Негодование общественности абсурдному расширению прав полицейских вынудило правящую бюрократию и ведомственных лоббистов отступить. В частности, из законопроекта исключены:
- Принцип априорной законности действий полицейского и обязательности его требований.
- Понятие «неуместности» обеспечения прав граждан (и само это понятие).
- Возможность полицейского поощрять пытки, осуществляемые третьими лицами.
- Возможность для полиции не объяснять свои действия гражданам (мол, мы честно «стремились», как написано в законе, но у нас не получилось).
- Право полиции согласовывать публичные мероприятия (то есть запрещать их).
- Право безвозмездного и произвольного пользования чужой связью.
- Право проведения ревизий финансово-хозяйственной деятельности организаций.
- Прямое исключение «методов и средств» деятельности полиции – к которым относятся, например, пытки - из сферы прокурорского надзора.
- Право на час задерживать людей для проверки документов (правда, время проверки в итоге не регламентировано).
- Прямой запрет на публичную критику полицейским руководства и государства.
- Прямой запрет на забастовку полицейских.
- Чрезмерные возможности применения cпецсредств.
- Восстановление института принудительного лечения пьющих или употребляющих ненаркотические «сильнодействующие средства» (при неопределенности этого термина: под ним можно было понимать и обезболивающие, и инсулин).
- В отличие от прошлой редакции законопроекта, установлен максимальный срок задержания до судебного решения – 48 часов.
- Кардинально улучшено регулирование процесса проникновения в жилище или на земельные участки; перечень мер, при которых полиция может это делать, сокращен до почти разумного, причем полицейские, взломав двери в отсутствие хозяев, обязаны обеспечивать сохранность их имущества.
Ухудшения:
- Исключен запрет на многократное нанесение ударов резиновой (специальной) палкой в одно и то же место.
- Исключен запрет на применение «наручников, а также подручных средств связывания, заведомо влекущее телесные повреждения».
- Прекращен отстрел и хранение гильз огнестрельного несмертельного оружия, что делает его применение гарантированно анонимным.
Основные выводы:
- Сутью законопроекта остается беспрецедентное расширение прав сотрудников органов внутренних дел и, по сути, легализация полицейского государства. Так:
- полиция имеет право без санкции суда или прокурора взламывать любое помещение «для установления обстоятельств совершения преступления либо обстоятельств несчастного случая» (без указания на основания таких действий);
- полицейские, даже не в форме и не имея документов, в обычных условиях могут проверять удостоверения личности граждан;
- банковская и налоговая тайны в отношении полицейских отменяются.
- Беспрецедентное расширение прав полиции превращает в фикцию идею об-щественного контроля за деятельностью МВД.
- Беспрецедентное расширение прав (и размывание оснований для действий) не решает, но кардинально усугубляет проблемы МВД.
- Закон малограмотен.
- В силу этого он представляется эффективным способом отвлечения внимания общества от реальных проблем МВД на заведомо негодный объект – обсуждение деталей законопроекта.
- Представляется, что законопроект «О полиции» в полной мере отражает со-временную корпоративную культуру МВД:
- корпоративную манию величия (введение пожизненного звания «младший сержант полиции в отставке» и приоритетность детей полицейских в летних лагерях);
- юридическую безграмотность, ставшую, насколько можно судить по ряду дел, нормой в современной «правоохранительной» системе; это уже не злой умысел, а результат падения качества юридического (в том числе милицейского) образования и, вероятно, массовой покупки дипломов.
- Тактически данный законопроект представляется еще одной попыткой:
- дискредитировать и стереть из памяти общества советскую цивилизацию, реалии которой являются смертельным обвинением для современной коррумпированной, развращенной или просто бездельной бюрократии (в частности, созданная еще Временным правительством и ставшая затем советской милиция отличается от современной, насколько можно судить, как человек от обезьяны);
- лишить нас исторической памяти (так как после переименования милиции в полицию автоматически окажется экстремистским целый пласт книг о Великой Отечественной войне, содержащих призыв к убийству полицаев или формирующих одобрительное отношение к таким убийствам);
- модернизировать хоть что-нибудь, проявив в соответствии с веянием времени и требованием президента Д.А.Медведева «инновационность»;
- вывести МВД и, в особенности, его руководство из-под нарастающей и в основном справедливой критики со стороны общества при помощи «смены ко-жи»;
- профанированием обсуждения (якобы «всенародного», хотя велось в основном в Интернете) создать ощущение демократизации.
При этом маскируется тот факт, что проблема МВД заключается не в не-правильном законодательстве, но в тотальном нарушении этого законодательства; последняя проблема выводится за рамки обсуждения.