Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Внешняя финансовая помощь Кыргызстану как фактор преодоления кризиса и формирования новых перспектив

Файлы

Материалы конференции IPEN 2010 года
(Бишкек - Москва - Астана)


Дикамбаев А.Ш.

По истории внешних займов, их содержанию и характеру практически можно проследить историю становления нашей республики. Кардинальные поэтапные реформы в своем большинстве проводились при финансовой поддержке извне. И это понятно.

Распад огромной советской производственно-торговой системы поставил перед нашей страной жесткие задачи. Время неумолимо требовало принятия в непостижимо короткие сроки решительных мер. Любое замедление означало – «проедание» производственного капитала, дальнейшую потерю рабочих мест, снижение уровня жизни людей. Это могло привести к мощнейшим потрясениям, как в социальном, так и в политическом плане. При этом ощущалась острая нехватка финансовых средств как для проведения реформ, так для финансирования социальных статей.

Единственным выходом в этой ситуации было скорейшее строительство фундамента для самостоятельного и полноценного функционирования экономики на новых рыночных условиях. Где прежняя всеобъемлющая роль государства заменялась бы четко очерченными функциями эффективного предоставления необходимых услуг населению. А функции воспроизводства и развития экономики выполнялись бы частным сектором.

На первом этапе реформ, самом тяжелом, были поставлены конкретные цели достижения макроэкономической стабильности и начала проведения структурных преобразований.

Начало 90-х – годы дезинтеграции межреспубликанских торговых и производственных связей, что привело к глубоким кризисам практически во всех секторах экономики. Страну лихорадило гиперинфляцией, безостановочно «пожиравшей» доходы населения. Ощущался острый дефицит товаров. Взрослое население помнит талонную систему получения продуктов широкого потребления. Катастрофически не хватало государственных финансовых ресурсов для выплаты зарплаты, пенсий, пособий, поддержки учреждений социального назначения - больниц, школ.

Принципиальной целью была определена закладка трех столпов, на которых бы держалась создаваемая страной рыночная экономика. Во-первых, это обеспечение макроэкономической стабильности, во-вторых, возможность рынка самостоятельно определять цены на товары и услуги – то есть либерализация цен и, в-третьих, введение, а затем и укрепление института частной собственности.

Достижение макроэкономической стабильности было важнейшим условием успешного проведения реформ. Важно было дать уверенность людям в будущем, что их доходы не будут обесценены инфляцией, что бюджетные организации вовремя получат зарплату, а пенсионеры – пенсии, что их деньги можно спокойно обменять на валюту по разумному курсу.

Самой главной проблемой обеспечения стабилизации стало сокращение бюджетного дефицита, когда внутренних ресурсов республики уже без союзных дотаций не хватало на выполнение своих социальных обязательств. Экономическая база была слишком слаба чтобы обеспечить достаточными доходами: государственное производство сворачивалось, частные предприятия только-только зарождались. Поэтому в 1992-1994 годы Кыргызстан получил существенную финансовую помощь от Международного валютного фонда (МВФ), Всемирного банка (ВБ), Азиатского банка развития (АБР), Правительств Японии, Швейцарии. Средства были направлены на поддержку бюджета – финансирование социальных статей (зарплата, пенсии и т.д.), а также на поддержку ключевых секторов экономики (энергетику, транспорт, коммуникации, сельское хозяйство), для обеспечения потребности в товарах, оборудовании и иностранной валюте. Это позволило смягчить жесткое приземление экономики в условиях отсутствия бывшего союзного финансирования и налаженных производственных связей, что дало предприятиям время сориентироваться в новых условиях. Позволило сохранить на определенное время рабочие места, а значит и доходы тысячи и тысячи работников.

В тот период использованные внешние ресурсы решили задачу обеспечения стабильности и оперативной подготовки базы для последовательного перевода экономики на новые рыночные рельсы. Именно в 1992-1994 гг. были проведены реформы по масштабному дерегулированию экономики за счет либерализации цен, ограничения государственного вмешательства в частный сектор. Дерегулирование экономики позволило существенно оживить торговлю, предпринимательство.

Параллельно проводились глубокие структурные изменения в системе государственного управления. Создавались новые министерства, убирались ненужные органы. Республика осваивала совершенно новые для себя сферы общественной жизни как внешняя политика и внешняя торговля.

