Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Кредит «вне Wall Street»

Центр предпринимательства США - РОССИЯ
Бюллетень "Деловая мысль", № 12 / декабрь 2010

Надежда Макарова, филолог, кафедра классической филологии
Санкт-Петербургского государственного университета

Экономический кризис, для многих неожиданно наступивший год-другой назад, привел к тому, что мы стали все чаще обращаться за помощью, как правило, финансовой. Наше государство, а точнее, выборные представители власти, то ли, в отличие от большинства населения, давно ожидая такой кризис, то ли по чистой случайности, но все же смогли за последние несколько десятилетий сделать все для того, чтобы нам было куда обратиться. Сегодня можно получить кредит буквально на все, начиная от зубной щетки и заканчивая квартирой. Существует огромное количество организаций, как государственных, так и частных, которые, видимо, преклоняясь перед рекламными традициями Древнего Рима, разукрасили все столбы и стены наших городов заманчивыми предложениями о помощи. Вопрос заключается лишь в том, каковы условия такой помощи, и есть ли альтернатива. Автор настоящей статьи, опуская разговор об условиях предлагаемой помощи, поскольку они всем известны, хотел бы поразмышлять о последнем, а именно о том, возможно ли в современной России поправить свое финансовое положение, не прибегая при этом к подтасовке показателей о прибылях и убытках. А если нет, то в силу каких причин.

Для этого есть смысл обратиться к истории и исследовать вопрос практического или деятельного проявления любви и дружбы в Древней Греции в рамках системы отношений eranos – чисто греческом явлении, которое хотя и не имело прямых параллелей в последующих эпохах, все же представляется весьма интересным и поучительным.

Прежде всего, постараемся определить, что же представляло собой данное явление, когда оно появилось и как развивалось.

Начиная с Гомера и до времен Пелопоннесских воин, под eranos следует понимать проявление взаимоуважения среди знатных людей или среди богов, которое реализовывалось, как правило, в виде совместного роскошного пира и предполагало соответствующую услугу в будущем.

К концу 5 века до н.э. слово все еще сохраняет значение совместного пира, но переходит из мира знати в мир простых людей, в котором eranos скорее выполняет простую функцию перераспределения: пиршества устраиваются группой людей, каждый участник, внеся посильный вклад, принимает в них участие свободно. Интересно, что eranos, представляя собой форму перераспределения, не требовал сильного централизованного управления (структуры) – типичная черта архаической системы перераспределения. Однако и среди бедных людей, он был призван к тому, чтобы укреплять взаимные обязательства и чувство общности.

Примерно с середины 5 века до н.э. eranos-пиры постепенно уступают место eranos-ссудам, прежнее же значение слова все еще встречается на протяжении всего классического периода. Eranos-ссуда в монетизированном обществе стала играть ту же роль, что и eranos-пиры в обществе, которое не знало металлических денег: способ, благодаря которому каждый участник делает взнос в общее дело (общий проект). Даже несмотря на то, что мы не располагаем письменными источниками, которые бы регулярно упоминали об eranos-ссудах, механизм функционирования таких ссуд не вызывает трудностей. Стандартная eranos-ссуда аккумулировалась у достаточного числа человек, которые предоставляли большие или меньшие суммы, исходя из своих возможностей и потребностей заемщика. Такие займы были беспроцентными и не требовали гарантий, поскольку участники понимали, что средства будут возвращены, как только заемщик поправит свои финансовые дела. Взносы в eranos-ссуды рассматривались как акт проявления дружбы и добродетели.

Безусловно, в Греции существовали и другие виды ссуд, однако данное обстоятельство не дает нам право недооценивать роль ссуд дружественных и дружбы как таковой.

Вся греческая литература, начиная с Гомера, буквально усеяна упоминаниями о дружбе. Являясь универсальной, т.е. пронизывающей все общество, дружба понималась как полуформальная институция. Существовали лишь негласные правила, которыми руководствовались друзья. Но при рассмотрении таких правил, мы наблюдаем двойные обязательства, которые подразумевала дружба: обязанность помогать другу, которая восполняется ожиданием ответной помощи. Именно поэтому часто встречается метафорическое употребление слова eranos, которое подчеркивает взаимность и поддержку, и становится главной спекулятивной темой афинских авторов.

Один из персонажей Ксенофонта, к примеру, перечисляет следующие преимущества обладания богатством: возможность делать богатые подношения богам, восполнять городские расходы и помогать друзьям в нужде.

Тема обязательств помогать друзьям искусно раскрыта и ораторами: в одной из речей Гиперида описана та досада, которую испытывал истец по отношению к своим друзьям, пытаясь собрать с их помощью eranos-ссуду; у Лисия показано, что взносы являются лучшим доказательством дружбы.

Eranos-ссуда подразумевается и в размышлениях Платона об устройстве государства, приближающегося к идеальному.

Дружба занимает видное место и в этических работах Аристотеля, который считает необходимым исследовать мнения, являющиеся «самыми распространенными и благоразумными». Рассматривая же вопрос взаимоотношений друзей, философ постепенно переходит на терминологию, свойственную именно займам и ссудам.

Итак, заметим, что дружественная ссуда продолжала осуществлять ту же функцию, что и eranos-пиры: выступать механизмом, с помощью которого компания друзей, объединившись, могла предоставить помощь одному из участников.

Среди знатных людей нужда была призвана укреплять чувство лояльности и доверия, а среди бедняков, – обеспечить едой в трудные времена. В Греции классического периода человек мог иметь достаточное число потребностей, которые не ограничивались лишь едой, и то, что уже не мог обеспечить архаический eranos, обеспечивал монетарный (eranos, подкрепленный металлическими деньгами).

Формы взаимопомощи, зародившиеся среди гражданского населения и покоившиеся на полисной солидарности, легко привились среди осевшего в Аттике пришлого населения, солидарность которого, определялась скорее деловыми отношениями и профессиональными интересами. Если дружеские eranos-ссуды среди граждан в силу традиции связаны были с взаимопомощью и использовались в основном для непроизводственных целей (выкуп из плена, приданое дочери, временная нужда в деньгах и т.д.), то обращавшиеся к ним неграждане, основу существования которых составляли ремесла и торговля, расходовали полученные деньги на хозяйственные нужды.

Одна из наиболее значимых возможностей нового eranos заключалась в том, что он позволял рабам выкупать свободу, на что указывают как эпиграфическая, так и литературная традиции. Данное обстоятельство, безусловно, является ярким примером полезности, которую давал eranos, поскольку с его помощью кредит могли получить те люди, чье правовое положение увеличивало кредитные риски в глазах тех, кто не знал их лично.

Другие значения этого понятия, наоборот, отклонились от старого eranos, и стали означать объединенное сообщество, имеющее должностных лиц и установленные ритуалы. Такие сообщества (ассоциации) появляются около 335 г. до н.э.. Существовало огромное количество различных сообществ-ассоциаций, которые отличались друг от друга названиями, численностью и гражданским статусом своих членов, целями и источниками доходов; все они имели определенные религиозные, социальные и экономические функции.

Начиная же с 1 века до н.э. eranos получает значение милостыни, подаяния, благотворительности.

Попробуем теперь ответить на вопрос о том, каково же первоначальное значение слова eranos, и объяснить его семантическое развитие.

Итак, основываясь на самых ранних примерах, в которых встречается слово eranos, можно сделать вывод о том, что данное слово означало услугу, которая представляла собой ответную услугу или предполагала таковую в будущем. Такие услуги существовали в силу древнего принципа взаимности.

Данный принцип подразумевает обмен подарками – существенный элемент взаимоотношений людей не слишком высокоразвитых культур. Однако, даже высокоразвитые культуры, к которым, безусловно, относится Древняя Греция, сохранили память о более древнем периоде истории, в котором взаимность считалась одной из главных основ социальной жизни. Данное обстоятельство подтверждается реликтами языка, ритуалами, мифологией, системой судопроизводства и т.д.

Взаимное равенство служивых людей (чиновников), которое, с одной стороны, является результатом их зависимости от владыки, а с другой, – привилегиями по сравнению с остальным населением, объясняет нам, как в обмене подарками между владыкой и его подчиненными появляется ответная услуга, оказываемая группой людей. За пределами «феодального» мира идея взаимности тоже находит свое воплощение, но уже во взаимопомощи между людьми одного социального статуса.

Только так становится понятно, почему в демократическом обществе 5 века до н.э. eranos реализуется не только в виде совместного пира, но и беспроцентной ссуды. Само существование ссуды говорит лишь о том, что в это время уже господствовали деньги, а тот факт, что ссуды аккумулировались для помощи в финансовых трудностях, является весомым для оценки уровня развития Греческого общества.

Это-то и предопределило появление eranos-ассоциаций, целью которых, помимо отправления культа, было кредитование. Рост числа таких ассоциаций и их преуспевание напрямую связаны со снижением ценностей полисной жизни в течение периода Эллинизма.

Конечно, если отбросить формальности и рассмотреть собранные вместе свидетельства об eranos-ссудах, то можно увидеть, что взаимопомощь среди граждан одного полиса еще имела большое значение. Однако нельзя отрицать и тот факт, что условия изменились.

Новая жизнь позволила людям любых социальных слоев населения объединяться и удовлетворять свои экономические, социальные и религиозные потребности. Она же демонстрирует постепенный отход от древнего принципа взаимной услужливости и доверия среди граждан одного имущественного и социального статуса и наступление времени корпораций, имеющих свою этику, структуру и цели и демонстрирующих скорее одностороннюю помощь и содействие бедным людям со стороны более состоятельных.

Именно утрата доверия и ослабление дружественных отношений между должниками и кредиторами увеличило шансы для появления формализованного и обезличенного заема, характеризующегося наличием процента и обязательных гарантий.

Не стоит винить в сложившейся ситуации монету, которая была введена лишь для удобства – более эффективного способа передачи предметов потребления от одного лица другому. Безусловно, введение монеты повлияло на рост рыночной торговли и сделало меновую деятельность заметной частью жизни социума, однако последствия были гораздо более значительными. Произошла своего рода революция, которая поставила монету в один ряд с состоянием (богатством) и привела к тому, что деньги стали рассматриваться как вещь, которой не бывает в изобилии. Конечно, не все греки соглашались с этим, но некоторые находились, мнение же последних приобрело популярность. В результате люди начали путать понятия деньги и состояние, что недвусмысленно выразил еще Аристотель.

Действительно, нет необходимости в длительных размышлениях, чтобы понять, что, несмотря на то, что потребности людей отличаются, в конечном счете, любой человек может иметь известный предел обладания, будь то продуктами питания, одеждой или зубной пастой. Если монеты являются средством обмена, то человек, имеющий достаточное количество монет для обмена на необходимые ему вещи, будет иметь их также в достаточном количестве. Человек же, обладающий монетами в количестве сверхнеобходимом, может счесть их обременительными, как, к примеру, слишком большое количество пар обуви или тюбиков зубной пасты. Когда мы видим людей, чье поведение говорит о том, что они никогда не имели достаточно денег, очевидно, что они перестали рассматривать деньги в качестве средства обмена и, взамен этому, видят в них конечную цель.

Однако не будем углубляться в вопрос подмены понятий, поскольку это тема отдельного разговора, и вернемся к практическому проявлению дружбы.

Итак, слово eranos, как было показано, имеет следующие значения:

  1. добрая услуга, одолжение, подразумевающее ответную любезность в будущем;
  2. пир или обед, состоящий из приношений участников;
  3. взнос, организованный группой друзей для помощи одному из членов этой группы в трудных обстоятельствах, т.е. дружественный беспроцентный заем;
  4. ассоциация, члены которой организуют общий фонд для различных целей;
  5. пожертвование, благотворительность.

III. Давайте посмотрим, какие из вышеперечисленных значений, возможно, сами того не зная, мы заимствовали у греков.

Первые два, - безусловно. Кто же из нас не устраивает гулянья, не приглашая при этом «нужных» и «полезных» людей, с которыми можно обсудить вопросы в неформальной обстановке? Не для этого ли деловая среда придумала всевозможные встречи без галстуков и корпоративы? На таких встречах можно заодно обсудить вопрос доброй услуги и одолжения, одним словом, прогнуться перед начальством. В целом, - удобно и действенно, а что главное для настоящей статьи, - жизненно.

Последние два, - ответ тоже не вызывает сомнений. Каких только фондов сейчас не существует, и, пожалуй, только ленивый не занимается благотворительностью.

Что же можно сказать о значении №3? Исчезло ли оно, или мы просто обошли его стороной, перескочили через дружественный беспроцентный заем? Почему мы практикуем только отношения «я - друг», а не «я - друзья» в ситуации нехватки финансовых средств? Ведь такая ситуация случается достаточно часто в жизни каждого человека. Едва ли проблема заключается в отсутствии наличных средств, тем более что современный мир, и мы вместе с ним давно практикуем другие формы взаиморасчетов. В чем же дело? А дело, очевидно, в том, что нет доверия, причем доверия не по отношению к тому, кто просит о помощи, а доверия между теми людьми (друзьями), кто эту помощь может оказать. Там же, где нет доверия, вступает в силу закон, неизбежно ведущий к формализации и обезличиванию и требующий гарантий и оправдания своего труда в виде процента…

© The U.S. Russia Center for Entrepreneurship

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости