Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Определение размера единовременной платы при проведении торгов (конкурсов, аукционов) на наземное эфирное телерадиовещание

Файлы

Государственный университет –
Высшая школа экономики

Институт государственного и муниципального управления

Русанов А.А., Гинтова М.А., Жулин А.Б., Иванова О.С., Плаксин С.М.

Москва, 2010

Источник - Библиотека Центра анализа деятельности органов исполнительной власти

Определение размера единовременной платы при проведении торгов (конкурсов, аукционов) на наземное эфирное телерадиовещание / Русанов А.А., Гинтова М.А., Жулин А.Б., Иванова О.С., Плаксин С.М. – М.: Государственный университет - Высшая школа экономики, 2010. – 80 с.

Данная публикация подготовлена на основании результатов проекта «Разработка методики определения размера единовременной платы при проведении конкурсов на наземное эфирное телерадиовещание», выполненного Институтом государственного и муниципального управления Государственного университета – Высшая школа экономики по заказу Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в 2009 г.

Авторы исследования – сотрудники и эксперты Центра анализа деятельности органов исполнительной власти ИГМУ ГУ-ВШЭ.

В рамках исследования разработаны предложения по дополнению существующей в настоящее время в Российской Федерации конкурсной системы распределения радиочастотного спектра для целей телерадиовещания возможностью распределения спектра аукционным способом. В качестве обоснования проведен анализ мировой практики регулирования распределения радиочастотного спектра, стратегические и нормативные правовые документы Правительства Российской Федерации, рекомендации международных организаций. В работе предложено обоснование указанного предложения, разработаны проекты нормативно-правовых актов по его реализации. Также в работу включена методика определения размера единовременной платы при распределении частотного ресурса для целей эфирного наземного телерадиовещания, рассматриваемая либо как плата за лицензию при конкурсном распределении спектра, либо как стартовая цена аукциона.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Определение параметров эффективности распределения радио-частотного спектра для целей телерадиовещания в России

2. Действующая система конкурсного отбора претендентов на наземное эфирное телерадиовещание

2.1 Правовое регулирование действующей системы
2.2 Оценка существующей системы конкурсного отбора претендентов на наземное эфирное телерадиовещание

3. Преимущества и недостатки известных в мировой практике методов распределения радиочастотного спектра

3.1 Международный опыт распределения радиочастотного спектра.
3.2 Международный опыт определения размера платы за использование РЧС

4. Анализ применимости мирового опыта распределения радиочастотного спектра к российской модели развития телерадиовещания

5. Методика определения размера единовременной платы при распределении частотного ресурса для целей эфирного наземного телерадиовещания

6. Предложения по внесению изменений в действующую нормативную правовую базу

Выводы

Литература

Приложение 1. Схемы процедур для начала вещания

Приложение 2. Проекты необходимых нормативно-правовых актов

Введение

В настоящем исследовании рассматриваются основополагающие вопросы управления радиочастотным спектром (далее – РЧС), влияющие на установление платы за его использование для целей телевизионного и радиовещания, а также механизмы определения единовременной платы.

Само по себе определение правовой и экономической природы взимаемой платы за использование радиочастотным ресурсом является одним из компонентов соответствующей модели управления РЧС и не может рассматриваться в отрыве от анализа самих систем управления РЧС.

Традиционные модели управления РЧС, существовавшие долгое время, предполагали только возможность государственного регулирования и административного распределения РЧС государством и уделяли в основном внимание техническим вопросам его использования. Управление РЧС было сосредоточено главным образом на соблюдении правил и процедур технических проблем, функционирования устройств и лицензирования деятельности. Так в нашей стране экономические аспекты и вопросы сложившейся деловой практики (например, вопросы компенсации затрат на самостоятельную разработку частот для конкурсов по телерадиовещанию, далее – ТРВ) не учитывались и подавляющее их количество остается нерешенными и в настоящее время.

Однако стремительное развитие технологий и применение новых экономических моделей в телекоммуникациях привело к необходимости коренных изменений в управлении и использовании РЧС, к принятию по крайней мере точечных оперативных мер, позволяющих адаптировать систему регулирования РЧС под нужды экономики.

Вначале этот процесс обуславливался возросшим спросом на беспроводную связь, испытывающую все возрастающие потребности в частотах. Но вслед за беспроводной связью, в условиях конвергенции – взаимопроникновения технологий и постепенного стирания условных внутриотраслевых границ – эти процессы обострили и ситуацию в сфере телерадиовещания, которое на фоне постоянной нехватки разработанных частот для аналогового наземного вещания с развитием цифрового наземного, спутникового и кабельного вещания, мобильного вещания, телевидения высокой четкости может развиваться, осваивая новые ниши за счет «цифрового дивиденда» в прозрачном конкурентном соперничестве.

О стирании внутриотраслевых границ как о свершившемся факте и понимании необходимости применения экономических методов управления спектром в новых условиях свидетельствует и появление в пункте 1.2 повестки дня Всемирной радиоконференции 2011 года (World Radio Conference – WRC-11) не только вопросов необходимости совершенствования системы международного регулирования, но и предлагается рассматривать конвергенцию фиксированной, подвижной и вещательной служб путем введения понятия новой мультимедийной службы.

В идеальной ситуации конкурирующим между собой пользователям спектра необходимо иметь возможность предоставлять потребителям востребованные услуги наиболее эффективным образом. При этом в данном случае любые пользователи РЧС рассматриваются с общих позиций, поскольку здесь не имеется принципиальных различий с точки зрения общих экономических подходов к использованию спектра для целей оказания услуг связи или же распространения продукции электронных средств массовой информации (вещания).

На практике должны учитываться общественная значимость оказываемых с применением ресурса услуг, оценка загрузки распределенных полос частот, баланс спроса и предложения, прогноз роста доходов, исследование методов повышения эффективности работы радиосистем, прогноз необходимых последующих капитальных затрат.

Возможность принятия гибких решений подразумевает в зависимости от применяемых методов регулирования свободу выбора вариантов использования спектра, объема требующегося спектра и географического района, в котором будут предоставляться услуги связи или вещательная деятельность.

Ровно по этим же причинам можно избежать создания искусственных барьеров на пути выхода на рынок новых игроков, давая им возможность быстро реагировать на изменяющиеся потребности общества в новых и разнообразных услугах. Именно гибкость в использовании спектра обеспечивает пользователям возможности быстро внедрять новейшие услуги и технологии без административных расходов и отсрочек.

Кроме того, в хорошо проработанных моделях управления РЧС гибкость в распределении спектра стимулирует расширение его пропускной способности, поскольку позволяет операторам использование каким-либо дополнительным образом или путем передачи прав на использование его части тем участникам рынка, которые могут предложить за него наилучшую цену.

В качестве основы для обоснования эффективности использования РЧС стали использоваться экономические подходы для управления радиочастотным спектром. Тем более, что если ранее основными задачами в управлении РЧС являлись исключительно проблемы технического регулирования при использовании РЧС, то в современных реалиях основной проблемой стала необходимость установления равновесия между спросом и предложением при использовании РЧС.

Экономические методы управления использованием РЧС при взаимодействии с оптимизированными техническими и регуляторными процессами позволят создать современную систему управления спектром. И здесь речь идет прежде всего об усилении роли рыночных механизмов.

Использование экономических методов управления РЧС посредством определения способов распределения ресурса, а также размера и видов платы за его использование позволит выработать действенные экономические меры повышения эффективности управления использованием РЧС.

Впервые о применении экономических методов к системе управления РЧС речь зашла в 50-е годы XX века и к середине 80-х годов были осуществлены первые постепенные попытки либерализации функционирования отрасли связи.

Дискуссии на тему совершенствования механизмов управления РЧС в целом и той частью спектра, которая задействуется для целей ТРВ, ведется в нашей стране уже свыше десяти лет. С одной стороны, мы находимся сейчас на том отрезке пути внедрения новых подходов распределения РЧС, который подавляющее большинство стран уже прошло 5-7 лет назад, а опыту первопроходцев уже больше 10 лет. С другой стороны, мы имеем уникальную возможность, используя их не всегда однозначный опыт, учитывая их усилия, стараться выбрать с большой степенью уверенности лучший и однозначно подходящий нам путь развития.

При том, что сложившейся в настоящее время система государственного управления и регулирования как в сфере связи, так и в сфере ТРВ, осуществляемая единым федеральным органом исполнительной власти, предполагает принятие комплексных решений, исключив ведомственную заинтересованность и разобщенность последних десятилетий.

При подготовке данной работы были приняты во внимание и изучены подходы по управлению и распределению РЧС в Великобритании, США, Канаде, Новой Зеландии, Австралии, Норвегии, Франции, Аргентине, Парагвае, Швеции, Румынии, Ботсване, Уганде.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости