Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Как определить свою систему среди чужих? Тренинг системного мышления

Обзор изменений российского законодательства за май 2004 года

Данный материал предоставлен благодаря поддержке Агентства США по международному развитию (USAID) и Министерства Великобритании по международному развитию (DFID) в соответствии с соглашениями с Российским микрофинансовым центром и Фондом “ФОРА”. Данный обзор имеет только информационный характер. Ни авторы данного обзора, ни Российский микрофинансовый центр не несут ответственности за вред, причиненный имуществу организации вследствие использования разъяснений, выводов и толкований по вопросам действующего законодательства, распространенных в этих материалах.

Подготовлено: LEGEM PERFERRE

Редакция: Российский Микрофинансовый Центр

Налоговая система

Принятые нормативные правовые акты

  • Приказ МНС РФ от 12 мая 2004 г. № САЭ-3-13/318@ “О внесении изменений в формат представления налоговых деклараций, бухгалтерской отчетности и иных документов, служащих для исчисления и уплаты налогов и сборов, в электронном виде (версия 3.00)”

Размещен на сайте Министерства РФ по налогам и сборам в Internet (http://www.nalog.ru).

  • Внесены изменения в формат представления налоговых деклараций в электронном виде.
  • Изменен состав и структура показателей налогового расчета о суммах, выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов. Эти изменения связаны с утверждением новой формы расчета.
    • Письмо Минфина РФ от 31 марта 2004 г. № 04-03-11/52 “О налоге на добавленную стоимость”

Опубликовано в приложении к газете “Учет. Налоги. Право” - “Официальные документы” от 18 мая 2004 г. № 19.

  • Согласно разъяснениям Минфина, бесплатная передача товаров в рекламных целях подлежит налогообложению налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке. То есть со стоимости товаров, которые бесплатно распространяются в рекламных целях, организации обязаны исчислить НДС и уплатить его в бюджет. Налоговая база при этом должна определяться исходя из рыночной стоимости таких товаров.

Банковская деятельность

В мае представительная группа депутатов, в которую входят руководители фракции “Единая Россия”, внесла в Государственную Думу новый вариант законопроекта “О кредитных историях”. Законопроект предполагает создание двухуровневой системы бюро кредитных историй:

  • бюро кредитных историй, осуществляющих деятельность на коммерческой основе, а также
  • центрального бюро кредитных историй при Центральном банке, которое будет содержать кредитные истории юридических лиц - заемщиков кредитных организаций.

По мнению авторов, принятие законопроекта будет стимулировать развитие потребительского, ипотечного жилищного кредитования, а также кредитования малого бизнеса.

Согласно пояснительной записке данный законопроект разработан Минэкономразвития с участием рабочей группы, состоящей из представителей Минфина, МАП, ЦБР, Государственной Думы, Ассоциации российских банков, Ассоциации региональных банков “Россия” и др. Ранее внесенные законопроекты о кредитных бюро отозваны авторами и сняты с дальнейшего рассмотрения.

Одновременно с принятием данного закона предлагается также принять законопроект “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О кредитных историях”, целью которого является внесение поправок в ГК и КоАП. Гражданский кодекс предлагается дополнить нормой, по которой сведения, составляющие банковскую тайну, могут предоставляться бюро кредитных историй. В свою очередь КоАП предлагается дополнить положениями, устанавливающими ответственность за нарушения, связанные с созданием и функционированием бюро кредитных историй.

Принятые нормативные правовые акты

  • Положение ЦБР от 29 марта 2004 г. № 255-П “Об обязательных резервах кредитных организаций”

Зарегистрировано в Минюсте РФ 23 апреля 2004 г. Регистрационный № 5769.

Вступает в силу с 1 июля 2004 г.

  • Установлен новый порядок депонирования кредитными организациями обязательных резервов в Банке России.
  • Изменен порядок расчета обязательных резервов:
    • из состава резервируемых обязательств исключены долгосрочные привлеченные средства;
    • включены обязательства кредитных организаций перед банками-нерезидентами, а также обязательства кредитной организации по собственным выпущенным ценным бумагам за минусом величины вложений кредитной организации в долговые ценные бумаги других кредитных организаций – резидентов;
    • величина обязательных резервов уменьшается на величину денежных средств в рублях в кассе кредитной организации в размере 25% величины обязательных резервов по обязательствам в валюте РФ.
  • Ранее действовавшее Положение Банка России “Об обязательных резервах кредитных организаций, депонируемых в Центральном банке Российской Федерации” признано утратившим силу.

Нормативные правовые акты, находящиеся на стадии рассмотрения:

  • Проект федерального закона “О кредитных историях”

Внесен депутатами ГД РФ: Грызловым Б.В., Боосом Г.В., Володиным В.В., Дмитриевой О.Г., Зубовым В.М, Крашенниковым П.В., Плескачевким В.С., Резником В.М. и др.

  • Кредитные истории формируются по операциям физических и юридических лиц и предоставляются займодавцами (кредиторами) в бюро кредитных историй на основании договора. Кредитные организации обязаны заключить договор с Центральным бюро кредитных историй.
  • Бюро кредитных историй – юридическое лицо, осуществляющее формирование, обработку и хранение кредитных историй, выдачу на платной основе кредитных отчетов.
  • Кредитная история предоставляется в бюро кредитных историй только при наличии письменного согласия заемщика.
  • Бюро кредитных историй обязано иметь лицензию на осуществление деятельности по технической защите конфиденциальной информации, а также ежегодно проходить обязательную аудиторскую проверку.
  • Центральное бюро кредитных историй является учреждением Банка России и
    • создает и ведет центральный каталог кредитных историй;
    • содержит информацию по юридическим лицам – заемщикам кредитных организаций.

Финансовый и налоговый контроль

Принятые нормативные правовые акты

  • Инструкция ЦБР от 30 марта 2004 г. № 111-И “Об обязательной продаже части валютной выручки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации”

Зарегистрирована в Минюсте РФ 29 апреля 2004 г. Регистрационный № 5779.

Вступит в силу с 18 июня 2004 г.

  • Определен порядок открытия и ведения транзитного валютного счета для осуществления обязательной продажи части валютной выручки резидентов, а также Порядок обязательной продажи части валютной выручки на внутреннем валютном рынке.
  • Транзитный валютный счет предназначен для идентификации поступлений иностранной валюты в пользу резидента, а также для ее обязательной продажи.
  • Уполномоченный банк зачисляет на данный счет все поступления иностранной валюты в пользу резидента и обязан не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления иностранной валюты, направить резиденту уведомление о поступлении средств на его счет.
  • В течение 7 дней резидент обязан дать уполномоченному банку распоряжение об осуществлении обязательной продажи части валютной выручки, при этом норматив обязательной продажи сохранился на прежнем уровне - 25%.
  • В приложении содержится перечень иностранных валют, в отношении которых осуществляются обязательные продажи.
  • Ранее действовавшие положения о порядке обязательной продажи части валютной выручки на внутреннем валютном рынке РФ признаются утратившими силу.

Гражданское законодательство

8 июня состоялись парламентские слушания, посвященные обсуждению проекта федерального закона “О саморегулируемых организациях”. С докладами и сообщениями выступали депутаты Госдумы, представители министерств и ведомств, а также представители саморегулируемых и других некоммерческих организаций. Мнения докладчиков о необходимости принятия данного законопроекта разделились. Против его принятия, в частности, выступили Хандруев А.А. (Ассоциация региональных банков “Россия”), Фонарева Н.Е. (ТПП). По их мнению, действующее законодательство уже позволяет осуществлять саморегулирование, причем в той мере, в какой посчитают необходимым сами участники ассоциаций и союзов. Принятие законопроекта привет к созданию дополнительного уровня регулирования, а также к конфликту интересов и выдавливанию с рынка конкурентов.

Комитет по собственности планировал в ближайшее время сформировать рабочую группу с целью подготовки новой редакции законопроекта для принятия во втором чтении. Рассмотрение законопроекта во втором чтении намечено на 30 июня.

На заседании Правительства 13 мая рассматривался вопрос “О жилищном строительстве в Российской Федерации и мерах по развитию рынка жилья”. С докладом выступил министр промышленности и энергетики В.Б. Христенко. Было представлено большое количество законопроектов, направленных на реформирование жилищного рынка. Для микрофинансовых организаций наибольший интерес могут представлять законопроекты, которые упрощают порядок выдачи займов по договорам ипотеки, а также порядок взыскания залога по договорам займа:

  • О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации”, согласно которому:
  • отменяется требование об обязательности нотариального удостоверения договоров ипотеки;
  • ограничены случаи, при которых необходимо получить согласие органов опеки и попечительства для отчуждения жилого помещения, в котором проживают несовершеннолетние члены семьи собственника жилого помещения;
  • переход права собственности на жилой дом или квартиру к другому лицу является основанием для прекращения права пользования жилым помещением членами семьи прежнего собственника.
  • О внесении изменений в Федеральный закон “Об ипотеке (залоге недвижимости)”, который предусматривает:
  • возможность изменения сроков и процентных ставок по ипотечным кредитам, удостоверенным закладной;
  • отмену обязательности нотариального удостоверения договоров ипотеки;
  • возможность обращения взыскания и прекращения права пользования жилым помещением, находящимся в ипотеке в обеспечение ипотечного кредита.

Указанный пакет законопроектов внесен в Думу и будет в ближайшее время рассмотрен.

Депутаты, в свою очередь, внесли законопроект “О жилищно-накопительных кооперативах и их деятельности по привлечению и использованию накоплений граждан”, который направлен на установление новой организационно-правовой формы организаций - жилищно-накопительных кооперативов. Данная организация будет наделена правом привлекать денежные средства граждан для их дальнейшего направления на приобретение жилья.

Нормативные правовые акты, находящиеся на стадии рассмотрения:

  • Проект федерального закона “О жилищно-накопительных кооперативах и их деятельности по привлечению и использованию накоплений граждан”

Внесен депутатами ГД Грызловым Б.В., Боосом Г.В., Волковым Ю.Н., Володиным В.В., Драгановым В.Г., Зубовым В.М., Крашенинниковым П.В., Куликом Г.В., Макаровым А.М., Плескачевским В.С., Резником В.М. и др.

  • Жилищно-накопительный кооператив - некоммерческая организация, созданная в форме специализированного потребительского кооператива в целях удовлетворения потребностей членов кооператива в приобретении или строительстве жилых помещений. Согласно законопроекту осуществление деятельности по привлечению и использованию накоплений граждан организациями иных организационно-правовых форм не допускается.
  • Жилищно-накопительные кооперативы принимают на себя обязательства по приобретению (строительству) для своих членов жилых помещений с выбранными ими характеристиками и в согласованном месте.
  • Установлены требования к деятельности жилищно-накопительных кооперативов:
    • целевое использование привлеченных средств для организации строительства жилых помещений, приобретения жилья на первичном и вторичном рынках для членов жилищно-накопительных кооперативов;
    • ограничение способов размещения временно свободных средств;
    • сбалансированность активов и пассивов, исключающая трансформацию жилищно-накопительной деятельности в “финансовую пирамиду”.
      • Жилищно-накопительные кооперативы обязаны быть членами саморегулируемой организации.

О ходе рассмотрения в мае 2004 года законопроектов, которые ранее упоминались в наших предыдущих отчетах, смотрите Приложение.

Приложение.

РАССМОТРЕНИЕ ЗАКОНОПРОЕКТОВ В МАЕ 2004 года.