Введение в этот период национальной валюты стало началом новой вехи развития нашего государства, ознаменовав фактический отрыв экономики Кыргызстана от экономики бывшего Советского Союза. Введение сома дало возможность самостоятельно и своевременно маневрировать в новых условиях для эффективного решения поставленных задач. Позволило в кратчайшие сроки снизить уровень инфляции в 8-9 раз. В то же время это налагало огромную ответственность. Важно было проводить продуманную денежно-кредитную политику, которая препятствовала бы обесценению денег, а значит доходов населения, и в то же время создавала условия для полноценного развития экономической базы.

Для поддержания национальной валюты и обеспечения потребности хозяйствующих субъектов в иностранной валюте государству требовалось наличие валютных запасов. В первые годы обращения сома, резервы составляли менее 63,4 млн. долларов США, что было крайне недостаточно для нормального функционирования экономики, но уже к концу 2002 года запасы составили около 280 млн. долларов США. Ощутимую помощь в этом была оказана Международным валютным фондом.

Благодаря взвешенной политике валютный режим в Кыргызстане является среди стран СНГ одним из самых либеральных и стабильных. Свободное обращение и неограниченный вывоз иностранной валютой, необязательная продажа валютной выручки на межбанке – это то, чем Кыргызстан действительно может похвастать по сравнению с соседями. Политика обеспечения надежной опоры для существования сома будет проводиться и дальше. Но для эффективного функционирования рыночной экономики требовалось сделать еще один серьезный шаг вперед. Нужно было перейти ко второму этапу реформ - к введению частной собственности и созданию конкурентной среды. Ключевым решением этих задач стала приватизация. В 1994-97 годах в Кыргызстане была проведена массовая приватизация объектов госсобственности, что позволило сформировать частный сектор с его многообразием форм собственности и методами управления. Значительная поддержка этому процессу была осуществлена в рамках двух проектов – приватизация и реформа промышленных предприятий, и приватизация сельского хозяйства.

Второй этап реформ дал хорошие результаты. Они отражены в создании целого слоя рентабельных и конкурентоспособных предприятий сельскохозяйственного и промышленного секторов, которые функционируют и по сей день. Многие малые и средние предприятия зародились на базе бывших крупных предприятий.

Следующим шагом стал третий этап – 1997-2001 годы – проведение структурных преобразований в части создания негосударственого сектора, и внедрения новых форм управления. Спустя определенное время, стало очевидным, что приватизация сама по себе не решает всех проблем. Требовалась дальнейшая работа с преобразованными крупными предприятиями в области внедрения современных методов управления. По оценкам многих специалистов реформы в отношении крупных предприятий оказались наименее продуктивными в целом для экономики Кыргызстана. По истечению многих лет, оказалось, что наиболее успешными крупными предприятиями оказались те, которые не подверглись поспешному реформированию.

Вместе с тем, важно было совершенствовать появившиеся институты рыночной экономики: банковскую систему, фискальную политику, государственное управление, систему социального обеспечения и социальной защиты. Нужно было подлаживать систему под новый темп и качество работы. Сделать так, чтобы все элементы прижились друг с другом и стали единой гармоничной системой, которая дала бы человеку максимум возможностей для созидательной самореализации в экономическом, социальном и политическом сферах. Третий этап позволил сконцентрироваться на этих задачах.

Другим важным направлением реформ третьего этапа стало создание благоприятных условий для развития предпринимательства и реформирование системы коммунальных услуг и энергетического сектора.

За все время реформирования важнейшей задачей было создание эффективной финансовой и банковской секторов, которые бы способствовали росту и развитию экономики. С одной стороны они обеспечивали бы текущую часть финансово-экономической деятельности предприятий, с другой стали бы надежным проводником ресурсов от домохозяйств в виде сбережений в частный сектор в виде кредитов. Финансовую и экспертную поддержку в решении этой серьезной задачи оказали и оказывают такие международные организации как Всемирный банк, Азиатский банк развития, Европейский банк реконструкции и развития.

В частности, в первую очередь в банковской системе была подготовлена надлежащая законодательная база. Ряд бывших государственных банков были ликвидированы, а другие рекапитилизированы, начали свою работу новые частные банки. Осуществлен переход на международные стандарты бухгалтерского учета. Но надо отметить, что задача создания сильной и надежной банковской системы еще решается.

В бюджетно-налоговой области была реализована программа по преобразованию управления ресурсами государственного сектора. Это позволило снизить подверженность социально-экономической системы кризисам, связанным с несбалансированностью бюджетно-налоговой политики. Был пересмотрен процесс формирования и отчетности бюджета в соответствии с новыми рыночными реалиями. В силу ограниченности ресурсов, были внедрены более эффективные формы управления бюджетными источниками.

Приведенная выше раскладка внешней помощи отражает только ту часть, которая связана с поддержкой бюджета и пополнением валютных запасов. Это были первые и приоритетные направления вложения внешних финансовых средств. Эти ресурсы позволили сгладить социальные издержки, которые были неизбежны при проведении кардинальной перестройки социально-экономической системы. А значит, в течение этих лет наши сограждане имели возможность получать зарплату, пенсии, пособия. И, конечно же, важную роль в поддержании платежеспособности доходов населения, предприятий, залогом уверенности в будущем стало поддержание курса сома.

Но для полноты картины об использовании внешней помощи, необходимо остановиться более подробно именно на инвестиционных проектах. Эти проекты направлены на конкретные цели: развитие инфраструктуры, восполнение человеческого потенциала и т. д. Я бы хотел отметить 4 наиболее успешных направления, в рамках которых и были реализованы финансовые ресурсы, предоставленные международными организациями и странами-партнерами.

1. Инвестиции на развитие инфраструктуры и производства

Бесспорен, тот факт, что государственные инвестиции в развитии инфраструктуры служат стимулом для роста частной деловой инициативы. Современная развитая инфраструктура это есть залог активного и наиболее полного развития торгово-экономических отношений. А с учетом последних достижений глобализации эти отношения легко могут перерасти национальные границы и обрести международное значение. Развитая инфраструктура позволяет расширить участие в хозяйственной деятельности отдаленных регионов, снижает издержки производителей, что благоприятно сказывается на конкурентоспособности наших товаров на международных и внутренних рынках. Она как нервная система, позволяющая ускорить и своевременно реагировать на сигналы рынка. Именно с этих позиций, около четверти от всех заимствований было направлено на улучшение инфраструктуры.

Транспорт и коммуникации. Кыргызстану с его географическим положением важно преодолеть «комплекс» транспортного тупика. Важно создать разветвленную дорожную систему высокого качества и подключиться к сети мировых транспортных коридоров, что позволит максимально стимулировать социально-экономическое развитие республики и гармонично интегрироваться в мировую хозяйственную систему.

Всем известно, что те страны, которые находятся ближе всего к мировым транспортным маршрутам, развиваются наиболее быстро и эффективно. Поэтому приоритетным направлением дальнейшего развития дорожно-транспортного комплекса нашей республики является включение основных транзитных автомобильных дорог республики в систему международных транспортных коридоров.

Важнейшим объектом за последние годы в сфере инфраструктуры являются проекты по реконструкции автомобильных магистралей таких, как: Бишкек-Ош, Бишкек-Нарын-Торугарт, Ош-Сарыташ-Иркештам и др. За счет реабилитированных дорог мы добиваемся снижения себестоимости автомобильных; сокращения продолжительности перевозки пассажиров и грузов; снижения затрат на содержание дороги.

Энергетика. Основным направлением является обеспечение энергетической независимости. Для скорейшей реализации поставленных задач требовалось заменить изношенное и устаревшее оборудование, что требовало крупных инвестиций.

Средства международных финансовых институтов были сфокусированы на трех основных направлениях: строительство и реконструкция линий электропередачи, строительство подстанций, реабилитация системы центрального отопления.

Особый акцент был сделан на создание независимых системообразующих электрических сетей, увеличение пропускной способности существующих линии электропередачи. Модернизация энергетики значительно улучшила электроснабжение Иссык-Кульской, Нарынской, Таласской и Баткенской областей, обеспечило более полное удовлетворение потребностей растущего населения. В республике осуществлена реконструкция ряда крупных подстанций. Таким образом, улучшается электроснабжение потребителей, включая сельское население, малые промышленные и коммерческие предприятия, насосные станции во всех регионах республики.

По-прежнему требует решения проблема коммерческих потерь. В этой связи, международным сообществом оказывается помощь по установлению измерительного оборудования, что позволит значительно сократить технические потери при электроснабжении, что является большим шагом вперед в области экономии средств и более бережливого отношения к имеющимся ресурсам.

Сельское хозяйство. Сельское хозяйство было основным дотируемым отраслью экономики. Сокращение дотаций и отсутствие внутренних источников вылилось в спад производства, ухудшение технической оснащенности.

Первые годы самостоятельного развития сельского хозяйства характеризовались резким сокращением применения минеральных удобрений, средств защиты растений и животных, ухудшением селекционной и племенной работы, что привело к падению производительности в сельском хозяйстве.

Но большей проблемой была «неготовность» населения к переходу в сельском хозяйстве на новые формы управления. Ярким примером тому служит катастрофическое снижение в первые годы численности поголовья скота, деградация земель, не целевое использование семенного материала, растаскивание сельхозтехники. Все это негативно сказалось на уровне жизни в сельской местности. В этой ситуации роль государства заключалась в стабилизации положения, через создание необходимой инфраструктуры на селе. Государство вынуждено было изыскивать средства для возобновления нормального производства и развития данной отрасли экономики. Необходимо было обучить фермеров новым рыночных механизмам ведения хозяйства и обеспечить их вспомогательными услугами.

Важнейшим вопросом стало развитие ирригационных систем, так как эффективность сельскохозяйственного производства напрямую зависит от обеспеченности водными ресурсами. Активные строительные работы и реконструкции велись и ведутся на ирригационных плотинах и каналах, ведется работа по реабилитации внутрихозяйственных систем водообеспечения. В связи со сложной ситуацией с водоподачей и не безопасностью использования питьевой воды, в республике проводится работа по повышению уровня услуг водоснабжения и санитарии в городских и сельских населенных пунктах..

Другим неотъемлемым фактором успешного развития сельского хозяйства является урегулирование вопросов с землепользованием. В этом отношении Кыргызстан стал лидером среди стран СНГ по передаче земли в частное пользование. Но для полноценного использования появившихся преимуществ требуется институционализация рынка земли и земельных отношений.

В ходе привлечения международной помощи, особенное внимание уделялось привлечению ресурсов для кредитования частных предприятий и фермеров в сельском хозяйстве. Эти ресурсы стали подпиткой для развития предпринимательской деятельности в республике, позволив десяткам и сотням предприятиям и хозяйствам встать на ноги. В первую очередь речь идет о АО «Айылбанк», который стал надежным источником для предоставления кредитов сектору сельского хозяйства и агробизнеса.

2. Инвестиции в человеческое развитие

Государственные инвестиции в здравоохранение и образование приносят со временем самую высокую отдачу. Забота о здоровье людей, в свою очередь, приводит к значительному снижению показателей заболеваемости и смертности, что является основой успешного и полноценного развития общества. Доступность образования служит гарантией производительности труда, готовности использовать самые передовые технологии и технику.

Здравоохранение. В условиях социально-ориентированной рыночной экономики, стремление жить по средствам, но в тоже время стремление обеспечить доступ к основным качественным медицинским услугам обусловило приоритетность реформ в здравоохранении. Можно отметить два главных достижения реформ – создание института семейной медицины и повсеместное внедрение системы обязательного медицинского страхования.

Проведена значительная работа по изменению системы финансирования, что дала дополнительные возможности для финансирования сектора здравоохранения. Усилено амбулаторно-поликлиническое звено за счет увеличения центров первичной медико-санитарной помощи, рационализации стационарных учреждений, внедрения институтов высококвалифицированных групп семейных врачей. Сегодня медицинской страховкой охвачено населения более чем два раза превышающее аналогичные показатели 1999 года. Созданы условия для частного сектора медицинского обслуживания, что позволяет наиболее эффективно удовлетворять потребности людей.

Образование. Вследствие экономического кризиса, структура финансирования образования в республике была практически разрушена.

Нехватка ресурсов стала причиной обветшания школ, невозможности обновить учебники, школьный инвентарь. Во многих школах, в особенности сельских, вопросы реконструкции и теплоснабжения школ поставили под угрозу проведение занятий.

Международное сообщество выделило кредиты на углубление реформ, проводимых Кыргызстаном в сфере образования. Одним из главных направлений стало обеспечение школ качественными учебниками нового поколения. Первоочередность вопроса создания нормальных условий для занятий в школах определила приоритетность работ по реконструкции школ и обеспечению их теплом. Проводится работа по оснащению школьных учреждений необходимым инвентарем – партами, досками, столами, шкафами, лабораторным оборудованием, дидактическим материалом.

3. Защита уязвимых слоев населения

Переход на рыночные основы построения экономики неизбежно повлек за собой социальные последствия. Множество людей, еще не готовых к столь кардинальным изменениям оказалось на грани крайнего обнищания. Объявив нашу экономику социально-ориентированной, мы должны обеспечить смягчение негативных последствий реформ для всего населения республики, и особенно для тех, кто мог оказаться на обочине.

Прежняя структура социального обеспечения перестала отвечать новым требованиям. Возникла необходимость реформирования всей системы социальной защиты, пенсионного обеспечения, занятости. Приоритетность реформ в этом направлении, прежде всего, связана с непосредственным их влиянием на смягчение бедности.

Первый вектор направлен на оказание помощи беднейшим слоям общества, тем, кто едва способен поддерживать себя самостоятельно, вторая – на поддержку людей, которые из-за возраста, делового цикла или в силу других обстоятельств оказались временно лишены возможности получать заработную плату, не имеют полноценного доступа к приоритетным и качественным услугам в сфере здравоохранения и образования.

Старую систему всеобщей социальной поддержки, из-за ограниченности ресурсов, должны были заменить программы, основанные на адресной социальной помощи, что позволило оказывать более весомую помощь действительно нуждающимся.

За счет проведенных реформ, численность получателей пособий сокращается в сочетании с увеличением размера пособий. В целях социальной защиты населения в условиях повышения тарифов на коммунальные услуги и энергоносители введены механизмы социальной защиты малообеспеченных слоев населения.

Другим основным направлением реформ было обеспечение финансовой устойчивости Социального фонда, в том числе через совершенствование системы сборов страховых взносов, и расширения базы путем вовлечения всех юридических лиц, занимающихся трудовой деятельностью на территории страны. Это направлено, во-первых, на государственную гарантию минимума пенсионных выплат, во-вторых, учет трудового вклада пенсионера, сделанный в советское время, в-третьих, выплату из накопленных сумм страховых взносов на личных счетах застрахованных лиц.

4. Охрана окружающей среды и безопасность

Регулярно происходящие на юге республики природно-климатические потрясения и катаклизмы – паводки и оползни, стали причиной разрушения объектов инфраструктуры, электроснабжения, телефонной связи, школ, больниц.

В целях предупреждения и ликвидации возможных последствий наводнений и проведения реабилитационных работ привлекаются средства международных организаций.

Международное донорское сообщество в очередной раз проявило оперативность, выразив готовность участвовать в восстановлении юга страны после июньских событий. Все это в совокупности способствует быстрейшему восстановлению нормальной жизнедеятельности населенных пунктов страны.

Таким был краткий расклад внешней финансовой помощи. Привлечение помощи подчинялась строгой логике необходимости проведения своевременных и поэтапных реформ по самым важным направлениям общественной жизни. Конечно, какая-то часть помощи не была столь эффективной как ожидалась. Но это неотвратимые издержки строящейся системы, не обладающей всеми необходимыми качествами эффективного управления в новых рыночных и демократических условиях. Недостаточные навыки в планировании и контроле за эффективным использованием внешних займов привели Кыргызстан столкнулся к проблемам устойчивости внешнего долга.

Поэтому при привлечении и использовании внешних ресурсов, важное значение уделяется возможностям республики обслуживать внешний долг и темпы экономического развития. В современном мире почти нет стран, не имеющих долгов. Для успешного использования внешних вливаний, необходимо проводить тщательную приоритезацию проектов, привлекать кредиты на наиболее льготных условиях кредитования, проводить реструктуризацию «тяжелых» долгов.

Соблюдение этих принципов и является приоритетом в управлении внешней помощи, что позволяет обеспечивать способность бюджета выполнять свои обязательства как в краткосрочном, так и в долгосрочном периодах.

Подводя можно однозначно сказать, что внешняя финансовая помощь стала тем «горючим», которая позволила нам выбраться из практически тупиковой ситуации и открыть новые перспективы.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости