Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Как определить свою систему среди чужих? Тренинг системного мышления

Обзор изменений российского законодательства за март 2004 года

Данный материал предоставлен благодаря поддержке Агентства США по международному развитию (USAID) и Министерства Великобритании по международному развитию (DFID) в соответствии с соглашениями с Российским микрофинансовым центром и Фондом “ФОРА”. Данный обзор имеет только информационный характер. Ни авторы данного обзора, ни Российский микрофинансовый центр не несут ответственности за вред, причиненный имуществу организации вследствие использования разъяснений, выводов и толкований по вопросам действующего законодательства, распространенных в этих материалах.

Подготовлено: LEGEM PERFERRE

Редакция: Российский Микрофинансовый Центр

В марте произошли существенные изменения в структуре органов исполнительной власти. Согласно подписанному Президентом России указу упразднено тринадцать министерств, два госкомитета, одна федеральная комиссия, четыре федеральных службы и четыре агентства. Образованы новые министерства, функции которых значительно расширены. В настоящее время продолжается работа по распределению функций между министерствами и ведомствами, готовятся положения о них, продолжаются назначения на руководящие должности служб и агентств.

Помимо количественных произошли функциональные изменения, теперь система федеральных органов исполнительной власти состоит из:

  • федеральных министерств, которые осуществляют функции по нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности;
  • федеральных служб, осуществляющих функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.
  • федеральных агентств, осуществляющих правоприменительные функции.

Для деятельности микрофинансовых организаций наиболее важными представляются следующие изменения:

  • МНС РФ преобразовано в Федеральную налоговую службу и перешло в подчинение Минфину РФ. Однако положения Указа Президента в отношении МНС вступят в силу только после внесения поправок в соответствующие федеральные законы, в частности в Налоговый Кодекс, в ближайшее время данные поправки должны быть подготовлены и внесены в Госдуму. После вступления поправок в силу к Минфину перейдут функции по изданию всех нормативных актов, а у ФНС останутся только функции по контролю и надзору за соблюдением налогового законодательства и сбору налогов.
  • Создана Федеральная антимонопольная служба, которой перешли функции МАП, за исключением сферы защиты прав потребителей, поддержки малого бизнеса, контроля бирж и установления тарифов, руководителем ФАС назначен бывший депутат Госдумы от партии “Яблоко” И. Артемьев.
  • Создана Федеральная служба по финансовых рынкам, которой перешла часть функций ФКЦБ, МАП, Минфина. Возглавил данную службу О. Вьюгин.


Помимо изменений в Правительстве, произошла реорганизация Администрации Президента: вместо прежних четырех Главных управлений и четырнадцати управлений сформированы двенадцать управлений. Главой администрации переутвержден Дмитрий Медведев, его заместителями назначены Игорь Сечин и Владислав Сурков, ряд бывших заместителей главы администрации переведены в категорию помощников. Таким образом число заместителей руководителя администрации сокращено с семи до двух.

Налоговая система


19 марта 2003 года состоялось совместное расширенное заседание коллегий Минфина России и Минэкономразвития России, на котором присутствовал Президент, члены Правительства, представители Совета Федераций, Государственной Думы, представители бизнеса. На коллегии были определены дальнейшие шаги по реформированию налоговой системы. С учетом состоявшегося обсуждения Минфин России подготовил и внес на рассмотрение Правительства соответствующие законопроекты.

8 апреля состоялось заседание Правительства, на котором, в частности, обсуждались следующие проекты федеральных законов:

  1. “О внесении изменений в главу 25 Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты о налогах и сборах”.
  2. Поправки к проекту федерального закона “О внесении изменений и дополнений в статью 241 Налогового кодекса РФ” (внесен депутатами Жуковым А.Д., Задорновым М.М., Резником В.М., Штогриным С.И. Принят в первом чтении 6 июня 2003 г.).

С 1 января 2005 года предлагается снизить ставки по ЕСН и изменить порядок уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Правительство в целом одобрило указанные законопроекты и в ближайшее время они должны быть внесены в Государственную Думу. Законопроекты должны быть одобрены до конца весенней сессии Госдумы, так как Минфин должен рассчитывать параметры бюджета на следующий год уже с учетом новых налоговых законопроектов.

Принятые нормативные правовые акты

  • Федеральный закон от 5 марта 2004 г. № 10-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “Об основах обязательного социального страхования” в связи с введением единого социального налога”

Опубликован в “Российской газете” от 10 марта 2004 г. № 47.

  • Изменения связаны с введением единого социального налога и носят технический характер.
    • Приказ МНС РФ от 23 марта 2004г. № САЭ-3-21/224 “Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на имущество организаций (налогового расчета по авансовым платежам) и Инструкции по ее заполнению”

Зарегистрирован в Минюсте РФ 29 марта 2004 г. Регистрационный № 5690.

Опубликован в “Российской газете” от 1 апреля 2004 г. № 66.

  • Утверждена форма декларации по налогу на имущество организаций, а также Инструкция по ее заполнению.
  • Декларация представляется налогоплательщиком в налоговые органы:
  • по месту нахождения российской организации;
  • по месту осуществления деятельности иностранной организации через постоянное представительство;
  • по месту нахождения обособленного подразделения российской организации, имеющего отдельный баланс;
  • по месту нахождения недвижимого имущества.
    • Декларация представляется:
      • по итогам года не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом;
      • по итогам отчетного периода не позднее 30 дней с даты окончания соответствующего отчетного периода.
      • Приказ МНС России от 11 марта 2004 г. № БГ-3-03/190@ “О внесении изменений в приказ МНС России от 20.12.2000 № БГ-3-03/447”

Опубликован в приложении к газете “Учет. Налоги. Право” - “Официальные документы” от 24 марта 2004 г. № 11.

  • Изменения внесены в Методические рекомендации по применению главы “Налог на добавленную стоимость” НК.
  • Исключен пункт, касающийся исчисления налоговых обязательств, возникающих в связи с внесением имущества в уставной капитал.
  • Приказ МНС РФ от 3 марта 2004 г. № БГ-3-09/178 “Об утверждении порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при постановке на учет, снятии с учета юридических и физических лиц”

Зарегистрирован в Минюсте РФ 24 марта 2004 г. Регистрационный № 5685.

  • Утвержден новый порядок и условия присвоения, применения, а также изменения ИНН при постановке на учет, снятии с учета юридических и физических лиц, а также новые формы используемых документов.
  • В связи с введением принципа “одного окна” при регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей организации обязаны подавать заявления о постановке или снятии с налогового учета только при создании или ликвидации обособленного подразделения.
  • Постановка или снятие организации с учета при создании, ликвидации, смене местонахождения и в иных случаях будет осуществляться налоговыми органами без подачи налогоплательщиком специальных заявлений.
  • Налоговый орган указывает ИНН в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе, а также во всех выдаваемых налогоплательщику уведомлениях. Структура ИНН представляет собой: для организаций - десятизначный цифровой код, а для физических лиц - двенадцатизначный.
    • Приказ МНС РФ от 2 марта 2004 г. № БГ-3-13/173 “О внесении дополнений в формат представления налоговых деклараций, бухгалтерской отчетности и иных документов, служащих для исчисления и уплаты налогов и сборов, в электронном виде (версия 3.00)”

Приказ размещен на сайте Министерства РФ по налогам и сборам в Internet (http://www.nalog.ru).

  • В формат представления документов, служащих для исчисления и уплаты налогов и сборов, в электронном виде внесены дополнения, касающиеся состава и структуры показателей деклараций по НДС.
  • Приказ МНС РФ от 4 марта 2004 г. № БГ-3-24/179 “Об утверждении форм документов, содержащих информацию об открытии (закрытии) банковского счета, изменении номера банковского счета юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, и порядка их представления”
      • Утверждены и с 1 апреля 2004 года вводятся в действие Порядок представления банками информации в налоговые органы об открытии (закрытии) банковских счетов налогоплательщиков - клиентов банка.

