Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Разработка инновационной стратегии развития крупной промышленной компании (на примере трубной отрасли). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук

Файлы

На правах рукописи
Оборский Владимир Брониславович

Москва – 2011

Специальность 08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством (Теория управления экономическими системами, Управление инновациями и инвестиционной деятельностью)

Работа выполнена на кафедре менеджмента Международного университета в Москве.

Научный руководитель: Доктор экономических наук
Олег Алексеевич Бучнев
Официальные оппоненты: Доктор экономических наук, профессор
Андрей Владимирович Орлов

Доктор экономических наук, профессор
Вадим Иванович Маршев
Ведущая организация: Московский энергетический институт» (Технический университет)

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Внедрение инноваций в современных отечественных условиях становится основным условием обеспечения экономического развития страны. Формирование инновационной корпоративной культуры в Российском обществе невозможно без осознания значимости инноваций, понимаемых как ориентация на непрерывное совершенствование организационной структуры, продукции, услуг, систем, процессов, современных крупных компаний. В современной экономической литературе ни кем не отрицается необходимость инновационного развития, тем не менее, активное внедрение инноваций сдерживается явным несоответствием традиционных корпоративных моделей управления новым экономическим условиям, характеризующимся глобальными структурными сдвигами и институциональными изменениями. Крупные промышленные компании пришли к пониманию разработки инновационной политики, направленной на снижение рисковых составляющих в принятии перспективных управленческих решений, учитывающих динамически меняющиеся внешние условия. Очевидно, что без создания методических подходов по переводу крупных компаний на инновационный путь развития, создания соответствующей инновационной инфраструктуры не произойдет массового внедрения инноваций в реальном производственном секторе отечественной экономики.

Все сказанное выше определяет актуальность исследования, направленного на формирование методических рекомендаций по разработке инновационной стратегии современной крупной компании и её инновационной инфраструктуры, проведенной на примере Трубной металлургической компании (ТМК). Автором предлагается поэтапный подход к преобразованию крупной организации в современную инновационную компанию. Проблемы по поиску, разработке, внедрению и доведению до конечного потребителя инноваций рассмотрены как системная задача.

Степень разработанности проблемы. Теоретические вопросы инновационного развития, проблемы управления компаниями, и связанные с ними задачи стратегического развития, рассматривались в работах зарубежных и отечественных ученых Й. Шумпетера, П. Друкера, И.Ансоффа, С.Бира, Р.Фаллера, Ф.Линна, Д.Нортона, Н.Д.Кондратьева, Д. Куллена, М. Портера, О. Уолкера, Т. Хеннегена. Разработка практической части основывалась на изучении трудов российских ученых, посвященных инновационным и управленческим проблемам крупных компаний: Г.Х.Попова, З.С.Айвазяна, А.Д.Берлина, А.А.Дынкина, В.Л.Иноземцева, А.В.Орлова, В.И.Маршева, И.И.Мазура, А.Ю.Манюшиса, П.С. Завьялова.

Большое внимание вопросам инновационного развития предприятий российской экономики, в частности трубного комплекса, и адаптации их к рыночной среде, в своих трудах отводили такие ученые, как И.П.Шабалов, А.Ф.Андреев, О.А. Бучнев, В.Г.Зимовец, А.А.Макаров, А.М.Мастепанов.

Значительный объём в указанных работах, посвященных формированию инновационных стратегий, занимают теоретические вопросы инновационного развития, как в масштабах экономики, так и на уровне предприятий, но недостаточно изучены и разработаны вопросы практического внедрения инноваций в крупных компаниях, не проработаны методические вопросы управления инновациями, не сформированы ориентиры достижения ключевых целей инновационных стратегий.

Объект диссертационного исследования: крупные отечественные трубные компании.

Предмет диссертационного исследования: управление инновационным развитием крупной трубной компании.

Цель диссертационной работы. Разработка методических рекомендаций по формированию стратегии инновационного развития крупной компании, отвечающей современным вызовам с точки зрения повышения ее эффективности и конкурентоспособности на отечественном и мировом рынках на примере компании ОАО ТМК и трубной отрасли в целом.

Задачи диссертационной работы. В соответствии с главной целью в ходе диссертационного исследования решались следующие основные задачи: - исследование накопленного теоретического и практического опыта организации инновационного развития на базе построения инновационных национальных систем; - выявление инновационной специфики мировой и отечественной трубной отрасли и оценка перспективных направлений её развития; - разработка и апробация методических рекомендаций по формированию инновационной стратегии развития крупной производственной компании, повышающей ее эффективность и конкурентоспособность на отечественном и мировом рынках.

Теоретической и методологической основой исследования являются работы зарубежных и отечественных ученых в области стратегического управления, инноваций, финансового менеджмента, инвестиционного проектирования и бизнес-планирования. В работе использовались нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность российских предприятий в сфере инновационного и инвестиционного развития отношений, отраслевые документы и нормативы. Методологической основой разработки стратегии инновационного развития служит системный подход, который учитывает как внутренние, так и внешние взаимодействия трубной отрасли.

Информационная база исследования опирается на научные монографии, материалы научных конференций, отраслевые издания, статистические данные, материалы российских отраслевых министерств, данные Росстата, данные, представленные в ежегодных отчетах мировых и отечественных трубных компаний, нормативно-правовые документы, техническую и экономическую литературу.

Научная новизна диссертационной работы состоит в разработанных автором методических рекомендаций формирования стратегии перехода на инновационный путь развития крупной отечественной трубной компании, создания соответствующей инновационной инфраструктуры, инструментов контроля инновационного развития, а также механизма внедрения этой стратегии, без нарушения технологического ритма работы компании.

Основные результаты и положения диссертации, полученные лично автором и выносимые на защиту:

обобщены и доработаны теоретические и методические подходы к формированию инновационного процесса в крупной компании как инструмента повышения её конкурентоспособности;

уточнены и классифицированы виды инноваций, обобщена их роль в инновационном развитии современных крупных компаний; обобщен зарубежный и отечественный опыт формирования национальных инновационных систем, выявлены факторы государственного регулирования, способствующие интенсификации распространения инноваций;

разработаны методические рекомендации по разработке стратегии инновационного развития крупной компании и создания её инфраструктуры;

проанализировано современное состояние трубной отрасли и её перспективные инновационные направления;

апробированы методические рекомендации по внедрению инноваций в компании ТМК и управлению изменений в компании;

проведен расчет экономического эффекта и срока окупаемости основных элементов инновационной стратегии компании ТМК;

предложены и доведены до качественных характеристик методы контроля перехода крупной компании на инновационный путь развития.

Степень обоснованности научных выводов и положений, содержащихся в диссертации, обеспечивается использованием общепринятых положений теории и практики реструктуризации, финансово-экономического анализа, методов экономического моделирования.

Практическая значимость исследования. Основные положения диссертации использованы при разработке методических и практических рекомендаций для ОАО ТМК по внедрению инноваций. Результаты диссертационного исследования могут быть использованы в процессе перехода на инновационный путь развития других крупных компаний, а также в учебном процессе в курсах по стратегическому управлению и инновационному менеджменту для студентов экономических специальностей и слушателей программ МВА.

Реализация и апробация результатов работы.Основные результаты работы были доложены на заседании Правления ОАО ТМК и реализованы в окончательном варианте стратегии инновационного развития компании. Предложенные Методические рекомендации по формированию стратегии инновационного развития крупных компаний включены в учебный план кафедры экономики предприятий Московского энергетического университета.

Публикации. По теме диссертации опубликовано 5 печатных работ общим объемом 12,5 п. л., все лично автором, в том числе одна монография, из них 2,8 п.л. в изданиях, рекомендованных ВАК РФ.

Структура и объем работы. Структура и объем работы определяются целью исследования, задачами и последовательностью их решения. Диссертация представлена на 206 страницах машинописного текста и состоит из введения, трех глав, заключения, приложения и библиографического списка. Текст диссертации включает 42 таблицы, 19 схем,16 графиков, 3 диаграммы и список литературы из 165 наименований.

Структура работы.

Введение.

Глава 1. Теоретические, методические и практические основы инновационного развития крупной компании.

1.1.Типология инноваций. Мировой и отечественный опыт построения эффективных инновационных национальных систем.
1.2.Инновационная стратегия крупной компании, критерии развития инновационного процеса.
1.3.Инновационная инфраструктура крупной компании. Мониторинг инновационного развития.

Глава 2. Структура российской и мировой трубной отрасли, специфика её инновационных проектов.

2.1. Мировая и отечественная трубная отрасль в период принятия решения ТМК о переходе на инновационный путь развития.
2.2. Оценка инновационного продуктового ряда мировой трубной отрасли.
2.3. Оценка конкурентной позиции ТМК в мировой и отечественной трубной отрасли.

Глава 3. Инновационная стратегия развития Трубной металлургической компании.

3.1.Тактические и стратегические ориентиры инновационного развития компании ТМК.
3.2.Инновационная стратегия ТМК, её основные компоненты.
3.3. Управление изменениями в компании ТМК, инновационное влияние ТМК на конкурентное окружение. Перспективы развития трубной отрасли.

Заключение.

Литература.

Приложение.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости