Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Прикладные аспекты развития биржевой торговли газом в России на 2006 - 2007 гг.

(Из материалов IV Ежегодного международного форума "ГАЗ РОССИИ 2006")

Виктор Баранов, президент НП "Межрегиональная Биржа Нефтегазового Комплекса",
Президент НО "Союз независимых производителей газа"

В начале выступления хотелось бы сказать несколько слов об организации, которую я имею честь представлять.

Некоммерческое партнерство "Межрегиональная биржа нефтегазового комплекса" создано в 2002 году по инициативе независимых производителей газа при активном участии Российского газового общества и Союза независимых производителей газа. Основной целью деятельности МБНК является развитие форм организованной торговли газом с использованием биржевых технологий, а так же создание рынка товарных фьючерсов на природный газ. НП "МБНК" имеет лицензию № 138 на организацию биржевой торговли газом выданную Комиссией по товарным биржам. Членами МБНК являются крупнейшие независимые производители и крупнейшие потребители газа. Такие как: НОВАТЭК, ИТЕРА, ТНК-ВР, Центррусгаз, ЕвроТЭК, ОАО "РАО ЕЭС России", ГАЗЭКС - Менеджмент, АКРОН и др. Основной орган управления МБНК - Биржевой совет, в состав которого входят руководители компаний членов МБНК, представители Федеральной антимонопольной службы, Министерства экономического развития и торговли, Федеральной службы по финансовым рынкам. Председатель Биржевого совета - председатель Комитета по энергетике транспорту и связи Государственной Думы РФ - Язев Валерий Афонасьевич.

Вопрос организации биржевой торговли газом в России сегодня особо актуален. Это обусловлено задачами, поставленными Президентом РФ в последнем ежегодном послании Федеральному собранию РФ.

Как известно, на многих мировых рынках активно развивается биржевая торговля газом. В России также заметны сдвиги, происходящие в этой отрасли в последнее время, которые говорят о готовности отрасли перейти от фактически распределительного характера функционирования рынка газа к формированию действительно рыночных механизмов ценообразования. Более того, в таких изменениях заинтересованы не только производители газа, но и промышленные потребители для которых одним из основных условий дальнейшего развития становиться стабильность поставок и предсказуемость ценообразования на газ в долгосрочном периоде.

Характеристика текущей ситуации - внутренний рынок газа в основном распределительный и убыточный, но вместе с тем налицо положительная динамика развития газовой отрасли:

  • ушли в прошлое попытки раздробления ОАО "Газпром" в различных конфигурациях. Сегодня Газпром последовательно решает вопросы совершенствования своей структуры;
  • полностью восстановлена управляемость ОАО "Газпром" государством (в т.ч. решены вопросы свободного обращения акций компании);
  • сняты опасения по статусу и условиям вхождения в рынок газа НПГ: на сегодня рынок стабилизировался (у всех участников рынка стабильна не только добыча газа, но и возможности по ее наращиванию), кроме того, рынок отформатирован: сняты вопросы по собственности у НПГ (в смысле претензий ОАО "Газпром"), окончательно определены легальные, добросовестные участники рынка;
  • законсервировано негативное воздействие на процесс рыночных преобразований в газовой отрасли России Энергетической Хартии;
  • государство делает последовательные шаги к либерализации газовой отрасли (пример: свободная продажа акций ОАО "Газпром"), но не решает вопросы либерализации рынка газа (отсутствие понимания, кадров, организационных возможностей), отсюда вывод - вопросы либерализации рынка газа мы должны решать самостоятельно предлагая государству мероприятия, методики, инструментарий.
Но, кроме того, существует и ряд проблем:
  • суть экономических отношений при рыночных изменениях давно уже поменялась, лишь газовая отрасль осталась законсервированной. Эта диспропорция бросается в глаза: отсюда при изменении сути экономических отношений на рыночные должна изменяться и форма применительно к газовой отрасли на свободную продажу. Это означает, что свободные продажи газа должны начаться не только потому, что этого хотят участники рынка, но и потому, что этого требуют объективные экономические процессы;
  • качество запасов газа ухудшается как с точки зрения истощения запасов легкого "сухого" газа и необходимости все в больших объемах добывать тяжелый "жирный" газ, так и ввиду географической удаленности от ГТС новых месторождений. Это неминуемо приведет к удорожанию добычи газа. Учитывая инвестиционную инерцию газового производства, новые капиталовложения требуются уже сегодня, чтобы в ЕСГ стал поступать газ из новых залежей. Основной источник финансирования таких затрат - свободная продажа газа
  • проблема перекрестного субсидирования, включая и прямое дотирование вполне конкурентоспособных, ориентированных на экспорт предприятий до сих пор не решена;
  • не оптимизирован топливно-энергетического баланс страны (в плане расширения использования угля и мазута);
  • и, наконец, потребители, производители, транспортники должны экономить это ценное сырье, с целью повышения энергоэффективности экономики.

В тоже время:

  • газа всеми производителями стабильно растет;
  • существует устойчивый тренд в сторону повышения цен на газ;
  • рынок имеет стабильную конфигурацию (на это указывалось ранее);
  • налицо резервы газа возможные к продаже на свободном рынке, а также пути по изысканию дополнительных объемов газа для продаж на свободном сегменте;
  • налицо желание у всех участников рынка выходить на свободную продажу газа.

Поэтому, одной из частей реформирования рынка газа в Российской Федерации является развитие биржевой инфраструктуры как инструмента создания нерегулируемого сектора федерального оптового рынка газа, т.е. его продажи по нерегулируемым ценам.

Основной целью организации биржевой торговли контрактами на поставку газа и производными финансовыми инструментами, где базовым активом служит газ, является создание ликвидного биржевого рынка, обеспечивающего прозрачность и объективность ценообразования на рынке газа, с учетом интересов поставщиков (продавцов) и потребителей (покупателей) газа.

В результате внедрения биржевой торговли на свободном (нерегулируемом) сегменте рынка газа поставщики, а также крупные и средние потребители смогут получить следующие выгоды:

  • появление прозрачного конкурентного рынка, на котором будут представлены как поставщики, так и потребители газа и созданы условия для открытой ценовой конкуренции между участниками рынка;
  • создание прозрачного механизма ценообразования с учетом интересов поставщиков (продавцов) и потребителей (покупателей) газа;
  • обеспечение объективного ценообразования на основе конкурентного спроса и предложения участников рынка;
  • возможность воздействия потребителей на формирование рыночных цен;
  • отсутствие привязки к одному конкретному поставщику и возможность получения газа от различных поставщиков на стандартных условиях;
  • снижение прямых издержек связанных с проведением различных тендеров и выбором поставщика газа;
  • унификация условий поставки (сроки и прочее) и оплаты газа и, соответственно, значительное снижение числа согласований условий поставки;
  • возможность более четкого финансового планирования (денежных потоков) и определения формирующейся себестоимости продукции;
  • в случае появления фьючерсов или опционов на газ - возможность хеджирования (страхования) рисков, связанных с изменением цены в среднесрочном и долгосрочном периоде;
  • возможность в дальнейшем привлечения к торгам на организованной торговой площадке биржевых посредников (финансовых компаний и банков) для повышения ликвидности биржевого рынка газа.

Биржевая торговля газом способствует решению ряда важных задач:

  • дает долгосрочные индикационные цены на год - три, что важно для привлечения инвестиций, разработки долгосрочных бизнес-планов;
  • создает форму оперативного доступа к дополнительным объемам газа;
  • формирует для участников способ торговли, позволяющий с минимальными затратами на создание товаропроводящей сети обеспечивать реализацию значительных объемов газа;
  • является инструментом изучения рынка в региональном и отраслевом разрезе; служит инструментом воздействия на собственников газотранспортных сетей путем переноса оперативных форм доступа, отработанных в биржевой торговле, на практику функционирования всего свободного сектора; способствует унификации всех договорных и отчетных документов в сфере газоснабжения.

Практика работы рынков газа США и Великобритании показывает, что электронные формы торговли газом необходимы как в виде торговых площадок, так и в виде Бирж - организаций, подконтрольных Федеральным службам ценных бумаг. Российскому рынку также следует ориентироваться на крупномасштабное развитие обеих форм, не противопоставляя их друг другу. Часть функций у обоих типов структур может совпадать, но есть и различия. Торговая площадка ориентируется только поставки газа, тогда как Биржа работает в более широком диапазоне от прямой торговли газом до работы со среднесрочными и долгосрочными финансовыми инструментами (фьючерсами, опционами, свопами на сам газ и на его производные, например, опционами на соотношение цен на газ/электроэнергию);

На основе анализа отечественного и зарубежного опыта по конкурентному рынку газа, Межрегиональная биржа нефтегазового комплекса, в рамках совместной с ОАО "Газпром" рабочей группы по разработке Плана развития биржевой торговли газом, подготовила Календарный план развития биржевой торговли газом в РФ в 2006 - 2008 г.г. при активном участии ОАО "Газпром".

Ключевым вопросом начала реализации Календарного плана являлось Постановление Правительства "О поредении эксперимента по торговле газом на электронной торговой площадке", которое было принято 2 сентября 2006 года. 31 октября 2006 года был подписан приказ Министерства промышленности и энергетики по началу проведения эксперимента и в ноябре начнутся на электронной торговой площадке "Межрегионгаза". Календарным планом предусмотрено, что торги на НП "МБНК" должны начаться в третьем квартале 2007 года, таким образом, остается 10 месяцев, за которые биржа совместно с участниками НП "МБНК" в тесном взаимодействии с ЭТП МРГ и ОАО "Газпром" должны быть подготовлены необходимые нормативные документы, торговая система, система клиринга, решены иные вопросы, обуславливающие запуск торгов на МБНК.

Календарным планом предусмотрено создание институтов рынка, взаимодействие которых позволяет создать систему справедливого ценообразования на газ:

  • электронная торговая площадка;
  • биржа, торгующая контрактами на поставку газа и производными инструментами (фьючерсными контрактами и опционами) на газ;
  • система обеспечения информационной прозрачности рынка.

Создание данных институтов рынка должно осуществляться параллельно в рамках эксперимента по свободной продаже газа, что и предусматривается Календарным планом.

При формировании Целевых программ Календарного плана были учтены имеющиеся на сегодня в России технические, технологические и интеллектуальные ресурсы, которые могут быть максимально эффективно использованы для создания и развития биржевой торговли газом.

Планом, как я уже сказал, предусматривается параллельно во времени проведение комплекса мероприятий по трем направлениям, так, чтобы к началу 2008 года были подготовлены и начали функционировать все составляющие рынка газа: электронная торговая площадка, товарная биржа на базе Межрегиональной биржи нефтегазового комплекса, система обеспечения информационной прозрачности рынка. К сентябрю 2007 года участниками рынка должны быть подготовлены предложения по развитию рынка газа.

Более подробно хотелось бы остановиться на разделах календарно плана.

1. Эксперимент на базе ЭТП ООО "Межрегионгаз"

В соответствии с принятым 2 сентября 2006 года Постановлением Правительства предполагается, что эксперимент по свободной продаже газа будет проходить на электронной торговой площадке ООО "Межрегионгаз", где будут отрабатываться технологии торгов, механизмы совмещения технологии торгов с поставками газа, так же будет подготовлена программа создания юридически самостоятельной электронной торговой площадки.

Эксперимент и первые результаты позволят определить наиболее приемлемые для российских участников рынка формы организации торгов, перечень и содержание нормативных документов, порядок взаимодействия участников и организаторов торгов.

В рамках эксперимента планируется начать работу по созданию на базе ЭТП МРГ юридически с самостоятельной электронной площадки прообразом которой является действующая ЭТП. Следует отметить, что в состав создаваемой юридически самостоятельной электронной торговой площадки войдут участники рынка газа, как продавцы, так и покупатели газа. В начале 2008 года участникам рынка совместно с ОАО "Газпром" необходимо определиться с составом участников торговой площадки. Торги на юридически самостоятельной электронной площадке должны начаться во II квартале 2008 года.

Следует отметить, что в процессе эксперимента предполагается выполнение Мероприятий по подготовке Межрегионгазом интеллектуального продукта по проведению торгов и осуществлению поставок газа. В эти мероприятия входит работа по подготовке нормативных документов необходимых для оформления поставки газа, подготовка торговой системы для проведения торгов, подготовка программного комплекса маршрутизации и расчета стоимости транспортировки газа, разработка стандартов обмена информацией между программными комплексами. Эти аспекты позволяют учесть опыт торгов на ЭТП в процессе проработки ТЭО и обеспечивают сопряжение технологий торов ЭТП с механизмом работы биржи. После того, как Газпром закончит работу над формированием интеллектуального продукта для проведения биржевых торгов, он будет передан в МБНК в качестве взноса Газпрома в уставный капитал биржи.

Так же предполагается и обучение персонала биржи на торгах электронной торговой площадки, что предусмотрено Мероприятиями по реализации и проработке технико-экономического обоснования проекта запуска торгов на МБНК Календарного плана. Следует отметить, что два первых мероприятия по данному разделу выполнены и завтра на электронной торговой площадке пройдут первые торги газом в рамках эксперимента.

2. Создание биржи газа

В рамках проведения эксперимента "5+5" параллельно с организацией электронной торговой площадки, запускается работа по организации на базе НП "МБНК" биржевой торговли фьючерсными контрактами с условием поставки газа. Это самый трудоемкий раздел плана. Однако, для проведения и обслуживания торговли в предполагаемых объемах необходимо проведение комплекса мероприятий организационно-технического, юридического и финансового характера.

Для реализации задачи организации биржевой торговли газом НП "МБНК", в рамках Календарного плана развития биржевой торговли газом в РФ, подготовило, с привлечением специалистов Московской межбанковской валютной биржи и внешних консультантов План финансирования целевых программ Календарного плана. План финансирования был утвержден 13 октября, необходимый объем финансирования составляет $1,5 млн.

Целевыми программами Календарного плана подробно описана последовательность действий по организации биржевой торговли газом, приведены этапы реализации отдельных задач и конкретные мероприятия по их внедрению, а также сделан расчет инвестиционных затрат на подготовку запуска биржевых торгов на НП "МБНК". В этом расчете приведены и затраты на реализацию каждого этапа подготовки биржевых торгов и ожидаемые доходы Биржи от запуска торгов газом которые предполагают полную окупаемость данного проекта к окончанию I-го квартала 2009 года.

При оценке затрат на подготовку запуска биржевых торгов на НП "МБНК" учитывался опыт реализации подобных проектов на ММВБ и других биржевых площадках.

При подготовке запуска биржевых торгов газом на НП "МБНК" предполагается решение нескольких блоков задач.

Первый блок задач связан с подготовкой технического задания на разработку технико-экономического обоснования (ТЭО) проекта запуска биржи газа.

Крайне полезным и важным представляется в рамках подготовки технического задания учесть опыт работы ЭТП "Межрегионгаза" и сложившуюся практику организации поставок газа и расчетов за поставляемый газ, поскольку это позволит уже до детальной проработки в ТЭО всех аспектов организации биржевой торговли газа максимально адаптировать принципы работы Биржи к реалиям сложившимся на рынке газа России. От решения таких принципиальных вопросов как объект биржевых торгов (форвардный или фьючерсный контракт или опцион), механизм ценообразования (непрерывный двойной аукцион или иное), требования по организации клиринговых расчетов и определение основных параметров для спецификаций биржевых контрактов на поставку природного газа, и будет зависеть качество проработки основных документов уже в рамках ТЭО.

Ключевым блоком является собственно подготовка технико-экономического обоснования (ТЭО) проекта запуска биржи газа. В этом документе должны быть подробно описаны все процедуры, правила и положения проведения биржевых торгов газом, которые послужат основой для подготовки других нормативных документов описывающих отдельные элементы инфраструктуры проведения биржевых торгов. Этот блок включает в себя мероприятия по подготовке, экспертизе и принятию комплекса документов по организации биржи и внутренних нормативных документов. Цель ТЭО подготовить и общую единую непротиворечивую концепцию проведения биржевых торгов и разработать проекты отдельных правил, процедур и договоров. Кроме того, важной частью ТЭО должна стать проработанная техническая сторона проведения биржевых торгов (технологический цикл биржевого рынка, администрирование хода торгов, порядок документооборота и т.п.).

Следует отметить, что работа, проводимая ранее на различных площадках по подготовке документов, проводилась не системно, не учитывая опыта электронной торговой площадки Межрегионгаза, специфики совмещения биржевых технологий с технологиями работы Единой системы газоснабжения и была сориентирована на торговлю, в первую очередь наличным товаром, тогда как в настоящий момент стоит вопрос об организации торгов всем спектром биржевых инструментов (форвардные и фьючерсные контракты, опционы и т.д.), что, безусловно, требует более серьезной проработки всех необходимых документов, а так же доработки и сопряжения системы торгов, клиринга, расчетов, а так же технологий работы Единой системы газоснабжения. Для синхронизации работы над технико - экономическим обоснованием и отработки механизмов торгов на МБНК будет проверена работоспособность прорабатываемой схемы взаимодействия. Для этого во II квартале 2007 года на МБНК будут проведены пробные торги контрактами на поставку газа с расчетами и поставкой газа. Это позволит выявить проблемы возникающие в процессе торгов и соответствующие образом доработать нормативные документы и программно аппаратный комплекс.

Следующий блок описывает мероприятия по разработке Торговой системы и интеллектуального продукта по проведению торгов и осуществлению поставок газа в рамках ЭТП "Межрегионгаза".. На этом этапе особенно важно будет оценить совместимость существующих технологий торгов на ЭТП и технологий биржевых торгов изложенных в ТЭО.

Другим важнейшим блоком задач является разработка Системы проведения клиринговых расчетов по биржевым сделкам, включая программный продукт. Именно четкость работы системы клиринговых расчетов по результатам заключенных биржевых сделок во многом определяет эффективность всей системы биржевых торгов. Эта задача является самой трудоемкой, сложной и, как следствие, наиболее затратной.

При этом необходимо учитывать, что система клиринга должна быть на техническом уровне состыкована с системой торгов и системой расчетов. К проработке вопроса организации клиринга мы привлечем компании со значительным опытом в данном вопросе. В частности 3 ноября подписано соглашение о совместных действиях по реализации Календарного плана с Московской межбанковской валютной биржей.

Отдельными блоками задач также являются:

  • организация расчетно-банковского обслуживания,
  • мероприятия организационно-хозяйственного плана, без которых невозможна успешная деятельность любой организации;
  • комплекс мер по обеспечению информационной прозрачности биржевого рынка газа (причем, прозрачность рынка не должна достигаться при условии сохранения принципа анонимности (непубличности) контрагентов по биржевым сделкам и конфиденциальности некоторых условий, подпадающих под понятие "коммерческой тайны"). В рамках этого блока необходимо организовать взаимодействие участников рынка, биржи и электронной площадки по обмену информацией о ценах с информационными агентствами. В целях его проработки Дирекцией биржи поведены консультации с агентством Блумберг и Кортес.

Кроме того, необходимо провести значительный объем работ по организации гарантийного и страхового обеспечения различных этапов биржевой торговли и сопровождения сделок, а также по подбору или созданию собственных структур по правовому и финансовому обслуживанию торгов.

Безусловно, следует рассматривать эксперимент по свободной продаже газа, как своего рода отправную точку в создании свободного рынка газа в РФ. Это обуславливает необходимость выработки, как в процессе проведения самого эксперимента "5+5", так и по его результатам, рекомендаций Правительству, касающихся расширения торгов на нерегулируемом секторе рынка газа в России с использованием технологий как электронной торговой площадки, так и товарной биржи. Данные рекомендации и предложение должны будут охватить, в том числе, следующий ряд принципиальных вопросов:

  • подготовка Правительством РФ программы поэтапного перевода промышленных потребителей на рыночные механизмы ценообразования и программы сокращения лимитов газа, поставляемого по ценам, регулируемым ФСТ;
  • принятие Правительством РФ, на основании результатов эксперимента, решения о расширении сектора свободной торговли газом, с использованием технологий электронной торговой площадки, а также биржевых технологий;
  • создание Правительством РФ в структуре государственных органов подразделений по организации контроля за торговлей товарными фьючерсами и подготовка соответствующих нормативно-правовых актов по регулированию тарифов и контролю за ценами для конечных потребителей.

Подготовка рекомендаций является важным элементом эксперимента. Участники рынка должны в тесном взаимодействии обеспечить успех эксперимента. Участники МБНК, в рамках Рабочей группы по реализации Календарного плана, совместно с ОАО "Газпром" и участниками рынка газа планируют активно участвовать в процессе подготовки предложений по развитию свободного сектора рынка газа.

Надеюсь, что совместная работа ОАО "Газпром", независимых производителей газа, потребителей газа и Правительства РФ позволит, к концу 2007 года, создать полноценный рынок газа, со справедливой и прозрачной системой ценообразования.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости