Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Некоторые принципы организации системы мониторинга и оценки

Владимир Бриллер, исполнительный директор отдела
стратегического планирования и институциональных исследований
Институт Пратт, Нью Йорк

(Из материалов конференции IPEN 2010 года, Бишкек - Москва - Астана)

Оценка в образовании в принципе ничем не отличается от оценки в любом другом виде деятельности человека. Она призвана сопоставлять планируемые и реализуемые результаты и определять пути улучшения на основании проведенного анализа. Чем лучше организована система оценки, чем больше уровней она охватывает, тем эффективнее образование в целом.

Система оценки в образовании

Простейшая система оценки в области образования состоит из трех цепочек и может быть представлена в следующем виде:

1. Цепочка оценки результата:

Планирование результата ---> Вход (обучение с формативным контролем) ---> Выход (суммирующие знания, умения и навыки) ---> Результат (изменение компетентности и поведения) ---> Эффект (долгосрочное воздействие на индивидуума, группу, окружение и общество в целом)

2. Цепочка оценки процесса обучения:

Программа обучения (оценка потребностей в обучении; постановка ясных и специфичных целей и задач обучения; профессионально разработанный куррикулум, современные и умело применяемые методика и педагогика обучения) ---> Непрерывная диагностика и учет потребностей (оценивание внешнего и внутреннего окружения; контроль за адекватным применением полученных компетенций; активное и цикличное использование компетенций) ---> Институциональная поддержка (подготовка кадров на национальном и региональном уровнях, техническое и программное обеспечение)

3. Цепочка связующих предположений/допущений:

Имеющиеся компетенции учащихся получают точную оценку ---> Работники образования компетентны ---> Куррикулум и методы обучения подобраны правильно ---> Обучение соответствует потребностям обучаемых ---> Наличие необходимых ресурсов ---> Потребности индивидуального развития совпадают с потребностями развития общества

Рассмотрим, как эти три цепочки функционируют:

Цепочка оценки результата основывается на ясно сформулированных и измеряемых образовательных целях, а реализация этих целей опирается на всю цепочку связующих предположений. Это означает, что оценка не может быть эффективной, если, например, отсутствуют подготовленные кадры и куррикулум, соответствующий потребностям обучаемых и общества. Исторически, в большинстве учебных заведений оценивание проходило по схеме «Вход (что было преподано) – Выход (как было усвоено)». Эффективное оценивание подразумевает запланированные измерения и анализ результата, то-есть, изменения компетентности и поведения и долгосрочного воздействия обучения на индивидуума, группу, окружение и общество.

Цепочка оценки процесса обучения включает оценку потребностей в обучении; постоянную оценку и совершенствование целей и задач обучения; оценку куррикулума и эффективности использования методик обучения. Оценка процесса должна учитывать внешнее и внутреннее окружение; адекватность и активность применения полученных компетенций. К этому же процессу относится и оценка эффективности подготовки и повышения квалификации кадров, техническое и программное обеспечение.

В большинстве стран смысл образовательной оценки - в анализе соответствия запланированных и полученных учебных результатов, а также в адекватности запланированных результатов международным стандартам. В связи с этим рекомендуется планирование, внедрение и оценивание куррикулума и уровня подготовленности обучаемых рассматривать в сопоставлении со странами с аналогичными социально-экономическими показателями, а также со странами, добившимися наибольших успехов в образовании.1

Структурированность

На каждом уровне образовательной пирамиды все три цепочки функционируют примерно одинаково; меняется лишь масштаб оценивания. Например, отдел мониторинга и оценивания Министерства Образования, отвечающий за оценивание всех образовательных уровней, в идеале, состоит из трех подразделений: информационного, который собирает и систематизирует информацию в соответствие с имеющейся системой, целями и задачами образования в стране; аналитического, который определяет индикаторы и процесс оценивания, анализирует поступившую информацию и разрабатывает рекомендации и оперативного, занимающегося отслеживанием хода внедрения рекомендаций по результатам оценивания.

На уровне региона процесс практически тот же самый, но к национальным задачам и индикаторам добавляются региональные. На уровне отдельного учебного заведения оценивание, как правило, проходит вертикально и горизонтально. Вертикальный процесс осуществляется администрацией учебного заведения и предназначен для контроля за реализацией образовательных целей и задач данного учебного заведения, включая формативный (текущий) анализ. На горизонтальном уровне оценивание проводится как учителем (формативно, т.е., какие компетенции получены учащимися при изучении темы, и суммарно, т.е., как компетенции превратились в способность применять изученный материал в новой ситуации), так и учащимися (как они могут использовать изученный материал).

Сбор информации

Для эффективного планирования и управления необходимо иметь качественную и своевременную информацию. Получить такую информацию можно лишь располагая хорошо структурированной, многоуровневой и организованной системой сбора. Информация эта также должна быть сопоставима с информацией, предоставляемой на международном уровне. Причем, Министерство образования и регинальные управления образования должны иметь возможность проверять достоверность получаемой информации как прямым путем (всевозможные инспекции) так и косвенным (стандартизированные национальные тесты). Вся поступающая информация должна храниться в двух базах/накопителях. Одна база - заморожена, то-есть не может быть изменена никем и иметь чрезвычайно ограниченный уровень доступа. Вторая база служит для проведения аналитической работы и открыта для исследователей, имеющих специальный доступ к информации.

Индикаторы

Простое накопление информации приводит к хаосу. Информация должна быть сфокусирована на принятие решений, поэтому разработка системы индикаторов играет ключевую роль в оценивании.

По каким параметрам следует оценивать подготовленность обучаемых? Преподавателя?

По каким параметрам следует оценивать школу? Куррикулум?

Какой школьный учитель лучше, тот у кого среди учеников есть победители олимпиад или тот, у кого в плохо оборудованной сельской школе все учащиеся справляются со стандартизированными тестами? Если первый, то количество победителей олимпиад должно стать важным индикатором. Если второй, то и индикаторы должны быть иными.

Хорошо продуманные, измеряемые и апробированные индикаторы – неотъемлемая часть системы оценки. Но индикаторы также должны подвергаться оценке: анализироваться, уточняться и пересматриваться, если это необходимо: надо быть весьма осторожным в выборе – погоня за количеством может привести к потере качества. Индикаторы бесполезны, если их нельза измерить точно и своевременно и обработать для принятия управленческих решений на уровнях от школы до страны в целом.

Индикаторы, а также регулярные результаты их измерения должны быть достоянием работников образования, обучаемых и общественности. Международное тестирование показало, что страны, где результаты оценки становятся достоянием общественности, показывают более высокие результаты.

Государственное или частное оценивание

Мировой опыт показывает, что лучше всего работает сочетание двух видов, когда государство разрабатывает стандарты, а частные организации занимаются измерением и анализом результатов. Однако, рецептов в данном случае быть не может и к каждой стране следует подходить с учетом ее условий.


1 Learning Achievement In The CEE/CIS Region: A Comparative Analysis Of The Results From The 2006 Program For International Student Assessment (Pisa): http://www.unicef.org/ceecis/UNICEF_PISA_WEB.pdf

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости