Резюме
Рассматриваются вопросы совершенствования антимонопольного законодательства. Для ряда ключевых понятий антимонопольного законодательства («товарный рынок», «взаимозаменяемые товары», «продуктовые границы рынка», «географическая граница рынка») предложены уточненные определения, учитывающие особенности реальных рынков несовершенной конкуренции. Уточненные определения этих понятий рассматриваются как вербальные модели, приспособленные для решения задач антимонопольного регулирования. С использованием уточненных определений предложен метод конструирования продуктовых и географических границ рынков товаров производственного назначения. Метод позволяет повысить обоснованность суждений о границах рынка.
The article considers issues of antitrust regulation development. For a number of key concepts (“goods market”, “substitute goods”, “goods market boundaries”, “geographic market boundaries”) we introduce refined definitions that take into consideration the peculiarities of the real imperfect competition markets. Refined definitions of these concepts are verbal models applicable for solving antitrust regulation problems. We have developed a methodology for industrial goods market product and geographic boundaries framing that uses these refined definitions. The methodology allows making betterfounded judgments on the boundaries of goods markets.
«Физика и общая математическая методология, современное естествознание учат нас – особенно популяризировал это умнейший человек XX века, Нильс Бор покойный, - что точность любой научной и наукообразной дисциплины зависит не от количества элементарной или высшей математики в этой дисциплине, не от обилия формул в тексте, а от строгости и точности определения элементарных структур и элементарных явлений в данной области. Любая область может стать предметом точных и строгих исследований, ежели строго и однозначно сформулированы в ней элементарные структуры и элементарные явления».
Из книги Н.В. Тимофеева – Ресовского «Воспоминания».
Известно, что антимонопольное законодательство находится «на стыке» двух отраслей знаний: юриспруденции и экономики. Понятия товарный рынок», «взаимозаменяемые товары», «продуктовые границы рынка», «географические границы рынка» принято относить к экономической, а не к правовой терминологии. С другой стороны, от трактовки этих понятий в рамках конкретного антимонопольного разбирательства решающим образом зависит круг товаров, продавцов и покупателей, в отношении которых потенциально могут быть введены санкции.
Между тем, как показывает практика, нормативные определения этих понятий являются неоднозначными, «размытыми», допускающими при их использовании значительную долю субъективизма.
Актуальность проблемы демонстрирует следующий пример, связанный с определением продуктовых границ российского рынка коксующихся углей. В работе, размещенной на сайте ФАС России [1], все марки коксующихся углей рассматриваются как взаимозаменяемые товары. При таком подходе расчетная доля компании «Мечел» на российском рынке коксующихся углей в условиях 2007 года составляла порядка 13%. Напротив, в решении ФАС России по делу №110/51-08 (письмо ФАС России от 21 августа 2008 года, №АГ/20956) различные виды коксующихся углей были разбиты на три группы взаимозаменяемых марок (товаров) с выделением субрынка углей коксовой группы. На этом субрынке расчетная доля компании «Мечел» в 2007 году по расчетам ФАС России составляла 56-67%, т.е. превышала 35% - нормативный порог доминирования хозяйствующего субъекта на товарном рынке.
Цель настоящей работы - представить и обосновать уточненные определения ряда ключевых понятий антимонопольного законодательства («товарный рынок», «взаимозаменяемые товары», «продуктовые границы рынка», «географические границы рынка»), приспособленные для решения задач антимонопольного регулирования, а также продемонстрировать преимущества предлагаемых определений на примере алгоритма конструирования продуктовых и географических границ товарного рынка1.
Работа базируется на нескольких ключевых идеях.
Первая идея связана с представлением о том, что любое экономическое понятие – это вербальная (т.е. словесная, текстовая) модель того или иного экономического процесса, явления, объекта [2]. Известно, что любая модель позволяет решать более - менее широкий, но всегда ограниченный круг задач. Например, простейшая, так называемая, «матричная» модель товарного рынка отражает объемы товаров, поставленные каждым продавцом тому или иному покупателю в течение определенного периода. Однако эта модель не позволяет объяснить, например, важнейшее понятие рыночной экономики – цену рыночного равновесия.
В настоящей работе показано, что существующие нормативные определения ряда ключевых понятий антимонопольного законодательства («товарный рынок», «взаимозаменяемые товары», «продуктовые границы рынка», «географические границы рынка») представляют собой вербальные модели, которые плохо приспособлены для решения задач антимонопольного регулирования. Идея состоит в том, чтобы разработать определения этих понятий, учитывающие основные особенности и реальные условия решения таких задач.
Например, понятие «товарный рынок» теоретически можно определить с помощью вербальных моделей, по меньшей мере, трех типов. Или как множество хозяйствующих субъектов, связанных между собой отношениями «купли – продажи» определенного товара, или как множество экономических событий (сделок «купли-продажи»), или как экономический процесс (вид экономической деятельности). С другой стороны реально доступной регулярной информацией о российских товарных рынках являются отчетные данные участников рынков о натуральных и стоимостных показателях, характеризующих объемы ежемесячной продукции, которые тот или иной производитель (продавец) поставил тому или иному потребителю (покупателю). С такой информационной базой наилучшим образом согласуется определение термина «товарный рынок» как множества хозяйствующих субъектов, связанных между собой отношениями «купли – продажи» определенного товара.
Вторая идея связана с тем, что свойство взаимозаменяемости любого товара принципиально отличается от всех других его свойств (характеристик), например, цены товара, его веса, объема и т.д. Дело в том, что свойство взаимозаменяемости того или иного товара имеет смысл только по отношению к другому товару. Другими словами, свойство взаимозаменяемости характеризует не товар, а отношения между товарами. При этом, взаимозаменяемость товаров при любом числе сопоставляемых товаров можно установить только путем их попарного сопоставления. Поэтому в работе предложено определять понятие «взаимозаменяемые товары» как множество пар взаимозаменяемых товаров для условий одного, отдельно взятого покупателя, а понятие «продуктовые границы рынка» – как множество пар взаимозаменяемых товаров одновременно для условий нескольких покупателей – участников одного и того же рынка.
Третья идея связана с тем обстоятельством, что множество пар взаимозаменяемых товаров, обозначаемое термином «взаимозаменяемые товары», и множество пар взаимозаменяемых товаров, которое обозначается термином «продуктовые границы рынка», должны удовлетворять принципиально разным требованиям.
Множество пар взаимозаменяемых товаров, обозначаемое термином «взаимозаменяемые товары», теоретически должно удовлетворять техническим, технологическим, экономическим и всем иным требованиям, которые в совокупности определяют условия фактически состоявшейся или потенциально возможной замены одного товара на другой для того или иного конкретного потребителя (покупателя) соответствующего товара. Это означает, что при формировании множества пар взаимозаменяемых товаров, которое обозначается термином «взаимозаменяемые товары», необходимо учитывать тот факт, что взаимозаменяемость товаров промышленного назначения, как правило, зависит не только от свойств этих товаров, но и от обстоятельств, присущих одним покупателям, но отсутствующих у других.
Например, все действующие в России крупные теплоэлектростанции (ТЭС), использующие угольное топливо, оснащены котельным оборудованием, которое приспособлено для сжигания либо бурых (низкокалорийных), либо каменных (высококалорийных) углей. Поэтому для существующих российских угольных ТЭС бурые и каменные угли – это виды закупаемого топлива (товары), которые не являются технологически взаимозаменяемыми. Однако в мире действуют современные угольные ТЭС, где сжигание угля происходит в так называемом «циркулирующем кипящем слое». Для таких угольных ТЭС бурые и каменные угли – это технологически взаимозаменяемые товары.
Принципиально важно подчеркнуть, что указанные выше требования к взаимозаменяемости товаров для условий отдельно взятого покупателя (потребителя) имеют смысл как в условиях рыночной, так и в условиях плановой экономики. И в этом смысле эти требования никак не связаны с проблемами антимонопольного законодательства.
Совершенно другим требованиям должно отвечать множество пар взаимозаменяемых товаров, которое обозначается термином «продуктовые границы рынка». Смысл этих требований в том, чтобы «продуктовые границы рынка» наилучшим образом отражали свойства реального товарного рынка, существенные для анализа состояния конкурентной среды на этом рынке.
В настоящей работе рассмотрены три альтернативных определения понятия «продуктовые границы рынка» и в результате выбран вариант определения и связанный с ним алгоритм конструирования границ рынка, наилучшим образом отвечающие указанным требованиям. Этот алгоритм представлен как процесс решения двух типов задач. Задачи первого типа – это выявление множества пар взаимозаменяемых товаров для условий отдельно взятого покупателя. Задачи второго типа – это конструирование границ рынка как множества пар взаимозаменяемых товаров для нескольких покупателей при условии, что для каждого из этих покупателей предварительно решены задачи первого типа.
1 Считаю приятным долгом выразить признательность канд. физ.- мат. наук И.В.Бродскому, канд. юр. наук А.С. Смбатян и канд. эконом. наук Н.Е. Фонарёвой за подробные и конструктивные обсуждения рукописи, позволившие значительно улучшить изложение полученных результатов.