Данный материал предоставлен благодаря поддержке Агентства США по международному развитию (USAID) и Министерства Великобритании по международному развитию (DFID) в соответствии с соглашениями с Российским микрофинансовым центром и Фондом “ФОРА”. Данный обзор имеет только информационный характер. Ни авторы данного обзора, ни Российский микрофинансовый центр не несут ответственности за вред, причиненный имуществу организации вследствие использования разъяснений, выводов и толкований по вопросам действующего законодательства, распространенных в этих материалах.
Подготовлено: LEGEM PERFERRE
Редакция: Российский Микрофинансовый Центр
В марте произошли существенные изменения в структуре органов исполнительной власти. Согласно подписанному Президентом России указу упразднено тринадцать министерств, два госкомитета, одна федеральная комиссия, четыре федеральных службы и четыре агентства. Образованы новые министерства, функции которых значительно расширены. В настоящее время продолжается работа по распределению функций между министерствами и ведомствами, готовятся положения о них, продолжаются назначения на руководящие должности служб и агентств.
Помимо количественных произошли функциональные изменения, теперь система федеральных органов исполнительной власти состоит из:
- федеральных министерств, которые осуществляют функции по нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности;
- федеральных служб, осуществляющих функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.
- федеральных агентств, осуществляющих правоприменительные функции.
Для деятельности микрофинансовых организаций наиболее важными представляются следующие изменения:
- МНС РФ преобразовано в Федеральную налоговую службу и перешло в подчинение Минфину РФ. Однако положения Указа Президента в отношении МНС вступят в силу только после внесения поправок в соответствующие федеральные законы, в частности в Налоговый Кодекс, в ближайшее время данные поправки должны быть подготовлены и внесены в Госдуму. После вступления поправок в силу к Минфину перейдут функции по изданию всех нормативных актов, а у ФНС останутся только функции по контролю и надзору за соблюдением налогового законодательства и сбору налогов.
- Создана Федеральная антимонопольная служба, которой перешли функции МАП, за исключением сферы защиты прав потребителей, поддержки малого бизнеса, контроля бирж и установления тарифов, руководителем ФАС назначен бывший депутат Госдумы от партии “Яблоко” И. Артемьев.
- Создана Федеральная служба по финансовых рынкам, которой перешла часть функций ФКЦБ, МАП, Минфина. Возглавил данную службу О. Вьюгин.
Помимо изменений в Правительстве, произошла реорганизация Администрации Президента: вместо прежних четырех Главных управлений и четырнадцати управлений сформированы двенадцать управлений. Главой администрации переутвержден Дмитрий Медведев, его заместителями назначены Игорь Сечин и Владислав Сурков, ряд бывших заместителей главы администрации переведены в категорию помощников. Таким образом число заместителей руководителя администрации сокращено с семи до двух.
Налоговая система
19 марта 2003 года состоялось совместное расширенное заседание коллегий Минфина России и Минэкономразвития России, на котором присутствовал Президент, члены Правительства, представители Совета Федераций, Государственной Думы, представители бизнеса. На коллегии были определены дальнейшие шаги по реформированию налоговой системы. С учетом состоявшегося обсуждения Минфин России подготовил и внес на рассмотрение Правительства соответствующие законопроекты.
8 апреля состоялось заседание Правительства, на котором, в частности, обсуждались следующие проекты федеральных законов:
- “О внесении изменений в главу 25 Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты о налогах и сборах”.
- Поправки к проекту федерального закона “О внесении изменений и дополнений в статью 241 Налогового кодекса РФ” (внесен депутатами Жуковым А.Д., Задорновым М.М., Резником В.М., Штогриным С.И. Принят в первом чтении 6 июня 2003 г.).
С 1 января 2005 года предлагается снизить ставки по ЕСН и изменить порядок уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Правительство в целом одобрило указанные законопроекты и в ближайшее время они должны быть внесены в Государственную Думу. Законопроекты должны быть одобрены до конца весенней сессии Госдумы, так как Минфин должен рассчитывать параметры бюджета на следующий год уже с учетом новых налоговых законопроектов.
Принятые нормативные правовые акты
- Федеральный закон от 5 марта 2004 г. № 10-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “Об основах обязательного социального страхования” в связи с введением единого социального налога”
Опубликован в “Российской газете” от 10 марта 2004 г. № 47.
- Приказ МНС РФ от 23 марта 2004г. № САЭ-3-21/224 “Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на имущество организаций (налогового расчета по авансовым платежам) и Инструкции по ее заполнению”
Зарегистрирован в Минюсте РФ 29 марта 2004 г. Регистрационный № 5690.
Опубликован в “Российской газете” от 1 апреля 2004 г. № 66.
- Утверждена форма декларации по налогу на имущество организаций, а также Инструкция по ее заполнению.
- Декларация представляется налогоплательщиком в налоговые органы:
- по месту нахождения российской организации;
- по месту осуществления деятельности иностранной организации через постоянное представительство;
- по месту нахождения обособленного подразделения российской организации, имеющего отдельный баланс;
- по месту нахождения недвижимого имущества.
- Декларация представляется:
- по итогам года не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом;
- по итогам отчетного периода не позднее 30 дней с даты окончания соответствующего отчетного периода.
- Приказ МНС России от 11 марта 2004 г. № БГ-3-03/190@ “О внесении изменений в приказ МНС России от 20.12.2000 № БГ-3-03/447”
Опубликован в приложении к газете “Учет. Налоги. Право” - “Официальные документы” от 24 марта 2004 г. № 11.
- Изменения внесены в Методические рекомендации по применению главы “Налог на добавленную стоимость” НК.
- Исключен пункт, касающийся исчисления налоговых обязательств, возникающих в связи с внесением имущества в уставной капитал.
- Приказ МНС РФ от 3 марта 2004 г. № БГ-3-09/178 “Об утверждении порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при постановке на учет, снятии с учета юридических и физических лиц”
Зарегистрирован в Минюсте РФ 24 марта 2004 г. Регистрационный № 5685.
- Утвержден новый порядок и условия присвоения, применения, а также изменения ИНН при постановке на учет, снятии с учета юридических и физических лиц, а также новые формы используемых документов.
- В связи с введением принципа “одного окна” при регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей организации обязаны подавать заявления о постановке или снятии с налогового учета только при создании или ликвидации обособленного подразделения.
- Постановка или снятие организации с учета при создании, ликвидации, смене местонахождения и в иных случаях будет осуществляться налоговыми органами без подачи налогоплательщиком специальных заявлений.
- Налоговый орган указывает ИНН в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе, а также во всех выдаваемых налогоплательщику уведомлениях. Структура ИНН представляет собой: для организаций - десятизначный цифровой код, а для физических лиц - двенадцатизначный.
- Приказ МНС РФ от 2 марта 2004 г. № БГ-3-13/173 “О внесении дополнений в формат представления налоговых деклараций, бухгалтерской отчетности и иных документов, служащих для исчисления и уплаты налогов и сборов, в электронном виде (версия 3.00)”
Приказ размещен на сайте Министерства РФ по налогам и сборам в Internet (http://www.nalog.ru).
- В формат представления документов, служащих для исчисления и уплаты налогов и сборов, в электронном виде внесены дополнения, касающиеся состава и структуры показателей деклараций по НДС.
- Приказ МНС РФ от 4 марта 2004 г. № БГ-3-24/179 “Об утверждении форм документов, содержащих информацию об открытии (закрытии) банковского счета, изменении номера банковского счета юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, и порядка их представления”
- Утверждены и с 1 апреля 2004 года вводятся в действие Порядок представления банками информации в налоговые органы об открытии (закрытии) банковских счетов налогоплательщиков - клиентов банка.
Нормативные правовые акты, находящиеся на стадии рассмотрения
- Проект федерального закона “О внесении изменений в главу 25 Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты о налогах и сборах”
Одобрен Правительством РФ.
- В состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу, предлагается включить расходы, произведенные за пределами РФ, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством иностранных государств. В настоящее время в состав расходов включаются только затраты, которые подтверждаются документами, соответствующими требованиям российского законодательства.>
- Уточняются критерии отнесения денежных средств к грантам, не облагаемым налогом на прибыль.
- Уточняются положения по налогообложению операций с ценными бумагами. Вводится новая ставка налога в размере 15 % на доходы в виде процентов, полученных по ипотечным ценным бумагам.
- Уточняется положение о расходах на рекламу, в них предлагается также включать расходы на изготовление каталогов, содержащих сведения о реализуемых товарах, товарных знаках и знаках обслуживания.
- При определении максимального размера процентов по долговым обязательствам, признаваемых расходом, предлагается исходить из ставки рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей на дату признания расхода. Максимальный размер процентов по долговым обязательствам в иностранной валюте снижается с 15 % до 13 %.
- Устанавливается открытый перечень прямых расходов: организация сама принимает решение об отнесении затрат к прямым или косвенным.
- Упрощается порядок уплаты налога по обособленным подразделениям, зарегистрированным в одном муниципальном образовании.
- Поправки к проекту федерального закона “О внесении изменений и дополнений в статью 241 Налогового кодекса РФ” (Законопроект внесен депутатами Жуковым А.Д., Задорновым М.М., Резником В.М., Штогриным С.И.и принят в первом чтении 6 июня 2003 г.)
Одобрены Правительством РФ.
- Предлагается снизить максимальную ставку ЕСН сократить количество интервалов шкалы регрессии:
- доходы до 300 тыс. руб. облагаются по ставке 26 %;
- от 300 до 600 тыс. руб. – 78 000 плюс 10 % с суммы, превышающей 300 000 руб;
- свыше 600 000 – 108 000 плюс 2 % с суммы, превышающей 600 000 руб.
- Предлагается внести в режим применения этого налога следующие изменения:
- исключить из налоговой базы оплату работодателем товаров, работ и услуг, предназначенных для членов семьи работника;
- ликвидировать некоторые налоговые льготы;
- уточнить порядок внесения авансовых платежей по данному налогу и др.
- Одновременно предлагается внести изменения в ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской федерации”:
- изменяются ставки тарифов страховых взносов, направляемые на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии;
- из системы накопительных пенсий исключаются лица старше 1967 года рождения;
- взыскание недоимки по пенсионным взносам будет осуществляться налоговыми органами в бесспорном порядке (в настоящее время недоимка взимается Пенсионным фондом в судебном порядке).
Банковская деятельность
В марте Центральный банк издал большое количество нормативных правовых актов, направленных на реализацию положений Стратегии развития банковского сектора. Наиболее важным событием для банковского сообщества стало снижение на 1 % норматива обязательных резервов.
В целях реализации положений Федерального закона “О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации” Агентство по страхованию вкладов утвердило:
- Порядок ведения реестра банков в Агентстве по страхованию вкладов;
- Порядок расчета и уплаты страховых взносов в Агентство по страхованию вкладов.
Государственная Дума в марте рассмотрела и отклонила проект федерального закона “О внесении дополнений в Федеральный закон “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации”. Законопроект был направлен на упрощение порядка выдачи банковских кредитов субъектам малого бизнеса: предлагалось наделить кредитные организации правом кредитовать субъекты малого предпринимательства в сумме 300 000 рублей в наличной форме. На данный законопроект был получено отрицательное заключение Президента, в котором, в частности, указывается, что выдача кредита наличными деньгами повлечет увеличение доли наличных денег, а это противоречит проводимой в стране денежно-кредитной политике.
Принятые нормативные правовые акты
- Указание ЦБР от 26 марта 2004 г. № 1404-У “Об отмене формы лицензии на осуществление банковских операций для расчетных небанковских кредитных организаций”
Опубликовано в “Вестнике Банка России” от 31 марта 2004 г. № 20.
- Телеграмма ЦБР от 19 марта 2004 г. № 1395-У “О нормативах обязательных резервов по привлеченным средствам юридических и физических лиц”
опубликована в “Вестнике Банка России” от 24 марта 2003 г. № 19.
- С 1 апреля 2004 года норматив обязательных резервов по привлеченным средствам юридических лиц в валюте РФ и по привлеченным средствам юридических и физических лиц в иностранной валюте установлен в размере 9%. Ранее он составлял 10 %.
- Норматив по вкладам физических лиц в рублях остался без изменения и составляет 7%.
- Порядок ведения реестра банков (утв. решением Правления Агентства по страхованию вкладов от 19 февраля 2004 г. (протокол № 5)
Опубликован в “Вестнике Банка России" от 11 марта 2004 г. № 17.
- Под реестром понимается перечень банков, состоящих на учете в системе обязательного страхования вкладов. Реестр содержит следующие сведения о банке: номер по реестру, полное наименование, место нахождения, основной государственный регистрационный номер, и др.
- Решение о внесении банка в реестр принимается на основании уведомления Банка России о выдаче банку лицензии на привлечение во вклады денежных средств физических лиц и на открытие и ведение банковских счетов физических лиц.
- Определен порядок предоставления сведений, содержащихся в реестре.
- Информация о внесении банков в реестр или об исключении банка из реестра подлежит опубликованию Агентством в “Вестнике Банка России” и в “Российской газете”.
Аудиторская деятельность
Принятые нормативные правовые акты
- Приказ Минфина РФ от 12 марта 2004 г. № 71 “О приостановлении действия лицензий на осуществление аудиторской деятельности”
Размещен на сайте Министерства финансов РФ в Internet (http://www.minfin.ru).
- Приводится список из 57 аудиторских организаций, у которых приостановлено действие лицензий на осуществление аудиторской деятельности.
- Действие лицензий приостановлено в связи с нарушением требований закона “Об аудиторской деятельности”, согласно которому в штате аудиторской организации должно состоять не менее пяти аттестованных аудиторов.
- Срок для устранения лицензиатами нарушений составляет 6 месяцев с даты издания настоящего приказа.
Гражданское законодательство
На 12 апреля Комитетом Государственной Думы по собственности было запланировано проведение парламентских слушаний на тему “Законодательное обеспечение административной реформы и саморегулирование”. По решению Совета Государственной Думы слушания перенесены на 8 июня 2004 года.
Принятые нормативные правовые акты
- Постановление Правительства РФ от 26 февраля 2004 г. № 110 “О совершенствовании процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей”
- Утверждены новые формы регистрационных документов.
- Изменены формы заявлений, предъявляемых при реорганизации фирмы, внесении изменений в учредительные документы и в сведения о предпринимателе. Новые формы дополнены разделом, в котором нужно указывать информацию о видах экономической деятельности.
- Установлен новый порядок получения информации из реестров юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, например, сведения о своей организации можно получать неограниченное количество раз, а не раз в год, как это было предусмотрено ранее.
- Установлен фиксированный размер платы за предоставление сведений из Реестра: за каждый документ - 200 руб.; за срочную выдачу - 400 руб. При обращении с запросом об ИНН и коде причины постановки на учет размер платы составляет 100 руб., а за срочную выдачу - 200 руб.
- Предусмотрена возможность получения сведений из реестра в электронном виде.