Москва – 2007
Специальность 08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством (предпринимательство, маркетинг)
Диссертация выполнена на кафедре Теории и практики управления Международного Университета в Моске (гуманитарного)
Научный руководитель: | Кандидат экономических наук, доцент
Виктор Николаевич Сивокоз |
Научный консультант: | доктор физико-математических наук Олег Михайлович Толкачев |
Официальные оппоненты: | Доктор экономических наук, Андрей Владимирович Орлов кандидат экономических наук, Елена Альбертовна Михайлова |
Ведущая организация: | Институт Бизнеса и Делового Администрирования Академии Народного Хозяйства при Правительстве РФ |
I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ. В последние годы рынок мобильных телефонов в России демонстрирует беспрецедентные темны роста. Его состояние определяет общее направление развития отрасли телекоммуникаций в стране, которая занимает важнейшее место во всех без исключения сферах современного общества и является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей экономики России. Особенно велика роль мобильного телефона как средства доступа к различным информационным ресурсам при решении задач современного этана развития страны.
Мобильный телефон является уникальным товаром во многих аспектах. Из портативного устройства для подвижной радиосвязи он стремительно превращается в центр персональных коммуникаций и развлечений, кардинально изменяющий жизнь миллиардов людей во всем мире и ускоряющий многие экономические процессы. Происходит его постепенный переход из товарной категории телефона в другие категории устройств бытовой электроники и создание принципиально новых товаров на его основе.
Дальнейшее развитие рынка связано с усилением конкуренции между ведущими производителями мобильных телефонов по продвижению своих товаров. В связи с этим возникает необходимость внедрения в практику деятельности компаний-производителей телефонов процедур и приемов стратегического планирования с учетом основных особенностей российского рынка для обеспечения их влияния на его развитие в целом и создания долгосрочной конкурентоспособности компаний и дополнительной ценности своей продукции для потребителей. Ключевым фактором сложившейся системы распределения телефонов является существенное искажение изначального позиционирования товаров в розничных сетях из-за самостоятельной политики продвижения, проводимой последними и несогласованности ее с производителями.
Создание долгосрочных конкурентных преимуществ ответственный и трудоемкий процесс. Учитывая рыночные особенности, инновативный характер большинства рыночных предложений в области мобильных телефонов и масштабную рекламную политику конкурентов, возникает потребность в разработке более совершенных методов планирования и реализации стратегии деятельности со стороны производителей мобильных телефонов в российских условиях.
В работе предложены новые подходы к процессу разработки стратегии развития предприятия с учетом проведенного анализа приемлемых настоящее время приемов и методов стратегического управления, выявления особенностей и общих недостатков этих методов. Разработана модель сегментации российского рынка мобильных телефонов с учетом уникальных параметров потребительских свойств товара, предложены критерии сегментирования рынка телефонов. На ее основе выработаны основные рекомендации по позиционированию мобильных телефонов и разработке комплекса маркетинга в условиях невозможности влияния на конечную цену со стороны производителей, а также с учетом степени насыщения и выявленных тенденций развития данного товарного рынка в России.
Степень изученности проблемы. Теоретические и методологические вопросы стратегического управления деятельностью компании исследовали в своих научных трудах российские и зарубежные авторы:
Г. Ассэль, Б. Берман, П. Диксон, П. Дойль, Д. Дэй, Ф. Котлер, Д. Кревенс, Ж.-Ж. Ламбен, X. Лейс, М. Макдоналд, И. Дунбар, X. Мюлбахер, Д. Стикленд, А. Томпсон, Д. Эванс, Д. Эткинсон;
X. Анн, Г.Л. Багиев, В.В. Бойкова, Е.П. Голубков, Т.П. Данько, А.Н. Жигалов, Ю. Злобин, И.П. Конев, Н. Лавров, А.А. Лаптев, Т.Ф. Рябова, Л.П. Силантьева, Б.А. Соловьев, Е.В. Стрелков, В.М. Тарасевич, Р.А. Фатхутдинов.
Тем не менее, на наш взгляд, в современной литературе проблемы стратегического управления и разработки стратегии маркетинга на рынке мобильных телефонов не получили достаточного освещения. Недостаточно рассмотрены аспекты ценообразования, потребительской ценности мобильных телефонов и особенности каналов распределения. Существующие методы исследования рынка мобильных телефонов сводятся в основном к сегментированию его по трем ценовым диапазонам, что не учитывает запросы и потребности пользователей наряду с функциональной насыщенностью современных аппаратов и на данном этапе развития рынка не может служить основой для разработки стратегии деятельности компаний.
Острый дискуссионный характер указанных вопросов и очевидная их важность для развития теоретических аспектов в области экономики, предпринимательства и маркетинга, а также их влияние на развитие отрасли телекоммуникаций России в целом предопределили выбор темы диссертационного исследования.
Объектом исследования является российское представительство компании Nokia Corporation, крупнейшего в мире производителя мобильных телефонов и другого телекоммуникационного оборудования ЗАО «Нокиа», осуществляющее полный спектр деятельности по организации продаж и продвижению продукции компании на российском рынке, а также отношениям с общественностью и послепродажной поддержке потребителей.
Предметом исследования являются методические подходы к процессу разработки стратегии деятельности компании-производителя мобильных телефонов для формирования ее устойчивых конкурентных преимуществ па рынке.
Цель и задачи исследования. Основная цель диссертационной работы состоит в разработке методических рекомендаций по формированию эффективной стратегии деятельности предприятия для обеспечения развития его долгосрочных конкурентных преимуществ на российском рынке. Поставленная цель определила необходимость решения следующих научно-практических задач:
- Проанализировать текущее состояние и выявить основные тенденции в развитии российского рынка мобильных телефонов. Выявить принципиальные особенности мобильного телефона как товара и связанные с этим способы его продвижения.
- Осуществить сравнительный анализ существующих подходов к формированию стратегии компании в условиях российского рынка мобильных телефонов. Выявить принципиальные ограничения традиционных методов стратегического управления, а также проанализировать систему критериев сегментирования рынка с учетом уровня его развития и степени насыщенности, факторов и динамики потребительского спроса.
- Разработать принципиально новую модель сегментирования рынка мобильных телефонов, учитывающую особенности функционального и эмоционального отношения потребителей к телефону.
- Выработать стратегию позиционирования мобильных телефонов с целью увеличения их потребительской ценности.
- Разработать стратегию управления деятельностью предприятия-производителя мобильных телефонов на российском рынке па основе комплекса маркетинга для обеспечения его долгосрочной конкурентоспособности.
Теоретическую и методологическую основу исследования составляют фундаментальные положения классических и современных теорий в области управления, предпринимательства и маркетинга, а также подходов к разработке стратегий маркетинга.
В процессе исследования использованы общелогические методы научного познания (анализ, синтез, абстракция, обобщение, индукция, дедукция), а также экономические методы: сравнительный анализ, SWOT-анализ, специальные метод, графический выборочный опрос и другие методы сбора и обработки информации.
Основные научные результаты. На защиту выносятся следующие основные положения и результаты, обладающие элементами научной новизны:
- Обоснована необходимость пересмотра существующих подходов к формированию стратегии деятельности производителей мобильных телефонов в связи со значительным усилением конкуренции на российском рынке и его переходом в фазу насыщения. Выявлены уникальные особенности и закономерности развития рынков телефонов и мобильной связи, показана иерархия этих рынков и их влияние друг на друга. Отмечены особенности телефонов как товара и выявлены наиболее эффективные методы его продвижения.
- Разработана новая система критериев сегментирования российского рынка мобильных телефонов в результате глубокого исследования в области современных подходов к сегментированию рынков. Отмечены принципиальные недостатки существующих концепций, связанные с ограниченностью направлений развития стратегий деятельности компаний на рынке и не учитывающих запросы и потребности пользователей наряду с функциональной насыщенностью аппаратов.
- Разработана модель сегментации рынка, основанная на выявленных тенденциях спроса, учитывающая особенности функционального и эмоционального восприятия товара и направленная на создание долгосрочных конкурентных преимуществ товара и торговой марки среди потребителей.
- Сформулирована стратегия позиционирования отдельных категорий продукции и выявлена необходимость создания новых категорий товаров на рынке, что привело к необходимости пересмотра позиционирования продукции Nokia на российском рынке.
- В рамках телефонов стратегии деятельности компании-производителя на рынке стратегия компании. мобильных схема разработана маркетинговая Предложена позиционирования продукции Nokia в реальных рыночных условиях, что привело к улучшению основных экономических показателей деятельности Nokia в России в 2006 году и повышению конкурентоспособности компании в долгосрочной перспективе.
Достоверность полученных результатов подтверждается практическим применениям сегментационной модели и рекомендаций но разработке маркетинговой стратегии в ЗАО «Нокиа». Настоящее исследование выполнено с использованием информационных материалов крупнейших консультационных компаний, статистических и аналитических материалов ведущих мировых исследовательских центров и информационных агентств.
Практическая ценность. Предложенная модель стратегии управления рыночной деятельностью предприятия позволяет создать эффективную, рыночно-ориентированную систему управления компанией, разработки стратегии позиционирования и комплекса маркетинга компаний-производителей мобильных телефонов для достижения целей компании и усиления восприятия ценностей бренда потенциальными потребителями и конечными пользователями. Описанная в работе сегментационная модель российского рынка мобильных телефонов является универсальным средством для всесторонней качественной и количественной оценки экономического потенциала рынка и его отдельных сегментов, представляя собой эффективный инструмент для компаний-производителей мобильных телефонов по созданию долгосрочных конкурентных преимуществ.
Апробация результатов исследования. Результаты, рекомендации и предложения, изложенные в диссертационной работе, нашли отражение в практике ЗАО «Нокиа» российского представительства компании Nokia Corporation.
Результаты настоящей работы могут быть использованы в работе розничных компаний, занятых на рынке мобильных телефонов, операторов мобильной связи и других телекоммуникационных компаний, а также компаний, предоставляющих услуги в смежных областях Интернет-провайдеров, контент-провайдеров и др. Ценность проведенного исследования заключается в выявлении на телекоммуникационном рынке тенденций потребления различного контента и предпочтений в области используемых технологий.
Публикации. По теме диссертации опубликовано 5 печатных работ.
Объем и структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. Основные результаты изложены на 131 странице и 16 страницах приложения, в работе приведены 27 рисунков и 12 таблиц. Список использованной литературы содержит 151 наименование.
Содержание диссертационной работы
ВВЕДЕНИЕ
Глава I. Теоретические основы формирования стратегии деятельности компании8 производителя мобильных телефонов
1.1. Сущность и содержание понятия «стратегия деятельности компании»
Методические подходы к разработке стратегий
Особенности стратегического управления деятельностью на рынке мобильных телефонов
Глава II. АНАЛИЗ РОССИЙСКОГО РЫНКА МОБИЛЬНЫХ ТЕЛЕФОНОВ
2.1. Сегментация российского рынка мобильных телефонов
2.2. Анализ рыночной среды
2.3. Особенности формирования российского рынка мобильных телефонов
Глава III. РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ДЕФТЕЛЬНОСТИ КОМПАНИИ-ПРОИЗВОДИТЕЛЯ НЫ РЫНКЕ МОБИЛЬНЫХ ТЕЛЕФОНОВ
3.1. Анализ текущей деятельности ЗАО «Нокиа»
Позиционирование продукции Nokia
Рекомендации по разработке стратегии деятельности ЗАО «Нокиа»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ЛИТЕРАТУРА