Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

«МодерниЗация» экономики России

Файлы

Кардинальное улучшение инвестиционного климата

А.Галушка, А. Голубович, А. Идрисов, А. Осипов, Б. Титов, М. Шпигель, Е.Юрьев

ЕЖЕГОДНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ДОКЛАД ОБЩЕРОССИЙСКОЙ
ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ «ДЕЛОВАЯ РОССИЯ»

Москва, 2010 год


Содержание

1. Экономика медленно восстанавливается

2. Экспортно-сырьевая (ресурсная) модель

3. Смена экспортно-сырьевой модели

Пределы роста достигнуты
Конкуренция за инвестиции
Социальная безопасность модернизации

4. Улучшение инвестиционного климата на региональном уровне

Лучшие практики создания инвестиционного климата в субъектах РФ
Худшие практики создания в субъектах РФ инвестиционного климата
Модельная программа улучшения инвестиционного климата в субъектах РФ

5. Федеральное участие в улучшении инвестиционного климата в регионах

Рациональность распределения мер федеральной поддержки
Главная движущая сила улучшения инвестиционного климата в регионах

6. Улучшение инвестиционного климата: меры на федеральном уровне

Стимулирующая развитие налоговая система
Тарифы как фактор диверсификации
Доступное для бизнеса финансирование
Благоприятное техническое и таможенно-тарифное регулирование
Антимонопольное регулирование
Обеспечение кадрами
Независимый суд и гуманизация законодательства
Доступность земельных ресурсов

7. Направления инновационной политики

Координация инновационной политики бизнеса
Политика в области государственных научных исследований
Политика государства в области коммерциализации и развития инновационных предприятий малого и среднего бизнеса (МСБ)
Государственная технологическая политика
Региональное измерение инновационной политики
Рамочные условия и стимулы: что необходимо на федеральном уровне
Заключение
Приложения

Введение
«Мы прекрасно понимаем, что современную экономику невозможно
построить сверху и по приказу. Сколько бы госкомпаний у нас ни было,
модернизация будет проведена, прежде всего, силами частного
бизнеса. И только при наличии конкуренции. А роль государства –
создавать для российских и иностранных предпринимателей
благоприятный деловой климат»
   -   Д.А.Медведев

(Выступление 18 июня 2010 г. на Санкт-
Петербургском Международном экономическом форуме)

«Деловая Россия», организация предпринимателей преимущественно несырьевого сектора российской экономики, представляет свой очередной, уже шестой по счёту ежегодный Экономический Доклад. Социально-экономическая ситуация в нашей стране за эти шесть лет во многом изменилась – вырос ВВП, в стране в целом стал выше уровень жизни, обеспечивается макроэкономическая и финансовая стабильность. Однако, к сожалению, улучшения происходят в основном благодаря высоким ценам на сырьё, наша страна продолжает развиваться на базе экспортно-сырьевой модели.

За период, начиная с 1990-х гг., Россия во многом потеряла свой индустриальный потенциал, технологический уровень производства всё больше отстаёт от конкурентов, энергетическая и транспортная инфраструктура находится в критическом, грозящем технологическими катастрофами, состоянии. Главными субъектами нашей экономики по-прежнему являются управляемые в «ручном режиме» 30-40 крупнейших сырьевых компаний и банков, а также бюрократия, по влиянию уже сравнимая с бюрократией советских времён.

Отсталость российской экономики ярко проявилась во время мирового кризиса. Наша зависимость от экспорта сырья, слабость финансового рынка и низкая конкурентоспособность обрабатывающего сектора привели к тому, что Россия оказалась в числе наиболее пострадавших стран.

К сожалению, из кризиса мы не извлекли серьёзного урока: страна восстанавливается, прежде всего, за счёт высоких цен на нефть, обеспечивающих рост сырьевого экспорта, который только за январь-май 2010 г. увеличился на 66,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом дополнительный спрос по-прежнему удовлетворяется не за счёт отечественных товаров и услуг, а за счёт импорта, уже на 32,2% выросшего в первом полугодии (по сравнению с первым полугодием 2009 г.). Обрабатывающий сектор, притом, что и так был невелик -менее 15% в 2008 г., за прошлый год потерял ещё почти 2% в структуре ВВП.

Несмотря на чрезвычайно актуальные, знаковые инициативы президента – инновационное направление экономики, модернизацию экономики и социальной сферы, гуманизацию уголовного законодательства в сфере экономики, кардинального изменения положения не происходит. Экономический рост концентрируется в сырьевом секторе. Пакет «По гуманизации уголовного законодательства в экономической сфере», принятый с активным участием «Деловой России», буксует, натыкаясь на бюрократические преграды, отсутствие реальных изменений в судебной практике и в правоприменении. Бюрократия, главный стимул работы которой сегодня основан на коррупции, не собирается сдаваться.

Стране нужна Модернизация. Президент России Д. А. Медведев очень точно поставил главную на сегодняшний день задачу для нашей страны. Для того чтобы жить лучше, не зависеть от конъюнктуры мирового рынка и стать одним из лидеров глобальной экономики, нам необходимо меняться. Стране нужна не косметическая, а полномасштабная, системная Модернизация, которая полностью изменила бы за следующие 15-20 лет структуру промышленности, инфраструктуры, экспорта, внутреннего рынка, социального сектора.

Для этого необходимо создать миллионы рабочих мест, реконструировать и построить десятки тысяч новых конкурентоспособных производств — и сделать это призван, прежде всего, широкий диверсифицированный частный бизнес, именно он, а не бюрократия, или сырьевой бизнес, которые заинтересованы, прежде всего, в сохранении сегодняшнего «выгодного» состояния, должен стать главным агентом будущей Модернизации.

Для масштабного роста доли ВВП «несырьевого сектора» необходим кардинальный рост предпринимательской активности. При этом, многочисленные опросы и международные рейтинги показывают низкий уровень инвестиционного климата, и особенно -некомфортность административной, регуляторной и контрольной среды для бизнеса.

Для опережающего роста несырьевых обрабатывающих отраслей необходимы масштабные источники инвестиций, технологии производства, опыт организации продаж и сбытовые структуры. Комплексное решение этих задач наиболее успешно решается привлечением прямых производственных иностранных инвестиций.

Мировая практика и значительный отрицательный накопленный российский опыт показывают невозможность привлечения широкого спектра иностранных производственных инвестиций и значительного роста национальных производителей в условиях неблагоприятного инвестиционного климата. Действенность этой зависимости увеличивается с ростом глобализации рынков товаров и капитала.

Таким образом, без кардинального улучшения условий ведения бизнеса успешная, социально безопасная, масштабная модернизация невозможна, равно как невозможно реально повысить конкурентоспособность российской экономики и осуществить экономически оправданное инновационное развитие.

В этой направлении очевидной, краеугольной и безальтернативной является необходимость выполнения российским государством своей основной задачи в экономике -формирование условий для развития частной инициативы, свободного рынка, честной конкуренции, создание инвестиционного климата, при котором в России станет выгодно и безопасно производить.

В реализации этой задачи Деловая Россия видит три ключевых направления.

Первое: запустить драйвер непрерывного улучшения инвестиционного климата на основе конкуренции регионов за привлечение частных инвестиций и партнерской поддержки федерального центра эффективных региональных усилий по привлечению инвестиций.

Второе: демонополизировать и децентрализировать экономику, от «ручного управления» крупнейшими компаниями перейти к политике «тонкой настройки» сбалансированной экономики, ориентированной на рост за счёт увеличения добавленной стоимости в производстве, а не на экспорт сырья.

Третье: усилить роль государства в реализации отраслевой (промышленной) политики, в развитии тех секторов экономики, которые вызовут новый спрос на рынках высокотехнологичных товаров и услуг, и станут локомотивами Модернизации.

Именно решение задачи быстрого и кардинального улучшения инвестиционного климата в стране должно быть в центре всей экономической политики государства и именно этой проблеме мы посвящаем наш экономический Доклад в 2010 г.

1. Экономика медленно восстанавливается

Текущий год, от которого ждали посткризисного восстановления экономики, оказался не столь благоприятным как, ожидалось: мировые финансовые и товарные рынки продолжают переживать значительные потрясения, которые ещё весьма далеки от завершения, экономика развитых стран стагнирует, прогнозы по росту ВВП не оправдываются в США, ЕС, Японии.

Россия – не исключение: в 2009 г. в прогнозе ВВП Минэкономразвития ошиблось на 14,6 п.п. (то есть вместо рецессии предполагался рост!), инвестиций — на 30,8 п.п., а главный документ страны — бюджет — переписывался дважды и окончательно был утвержден лишь в апреле, а антикризисная программа — в июне.

Несмотря на то, что во II квартале 2010 г. экономика России за счёт повышения мировых цен на нефть стала восстанавливаться после прошлогоднего глубокого спада, в результате притока в страну нефтедолларов вырос внутренний спрос, а вместе с ним уверенность потребителей и предпринимателей. Несмотря на то, что многие эксперты утверждают, что кризис уже миновал, экономика в целом и промышленность в частности по-прежнему находятся в тяжелом состоянии:

    Снижение ВВП. Кризис 1998 г. отразился на динамике ВВП резким падением, а затем таким же стремительным ростом. Кризис 2008-2009 гг. оказался более затяжным: после первоначального замедления роста ВВП на 2,5 п.п. в 2008 г., показавшегося нам обвалом, в 2009 г. ВВП рухнул еще на 13,5 п.п.
  • Неудивительно, что Индекс промышленного производства в 2009 г. снижался по всем отраслям (единственное исключение -добыча топливно-энергетических полезных ископаемых). Но это – просто «подарок» со стороны КНР и ряда других бывших «развивающихся стран», обрабатывающая промышленность которых пострадала меньше нашей, и по-прежнему требует сырья.
  • Импорт и экспорт. За счет повышения экспортной цены российской нефти растут доходы государства. Дополнительные доходы направляются на потребление, которое удовлетворяетсянезасчетвнутреннегопроизводства, а за счет увеличения импорта.
  • Рентабельность проданных товаров, продукции, работ, услуг неуклонно снижается, начиная с 2005 г., однако в 2009 г. снижение было особенно резким: рентабельность упала сразу на 1,5 п.п. итак с невысоких 13% в 2008 г.
  • Численность безработных, хотя в 2010 г. и восстановилась до предкризисного объема, за 2009 г. выросла почти до 900 000 чел. (8,4% по методологии МОТ), за год страна потеряла около полумиллиона рабочих мест. Почти половина из них – в обрабатывающем производстве: сокращение составило 716 тыс. чел. Если в 2008 г. на работу в обрабатывающей промышленности было принято более двух миллионов человек (30% от числа занятых), то в течение 2009 г. в этой отрасли российской экономики нашли себе работу всего менее полутора миллионов (то есть, всего 22,7%). Всего же за 2000-2009 гг. доля занятых в промышленности сократилась с 19,1% до 15,6% от общей занятости (то есть занятость сократилась на 1822 тыс. чел.).
    Вопреки распространённым представлениям основной причиной снижения занятости стали вовсе не массовые увольнения: выбытие работников1 в 2009 г. даже снизилось по сравнению с периодом роста 2005-2008 гг. Основной причиной ухудшения положения дел с занятостью в период кризиса обычно является снижение возможностей предприятий по созданию рабочих мест. Так произошло и в России: в 2009 г. было принято на работу на два миллиона человек меньше, чем годом ранее; в свою очередь, в 2008 г. было принято на полмиллиона меньше, чем в 2007 г.
  • Производительность труда не превышает 7%, несколько раз вплотную приближаясь к этому рубежу, но, не преодолевая его. Главная причина низкой производительности – в технологической отсталости производств, использующих ручной труд на тех участках, на которых развитые страны давно ввели автоматизацию.
    Производительность труда не росла и в годы профицита федерального бюджета, хотя в это время проводить модернизацию можно было максимально безболезненно. Однако сырьевая отрасль – одна из самых низкопроизводительных отраслей (рис. 7) -особенно в максимально успешные годы фактически не проводила модернизацию, хотя именно в добывающей отрасли один из самых высоких коэффициентов износа основных фондов (рис. 8).
  • Изношенность основных фондов растет: она увеличилась с 12,9% в 2007 г. до 13,1% в 2008 г. Изношенные основные фонды, в особенности машины и оборудование, отрицательно сказываются не только на развитии импортозамещения, но также являются индикатором отсутствия инвестиций в собственную промышленность и внедрение инноваций. Особенно на общем фоне выделяется добывающая промышленность, где за 2003-2008 гг. изношенность машин и оборудования увеличилась с 20,6% до 25,3%. Обрабатывающие производства, напротив, сократили изношенность машин и оборудования с 30,7% до 17,8% (рис. 9, рис. 10). Однако инвестиции в основные фонды могли бы еще вырасти, если бы были сокращены амортизационные сроки.
  • Развитие инфраструктуры. Серьезным барьером для развития также является неподготовленность инфраструктуры. Например, запросы на получение условий по подключению к энергосетям по данным ОАО «РАО ЕЭС России» в 2007 г. были удовлетворены только на 10% при средней стоимости подключения 17,8 тыс. руб. за кВт.
    Таким образом, при потребностях малых предприятий в электроснабжении в пределах 10-50 кВт, средняя плата за присоединение такого объема мощности составляет 60-300 тыс. руб. Растущий дефицит мощностей усугубляется крайне низкой энергоэффективностью экономики, которая в 7-13 раз ниже, чем у развитых стран.
  • В России по-прежнему сохраняется неразвитость автодорожной сети. Более 62% автодорог не соответствуют нормативным транспортным требованиям, только 8% от общей протяженности автомобильных дорог федерального значения имеют многополосную проезжую часть, доля дорог первой категории составляет всего лишь 9% (41% - дороги третьей категории), а прирост протяженности автомобильных дорог в 5 раз отстает от прироста уровня автомобилизации в стране. Более того, около 50 тыс. населенных пунктов просто лишены подъездных дорог, в то время как 75% грузоперевозок осуществляется автомобильным транспортом.

    Неудовлетворительное состояние автодорожной инфраструктуры приводит к негативным последствиям:

    • значительному удорожанию транспортной составляющей в себестоимости товаров – до 15-20% по сравнению с 7-8% в развитых странах;
    • увеличению среднего расхода горючего в 1,5 раза по сравнению с другими странами;
    • росту стоимости обслуживания автомобилей в 2,5-3,4 раза при сокращении срока службы на 30% и более чем двукратном уменьшении производительности труда.

    В результате средняя скорость перемещения грузов по стране составляет 200-300 км, что в 3-5 раз меньше, чем в развитых странах, где этот показатель равен около 1000 км2.

    Сегодня необходимо принять кардинальные меры по развитию инфраструктуры, и единственная возможность для этого кроется в масштабном развитии частно-государственного партнерства.

  • Привлечение инвестиций. Для того, чтобы реализовать амбициозные планы модернизации, российская экономика остро нуждается в прямых иностранных инвестициях – не только по причине нехватки собственных финансовых ресурсов, но и для технологической модернизации. В 2005-2008 гг. Россия привлекала большие объёмы ПИИ, однако в 2009 г. этот рост приостановился. Согласно данным ЮНКТАД, в 2007-2008 гг. суммарный приток ПИИ в российскую экономику составил более $130 млрд.3, за 2009 г. было привлечено лишь $38 млрд., а 2010 г. всего 5 млрд. Для справки, Казахстан привлёк в 2010 г. 30 млрд. (рис. 13, 14).
  • Если обратиться к оценке непосредственных результатов ПИИ, то есть, числа новых проектов и новых рабочих мест, Россия снова оказывается не в выигрышном положении – на этот раз по сравнению с восточноевропейскими странами. По отношению числа новых проектов к объёму ВВП Россия в списке из семи стран обходит лишь Турцию, а по отношению числа созданных рабочих мест – лишь Украину. Хотя за 2008-2009 гг. в результате привлечения ПИИ в России было создано более 24 тысяч новых рабочих мест – примерно столько же, сколько во Франции или в Польше. Эта цифра очень мала в сравнении с общей численностью занятых в российской экономике (рис. 15, 16), особенно учитывая наш высокий уровень износа основных фондов.

    Мотивы инвестирования в Россию имеют чётко выраженную окраску: существенная часть представляет собой инвестирование в развитие нефтегазовых месторождений. Эта тенденция будет продолжаться в обозримом будущем, так как потребности России в инвестициях для освоения новых месторождений исчисляются триллионами рублей. Так, привлечение иностранных инвестиций будет частью стратегии освоения огромных запасов природного газа на полуострове Ямал и на арктическом шельфе, а также строительства в России мощностей по производству и транспортировке сжиженного природного газа.

    Результат: в конце августа Минэкономразвития внесло коррективы в макропрогноз, скорректировав июньский вариант: прогноз по инфляции на 2010 г. повышен до 7 - 7,5% (против 6 7%), по инвестициям — до 2,5%, прогноз по ВВП не изменен — 4%. Однако, не исключено, что прогноз придется пересматривать вслед за движением главного (и самого непредсказуемого) параметра российского бюджета -цены на нефть, без которого в ориентированной на экспорт сырья экономике невозможно составить бюджет. Вслед за этим придется пересматривать и прогноз по ВВП, инфляции и остальным параметрам, включая промышленное развитие.

    Экономическая модель, обрекающая нашу страну на жизнь по схеме «экспорт сырья - основа доходов бюджета и населения», в сочетании с фискальной и бюрократической системой убивает конкуренцию, не даёт вырасти отечественному бизнесу даже там, где на его продукцию и услуги появляется спрос.


    1 Цифры приёма и выбытия работников приводятся по предприятиям и организациям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства.

    2 Фахретдинов С.Б. Оценка влияния автодорожной структуры на развитие бизнеса в регионах. // Проект «Качество дорог России» Общероссийской общественной организации «Деловая Россия», Москва, 13 мая 2008 г.

    3 Здесь и далее объёмы ПИИ приводятся в текущих ценах. Необходимо учитывать, что покупательная способность доллара ежегодно снижалась из-за инфляции и колебаний валютных курсов.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости