рынке росло очень большими темпами. "Газовая пауза", которую мы видели 15 лет тому назад, когда потребление газа в России снизилось и стабильно стояло на одном и том же уровне, давно закончилась. По итогам последних лет, внутреннее потребление газа росло достаточно интенсивно. В 2005 году национальное хозяйство потребило 443 млрд. куб. метров газа, что почти на 5% выше уровня 2001 года. То есть, рост потребления составил по проценту в год и более того. По прогнозным оценкам в 2006 году поставки на российский рынок вырастут до уровня 449,4 млрд. куб. метров или 107,7% к уровню 2001 года. Наибольший рост внутреннего потребления пришелся на 2003-2005 годы. В первую очередь, подобная динамика связана с увеличением потребностей в газе со стороны предприятий электроэнергетики, а также ростом числа новых потребителей в рамках программы газификации. Это два основных сектора потребления газа, где интенсивно шел прирост потребления газа.

Структура потребления газа по федеральным округам показывает, что большая часть потребителей сосредоточена в Центральном и Приволжском федеральных округах, на которые приходится соответственно 35% и 32% совокупного потребления газа. Далее следует Южный федеральный округ, Северо-Западный федеральный округ и прочие. Если мы обратимся к структуре поставок газа на рынок, то мы увидим, что основной потребитель газа - это электроэнергетика - 38%, промышленность - 27%, бюджетные потребители и жилищно-коммунальное хозяйство - 21%, население - 14%.

Структура потребления газа по ценовым категориям в Российской Федерации показывает, что 67% -потребляет промышленность по регулируемым ценам, 14% - потребляет население, и только 19% приходится на промышленность, потребляющую газ по свободным ценам. Низкие регулируемые цены на газ не способствовали созданию стимулов у поставщиков к наращиванию объемов поставок газа. Для разрешения этой ситуации, в 1998 году Правительством РФ было предоставлено право независимым производителям реализовывать газ по свободным ценам. Это, а также либерализация доступа к ЕСГ независимых производителей, создали хороший стимул к их развитию. Количество независимых организаций, имеющих доступ к ЕСГ и реализующих газ потребителям, за период с 1998 по 2006 год возросло соответственно с 6 до 39. Крупнейшими поставщиками газа из ресурсов независимых производителей являются: ОАО "НОВАТЭК", НГК "ИТЕРА", ОАО "Сибур", ОАО "ЛУКОЙЛ", ОАО "ТНК-ВР", ОАО "Роснефть", а также ряд компаний-посредников, которые достаточно серьезно зарекомендовали себя на российском рынке и принимают активное участие в операциях по реализации газа по свободным ценам из ресурсов независимых поставщиков. В основном, независимые поставщики реализуют газ в регионах, близко расположенных к месту производства газа. Свердловская область - это один из самых близких районов к местам добычи газа - полностью отдана в распоряжение независимых производителей газа. Аналогичная ситуация сложилась в Тюменской и Курганской областях. Что касается ситуации с поставками газа по регулируемым ценам, то при тарифе, который применялся в 2004 году, уровень 20% рентабельности реализации газа продажи газа проходил вот по той красной линии. А в 2006 году эта линия сдвинулась, естественно, на запад, но, тем не менее, она не дошла до границы Российской Федерации. Тем самым можно говорить о том, что есть регионы, где реализация газа до сих пор не дает нормативную прибыль для ОАО "Газпром".

За последние пять лет объемы добычи газа независимыми производителями, благодаря их активной работе на рынке и развитию своих газодобывающих мощностей, возросли с 69,2 до 95 млрд. куб. метров, то есть, почти на 37%, а общий уровень добычи газа по стране при этом вырос на 11%. Это говорит о том, что объекты независимых производителей газа, с нашей точки зрения, развиваются достаточно успешно.

Если провести сравнение с нефтяной отраслью, то мы увидим картину немножко другого плана. Крупные поставщики нефти оказали сильное давление на рынок. В итоге, доля местных производителей на рынке снизилась с 15% (прочие показатели) до 5%. То есть, я хочу подчеркнуть следующую мысль. Многие говорят, что "Газпром" - это монополист, организация, которая как бы держит рынок. Но озвученные мной данные подчеркивают то, что "Газпром" делает много, чтобы независимые производители имели достойное место на рынке, чтобы были созданы условия для их развития, и в итоге они оказали большую поддержку в формировании баланса газа в целом по стране. Таким образом, если сравнивать показатели по увеличению объемов производства электроэнергии, добычи угля, добычи газа и т. д., можно сделать вывод о том, что в 2005 году в результате реализации всего комплекса мер, в том числе за счет активной деятельности независимых организаций, производящих газ, газовая отрасль вышла на рекордный уровень добычи, достигнутый в 1991 году, когда у нас имела место максимальная пиковая добыча газа. По итогам 2006 года предполагается, что добыча превысит тот пик уже на 0,4%.

Это, конечно, хорошо, но, с другой стороны, необходимо помнить о том, что должна быть определенная структура потребления газа - сбалансированное использования всех видов топлива. Если мы обратимся к показателям, предусмотренным Энергетической стратегией России, сравним их с фактическими показателями, то увидим, что ускоренный рост добычи газа в России в 2003-2004 годах привел к тому, что в 2005 году отрасль вышла на показатели, предусмотренные стратегией на 2010 год. При этом потребление газа росло в два раза более высокими темпами и достигло уже контрольных цифр 2020 года. Выход экономики России на объемы потребления газа в объеме 447 млрд. куб. метров означает, что для дальнейшего наращивания объемов ВВП в ближайшие годы необходимо стимулировать газосбережение и обеспечить прирост добычи газа и прочих показателей стратегии.

Одной из главных причин отсутствия прогресса в области газосбережения является незаинтересованность большей части потребителей газа в снижении его расхода. Это относится как к общим объемам, так и к удельным на единицу выпускаемой продукции. Сфера потребления газа в России специфична. Около 73% общего объема потребления газа приходится на наших партнеров, которые находятся в системе государственного регулирования цен. Цена на их продукцию и услуги устанавливается государством по формуле: "декларируемая себестоимость + норматив прибыли".

Экономия газа приводит к снижению тарифа и снижению лимита. Рост цен на газ приводит к росту цен на услуги и к автоматическому росту прибыли. Ситуация осложняется тем, что большая часть потребителей, входящих в группу незаинтересованных, одновременно имеет в той или иной форме право на выделение объемов газа в приоритетном порядке. Незаинтересованность в экономии, в сочетании с правом на получение объемов газа по потребности, нейтрализуют любые попытки поставщиков по сдерживанию роста потребления газа. Необходимо найти решение данной задачи и на регулируемом, и на свободном секторах рынка.

Сегодня схема функционирования рынка газа в России (представлена в презентации) состоит из двух секторов. При этом часть газа, добываемого независимыми производителями, реализуется структурами ОАО "Газпром" потребителям по регулируемым ценам.

Каковы же все-таки главные особенности рынка газа в России? Это наличие значительного количества сегментов, наличие различного типа потребителей, высокий уровень сезонности. Коэффициенты неравномерности добычи газа гораздо ниже, чем коэффициенты неравномерности его потребления по сезонам. 81% газа продается промышленности по регулируемым ценам. Уровень регулируемых цен, с точки зрения "Газпрома", очень низок.

Отсутствует конкуренция между видами топлива - как она может быть при такой разнице в ценах? Монополизация федерального рынка ОАО "Газпром". Монополизация ряда региональных рынков независимыми поставщиками газа. Монополизация в сфере потребления газа в РАО "ЕЭС России".

Наличие перекрестного субсидирования в регулируемых ценах и тарифах. Экспорт и внутренний рынок, север и юг, промышленность и население - вот такие направления перекрестного субсидирования. Высокий уровень удельных расходов газа на единицу продукции потребителей. Большой потенциал экономии газа.

Отсюда видно, что есть огромное поле для работы, чтобы нормализовать эту ситуацию, но нормализовать ее, с нашей точки зрения, одними только лозунгами невозможно. Это можно сделать только путем приведения в соответствие ценовых параметров на газ и на другие виды топлива, и тогда по этим направлениям начнется определенная работа. Рассматривая вопрос о развитии рынка газа, необходимо обратить внимание на то, что пока существует двухсекторная модель. Скажу вам откровенно, что в последние месяцы обсуждалось несколько вариантов дальнейшего развития рынка газа. И этот процесс не закончился, этот процесс идет, рассматриваются различные варианты формирования ценовых параметров на природный газ, и я думаю, что в ближайшее время определенные решения будут приняты.

Сегодня построение модели газового рынка осуществляется на базе действующей схемы двухсекторного рынка - регулируемого и свободного. При этом на регулируемом секторе будут представлены два сегмента: это население, предприятия ЖКХ и комбыта, а также часть мощностей электроэнергетики, связанная с социально-значимыми категориями потребителей, и промышленные потребители. То есть, эти потребители должны быть защищены с точки зрения ценовых параметров.

Свободный сектор рынка газа также представляет собой два сегмента, состоящих из промышленных предприятий и предприятий электроэнергетики и теплоэнергетики, реализующих электроэнергию по свободным ценам.

Мы рассуждаем так: с теми, кто реализует свою продукцию по свободным ценам (в частности, РАО "ЕЭС России"), мы будем работать так же, как и они работают с потребителями.

Цены на газ на регулируемом секторе устанавливаются ФСТ России. Для социально-значимых потребителей отпускная цена формируется как цена ФСТ, скорректированная на индекс дефляции. Для промышленных предприятий отпускная цена, кроме двух вышеуказанных составляющих, может также учитывать индекс ускорения. На свободном секторе газа для промышленных предприятий цены определяются по итогам торговли. Мы так предполагаем, что базисом будут результаты торговли на газовой бирже, электронной торговой площадке, на которой первые торги состоятся уже на этой неделе, я думаю, что вы об этом знаете. А отпускная цена для энергетических мощностей, реализующих электроэнергию по свободным ценам, в долгосрочных контрактах будет устанавливаться по формуле цены.

Примерно так сегодня выглядит наша стратегия. Мы надеемся, что она получит поддержку у органов регулирования цен, у государства, Правительства, поскольку ситуация требует скорейшего решения.

Действующие месторождения газа уже имеют выработанные ресурсы, новые месторождения газа находятся на севере, где себестоимость производства будет кратно выше, а условия добычи и транспортировки существенным образом будут отличаться от тех, которые мы имеем сейчас. Поэтому все эти факторы говорят о том, что мы должны думать о нашей отрасли, создавать условия для ее функционирования в условиях справедливого соответствия ценовых параметров на газ и другие виды топлива, но при этом сохранять социально-значимые секторы рынка на условиях регулирования государства.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости