I. Информационный обзор по вопросам малого предпринимательства на федеральном уровне
II. Роль системы ТПП РФ в вопросах поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации
III. Информационный обзор по вопросам малого предпринимательства на региональном уровне
1. Административные барьеры в сфере малого предпринимательства
2. Взаимодействие малого и крупного бизнеса
3. Малый бизнес и жилищно-коммунальное хозяйство
4. Налогообложение малого предпринимательства
5. Общая информация
6. Финансово-кредитная поддержка малого предпринимательства
11.01.2011 • Эксперт подвел итоги 2010 года для малого бизнеса
Условия для ведения малого бизнеса в России за прошедший год изменились незначительно, инициатив по его поддержке было немного.
Такое мнение высказал руководитель направления Национального института системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП) Алексей Шестоперов. «В целом в 2010 году по сравнению с 2009 годом для малого бизнеса ситуация изменилась незначительно. Для сравнения, 2009 год ознаменовался активной реализацией антикризисных мер, было принято довольно много значимых для малого бизнеса решений: новое законодательство о проверках, переход к уведомительному порядку начала бизнеса, расширение доступа к госзаказу, льготные условия технологического присоединения малого предприятия к электрическим сетям и так далее, — перечисляет эксперт. — А вот в 2010 году инициатив по поддержке малого бизнеса было не очень много». Основные меры, направленные на малый бизнес, касались в прошедшем году поддержки высокотехнологичных компаний, констатирует Шестоперов. В частности, были приняты решения по компенсации роста налогов для высокотехнологичных предприятий (сохранение для них ставки страховых взносов на уровне 14%), по освобождению от налога на имущество на срок до 3 лет предприятий, внедряющих энергоэффективное оборудование, по снятию всех ограничений для перехода малых внедренческих предприятий вузов и научных центров на упрощенную систему налогообложения, отмечает представитель НИСИПП.
Кроме того, продолжает он, в 2010 году продолжилась работа по принятию мер, связанных со снижением административных барьеров в конкретных сферах общественных отношений. «Правительством России утверждены соответствующие планы мероприятий по пяти направлениям: градостроительство и земельно-имущественные отношения, сельское хозяйство, внешнеторговая деятельность, образование, здравоохранение и санитарно-эпидемиологическое благополучие, — напоминает эксперт. — По другим сферам соответствующие решения и планы предполагается принять в начале 2011 года. Однако, как показала практика, эта работа носит долгосрочный характер, и быстрых решений здесь ждать не стоит». Определенную поддержку бизнесу в 2010 году оказала, по словам Шестоперова, аномальная жара июля-августа.
«Так или иначе бизнес выиграл от жары, — отмечает он. — Практически в каждом направлении можно найти выгоды, которые в связи с ней получили предприниматели».
Источник: ИА "Росбалт"
11.01.2011 • Налогоплательщики ЕНВД вправе отказаться от применения ККТ при условии выдачи товарного чека
Организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие бытовые услуги населению и применяющие систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, при расчетах наличными денежными средствами и (или) расчетах с использованием платежных карт обязаны руководствоваться положениями п. 2 ст. 2 Федерального закона N 54-ФЗ. Иными словами, такие организации вправе не использовать контрольно- кассовую технику только при условии выдачи бланков строгой отчетности.
Об этом Письмо Минфина РФ от 30.11.2010 N 03-01-15/9-251. В соответствии с п. 2.1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ ''О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт'' (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ) организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, не подпадающие под действие п. п. 2 и 3 ст. 2 данного Федерального закона, при осуществлении видов предпринимательской деятельности, установленных п. 2 ст. 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа), подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу). Статьей 346.26 Кодекса установлено, что система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и применяется наряду с общей системой налогообложения и иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно ст. 346.26 Кодекса на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности переводится предпринимательская деятельность в сфере оказания бытовых услуг, их групп, подгрупп, видов и (или) отдельных бытовых услуг, классифицируемых в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению. При этом в соответствии со ст. 346.27 Кодекса к бытовым услугам относятся платные услуги, оказываемые физическим лицам (за исключением услуг ломбардов и услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств), предусмотренные Общероссийским классификатором услуг населению, за исключением услуг по изготовлению мебели, строительству индивидуальных домов. Таким образом, возможность не применять контрольно-кассовую технику предоставлена организациям и индивидуальным предпринимателям при осуществлении ими видов предпринимательской деятельности, установленных п. 2 ст. 346.26 Кодекса, то есть налогоплательщикам единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, в случае, если они не подпадают под действие п. п. 2 и 3 ст. 2 Федерального закона N 54-ФЗ и выдают по требованию покупателя (клиента) документ, подтверждающий прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу), который должен соответствовать требованиям п. 2.1 ст. 2 Федерального закона N 54-ФЗ.
Вместе с тем Федеральным законом N 54-ФЗ устанавливаются и иные случаи, когда организации и индивидуальные предприниматели могут производить наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно- кассовой техники. Согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона N 54-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности. В случае когда организации и индивидуальные предприниматели оказывают услуги населению, они подпадают под действие п. 2 ст. 2 Федерального закона N 54-ФЗ, при этом условия п. 2.1 не соблюдаются.
Пунктом 3 ст. 2 Федерального закона N 54-ФЗ установлен перечень видов деятельности, при осуществлении которых организации и индивидуальные предприниматели в силу специфики своей деятельности либо особенностей своего местонахождения могут производить наличные денежные расчеты без применения контрольно-кассовой техники.
Источник: Интернет-портал "Субсчет.РУ"
11.01.2011 • Штраф неправомерен, даже если часы на кассе отстают или бегут
Инспекция не вправе оштрафовать продавца за использование кассы, которая печатает на чеках неверное время.
Ответственность возможна, только если налоговики доказали, что такие чеки получали покупатели. В ходе проверки соблюдения правил применения контрольно-кассовой техники инспекторы установили, что компания использует кассовый аппарат, часы которого отстают на один час от реального времени. Ревизоры решили, что это нарушение, и оштрафовали компанию на 30 000 рублей. Налогоплательщик с таким решением не согласился и обратился в суд.
Судьи штраф отменили. Во-первых, факт отставания времени налоговики установили в ходе контрольной закупки, а полномочий на ее проведение у инспекторов нет. Во-вторых, проверяющие представили в качестве доказательств лишь свой чек и не доказали, что продавец использовал контрольно-кассовую техникус неправильным временем при денежных расчетах с другими покупателями. Источник: постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 30.11.10 № А56-27216/2010.
Источник: Газета "Учет.Налоги.Право"
11.01.2011 • Малый бизнес расширяется
Малый бизнес с каждым годом в России становится всё популярнее.
Одни предприниматели стараются изготавливать продукты потребления, другие разрабатывают способы облегчения рабочего процесса. Так за последнее время сфера производства в нашей стране перестала уступать Западу. Теперь отечественное производство может предоставить как скрепки для степлера, так и складское оборудование от конструкторского отдела First Logistik. Одной из причин таких улучшений специалисты называют федеральные и региональные программы помощи предпринимателям.
Кроме того, отмечается желание граждан зарабатывать больше и жить лучше. Такими темпами страна в скором времени выйдет из кризиса и научится в дальнейшем преодолевать подобные неприятности.
Источник: ИИ "NewsProm.Ru"
11.01.2011 • Проценты, начисленные банком на остаток денежных средств на расчетном счете, включаются в доход "упрощенца"
Индивидуальный предприниматель, применяющий упрощенную систему налогообложения, открыл расчетный счет.
По договору банковского обслуживания банк ежемесячно начисляет проценты на остаток денежных средств на счете. Нужно ли предпринимателю включать суммы начисленных процентов в доход? Столичные налоговики считают, что нужно. Соответствующие разъяснения приведены в недавно опубликованном письме Управление ФНС России по г. Москве от 05.07.10 № 20-14/2/069827@. Известно, что плательщики единого налога в рамках УСН учитывают доходы от реализации и внереализационные доходы, которые определяются в соответствии со статьями 249 и 250 Налогового кодекса.
К числу внереализационных доходов относятся доходы в виде процентов, полученных по договорам займа, кредита, банковского счета, банковского вклада, а также по ценным бумагам и другим долговым обязательствам (п. 6 ст. 250 НК РФ). Поэтому начисленные банком проценты на остатки денежных средств на расчетном счете предпринимателя включаются в его доходы.
Источник: "Бухгалтерия Онлайн"
12.01.2011 • Малым предприятиям на УСН установлены пониженные ставки страховых взносов
Президент РФ Дмитрий Медведев подписал Федеральный закон № 432-ФЗ от 28.12.2010 «О внесении изменений в статью 58 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» и статью 33 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в РФ».
Федеральный закон, принятый в целях поддержки предприятий малого и среднего бизнеса, работающих в производственной и социальной сферах, устанавливает двухлетний переходный период, в течение которого ставка обязательных страховых взносов для данных предприятий не будет превышать 26%. Закон, устанавливает пониженные тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на период 2011 - 2012 годов с переходом на общую шкалу в 2013 году для субъектов малого предпринимательства, применяющих УСН и осуществляющих деятельность в производственной и социальной сферах.
Источник: ИА "Клерк.Ру"
12.01.2011 • На экономику регионов в 2011 году повлияют изменения в налогообложении
С января в некоторых регионах и крупных областных центрах вступили в силу законы, касающиеся уплаты налоговых платежей физическими и юридическими лицами. Где-то речь идет о снижении налоговой нагрузки, а где-то, напротив, ставки платежей сильно выросли.
Корреспонденты "РГ" сообщают о самых значимых изменениях в сфере налогообложения. Орел В новом году в Орловской области вступили в силу новые налоговые ставки для малого и крупного бизнеса. Уровень возможного снижения нагрузки варьируется от 1,5 до 4,5 процента и зависит от нескольких показателей. Как сообщил корреспонденту "РГ" председатель орловского облсовета Иван Мосякин, в минувшем году депутаты приняли ряд региональных законов, связанных с налогообложением, которые вступили в силу с 1 января 2011-го. "Некоторые из них, надеемся, повысят инвестиционную привлекательность региона.
Особо отмечу Закон "О понижении налоговой ставки налога на прибыль организаций, зачисляемого в областной бюджет, для организаций, осуществляющих инвестиционную деятельность на территории Орловской области", а также поправки в Закон "О налоге на имущество организаций", - отметил спикер парламента. Липецк Получив в конце 2010 года квитанции об уплате транспортного налога, многие липчане пришли в замешательство. Владельцам автомобилей пришлось выложить суммы, превышающие прошлогодние в 1,5-2,5 раза. Увеличение расценок было связано с тем, что в конце 2009-го депутаты облсовета пересмотрели ставки транспортного налога и впервые за четыре года приняли решение об их повышении. Поскольку ситуация в промышленном секторе начала стабилизироваться, то недавно чиновники пересмотрели ставки транспортного налога, но только для льготной категории граждан. Согласно внесенным изменениям в региональное законодательство, для пенсионеров, передвигающихся на малолитражках, платежи уменьшатся в два раза, пожилые хозяева машин помощнее станут отчислять в региональную казну в четыре раза меньше. Смоленск Осенью 2010 года на Смоленщине был принят закон, в соответствии с которым с 1 января 2011-го полномочия по оказанию медицинской помощи закрепляются за органами государственной власти. Вслед за этим у местных чиновников изъяли и соответствующие средства. По предложению начальника департамента бюджета и финансов Игоря Скобелева, теперь 100 процентов поступлений транспортного налога и 20 процентов налога на имущество организаций идут в региональный бюджет. Воронеж На территории города с 1 января действуют новые ставки налога на имущество физических лиц, на землю и ЕНВД.
В частности, ставки земельного налога в отношении участков, занятых гаражами и автостоянками, увеличатся с 0,02 до соответственно 0,1 и одного процента от кадастровой стоимости участка. За территории, где расположены предприятия и пункты приема неметаллических отходов (резины, текстиля, бумаги, картона, лома, стекла и пластмассы), владельцам придется платить 1,5 процента от кадастровой стоимости - впятеро больше прежнего. "Подорожают" земли под объектами торговли, общепита и бытового обслуживания (с 0,85 до 1,1 процента), а также под предприятиями автосервиса, автозаправочными и газонаполнительными станциями (с 0,85 до 1,5 процента). Владимир Прошедший год в регионе был отмечен затяжной борьбой вокруг транспортного налога. Обладминистрация предлагала увеличить его наполовину, рассчитывая таким образом пополнить казну на 200 миллионов рублей. Важным аргументом было то, что ставка не менялась с 2005-го. Депутаты Заксобрания были против этого решения, ссылаясь на то, что увеличение налога на 50 процентов - непосильная ноша для автовладельцев. Брянск Около 11 миллионов рублей дополнительно могло принести казне Брянска повышение налога на имущество физических лиц. Однако попытка принять такое решение оказалась неудачной - депутаты горсовета проголосовали против.
Причина в том, что владельцев роскошных квартир и особняков, по сути, не отделили от обитателей хрущевок. Налог пообещали не повышать для тех, кто владеет квартирами инвентаризационной стоимостью до 300 тысяч рублей. За более дорогое жилье пришлось бы платить вдвое-втрое больше. На деле пострадали бы не столько толстосумы, сколько обычные семьи, и на это указали некоторые депутаты.
Источник: "Российская газета"
12.01.2011 • Главное событие года для малого бизнеса - повышение налогов
Наибольшее негативное влияние на малый бизнес в России в наступившем году окажет повышение страховых взносов до 34% (для некоторых категорий предприятий — до 26%).
Такое мнение высказал руководитель направления Национального института системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП) Алексей Шестоперов. «Повышение страховых взносов может привести к увеличению в несколько раз нагрузки на фонд оплаты труда на предприятиях с более высокой долей оплаты труда в структуре издержек, прежде всего, на предприятиях в более «продвинутых» технологичных отраслях, — и, как следствие, к уходу многих предприятий с рынка», — предупреждает эксперт. Кроме того, предложенная реформа налогообложения подразумевает возникновение дополнительных контрольных органов — внебюджетных фондов. «Эти органы будут наделены полномочиями налоговых органов: осуществление проверок, приостановление операций по банковским счетам, внесудебное взыскание платежей и ряд других, — перечисляет Шестоперов. — Право проверять предприятия помимо налоговых инспекций получат органы Пенсионного фонда России, Фонда социального страхования и фондов – федерального и территориального — медицинского страхования, что выглядит крайне противоречивым в контексте неоднократных заявлений о необходимости ограничения вмешательства в предпринимательскую деятельность». На фоне заявлений о необходимости снижения числа контролирующих ведомств предлагается реформа, предусматривающая увеличение их количества в несколько раз, недоумевает эксперт.
Под категорию предприятий, уплачивающих страховые взносы в размере 26% от фонда оплаты труда, подпадает лишь около 15-17% субъектов малого и среднего предпринимательства, говорит представитель НИСИПП со ссылкой на оценки «Опоры России». «Пониженные тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на период 2011-2012 годов с переходом на общую шкалу в 2013 году устанавливаются для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения и занимающихся более чем 18 видами различных производств, оказанием бытовых услуг, а также образованием, здравоохранением, предоставлением социальных услуг, деятельностью музеев, библиотек, архивов, ботанических садов, зоопарков и заповедников», — перечисляет Шестоперов. Как повлияет на малый и средний бизнес вступление России в ВТО, которое может состояться в текущем году, «пока нет никакой ясности», отмечает он.
«Правительство уже не раз озвучивало планы по скорому вступлению в ВТО, однако каждый раз решение откладывалось. Остается надеяться, что это решение не будет шоком для предпринимателей, и на высшем уровне будет обозначена точная дата вступления, чтобы предприниматели смогли подготовиться к этому», — подчеркивает эксперт.
Источник: ИА "Росбалт"
12.01.2011 • Прокуроры субъектов РФ разместили план проверок на 2011 год на своих сайтах
Во исполнение Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля», прокуроры субъектов Российской Федерации разместили на своих сайтах планы проведения плановых проверок на 2011 год в пределах субъекта Федерации как части единого сводного плана.
Об этом сообщила пресс-служба Генпрокуратуры РФ. Аналогичным образом были опубликованы части сводного плана транспортными прокурорами и прокурорами иных специализированных прокуратур в рамках их компетенции. Все заинтересованные субъекты предпринимательства, а также органы контроля всех уровней могут ознакомиться с интересующими их проверками на сайтах соответствующих прокуратур. Планы предусматривают как собственные проверки конкретного органа контроля, так и проводимые различными контролерами совместные проверки одного юридического лица или индивидуального предпринимателя.
Доступность информации о контрольной деятельности для широкого круга лиц даст возможность добросовестным предпринимателям скорректировать свою работу с учетом предъявляемых государством требований и обеспечить бесперебойное функционирование своих предприятий и организаций.
Источник: ИА "Альянс Медиа"
13.01.2011 • ЕНВД: определение суммы доходов, полученных по каждому торговому объекту
Если индивидуальный предприниматель является плательщиком единого налога на вмененный доход, то на основании кассовой книги, в частности, при осуществлении предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли, может быть определена сумма доходов, полученная по каждому торговому объекту.
Об этом Письмо Минфина РФ от 22.12.2010 N 03-11-11/326. На основании п. 2 ст. 346.32 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) сумма единого налога на вмененный доход, исчисленная за налоговый период, уменьшается налогоплательщиками на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) за этот же период времени в соответствии с законодательством Российской Федерации, при выплате налогоплательщиками вознаграждений работникам, занятым в тех сферах деятельности налогоплательщика, по которым уплачивается единый налог на вмененный доход, а также на сумму страховых взносов в виде фиксированных платежей, уплаченных индивидуальными предпринимателями за свое страхование, и на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности.
При этом сумма единого налога на вмененный доход не может быть уменьшена более чем на 50 процентов. В соответствии с п. 2 ст. 346.28 Кодекса организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды предпринимательской деятельности, переведенные решениями представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга на уплату единого налога на вмененный доход, обязаны встать на учет в налоговом органе: по месту осуществления предпринимательской деятельности (за исключением видов предпринимательской деятельности, указанных в абз. 3 п. 2 ст. 346.28 Кодекса); по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя) - по видам предпринимательской деятельности, указанным в пп. 5 , 7 (в части, касающейся развозной и разносной розничной торговли) и в пп. 11 п. 2 ст. 346.26 Кодекса. Таким образом, в отношении предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы, на территории нескольких муниципальных образований, налогоплательщики обязаны встать на учет в налоговых органах и производить уплату единого налога на вмененный доход по каждому месту осуществления указанной предпринимательской деятельности (по каждому муниципальному образованию отдельно).
Сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с выплат, произведенных работникам административно-управленческого персонала, следует распределять пропорционально доходам от реализации товаров по каждому муниципальному образованию в общей сумме доходов от реализации товаров. В соответствии с п. 2.1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ ''О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт'' (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ) организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, не подпадающие под действие п. п. 2 и 3 ст. 2 Федерального закона N 54-ФЗ, при осуществлении видов предпринимательской деятельности, установленных п. 2 ст. 346.26 Кодекса, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа), подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).
В то же время согласно п. 5 ст. 346.26 Кодекса налогоплательщики единого налога на вмененный доход обязаны соблюдать порядок ведения расчетных и кассовых операций в наличной и безналичной формах, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации. В силу п. 1 ст. 346.28 Кодекса налогоплательщиками единого налога на вмененный доход признаются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории муниципального района, городского округа, городов федерального значения Москвы и Санкт- Петербурга, в которых введен единый налог на вмененный доход, предпринимательскую деятельность, облагаемую указанным налогом. Пунктом 2 ст. 4 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ ''О бухгалтерском учете'' установлено, что граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном налоговым законодательством Российской Федерации. Подпунктами 3 и 9 п. 1 ст. 23 Кодекса установлено, что налогоплательщики обязаны вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, а также нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах. Пунктом 3 ст. 23 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено, что к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила ГК РФ, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения.
Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации утвержден Решением Совета директоров Банка России от 22.09.1993 N 40 (далее - Порядок). В соответствии с п. 22 Порядка все поступления и выдачи наличных денег предприятия учитывают в кассовой книге.
Источник: Интернет-портал "Субсчет.РУ"
13.01.2011 • Глава ФНС Михаил Мишустин за сбалансированную налоговую систему
Опираясь на мировой опыт развития взаимоотношений между бизнесом и фискальными органами, руководитель Федеральной налоговой службы Михаил Мишустин убежден, что ФНС РФ должна развиваться, прежде всего, как сервисная организация.
Упрощение процедуры отчета и регистрации в ФНС Мишустин считает первоочередными задачами для налоговой службы России. Это позволит снизить негативный образ налоговой службы в глазах налогоплательщиков и будет способствовать конструктивному диалогу гражданина и налогового инспектора. Метод административного давления, широко применявшийся в 90-х годах, не оправдал себя, уверен директор ФНС Мишустин. Проведение большого количества выездных проверок, сложные системы взимания налогов, отсутствие информационного сервиса в ФНС привело к раздуванию штатов налоговой службы, созданию теневых схем ухода от налогов, а также низкому уровню обслуживания налогоплательщиков в местных подразделениях ФНС.
Предыдущий негативный опыт работы ФНС был учтен, и, начиная с 2000г. налоговая служба начала реформироваться в сторону информационно-сервисного центра. Было снижено количество налогов, с 50 до 17, количество выездных проверок значительно снизилось, на смену им пришли камеральные (аналитические) проверки. Дальнейшее развитие ФНС глава налоговой службы Мишустин М.В. связывает с расширением функций системы электронной обработки документов. В 2010г. запущен пилотный проект по подаче отчетности юридических лиц в электронном виде, а с 2011г. появится возможность удаленной регистрации фирмы с получением регистрационного свидетельства в электронном виде.
Пока данный вид услуг предлагается только для жителей Москвы, но уже в обозримом будущем электронный сервис ФНС будет доступен во всех регионах РФ. Расширение функций электронного документооборота между ФНС, налогоплательщиками и государственными ведомствами будет способствовать повышению прозрачности и снижению вероятности ухода бизнеса в тень. Несмотря на то, что ФНС России, директором которой является Мишустин, всего 20 лет, в стране уже за этот период сформировалась определенная налоговая культура. Сегодня все знают, что налоги платить надо. И юридически, и психологически налогоплательщики стали более уверенными и грамотными. Это, в свою очередь, накладывает определенные требования к сотрудникам ФНС.
Современный налоговый инспектор, как считает глава ФНС Мишустин, должен уметь вести корректный и уважительный диалог с налогоплательщиком, и обладать высоким уровнем профессионализма. В целом, по мнению директора налоговой службы Мишустина, на сегодняшний день у нас созданы все необходимые условия для формирования сбалансированной системы налогообложения.
Источник: НИА-Хакасия
13.01.2011 • Председатель Комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству о планах на предстоящую весеннюю сессию
Председатель Комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству Евгений Федоров о планах на предстоящую весеннюю сессию.
«В этом году Госдума продолжит совершенствование антимонопольного законодательства. Результаты этой работы уже есть. В прошлом году активнее заработала конкурентная среда. Был принят второй антимонопольный пакет, и, опираясь на него, ФАС удалось в два раза снизить цену на отдельные виды связи, в частности, это касается роуминга. В прошлом году мы работали над законопроектами, направленными на развитие конкуренции. Конкурентная среда в нашей стране пока плохо развита, что тормозит переход к экономике нового типа. Идет работа над демонополизацией рынка услуг ЖКХ, чтобы стоимость предоставляемых услуг и их качество были сопоставимы. Подготовлена реформа ЖКХ, что позволит остановить рост тарифов. За счет прихода капитала, роста инвестиций, развития рыночной среды в сфере ЖКХ. И я считаю, что другого пути снизить тарифы, нет. Изменения в законодательстве обеспечивают переход к рынку технологий. Поэтому развитие различных рыночных инструментов и механизмов в России - основное направление нашей работы. Мы сформировали подходы к более сложному рынку, я бы сказал, к высшей экономике, к рынку технологий, интеллектуальной собственности, к формированию нового бизнеса для России - прикладного научного бизнеса, который станет фундаментом новой российской экономики. Госдума, безусловно, продолжит это направление законопроектной деятельности в весеннюю сессию.
Есть уже Стратегический план законопроектов для инновационной экономики (113 законов, требующих изменения, и около 10 новых), который подготовлен в Комитете в развитие принятого весной Госдумой Заявления «О необходимости формирования нормативной правовой базы для обеспечения развития инновационной экономики». Госдума постоянно совершенствует законодательство в сфере поддержки малого и среднего бизнеса, в первую очередь, производственного и инновационного. Мы продолжим работу в этом направлении. Одним из ключевых направлений работы нашего комитета в весенней сессии будет работа над пакетом законопроектов в сфере алкогольного регулирования.
В Госдуму внесен правительственный законопроект, который в корне изменит систему регулирования алкогольной сферы. Изменятся правила лицензирования и перевозки спирта, система налогообложения, будут введены единые требования к правилам продажи и порядку лицензирования алкогольной продукции. В первую очередь эта работа направлена на борьбу с теневым рынком алкоголя и алкоголизмом. Уже принят закон, который позволяет продавцам спрашивать удостоверение личности при покупке алкоголя. В первом чтении приняли закон, приравнивающий пиво к алкоголю и мы продолжим это направление работы в начавшейся сессии. Госдума продолжает совершенствование системы контроля при проведении государственных проверок. В первом чтении в осеннюю сессию принят соответствующий законопроект. Продолжится работа над вопросами технического регулирования.
Начался постепенный переход на европейские стандарты, вводятся в действие некоторые нормы ЕС и Таможенного союза в этой сфере на территории России. В этой связи не могу не упомянуть о большой международной победе нашей страны в прошедшем году – подписании декларации о Едином экономическом пространстве с Казахстаном и Беларусью и мы уверены, что оно в ближайшем будущем будет расширяться».
Источник: ПарлКомм