Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Новые подходы государственного регулирования безопасности пищевой продукции

Е.П. Ханова,
директор программ Центра технического регулирования
Академии народного хозяйства

Тезисы доклада на Пятом Всероссийском Форуме «Малое и среднее предпринимательство.
Государственная (федеральная и региональная) поддержка сектора. Финансирование.
Контроль (надзор), административные барьеры»


Москва, февраль 2011

1. В настоящее время регулирование безопасности пищевых продуктов осуществляется несколькими видами нормативных правовых актов, как Таможенного союза, так и законодательства Российской Федерации:

1.1. Законодательством государств-членов Таможенного союза в области безопасности пищевых продуктов:
1.1.1. В отношении всех видов пищевой продукции:

- Единые санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), утвержденные решением Комиссии Таможенного союза от 28 мая 2010 г. №299;
- Единый перечень товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории таможенного союза (в ред. решения КТС от 14.10.2010 № 432, вступил в действие с 22 ноября 2010 года).

Следует отметить, что по разъяснению, размещенному на официальном сайте Роспотребнадзора, продукция, не включенная в Единый перечень, подлежит обязательной оценке (подтверждению) соответствия согласно законодательству государств-членов таможенного союза (в частности это касается ароматизаторов и пищевых добавок), требования к которым законодательством Таможенного союза не установлены. Таким образом, на такие виды продукции распространяется Российской законодательство;

- Единые формы документов, подтверждающих безопасность продукции (товаров) (в ред. решений КТС от 14.10.2010 № 432, вступили в действие с 22 ноября 2010 года);
- Положение о порядке осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора (контроля) за лицами и транспортными средствами, пересекающими таможенную границу таможенного союза, подконтрольными товарами, перемещаемыми через таможенную границу таможенного союза и на таможенной территории таможенного союза (в ред. решения КТС от 14.10.2010 № 432, вступил в силу с 22 ноября 2010 года);
- Единые санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю).

1.1.2. В отношении пищевой продукции животноводства (непереработанной продукции и отдельным видам переработанной продукции):

- Единый перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору);
- Положение о едином порядке осуществления ветеринарного контроля на таможенной границе таможенного союза и на таможенной территории таможенного союза;
- Положение о едином порядке проведения совместных проверок объектов и отбора проб товаров (продукции), подлежащих ветеринарному контролю (надзору);
- Единые ветеринарные (ветеринарно-санитарные) требования, предъявляемые к товарам, подлежащим ветеринарному контролю (надзору);
- Единые формы ветеринарных сертификатов.

1.1.3. В отношении пищевой продукции растениеводства:

- Перечень подкарантинной продукции (подкарантинных грузов, подкарантинных материалов, подкарантинных товаров), подлежащей карантинному фитосанитарному контролю (надзору) на таможенной границе таможенного союза и таможенной территории таможенного союза;
- Положение о порядке осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной границе таможенного союза;
- Положение о порядке осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной территории таможенного союза.

1.2. Законодательством Российской Федерации:

- Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
- Федеральный закон от 2 января 2000 г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»;
- Закон Российской Федерации от 14 мая 1993 г. №4979-1 «О ветеринарии»;
- Федеральный закон Российской Федерации от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ « О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
- Федеральный закон Российской Федерации от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании»;
- Единый перечень продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 г. №982;
- СанПиНы и ГОСТы;
- Информация ФТС РФ "О продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, с указанием нормативных документов, устанавливающих обязательные требования";

Порядок проведения государственным комитетом Российской Федерации по стандартизации и метрологии государственного контроля и надзора, утвержденное Постановлением Госстандарта России от 1 сентября 2003 г. N 99.

Таким образом, в настоящее время к пищевой продукции в настоящее время установлены обязательные требования:

1) ко всем пищевым продуктам:

- Едиными санитарно-эпидемиологическими и гигиенические требованиями к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), утвержденные решением Комиссии Таможенного союза от 28 мая 2010 г. №299.
- СанПиНами и ГОСТами ( перечень которых установлен Информацией ФТС РФ "О продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, с указанием нормативных документов, устанавливающих обязательные требования")

2) кроме того, к продукции животноводства и растениеводства установлены дополнительные соответственно ветеринарные и фитосанитарные требования в соответствии с Едиными ветеринарные (ветеринарно-санитарные) требованиями, предъявляемыми к товарам, подлежащим ветеринарному контролю (надзору) Таможенного союза, и фитосанитарными требованиями, установленными национальным законодательством стран – членов Таможенного союза.

Проблемы:

1) в настоящее время обязательные для исполнения требования установлены несколькими видами документов: санитарными правилами и нормами, ветеринарными правилами и нормами, фитосанитарными правилами и нормами и национальными стандартами.

В тоже время национальные стандарты устанавливают требования к качеству продукции, не влияющие на безопасность продукции, что не соответствует положениям части 1 статьи 46 Федерального закона о техническом регулировании в части применения требований соответствующих целям:

защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей;

2) предприниматели должны соблюдать не только санитарные требования Таможенного союза, но и требования Российских СанПиНов и ГОСТов. При этом следует отметить, что требовании ГОСТов в основном устанавливают требования не связанные с обеспечением безопасности (а требования, связанные с качеством продукции или информированием потребителей, в некоторых случаях делаются ссылки на ГОСТы, устанавливающие требовании к сырью. Но опять же эти требования больше касаются качества, нежели обеспечения безопасности сырья).

3) Несмотря на то, что к продуктам переработки животноводческого сырья установлены санитарные требования, исключающие факторы опасности потребления пищевой продукции, к ним установлены дополнительные ветеринарные требования, требующие дополнительной формы оценки соответствия (это является дополнительным необоснованным административным барьером, а фактическим коррупциогенным фактором).

2. Пищевая продукция в настоящее время подлежит следующим формам оценки соответствия:

1) государственной регистрации:

- Минеральная вода (природная столовая, лечебно-столовая, лечебная), бутилированная питьевая вода, расфасованная в емкости (в том числе для использования в детском питании), тонизирующие напитки, алкогольная продукция, включая слабоалкогольную продукцию, пиво.
- Специализированные пищевые продукты, в том числе продукты детского питания, продукты для беременных и кормящих женщин, продукты диетического (лечебного и профилактического) питания, продукты для питания спортсменов (далее - специализированные пищевые продукты); биологически активные добавки к пище, сырье для производства биологически активных добавок к пище, органические продукты.
- Пищевые продукты, полученные с использованием генно-инженерно-модифицированных (трансгенных) организмов, в том числе генетически модифицированные микроорганизмы.
- Пищевые добавки, комплексные пищевые добавки, ароматизаторы, растительные экстракты в качестве вкусоароматических веществ и сырьевых компонентов, стартовые культуры микроорганизмов и бактериальные закваски, технологические вспомогательные средства, в том числе ферментные препараты.

Ввоз и обращение этих продуктов, осуществляется при наличии документа, подтверждающего их безопасность в соответствии с пунктами 17 и 30 Положения о порядке осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора (контроля) за лицами и транспортными средствами, пересекающими таможенную границу таможенного союза, подконтрольными товарами, перемещаемыми через таможенную границу таможенного союза и на таможенной территории таможенного союза.

Государственной регистрации подлежат впервые изготавливаемые на таможенной территории таможенного союза, а также впервые ввозимые на таможенную территорию таможенного союза подконтрольные товары, перечень которых установлен разделом II Единого переченя товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории таможенного союза (в ред. решения КТС от 14.10.2010 № 432, вступил в действие с 22 ноября 2010 года);

2) декларированию соответствия подлежат виды пищевой продукции, установленные Единым перечнем продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 г. №982;

3) дополнительной ветеринарной сертификации подлежат виды пищевой животноводческой продукции, установленные Единым перечнем товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору) Таможенного союза;

4) дополнительной фитосанитарной сертификации подлежат виды пищевой продукции растительного происхождения, указанные в Перечне подкарантинной продукции Таможенного союза;

5) государственному контролю (надзору) при обращении на рынке и ввозе на таможенную территорию пищевая продукция подлежит.

Проблемы:

1) дублирование при проверке соответствия продукции установленным обязательным санитарным требованиям в виде государственной регистрации и декларирования соответствия.

2) необоснованная проверка соответствия продукции на требования стандартов в форме декларирования соответствия.

3) наличие по пищевой продукции животноводства и растениеводства нескольких форм оценки соответствия, что приводит к необходимости получать на одну и ту же продукции несколько документов, подтверждающих их безопасность.

4) В настоящее время не разграничены полномочия между Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору при государственном надзор и контроле в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов на мясокомбинатах, рыбокомбинатах, молокозаводах, хладокомбинатах и других предприятиях по переработке и продуктов животноводства. Не разграничены полномочия при государственном надзоре и контроле в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов между Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим надзор в области стандартизации и сертификации (Росстандартом).

2. Требования к процессам производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации пищевых продуктов, влияющих на безопасность продукции, установлены законодательством Российской Федерации. В законодательстве Таможенного союза этих требований нет.

Следует отметить, что в Российской Федерации данные требования также установлены несколькими нормативными правовыми актами:

- законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии;
- законодательством о ветеринарии;
- прочими видами нормативных правовых актов.

Оценка соответствия процессов производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации пищевых продуктов осуществляется в форме государственного контроля (надзора), и в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии в форме санитарно-эпидемиологического заключения (до настоящего времени нормы об отмене санитарно-эпидемиологического заключения в отношении процессов производства не отменены).

Проблемы:

1) не разграничены полномочия по осуществлению государственного контроля (надзора) между федеральными органами исполнительной власти.

3. Новые аспекты технического регулирования безопасности пищевой продукции

Безусловно, часть существующих проблем должен будет решить новый технический регламент Таможенного союза о безопасности пищевой продукции. Надеюсь, он будет более прогрессивным, чем российские технические регламенты, которые скорее создают новые проблемы, нежели чем устраняют старые.

3.1. Технические регламенты в области обеспечения безопасности пищевой продукции

Российская программа разработки технических регламентов была успешно не выполнена, на смену ей пришел график разработки первоочередных технических регламентов Таможенного союза, утвержденный Комиссией Таможенного союза от 8 декабря 2020 г. № 492. В соответствии с данным график в области обеспечения безопасности пищевой продукции должны быть разработаны следующие технические регламенты:

1) О безопасности упаковки – март 2011 г. (разработчик – Республика Беларусь);

2) О безопасности зерна - март 2011 г. (разработчик – Республика Казахстан);

3) О безопасности пищевой продукции - март 2011 г. (разработчик – Российская Федерация);

4) Технический регламент на пищевую продукцию в части ее маркировки (март 2011 г. (разработчик – Республика Беларусь);

5) Технический регламент на соковую продукцию - март 2011 г. (разработчик – Российская Федерация);

6) Технический регламент на масложировую продукцию - март 2011 г. (разработчик – Российская Федерация);

7) Технический регламент на молоко и молочную продукцию - март 2011 г. (разработчик – Российская Федерация);

8) О безопасности мяса и мясопродуктов - март 2011 г. (разработчик – Республика Казахстан);

9) О безопасности рыбы и рыбной продукции - март 2011 г. (разработчик – Республика Казахстан);

10) О безопасности пищевых добавок - март 2011 г. (разработчик – Республика Казахстан);

11) О безопасности алкогольной продукции - июнь 2011 г. (разработчик – Российская Федерация).

Понятно, что ни в марте, ни в апреле данные технические регламенты не будут приняты. К сожалению, подходы к разработке и принятию технических регламентов остались прежние. Не успели принять общий технический регламент о безопасности пищевых продуктов, уже разрабатываем специальные технические регламенты на конкретные виды пищевых продуктов (значит, опять есть риски, что не будет увязки ни по требованиям, ни по формам оценки соответствия, ни по предметам контроля).

Не успели определить виды продукции, которые несут недопустимые риски нанесения ущерба, но уже разработали программу внедрения механизмов государственного регулирования, что это как не коррупционные подходы. Если раньше при установлении обязательных требований приходилось бороться с чиновниками одного государства, то теперь придется бороться с чиновниками трех государств. Если раньше бизнес сообщество России все-таки добивалось либо отмены определенных норм, либо введения отсрочки некоторых технических регламентов, ввиду неподготовленности их к внедрению. Сейчас это будет сделать на много сложнее, потому что на уровне Российского законодательства это уже не сделать.

Разрабатываемый проект технического регламента о безопасности пищевой продукции (размещенный на сайтах Минздравсоцразвития России, Минэкономразвития России, Минпромторга России) содержит некоторые нормы и принципы, определяющие виды разрабатываемых технических регламентов в области обеспечения безопасности пищевой продукции:

1) при применении технического регламента о безопасности пищевой продукции должны учитываться требования к пищевой продукции в части ее маркировки, материалам упаковки и оборудованию для производства пищевой продукции, установленные соответствующими техническими регламентами Таможенного союза;

2) при применении технического регламента о безопасности пищевой продукции должны учитываться требования технических регламентов Таможенного союза, устанавливающие дополнительные требования к отдельным видам пищевой продукции и связанным с требованиями к ней процессам производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации, в отношении которых цели настоящего технического регламента не обеспечиваются требованиями настоящего технического регламента.

Таким образом, введены косвенные ограничения на разрабатываемые технические регламенты в области обеспечения безопасности пищевой продукции, т.е. помимо общего технического регламента должны будут действовать следующие технические регламенты:

- о маркировке пищевой продукции; - о материалах упаковки;
- о материалах, используемых для изготовления изделий, контактирующих с пищевой продукцией;
- об оборудовании дл производства пищевой продукции;
- технические регламенты, устанавливающие дополнительные требования к отдельным видам пищевой продукции и связанным с требованиями к ней процессам производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации, в отношении которых цели технического регламента о безопасности пищевой продукции не обеспечиваются его требованиями.

При этом вводятся некоторые ограничения на содержание и требования других технических регламентов в области безопасности пищевых продуктов:

- требования к отдельным видам пищевой продукции и связанным с требованиями к ней процессам производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации, устанавливаемые иными техническими регламентами Таможенного союза, не могут противоречить техническому регламенту о безопасности пищевой продукции;
- технические регламенты, устанавливающие требования к отдельным видам пищевой продукции и связанным с требованиями к ней процессам производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации, устанавливают:

1) объекты технического регулирования;
2) требования безопасности к объектам технического регулирования;< br /> 3) правила идентификации объектов технического регулирования.

- в технических регламентах, устанавливающих требования к отдельным видам пищевой продукции и связанным с требованиями к ней процессам производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации, также могут содержаться требования к маркировке и схемы декларирования соответствия;
- техническими регламентами, устанавливающими требования к отдельным видам пищевой продукции и связанным с ними процессам производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации, не могут устанавливаться иные формы и правила оценки соответствия, чем те, которые предусмотрены техническим регламентом о безопасности пищевой продукции.

В этих ограничениях есть положительные моменты, например, не могут вводиться иные формы оценки соответствия (т. е формы оценки соответствия по всем видам пищевой продукции будут унифицированными), конечно это хорошо. Но в то же время допускается устанавливать различные схемы декларирования соответствия, значит, через схемы декларирования соответствия чиновники смогут ввести какое угодно количество третьих лиц участвующих в оценке соответствия (т.е. полностью возможность установления коррупционных факторов не исключена). Это также касается и возможности установления дополнительных правил идентификации.

Ограничения введения дополнительных требований только в части несоответствия их целям регулировании недостаточно, необходимо также доказать, что эти требования исключают недопустимые риски причинения вреда, наличие которого подтверждено статистическими данными или другими фактическими данными, имеющими массовой характер.

3.2. Основные положения проекта технического регламента Таможенного союза о безопасности пищевой продукции

3.2.1. Содержание проекта технического регламента

Проект технического регламента устанавливает:

1) объекты технического регулирования;

2) требования безопасности (включая санитарно-эпидемиологические, гигиенические и ветеринарные) к объектам технического регулирования;

3) правила идентификации объектов технического регулирования;

4) формы и правила оценки соответствия объектов технического регулирования требованиям настоящего технического регламента.

Правила маркировки пищевой продукции будут содержаться в специальном техническом регламенте Таможенного союза.

3.2.2. Объекты технического регулирования

Объектами технического регулирования проекта технического регламента являются:

1) пищевая продукция;

2) связанные с требованиями к пищевой продукции процессы производства, хранения, реализации, перевозки, утилизации.

Технический регламент не распространяется на пищевую продукцию, производимую гражданами в домашних условиях или гражданами, занимающимися садоводством, огородничеством, животноводством, и процессы производства, хранения, перевозки и утилизации пищевой продукции, предназначенной только для личного потребления, и не предназначенной для выпуска в обращение на таможенной территории Таможенного союза.

Следует отметить, что требования к ароматизаторам и пищевым добавкам, а так же к их содержанию в пищевых продуктах буду установлены в отдельных технических регламентах.

3.2.3. Правила идентификации объектов технического регулирования

Проектом технического регламента установлены следующие правила идентификации:

1) Идентификация пищевой продукции проводится на соответствие ее наименованию и существенным признакам такой пищевой продукции.

2) Идентификация пищевой продукции проводится следующими методами:

а) по наименованию - путем сравнения наименования и назначения пищевой продукции, указанных в маркировке на потребительской упаковке и/или в сопроводительном документе с наименованием, указанным в определении пищевой продукции;

б) визуальным методом – путем сравнения внешнего вида пищевой продукции с существенными признаками, указанными в определении пищевой продукции;

в) органолептическим методом – путем сравнения органолептических показателей пищевой продукции с существенными признаками, указанными в определении пищевой продукции. Органолептический метод применяется, если пищевую продукцию невозможно идентифицировать методом по наименованию и визуальным методом;

г) инструментальным методом - путем проверки соответствия физико-химических и (или) микробиологических показателей пищевой продукции существенным признакам, указанным в определении пищевой продукции. Инструментальный метод применяется, если пищевую продукцию невозможно идентифицировать методом по наименованию, визуальным или органолептическим методами.

3) При идентификации процессов производства, хранения, перевозки и реализации продукции в целях установления их принадлежности к сфере действия настоящего технического регламента любое заинтересованное лицо обязано убедиться, что эти процессы осуществляются в целях производства, хранения, перевозки и реализации пищевой продукции и связаны с обеспечением требований безопасности такой продукции. Идентификация процессов производства, хранения, перевозки и реализации продукции осуществляется посредством визуальной оценки указанных процессов и проверки документации, в соответствии с которой они осуществляются.

3.2.3. Требования к объектам технического регулирования проекта технического регламента

Проект технического регламента содержит следующие требования:

1) требования к пищевой продукции, включая:

- микробиологические нормативы безопасности (патогенные и условно патогенные), установленные по группам продукции;
- химические показатели;
- допустимые уровни радионуклидов;
- ветеринарные требования к непереработанному продовольственному (пищевому) сырью животного происхождения;
- показатели пищевой ценности пищевой продукции для детского питания.

2) требования к пищевой продукции с заявленными свойствами (пищевой продукции детского, диетического лечебного и диетического профилактического питания, пищевой продукции для беременных и кормящих женщин). В техническом регламенте отсутствуют все необходимые требования к продукции диетического лечебного и диетического профилактического питания, пищевой продукции, предназначенной для спортсменов.

3) требования к процессам производства и обращения продукции, включая:

- общие требования;

- требования к системе обеспечения безопасности в процессе производства пищевой продукции;
- требования к обеспечению производства пищевой продукции водой;
- требования к сырью, используемому при производстве пищевых продуктов;
- требования к организации производственных помещений, в которых осуществляется процесс производства пищевой продукции;
- требования к использованию технологического оборудования и инвентаря в процессе производства пищевой продукции;
- требования к условиям хранения и удаления отходов производства пищевой продукции;
- требования к работникам, занятым на работах, связанных с производством (изготовлением) и обращением пищевой продукции;
- требования к процессам перевозки пищевой продукции;
- требования к процессам хранения пищевой продукции;
- требования к процессам реализации пищевой продукции;
- требования к процессам утилизации пищевой продукции;
- требования к процессам получения непереработанного продовольственного (пищевого) сырья животного происхождения.

Конечно, при определении требований есть определенные недостатки и пробелы, в частности:

-не установлены фитосанитарные требования к продукции растительного происхождения;
- решение о возможности использования пищевой продукции, не соответствующей требованиям настоящего технического регламента и других технических регламентов, на корм животным принимается уполномоченными органами государственного ветеринарного надзора или иными уполномоченными лицами в соответствии с национальным законодательством в области ветеринарии. Данная норма содержит определенные административные барьеры, пока чиновник примет решение продукция уже не будет пригодной и для кормления животных;
- отсутствуют требования к оборудованию, используемому при реализации продукции;
- и другие недостатки.

3.2.4 Оценка соответствия пищевой продукции и процессов производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации

Проектом технического регламента предусмотрены следующие формы оценки соответствия:

1) Оценка соответствия пищевой продукции, за исключением продукции непромышленного изготовления и продукции предприятий питания, требованиям технического регламента проводится в формах:

а) декларирования соответствия пищевой продукции;
б) государственной регистрации пищевой продукции с заявленными свойствами;
в) государственной регистрации пищевой продукции нового вида;
г) ветеринарной сертификации;
д) государственного контроля (надзора) за соблюдением установленных настоящим техническим регламентом и другими техническими регламентами в сфере безопасности пищевой продукции требований к пищевой продукции;
е) государственного мониторинга водных биологических ресурсов.

2) Оценка соответствия процессов производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации пищевой продукции, за исключением продукции, непромышленного изготовления и продукции предприятий питания, требованиям технического регламента проводится в формах:

а) государственной регистрации производственных объектов;
б) государственного контроля (надзора) за соблюдением установленных техническим регламентом и другими техническими регламентами в сфере безопасности пищевой продукции требований к связанным с требованиями к пищевой продукции процессам производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации.

3) Оценка соответствия пищевой продукции непромышленного изготовления и продукции предприятий питания (общественного питания), предназначенной для выпуска в обращение, а также процессов реализации указанной продукции проводится в форме государственного надзора (контроля) за соблюдением установленных техническим регламентом и другими техническими регламентами в сфере безопасности пищевой продукции требований к пищевой продукции.

Декларированию соответствия подлежит выпускаемая в обращение на таможенной территории Таможенного союза пищевая продукция, за исключением:

- непереработанного продовольственного (пищевого) сырья животного происхождения;
- пищевой продукции с заявленными свойствами;
- уксуса, соли, сахара.

Декларирование соответствия пищевой продукции требованиям технического регламента осуществляется путем принятия по выбору заявителя декларации о соответствии на основании собственных доказательств или доказательств, полученных с участием третьей стороны, при этом технические регламенты, устанавливающие требования к отдельным видам пищевой продукции, могут устанавливать иные схемы декларирования соответствия.

Проектом технического регламента установлены:

- порядок декларирования;
- порядок государственной регистрации пищевой продукции с заявленными свойствами;
- порядок государственной регистрации пищевой продукции нового вида;
- порядок государственной регистрации производственных объектов.

Государственной регистрации подлежат производственные объекты, на которых осуществляются следующие процессы производства пищевой продукции:

а) убой продуктивных животных и птицы, переработка (обработка), мяса и субпродуктов продуктивных животных и птицы для производства пищевой продукции;

б) прием сырого молока, сырых сливок и сырого обезжиренного молока и (или) их переработка (обработка) при производстве молочной продукции;

в) производство и переработка (обработка), яиц сельскохозяйственной птицы;

г) производство и переработка (обработка), продукции рыбного промысла, в том числе улова водных биологических ресурсов (нерыбная продукция промысла).

Безусловно, проект технического регламента содержит и положительные нормы в области оценки соответствия пищевой продукции, но так же содержит и ряд отрицательных норм и пробелов.

К положительным моментам можно отнести устранения дублирования в формах оценки соответствия, установления определенного порядка проведения оценки соответствия.

К отрицательным моментам следует отнести:

- отсутствие порядка проведения исследований в целях регистрации продукции;
- отсутствие закрытого перечня представляемых документов для регистрации;
- отсутствие порядка проведения ветеринарной сертификации, мониторинга водных биологических ресурсов;
- установления порядка начала хозяйственной деятельности по производству пищевой продукции, за исключением процессов производства пищевой продукции, подлежащих государственной регистрации, национальным законодательством сторон Таможенного союза;
- непонятно что будет с оценкой соответствия фитосанитарных требований;
- проект технического регламента не устраняет проблемы по разделению полномочий между органами государственного контроля (надзора) по предметам проверок;
- и другие недостатки.