Нормативные правовые акты, находящиеся на стадии рассмотрения

  • Проект федерального закона “О внесении изменений в главу 25 Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты о налогах и сборах”

Одобрен Правительством РФ.

      • В состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу, предлагается включить расходы, произведенные за пределами РФ, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством иностранных государств. В настоящее время в состав расходов включаются только затраты, которые подтверждаются документами, соответствующими требованиям российского законодательства.>

      • Уточняются критерии отнесения денежных средств к грантам, не облагаемым налогом на прибыль.
      • Уточняются положения по налогообложению операций с ценными бумагами. Вводится новая ставка налога в размере 15 % на доходы в виде процентов, полученных по ипотечным ценным бумагам.
      • Уточняется положение о расходах на рекламу, в них предлагается также включать расходы на изготовление каталогов, содержащих сведения о реализуемых товарах, товарных знаках и знаках обслуживания.
      • При определении максимального размера процентов по долговым обязательствам, признаваемых расходом, предлагается исходить из ставки рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей на дату признания расхода. Максимальный размер процентов по долговым обязательствам в иностранной валюте снижается с 15 % до 13 %.
      • Устанавливается открытый перечень прямых расходов: организация сама принимает решение об отнесении затрат к прямым или косвенным.
  • Упрощается порядок уплаты налога по обособленным подразделениям, зарегистрированным в одном муниципальном образовании.
  • Поправки к проекту федерального закона “О внесении изменений и дополнений в статью 241 Налогового кодекса РФ” (Законопроект внесен депутатами Жуковым А.Д., Задорновым М.М., Резником В.М., Штогриным С.И.и принят в первом чтении 6 июня 2003 г.)

Одобрены Правительством РФ.

  • Предлагается снизить максимальную ставку ЕСН сократить количество интервалов шкалы регрессии:
    • доходы до 300 тыс. руб. облагаются по ставке 26 %;
    • от 300 до 600 тыс. руб. – 78 000 плюс 10 % с суммы, превышающей 300 000 руб;
    • свыше 600 000 – 108 000 плюс 2 % с суммы, превышающей 600 000 руб.
  • Предлагается внести в режим применения этого налога следующие изменения:
    • исключить из налоговой базы оплату работодателем товаров, работ и услуг, предназначенных для членов семьи работника;
    • ликвидировать некоторые налоговые льготы;
    • уточнить порядок внесения авансовых платежей по данному налогу и др.

  • Одновременно предлагается внести изменения в ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской федерации”:
    • изменяются ставки тарифов страховых взносов, направляемые на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии;
    • из системы накопительных пенсий исключаются лица старше 1967 года рождения;
    • взыскание недоимки по пенсионным взносам будет осуществляться налоговыми органами в бесспорном порядке (в настоящее время недоимка взимается Пенсионным фондом в судебном порядке).

Банковская деятельность

В марте Центральный банк издал большое количество нормативных правовых актов, направленных на реализацию положений Стратегии развития банковского сектора. Наиболее важным событием для банковского сообщества стало снижение на 1 % норматива обязательных резервов.

В целях реализации положений Федерального закона “О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации” Агентство по страхованию вкладов утвердило:

  • Порядок ведения реестра банков в Агентстве по страхованию вкладов;
  • Порядок расчета и уплаты страховых взносов в Агентство по страхованию вкладов.

Государственная Дума в марте рассмотрела и отклонила проект федерального закона “О внесении дополнений в Федеральный закон “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации”. Законопроект был направлен на упрощение порядка выдачи банковских кредитов субъектам малого бизнеса: предлагалось наделить кредитные организации правом кредитовать субъекты малого предпринимательства в сумме 300 000 рублей в наличной форме. На данный законопроект был получено отрицательное заключение Президента, в котором, в частности, указывается, что выдача кредита наличными деньгами повлечет увеличение доли наличных денег, а это противоречит проводимой в стране денежно-кредитной политике.

Принятые нормативные правовые акты

  • Указание ЦБР от 26 марта 2004 г. № 1404-У “Об отмене формы лицензии на осуществление банковских операций для расчетных небанковских кредитных организаций”

Опубликовано в “Вестнике Банка России” от 31 марта 2004 г. № 20.

    • Отменена форма лицензии на осуществление банковских операций для расчетных небанковских кредитных организаций.
  • Телеграмма ЦБР от 19 марта 2004 г. № 1395-У “О нормативах обязательных резервов по привлеченным средствам юридических и физических лиц”

опубликована в “Вестнике Банка России” от 24 марта 2003 г. № 19.

  • С 1 апреля 2004 года норматив обязательных резервов по привлеченным средствам юридических лиц в валюте РФ и по привлеченным средствам юридических и физических лиц в иностранной валюте установлен в размере 9%. Ранее он составлял 10 %.
  • Норматив по вкладам физических лиц в рублях остался без изменения и составляет 7%.
    • Порядок ведения реестра банков (утв. решением Правления Агентства по страхованию вкладов от 19 февраля 2004 г. (протокол № 5)

Опубликован в “Вестнике Банка России" от 11 марта 2004 г. № 17.

  • Под реестром понимается перечень банков, состоящих на учете в системе обязательного страхования вкладов. Реестр содержит следующие сведения о банке: номер по реестру, полное наименование, место нахождения, основной государственный регистрационный номер, и др.
  • Решение о внесении банка в реестр принимается на основании уведомления Банка России о выдаче банку лицензии на привлечение во вклады денежных средств физических лиц и на открытие и ведение банковских счетов физических лиц.
      • Определен порядок предоставления сведений, содержащихся в реестре.
      • Информация о внесении банков в реестр или об исключении банка из реестра подлежит опубликованию Агентством в “Вестнике Банка России” и в “Российской газете”.

 

Аудиторская деятельность

Принятые нормативные правовые акты

    • Приказ Минфина РФ от 12 марта 2004 г. № 71О приостановлении действия лицензий на осуществление аудиторской деятельности”

Размещен на сайте Министерства финансов РФ в Internet (http://www.minfin.ru).

    • Приводится список из 57 аудиторских организаций, у которых приостановлено действие лицензий на осуществление аудиторской деятельности.
    • Действие лицензий приостановлено в связи с нарушением требований закона “Об аудиторской деятельности”, согласно которому в штате аудиторской организации должно состоять не менее пяти аттестованных аудиторов.
    • Срок для устранения лицензиатами нарушений составляет 6 месяцев с даты издания настоящего приказа.

Гражданское законодательство

На 12 апреля Комитетом Государственной Думы по собственности было запланировано проведение парламентских слушаний на тему “Законодательное обеспечение административной реформы и саморегулирование”. По решению Совета Государственной Думы слушания перенесены на 8 июня 2004 года.

Принятые нормативные правовые акты

  • Постановление Правительства РФ от 26 февраля 2004 г. № 110 “О совершенствовании процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей”
  • Утверждены новые формы регистрационных документов.
  • Изменены формы заявлений, предъявляемых при реорганизации фирмы, внесении изменений в учредительные документы и в сведения о предпринимателе. Новые формы дополнены разделом, в котором нужно указывать информацию о видах экономической деятельности.
  • Установлен новый порядок получения информации из реестров юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, например, сведения о своей организации можно получать неограниченное количество раз, а не раз в год, как это было предусмотрено ранее.
  • Установлен фиксированный размер платы за предоставление сведений из Реестра: за каждый документ - 200 руб.; за срочную выдачу - 400 руб. При обращении с запросом об ИНН и коде причины постановки на учет размер платы составляет 100 руб., а за срочную выдачу - 200 руб.
  • Предусмотрена возможность получения сведений из реестра в электронном виде.
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости