Юлия Васькина,
доцент, сотрудник НИИ социальных технологий СамГУ
Апрель 2011
Ущемление прав наемного персонала во многом спровоцировано его собственной пассивностью и неумением отстаивать свои права, считает доцент Самарского государственного университета, сотрудник НИИ социальных технологий СамГУ Юлия Васькина, представившая на секции «Социальные проблемы труда» XII Международной Апрельской конференции Высшей школы экономики по проблемам развития экономики и общества доклад «Степень сформированности наемных работников как субъекта трудовых отношений».
Источник - Экспертный канал "Открытая экономика"
Когда в товарищах согласья нет…
Несформированность работников как субъекта трудовых отношений характеризуется и непониманием работниками специфики своего положения в системе трудовых отношений, и почти полным незнанием своих прав, а также слабыми навыками воздействия на других субъектов трудовых отношений для защиты своих интересов. Эти факторы находят отображение в реальности, что подтверждают, в частности, данные мониторинга социально-трудовой сферы промышленности Самарской области. Обследование проводит НИИ социальных технологий СамГУ с 1995 г., ежегодно опрашивая 1 тысячу работников разной квалификации, занятых на обрабатывающих производствах.
К признакам сформированности наемных работников относится знание сотрудниками своих прав, способов их защиты, отношение к профсоюзам, солидарность работников, регулярность переговоров между работниками и администрацией.
По данным обследования, примерно три четверти знают о своих правах «кое-что», в такой же мере осведомлены о содержании коллективного договора половина опрошенных. В то же время, в большей части этих документов нет даже упоминания о политике изменений в оплате труда, о преодолении у части работников уровня оплаты, который соответствует порогу нищеты (величина одного прожиточного минимума), и о компенсации инфляции. Как отстаивать свои права знает 52,3% работников, но лишь 5% опрошенных, столкнувшись с наиболее ярким проявлением их нарушения – задержкой заработной платы – пытались бороться, обращаясь в органы госвласти. В то же время невыплата заработной платы в срок – не редкость (см. табл. 1).
Таблица 1. Распределение ответов на вопрос: «Были ли на вашем предприятии случаи задержки заработной платы?» (в % к числу опрошенных)
Варианты ответов: | Предприятие «Запчасть» 2009 г. | Предприятие «Полет» 2010 г. |
---|---|---|
Задержек не было | 1,6 | 1,0 |
Задержки были, но сейчас задолженностей нет | 51,7 | 26,0 |
Зарплата задерживается на 1-2 месяца | 46,7 | 58,6 |
Задолженность по зарплате составляет 3 месяца и более | 0,0 | 8,7 |
Другие ответы | 0,0 | 5,7 |
Итого | 100,0 | 100,0 |
ПрофНЕсоюзы
К профсоюзам доверие у опрошенных невысоко – от трети до половины работников предприятий считают, что он защитить их права не способен (см. табл. 2).
Таблица 2. Оценка работниками влияния профсоюзной организации на улучшение условий и оплаты их труда (в % к числу опрошенных членов профсоюза)
Варианты ответов: | Предприятие «Запчасть» 2009 г. | Предприятие «Полет»2010 г. |
---|---|---|
Безусловно, профсоюз оказывает влияние | 13,3 | 17,1 |
Скорее оказывает, чем нет | 36,7 | 24,4 |
Скорее не оказывает | 23,3 | 0,0 |
Совершенно не оказывает влияния | 1,7 | 51,2 |
Затрудняюсь ответить | 25,0 | 7,3 |
Итого | 100,0 | 100,0 |
В целом результаты опроса рисуют портрет неэффективных профсоюзов, которые не способны ни объединить работников, ни организовать их совместные действия по защите собственных прав. О желании выйти из профсоюза заявили 65% от числа опрошенных, и только 8% сообщают, что профсоюз предоставляет им возможность участвовать в оздоровительных мероприятиях, отдыхать на турбазах и домах отдыха по сниженным ценам и т.д.
Бездейственное недовольство
Важный признак, свидетельствующий о степени сформированности работников – солидарность – рассматривается в исследовании через единство действий (активные действия большинства в конфликтной ситуации) и мнений по поводу условий труда (см. табл. 3).
Таблица 3. Удовлетворенность работников условиями своего труда (в % к числу опрошенных)
Варианты ответов: | Предприятие «Запчасть» 2009 г. | Предприятие «Полет» 2010 г. |
||
---|---|---|---|---|
Вполне удовлетворены | 3,3 | 38,3 | 13,9 | 40,6 |
Скорее удовлетворены | 35,0 | 26,7 | ||
Скорее не удовлетворены | 45,0 | 50,0 | 27,7 | 49,5 |
Совершенно не удовлетворены | 5,0 | 21,8 | ||
Трудно сказать | 11,7 | 9,9 | ||
Итого | 100,0 |
Явного преобладания одного мнения не наблюдается, что не свидетельствует о единстве мнений как о признаке сформированности работников в качестве субъекта трудовых отношений.
Респондентам, не удовлетворенным условиями труда, предлагалось также указать, что же их не устраивает более всего. Лидерами «рейтинга» стали плохие санитарно-гигиенические условия (55-71%), плохое обеспечение рабочим инструментом и дефицит запчастей (35-43%). Таким образом, почвой для относительного единства мнений работников стало недовольство условиями труда, как и уверенность в том, что виновато в этом руководство (77%). При этом две трети опрошенных не считают возможным лично присоединиться к участникам конфликта, если таковой возникнет на предприятии. Чтобы определить причину такой позиции, был проведен опрос, результаты которого доказали – относительное единство мнений не приводит работников к участию в активных действиях по защите их интересов (см. табл. 4).
Таблица 4. Распределение ответов на вопрос: «Как Вы считаете, почему работники предприятия не готовы протестовать против администрации, чтобы добиться лучших условий труда, более высокой оплаты, защиты своих прав?»
Варианты ответов: | Предприятие «Запчасть» 2009 г. | Предприятие «Полет» 2010 г. |
---|---|---|
Администрация все равно не пойдет навстречу, нет желания понять работников | 45,3 | 41,0 |
Нет организатора, способного объединить работников на общие действия | 27,4 | 31,0 |
Работники боятся увольнения | 53,5 | 23,0 |
Примечания: респондент мог выбрать больше одного варианта ответа. Приведены не все варианты ответов
Поговорим?
Переговоры между работникам и работодателями – еще один индикатор сформированности субъектов трудовых отношений. Не более трети сотрудников сообщают о том, что на предприятии ведутся переговоры между работниками и администрацией (см. табл. 5).
Таблица 5. Распределение ответов на вопрос: «Ведутся ли в Вашем производстве регулярные переговоры между представителями работников и руководством по выполнению коллективного договора и другим вопросам трудовых отношений?» (в % к числу опрошенных)
Варианты ответов: | Предприятие «Запчасть» 2009 г. | Предприятие «Полет» 2010 г. |
---|---|---|
Да, ведутся | 26,7 | 36,7 |
Нет, не ведутся | 33,3 | 23,3 |
Затрудняюсь ответить | 40,0 | 40,0 |
Итого | 100,0 | 100,0 |
Популярность варианта «затрудняюсь ответить» свидетельствует о низкой информированности работников о ситуации на предприятии, как и противоречивость иных ответов. Причем степень доверия к переговорщикам «от имени коллектива» очень низка – только 28,3% работников отвечают, что доверяют своим представителям в коллективных переговорах. Результаты исследований НИИ социальных технологий СамГУ из года в год свидетельствуют против сформированности работников как субъекта трудовых отношений, исключая лишь отдельные индикаторы (единство мнений по поводу плохих условий труда и их виновников).
Еще один важный вывод, к которому подводит анализ ответов работников разных квалификационных групп: чем выше квалификация работника, тем сознательнее он относится к своим правам, более информирован о ситуации на предприятии, а следовательно – ближе к группе сотрудников с выраженными признаками сформированности.
подготовила Ирина Ильинская