Москва – 2009
Специальность 08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством (Теория управления экономическими системами)
Работа выполнена на кафедре менеджмента Международного университета в Москве (гуманитарного).
Научный руководитель: | Доктор экономических наук Олег Алексеевич Бучнев |
Официальные оппоненты: | Доктор экономических наук, профессор Маиса Эмировна Сейфуллаева Кандидат экономических наук, доцент Людмила Васильевна Масленникова |
Ведущая организация: | ООО «Топливно-энергетический независимый институт» (ТЭНИ) |
I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. В современных условиях в мировой экономике наблюдаются процессы нарастания конкуренции на товарных рынках и рынках капитала. Деятельность компании ОАО «Газпром» – крупного производителя и экспортера природного газа, системообразующей компании российской экономики, важна как для обеспечения стабильного развития экономики страны, так и для ее энергетической безопасности. Для ОАО «Газпром» проблемы разработки и совершенствования конкурентоспособной стратегии особенно важны в настоящее время. Это связано с возрастающей конкуренцией на газовых рынках, появлением новых альтернативных проектов и поставщиков. Экономический кризис заставляет пересмотреть устоявшиеся подходы к продажам газа на зарубежных рынках. Кроме того, не может быть общего подхода к формированию экспортной политики на газовых рынках отдельных стран. Все сказанное выше определяет актуальность исследования, направленного на формирование принципов, приоритетных планов экспортной политики ОАО «Газпром» на зарубежных рынках.
Степень разработанности проблемы. Научные и практические вопросы формирования конкурентоспособной стратегии в отраслях топливно-энергетического комплекса, в том числе применительно к внешним рынкам рассмотрены в целом ряде работ отечественных и зарубежных авторов.
Вопросы теории стратегического развития и стратегического управления компанией рассмотрены в фундаментальных работах К. Боумэна, Т.А. Гайдаенко, Е.П. Голубкова, П. Друкера, П.С. Завьялова, Дж. Куллена, М. Портера, М.Э. Сейфуллаевой, Б.А. Соловьева, О. Уолкера, Р.А. Фатхутдинова, Т. Хеннегена и др. Разработка темы базировалась также на изучении книг, статей и аналитических материалов российских ученых, посвященных проблемам нефтегазового комплекса: О.Б. Брагинского, О.А. Бучнева, В.Д. Зубаревой, Е.Е. Карпель, А.А. Конопляника, К.Н. Миловидова, Т.А. Митровой, В.И. Фейгина, А.А. Шкуты.
Между тем, большое внимание в работах, посвященных проблематике газовой промышленности, уделяется либо общим вопросам формирования внешней конкурентоспособной стратегии, либо ее отдельным аспектам.Недостаточно изучены и разработаны вопросы конкурентоспособности и формирования конкурентоспособной стратегии газовых компаний на отдельных страновых рынках.
Цель диссертационной работы. Целью диссертационной работы является разработка методических подходов к оценке конкурентоспособности газовой компании и выявление стратегических приоритетов развития ее внешнеэкономической деятельности на отдельном страновом рынке.
Достижение поставленной цели обусловливает постановку следующих задач исследования:
- разработать теоретические подходы к формированию конкурентоспособной стратегии ОАО «Газпром» на европейском рынке;
- выявить факторы и условия, определяющие конкурентную среду на европейском газовом рынке;
- разработать методические подходы к определению потенциальной рыночной доли ОАО «Газпром» на рынках газа европейских стран и апробировать их использование на примере Италии;
- выявить основные риски осуществления внешнеэкономической деятельности ОАО «Газпром» и методы управления ими в современных условиях;
- определить направления повышения эффективности деятельности ОАО «Газпром» на европейском газовом рынке;
- разработать предложения по выработке стратегии деятельности и меры по повышению конкурентоспособности ОАО «Газпром» на газовом рынке Италии.
Объектом исследования в диссертационной работе выступает газовый рынок Италии, занимающий третье место в Европе после Великобритании и Германии по объему потребления и обладающий значительным импортным потенциалом.
Предметом исследования в диссертации является совокупность организационно-экономических и управленческих отношений, возникающих в процессе работы компании ОАО «Газпром» на рынке Италии.
Методическая и теоретическая база исследования. На разных этапах исследования в зависимости от характера решаемых задач использовались современные методы исследования, в том числе сравнительный, экономический, логический, многофакторный системный анализ, SWOT-анализ и др. методы.
Информационную базу исследования составили российские и зарубежные специализированные периодические и справочные издания, среди которых следует выделить публикации Международного энергетического агентства, Кэмбриджской ассоциации энергетических исследований (CERA), Eurogaz, British Petroleum, Russian Petroleum Invest (RPI), Business Monitor, а также отечественные издания, в частности экономико-статистические обзоры ООО «Газпром экспо» «Газовая промышленность мира», Росстата и др.
Научную новизну диссертационного исследования составили следующие научные результаты:
- выявлены и обоснованы основные факторы, формирующие конкурентоспособность компании ОАО «Газпром» в современных условиях на газовых рынках европейских стран;
- уточнены основные критерии конкурентоспособности экспортной стратегии ОАО «Газпром» на региональных европейских рынках;
- разработаны и апробированы в расчетах методические подходы определения потенциальной рыночной доли российского газа на рынках европейских стран на среднесрочную и долгосрочную перспективу (стр. 10-13);
- предложены и доведены до количественных оценок методы оценки ценовых конкурентных преимуществ ОАО «Газпром» на региональных европейских рынках;
- сформулированы и обобщены основные стратегические приоритеты формирования и реализации конкурентоспособной экспортной политики ОАО «Газпром» на газовом рынке Италии в перспективе (стр. 20-21).
Решаемая в диссертационном исследовании научная проблема состоит в обосновании и совершенствовании основных подходов к формированию конкурентоспособной стратегии газовой компании на зарубежном рынке.
Практическая значимость исследования. Основные положения диссертации использованы при разработке методических и практических рекомендаций для ОАО «Газпром» и ООО «Газпром экспорт» по выбору направлений и масштабов повышения эффективности экспорта российского газа. Результаты проведенных исследований были также использованы при разработке долгосрочных экспортных планов в текущей деятельности ООО «Газпром экспорт». Методические подходы определения потенциальной рыночной доли российского природного газа на зарубежных рынках используются в ООО «НИИгазэкономика» в схеме прогнозирования объемов экспортных поставок российского природного газа.
Реализация и апробация результатов работы. Основные результаты работы неоднократно докладывались на заседаниях ученого совета и секций ученого совета ООО «НИИгазэкономика», на семинаре «Рынки природного газа на современном этапе: отечественный и зарубежный опыт» (ноябрь 2007 г.) в РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина, а также были использованы в целом ряде аналитических материалов, подготовленных по заказу ООО «Газпром экспорт».
Публикации. По теме диссертации опубликовано 10 печатных работ общим объемом 5,4 п.л., в т.ч. лично автором 4,6 п.л., из них 2,4 п.л. в изданиях, рекомендованных ВАК РФ.
Структура и объем работы. Определена целью исследования, задачами и последовательностью их решения. Диссертация представлена на 175 страницах машинописного текста и состоит из введения, трех глав, заключения, приложения и библиографического списка. Текст включает 16 рисунков, 21 таблицу и список литературы из 179 наименований.
Во введении представлено обоснование актуальности темы диссертационной работы, определяются цели и задачи, предмет и объект исследования, указываются методологические и теоретические основы диссертации, сформулированы научная новизна и практическая значимость.
В первой главе «Основные подходы к формированию рыночной стратегии организации» рассмотрены сущность и содержание стратегий выхода на внешние рынки, основные виды деятельности газовых компаний на зарубежных рынках, исследованы особенности формирования конкурентоспособной экспортной стратегии, а также специфика экспортной стратегии газовых компаний.
Во второй главе «Современные тенденции развития спроса на российский природный газ на европейских рынках» рассмотрены современные подходы к оценке спроса на газ, проблемы оценки конкурентоспособности компании на внешних рынках и возможности ее повышения, а также особенности внешнеэкономической деятельности газовых компаний в условиях кризиса.
В третьей главе «Рекомендации по формированию конкурентоспособной стратегии ОАО «Газпром» на рынке Италии» представлен анализ существующей стратегии экспорта российского газа в Италию на перспективу, сделана оценка рисков при осуществлении внешнеэкономической деятельности ОАО «Газпром», а также предложены меры по совершенствованию экспортной стратегии Общества на рынке Италии.
В заключении формулируются основные выводы, даются практические рекомендации.