Наименование законопроекта Концепция Стадия рассмотрения на 01.05.03. Изменения за май Примечания
1.1. Налоговое законодательство
1. “О внесении изменений и дополнений в главу 21 Налогового кодекса Российской Федерации”. О снижении ставки НДС с 20 до 18 процентов. Принят в первом чтении. Изменений нет. Норма о снижении ставки НДС принята в качестве поправки в рамках другого закона.
2. “О внесении изменений и дополнений в статью 241 Налогового кодекса РФ” (Внесен депутатами Жуковым А.Д., Задорновым М.М., Резником В.М., Штогриным С.И.). О снижении с 1 января 2005г. максимального размера налоговой ставки ЕСН. Принят в первом чтении. Правительство внесло поправки, предусматрива-
ющие изменение ставок ЕСН.
 
3. “О признании утратившим силу пп.1 п.1 статьи 21 Закона РФ “Об основах налоговой системы в РФ” и внесении изменений в статью 15 ч.1 Налогового Кодекса РФ” (Внесен депутатами ГД). Предлагается отменить налог на рекламу. Внесен в качестве законода-
тельной инициативы.
Изменений нет.  
4. “О внесении изменений в главы 23 и 25 Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты о налогах и сборах”. Уточняются критерии отнесения денежных средств к грантам, не облагаемым налогом на прибыль.

Находится на стадии доработки в Правительстве. Внесен в качестве законода-
тельной инициативы.
 
1.2. Банковская деятельность
5. “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций” (Внесен депутатами ГД РФ). В новой редакции излагается закон о несостоя-
тельности (банкротстве) кредитных организаций.
Принят в первом чтении. Изменений нет.  
6. “О федеральном бюро кредитных историй”.

(Внесен депутатами ГД РФ).
Предусмотрено создание Федерального бюро кредитных историй – специализиро-
ванного учреждения при Банке России.
Внесен в качестве законода-
тельной инициативы.
Снят с дальнейшего рассмотрения в связи с отзывом авторами.  
7. “О внесении дополнений в федеральный закон “О банках и банковской деятельности” и федеральный закон “О Центральном банке России” (Внесен депутатом В. Тарачевым). Предусмотрено создание кредитных бюро на базе Банка России. Внесен в качестве законода-
тельной инициативы.
Снят с дальнейшего рассмотрения в связи с отзывом авторами.  
8. “О бюро кредитных историй” (Внесен депутатом И. Грачевым). Кредитными бюро – коммерческие организации, для которых данный вид деятельности является основным. Внесен в качестве законода-
тельной инициативы.
Снят с дальнейшего рассмотрения в связи с отзывом авторами.  
3. Гражданское законодательство
9. “О кредитной кооперации” (Внесен Правительством РФ). Создает правовую базу для деятельности кредитных кооперативов. Принят в первом чтении. Изменений нет. Рассмотрение перенесено на осеннюю сессию.
10. “О коммерческой тайне” (Внесен Правительством РФ). О регулировании отношений, связанных с охраной коммерческой тайны. Отклонен советом Федерации. Создана Согласительная комиссия. Изменений нет.

 
11. “О саморегулируемых организациях” (Внесен депутатами ГД). Предлагается введение новой разновидности некоммерческой организации. Принят в первом чтении. Изменений нет. Рассмотрение перенесено на июнь.
12. “Об ипотеке” (Внесен депутатами ГД). Предлагается отменить нотариальное удостоверение договора о залоге недвижимости. Принят в первом чтении. Снят с дальнейшего рассмотрения в связи с отзывом авторами.  
13. “О взаимном страховании”(Внесен Правительством РФ). Определен статус, принципы, ограничения и особенности деятельности некоммерческих обществ взаимного страхования, а также права и обязанности их участников. Принят в первом чтении. Изменений нет.  
14. “О внесении изменений и дополнений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях” (Внесен депутатом Н.А. Овчинниковым). Увеличение штрафов за нарушение правил привлечения и использования иностранной рабочей силы. Принят ГД в первом чтении.

Изменений нет.  
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости