Пособие "Управление качеством на предприятии" разработано коллективом консультантов Межрегионального фонда "Бизнес-центр" (г. Луганск) в составе:
Журавлев Евгений Владимирович
Зарубинский Валерий Моисеевич
Ищенко Елена Викторовна
Олийнык Олег Николаевич - консультант ФМК.
Ответственный редактор - Олийнык Олег Николаевич
Введение
1. Сущность и значение качества для предприятия
1.1 Понятие качества
1.2 Влияние качества на прибыль
1.3 Качество и маркетинг
1.3.1 Конкурентоспособность и качество продукта
1.3.2 Качество и управление ценой
1.3.3 Качество и товародвижение
1.3.4 Качество и продвижение продукции на рынок
1.4 Качество и технический прогресс
2. Мировой опыт управления качеством на предприятии
2.1 Опыт управления качеством на предприятиях США
2.2 Опыт управления качеством в Японии
2.3 Европейский опыт управления качеством
2.4 Принципы всеобщего управления качеством (TQM)
3. Система управления качеством на предприятии
3.1 Статистические методы управления качеством
3.1.1 Схема процесса
3.1.2 Контрольный листок (таблицы проверок)
3.1.3 Временной ряд (линейный график)
3.1.4 Диаграмма Парето
3.1.5 Причинно-следственная диаграмма
3.1.6 Гистограмма
3.1.7 Диаграмма рассеяния
3.1.8 Контрольная карта
3.2 Требования потребителей и характеристики продукции
3.2.1 Определение потребностей
3.2.2 Создание технического качества и воспринимаемое потребителем качество
3.3 Организация всеобщего управления качеством
Заключение
Любой предприниматель вне зависимости от масштаба своей деятельности (малый, средний или крупный бизнес) в первую очередь ставит перед собой одну простую задачу. Он хочет быть успешным предпринимателем, он хочет, чтобы его бизнес был экономически эффективным.
Каждая компания хочет иметь надежного партнера, в частности всегда выдвигает такое тербование, как соответствие его продукции определенному качеству. При заключении внешнеэкономических контрактов компании все больше времени уделяют изучение качественных характеристик продукции. Сейчас с этим сталкиваются большинство отечественных предприятий, которые экспортируют свою продукцию.
Естественно, что успешность бизнеса возможна при выполнении требований, определенных такими нормативными актами как международные, государственные и отраслевые стандарты. И в первую очередь стандарты, определяющие качественные параметры выпускаемой продукции. Под продукцией будут пониматься как производимые товары, так и оказываемые услуги. В необходимых случаях будут цитироваться отдельные положения международных стандартов, связанных в первую с определением качественных показателей и управлением качеством.
Принять быстро и правильно решение менеджерам международных компаний сегодня помогает такой фактор, как наличие или отсутствие у их потенциального партнера сертификата нп соответствие международным стандартам ISO серии 9000. При наличии сертификата партнеры быстрее договариваются. Сертификат - это свидетельство того, что фирма имеет систему качества, которая соответствует международному уровню, и это уже становится первым шагои к взаимопониманию.
В самом начале нашего обсуждения приведем выдержку из международного стандарта ИСО 9004-1:1994 "Управление качеством на предприятии", которая однозначно определяет основную задачу, стоящую перед любым предприятием, действующим на рынке:
"Основной задачей любой организации является обеспечение качества выпускаемой продукции.
Успешная деятельность организации обеспечивается выпуском продукции, которая:
а) отвечает четко определенным потребностям, области применения или назначению;
б) удовлетворяет требованиям потребителя;
в) соответствует применяемым страндартам и техническим условиям;
г) отвечает требованиям общества;
д) учитывает требования охраны окружающей среды;
е) предлагается потребителю по конкурентоспособным ценам;
ж) является экономически выгодной.
Для достижения поставленных целей организация должна держать под контролем все технические, административные и человеческие факторы, влияющие на качество выпускаемой продукции. Такой контроль должен быть направлен на сокращение, устранение и, что наиболее важно, предотвращение несоответствий.
Разработка и внедрение системы качества должны осуществляться для достижения целей, определенных политикой организации в области качества". (Международный стандарт ИСО 9004-1: 1994. "Управление качеством и элементы системы качества")
Уже из последовательности требований к продукции видно, что в первую очередь должны удовлетворяться потребности потребителя при условии выполнения требований стандартов. А это означает, что требования стандартов определяют нижнюю границу требований потребителя.