Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Анализ технического регламента «О безопасности машин и оборудования»

Москва, 2010

Автор: Елена Ханова

25 сентября вступает в силу технический регламент «О безопасности машин и оборудования», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации 15 сентября 2009г. № 753. Этим же постановлением утверждены и перечни машин и оборудования, подлежащих обязательной сертификации и декларированию соответствия требованиям данного технического регламента.

Предприниматели долго ждали этого регламента в надежде, что все обязательные требования будут установлены в одном документе, что будет только одна форма контроля при выпуске продукции из производства аналогичная международным документам (способствующая продвижению продукции на международный рынок), что не придется обращаться в несколько органов и собирать многочисленные документы, чтобы доказать безопасность продукции, и что наконец то появится реальная возможность выбора между соблюдением требований стандартов, которые имеют свойство быстро стареть, и внедрением инноваций без оглядки на эти стандарты. Но, к сожалению, эти надежды не оправдались, старые проблемы сохранились и появились новые.

Первая проблема связана с излишней сертификацией продукции машиностроения

Премьер-министр России Владимир Путин 30.06.2010 г. на первом международном форуме «Технологии в машиностроении-2010» поставил задачу о сокращении обязательной сертификации товаров в области машиностроения до 15%. Однако с выходом технического регламента обязательная сертификация продукции машиностроения не сокращается, а наоборот увеличивается. Из декларирования в обязательную сертификацию переводится 110 видов продукции, в том числе:

оборудование газовое вакуумное для очистки газов;
соединительные элементы и инструмент для компоновки бурильной колонны и изделия компоновки низа бурильной колонны;
фильтры, инструмент и резьбовые соединения для бурения скважин на воду;
инструмент к нефтепромысловому и геолого-разведочному оборудованию;
установки, линии и комплексы для сборки и сварки;
фрезы;
резцы токарные;
редукторы и мотор-редукторы ОМП;
цепи тяговые и грузовые пластинчатые;
оборудование для водопроводно-канализационного хозяйства и запасные части к нему;
машины и агрегаты для срезания мездры, удаления шерсти и щетины, чистки лицевой поверхности шкур, отжима и разводки кож;
оборудование полиграфическое;
приводы для швейных машин.

Но это еще не все «увеличения» - введена обязательная сертификация более 50 видов продукции, которые не подлежали ни сертификации, ни декларированию: оборудование для кожевенной промышленности, в том числе и для ремонта обуви, нефтеаппаратура прочая, запасные части к оборудованию для коммунального газоснабжения.

Перечень продукции, подлежащей обязательному подтверждению, соответствия расширен и по сравнению с международными документами. Так, техническим регламентом предусмотрено обязательное подтверждение соответствия следующих видов продукции, подтверждение соответствия которых противоречит Директиве 2006/42/ЕС: запасные части; крепежные изделия; инструмент и технологическая оснастка; замки врезные и накладные; тара функциональная, садово-огородный инвентарь; машины для которых источником энергии является исключительно применение ручной силы (мясорубки бытовые с ручным приводом, инвентарь кухонный и другие); оборудование, не предназначенное для модификации машин или обеспечения безопасности их работы.

Сохраняется сертификация отдельных видов контрольно-измерительного оборудования, противоречащая Федеральному закону об обеспечении единства измерений, а также сертификация прицепов к мотоциклам противоречащая установленным техническим регламентом о безопасности колесных транспортных средств формам оценки соответствия. Эти виды оборудования будут продолжать подлежать необоснованному двойному регулированию.

К сожалению в документах реализующих технический регламент не нашли отражения и решения Правительства РФ по приведению форм и схем подтверждения соответствия в соответствие с международными документами, недопустимости одновременного подтверждения соответствия готовой продукции и ее составных частей.

Так, документами, реализующими технический регламент, предусмотрена сертификация 104 групп машин и оборудования, а декларирование соответствия только по 24 группам продукции, что противоречит Директиве 2006/42/ЕС, в соответствии с которой все машины и оборудование подлежат декларированию соответствия. Сохраняется декларирование соответствие с участием третьей стороны продукции, в отношении которой Директивой 2006/42/ЕС предусмотрено декларирование соответствия только на основе собственных доказательств (узлы для модернизации литейного оборудования, металлорежущих станков, машины ленточные, лентосоединительные, холстовытяжные, ровничные и другие виды продукции). Вопреки решению Правительства РФ сохраняется подтверждение соответствия составных и запасных частей посудомоечных машин, холодильного, теплового и другого оборудования.

Следует также отметить, что установленные техническим регламентом процедуры сертификации предусматривают проведение третьей стороной одновременно двух форм контроля: испытаний продукции и оценку производства (или оценку системы управления качеством). Эти положения также не соответствуют международным документам (Решение Европейского парламента и Совета № 768/2008/ЕС от 9 июля 2008 г.), в соответствии с которыми, если участие третьей стороны и является обязательным, изготовитель может сделать выбор между проведением испытаний продукции или сертификацией системы управления качеством.

Я не буду останавливаться на негативных последствиях неоправданной обязательной сертификации продукции и несоответствии международным документам процедур оценки соответствия, они всем известны – это и необоснованные административные барьеры, как для предпринимателей, так и для продвижения продукции на рынке, увеличение стоимости производственного оборудования и продукции, которая изготавливается на этом оборудовании, и как следствие снижение конкурентоспособности продукции, сдерживание инноваций. Если бы в начале прошлого века было бы столько процедур, связанных с контролем при выпуске продукции из производства, мы наверно до сих пор ездили бы на лошадях.

Вторая проблема связана с наличием до сих пор дублирующей системы установления требований к машиностроительной продукции и контроля за их исполнением (или государственной системой управления машиностроительной продукции)

Несмотря на то, что технический регламент должен был объединить все имеющиеся требования к продукции, в том числе и санитарно-эпидемиологические требования, а также установить одну форму оценки соответствия продукции, этого не было сделано. В настоящее время существует еще одна дублирующая система государственного регулирования продукции машиностроения – система санитарно-эпидемиологического надзора (контроля). Законодательством Российской Федерации о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и документами Евразийского экономического сообщества также установлены требования обеспечивающие безопасность продукции, в том числе механическую, химическую, биологическую, термическую, радиационную безопасности и безопасность излучений. Оценка соответствия этим требованиям осуществляется в форме санитарно-эпидемиологического заключения (на основе проведенных испытаний). Таким образом, предприниматели дважды оплачивают доказательство безопасности своей продукции – за сертификацию и за санитарно-эпидемиологическое заключение.

Хочется отметить, что отдельные требования, установленные техническим регламентом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами не соответствуют требованиям законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, например требования к маркировке машин и оборудования, требования к температуре поверхностей машин и оборудования, доступных для прикосновения пользователя. Безусловно, это поставит предпринимателей в явно затруднительное положение, какие же из этих требований соблюдать.

Третья проблема связана непосредственно с установленными техническим регламентом требованиями к продукции машиностроения.

В соответствии с Федеральным законом о техническом регулировании технический регламент должен содержать требования к характеристикам продукции, проверка соблюдения которых осуществляется по утвержденным правилам и методам проведения испытаний и измерений. Результаты проверки соблюдения этих требований и являются объективными критериями для принятия решений о безопасности продукции.

Отсутствие конкретных требований к характеристикам продукции, правил и методов их проверки неизбежно приведет к произвольному толкованию норм и противоречиям в практике применения технического регламента. Соответствует продукция установленным требованиям или нет органы по сертификации и органы государственного контроля (надзора) будут определять по своему субъективному мнению. Предпринимателям же потом доказать свою невиновность при осуществлении проверок и в суде будет невозможно.

У нас есть немало примеров технических регламентов на большое количество видов продукции, содержащих конкретные требования к характеристикам продукции: технические регламенты о безопасности колесных транспортных средств, о безопасности продукции, предназначенной для детей подростков, на масложировую продукцию.

Однако большинство требования технического регламента о безопасности машин и оборудования носят общий и декларативный характер. Вместо установления конкретных требований к характеристикам продукции технический регламент содержит указания на необходимость обеспечения безопасности, например: «машина и (или) оборудование проектируются и производятся так, чтобы сырье, материалы и вещества, используемые при их создании и эксплуатации, не угрожали безопасности жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, жизни или здоровью животных и растений»; «при эксплуатации машины и (или) оборудования исключаются образование затененных областей, областей, создающих помехи, ослепление и стробоскопический эффект»; «газы жидкости, пыль, пары и другие отходы, которые выделяют машины и (или) оборудование при эксплуатации, не должны быть источником опасности»; «материалы и вещества, применяемые для упаковки при перевозке и хранении машины и (или) оборудования, должны быть безопасными» и другие.

Проверить соблюдение данных требований невозможно, тем более что и методик испытаний и измерений для них не установлено.

Чем же будут руководствоваться органы по сертификации и органы государственного контроля (надзора) при принятии решений о безопасности машин и оборудования?

Скорее всего, они будут руководствоваться документами, установленными Перечнем документов в области стандартизации, содержащий правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимых для применения и исполнения технического регламента технического регламента машин и оборудования, а также для осуществления оценки соответствия, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 5 августа 2010 г. N 1328-р, который содержит стандарты, устанавливающие требования к конкретным видам продукции и методы проведения испытаний на соответствие требованиям этих стандартов, а не технического регламента (только в этих документах нет правил отбора образцов продукции и не установлены показатели точности измерений, за редким исключением).

Для предпринимателей остается один выход соблюдать требования стандартов, тем более к этому их принуждают и положения пункта 40 технического регламента в соответствии, с которыми заявитель (в том числе при декларировании соответствия продукции на основании собственных доказательств) если не применяет международные, региональные и национальные стандарты, обязан будет провести в обязательном порядке:

- испытания продукции в аккредитованной испытательной лаборатории;
- сертифицикацию материалов, комплектующие изделий или их испытания (требования к которым отсутствуют даже в стандартах);
- сертифицировать систему качества.

Данные положения технического регламента практически оборачивают декларирование соответствия на основе собственных доказательств в обязательную сертификацию. Это не только противоречит международным документам, но и создает необоснованные административные барьеры для предпринимателей, увеличивающих их затраты при обязательном подтверждении соответствия.

Таким образом, предпринимателей практически обязывают применять стандарты, которые являются добровольными к применению. Легче продекларировать соблюдение стандартов, чем провести испытания всех материалов, комплектующих изделий и сертифицировать систему качества – дешевле обойдется.

Проблемы, связанные с оценкой рисков

Техническим регламентом на проектировщиков машин и оборудования возлагается обязанность проводить оценку рисков машин и оборудования, что до введения технического регламента законодательством не было предусмотрено. Я не думаю, что данная процедура повысит безопасность продукции, поскольку допустимый уровень риска будет устанавливать не государство и не изготовитель (который несет ответственность за безопасность продукции), а проектировщик продукции, который не отвечает за безопасность продукции. А вот цена на машины и оборудование, безусловно, повыситься, так как и сама процедура оценки рисков, довольно сложная и дорогостоящая, и предприниматели, не имеющие статистических данных о случаях причинения вреда или ущерба (их нет в нашей стране, поскольку учет не велся) будут вынуждены обращать в специализированные организации или к экспертам. В нашей стране уже имеется опыт оценки рисков пожарной безопасности, только, как показали горькие события минувшего лета, ни средства пожаротушения, ни пожарная безопасность зданий и продукции от этого лучше не стали.

Ну ладно, если бы оценку рисков осуществляли только проектировщики, но ведь эта обязанность еще и возложена на изготовителей и на предпринимателей, осуществляющих перевозку, хранение и эксплуатацию машин и оборудования, не смотря на то, что проектировщик проводит оценку рисков на всех стадиях жизненного цикла машин и оборудования, включая производство, хранение, перевозку и эксплуатацию. Значит, стоимость машин и оборудования еще увеличится. Следует отметить, что в соответствии с Директивой 2006/42/ЕС оценку рисков должны проводить только изготовители машин и оборудования или их представители.

Еще одна проблема, связанная с положениями технического регламента о проведении государственного контроля (надзора) за соблюдением его требований.

Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований настоящего технического регламента будут осуществлять пять федеральных органов исполнительной власти: Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии, Федеральная служба по надзору в сфере транспорта, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральное медико-биологическое агентство, да еще и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Учитывая положения Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294 « О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» о не допустимости проводимых в отношении одного лица проверок нескольким органами государственного контроля (надзора), должно было быть произведено разграничение полномочий федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствующих сферах деятельности. Однако это не было сделано. До сих пор непонятно, какой из органов государственного контроля (надзора) должен проводить проверки соблюдения требований технического регламента по конкретным объектам технического регулирования, какому из вышеуказанных органов государственного контроля (надзора) предприниматели должны сообщать об авариях, несчастных случаях и представлять материалы расследования.

С вводом в действие данного технического регламент возникнут также определенные трудности с модернизацией и ремонтом машин и оборудования, поскольку любые отклонения от проектов машин и оборудования при их осуществлении должны согласовываться изготовителями и лицами, эксплуатирующими машины и оборудование с проектировщиками (учитывая, что проектировщик может быть за рубежом или на момент модернизации и ремонта он прекратил свою деятельность).

Не меньшие трудности возникнут и у предпринимателей, осуществляющих хранение и перевозку машин и оборудования, ведь теперь они при хранении и перевозке машин и оборудования они должны будут обеспечивать уровни физических факторов, генерируемые при работе машины и (или) оборудования (уровень шума, инфразвука, воздушного и контактного ультразвука, локальной и общей вибрации, электромагнитных полей), а также уровни выделения химических веществ, но, правда, не превышающих показателей, установленных санитарным законодательством Российской Федерации. Мы все конечно понимаем, что это абсолютно не нужно, да и небезопасно, скорее всего, данная норма была введена ошибочно, но она также характеризует недостаточное качество подготовки технического регламента.

А ведь был целый год с момента выхода технического регламента до его вступления в силу, в течение которого можно было бы внести соответствующие поправки в технический регламент, в том числе и реализующие политику Президента и Правительства РФ по сокращению сертификации продукции машиностроения и оптимизации процедур оценки соответствия, а также и подготовить качественные документы для его реализации.

Конечно, есть возможности, чтобы решить эти проблемы:

  1. Внести изменения в перечни машин и оборудования, подлежащих обязательной сертификации и декларированию соответствия требованиям технического регламента в части:
    а) исключения из них:
    - машин, для которых источником энергии является исключительно применение ручной силы (кроме грузоподъемных механизмов), оборудования, не предназначенного для модификации машин или обеспечения безопасности их работы, составных и запасных частей, крепежных изделий, инструмента, инвентаря и технологической оснастки, замков врезных и накладных, тары функциональной;
    - машины и оборудование, которые регулируются специальными техническими регламентами или Федеральным законом об обеспечении единства измерений.
    б) замены сертификации на декларирование соответствия;
    в) установления декларирования соответствия с участием третьей стороны только по тем видам машин и оборудования, которые приведены в Директиве 2006/42/ЕС.
  2. Внести изменения в технический регламент в части:
    - отмены сертификации;
    - приведения форм и схем (процедур) декларирования соответствия с участием третьей стороны в соответствие с международными документами;
    - введения в технический регламент санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований к продукции (что соответствует Директиве 2006/42/ЕС).
    - установления обязательных требований к характеристикам продукции (если это невозможно сделать, хотя бы создать перечень документов, устанавливающих требования, по каждому виду продукции, с указанием пунктов обязательных требований – по аналогии с техническим регламентом о безопасности зданий и сооружений);
    - установления обязанности проводить оценку рисков только для изготовителей продукции или их представителей;
    - утверждения Правительством РФ порядка оценки рисков, включая методику определения рисков, допустимый уровень риска и порядка предоставления для предпринимателей необходимых данных (случаях причинения ущерба и вреда), необходимых для определения рисков;
    - установить разграничение полномочий органов государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технического регламента;
    - отмены норм о согласовании с проектировщиком отклонений от проектов машин и оборудования, связанных с модернизацией и ремонтом оборудования;
    - отмены норм об обеспечении уровней физических факторов, генерируемых при работе машин при их ранении и перевозке.
  3. Внести изменения в законодательство Российской Федерации о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, предусматривающие отмену санитарно-эпидемиологических заключений на продукцию машиностроения и приборостроения.

Краткая статья «Все наоборот» на данную тему опубликована в Российской Бизнес - газете №768 (35) 21 сентября 2010 г.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости