Герберт Кэссон - известный консультант по ведению бизнеса, "эксперт продуктивности", психолог и писатель. Он консультировал такие крупные компании, как компанию "Bell Telephone Со" и"Standard OilCo". А его "Романс стали" был любимой книгой Дж. П. Моргана и Дж. Д. Рокфеллера.
Книга Герберта Ньютона Кэссона "12 правил обращения с деньгами, или как получать прибыль" - это тот редкий случай, когда книга о бизнесе и финансах читается на одном дыхании. А главное, никаких шансов уснуть на пятидесятой странице - в книге их всего тридцать шесть. И все по существу: не добавить - не отнять.
То, о чем писал Герберт Кэссон в далеком 1923 году, актуально и сейчас: в психологии людей и бизнеса мало что изменилось, иначе бы предприниматели всех времен и народов не совершали одни и те же ошибки. А потому хочу поделиться наиболее ценными правилами, которые помогут Вам избежать пусть не всех, но многих досадных финансовых промахов.
1. Покупай только то, что знаешь
Так уж мы устроены, что кусок в чужих руках нам всегда кажется больше. И просто поверив кому-то на слово, мы попадаемся на крючок своей доверчивости. Но деньги не прощают такого невежества, а риски при открытии или покупке малознакомого бизнеса редко оправдываются. "В мире финансов меньше честности, чем в мире торговли. Финансист может целый год продавать чужие долги под видом активов, и закон только снимет перед ним шляпу. В сфере финансов никогда нельзя верить тому, что слышишь". "Всегда, когда можешь, покупай долю в том бизнесе, который рядом. Вкладывай деньги в своем городе. Покупай то, что можешь видеть своими глазами".
2. Покупай не идею, а собственность
Многие предприниматели просто одержимы поиском идеи, которая позволит им выйти на рынок, где нет конкуренции. Обнаружив такую идею, они готовят бизнес-план, ищут инвесторов. Но часто оригинальная идея становится ловушкой как для начинающих предпринимателей, так и для начинающих инвесторов.
Оригинальная идея - еще не повод для вложений, а незанятость ниши чаще всего говорит о незрелости рынка и отсутствии спроса. Поэтому опытные инвесторы оценивают не столько бизнес-план, сколько условия и ресурсы для его реализации. То есть покупают то, что знают.
Они также знают, что и вероятность провала велика. А потому никому, кроме очень богатых людей, не стоит заниматься новыми планами. Вложения в собственность, а не в эфемерный проект - намного разумнее.
"Загадка человеческой природы состоит в том, что большинство людей предпочитают планы собственности. Возможное объяснение этому состоит в том, что любой план всегда выглядит совершенным".
"Собственность обладает неотъемлемой ценностью, в то время как ценность плана полностью зависит от его реализации. Вложения в планы - это не для людей с ограниченными возможностями и небогатым опытом. Любой человек должен вкладывать не более 20% своих денег в план".
"Собственность - это то, что существует реально. Собственность не может, подобно планам, раствориться в воздухе. При помощи хорошего предвидения и умения продавать всегда можно собственность обратить в деньги или бизнес, приносящий деньги".
3. Никогда не покупай и не продавай под давлением
Давление и ажиотаж - излюбленные приемы манипуляторов. И обеспеченный человек чаще других оказывается под их натиском. А потому, если у Вас есть деньги, следует неизменно придерживаться принципа: никогда не тратить, не давать взаймы и не вкладывать средства под давлением.
"В мире финансов необходимо обладать искусством самозащиты. Всегда, когда у тебя спрашивают деньги, отложи свой ответ на завтра - это правило, которое убережет тебя от многих потерь".
"В мире столько плутов, бедных родственников и попрошаек, что человек с деньгами должен держаться, как крепость. Каждый раз он должен спокойно, хладнокровно спросить самого себя: "А что получу я? И как получу?".
На эту тему есть хороший анекдот.
Миллиардер Дональд Трамп стоит в лифте. И вот, когда двери почти закрылись, в лифт проскальзывает молодая красивая женщина и говорит:
- О, я вас знаю. Вы - Дональд Трамп, один из самых богатых людей в мире. В лифте мы одни. Я могу прямо сейчас раздеться, и мы займемся диким, безудержным сексом.
Трамп немного подумал и спросил:
- А какая мне от этого выгода?
Чем поспешнее и заманчивее предложение, тем серьезнее стоит поразмыслить о его выгодности.
"Свой интерес - это не та вещь, которую нужно стыдиться. Своекорыстие называют постыдным паразиты, живущие за счет чужой щедрости".
"Раз человек стал собственником, он должен избегать эмоций и всегда иметь ясную, трезвую голову. Даже если тебе предлагают купить железную дорогу за кусок сыра, лучше не отдавай хороший кусок сыра".
"Во всех случаях, когда речь идет о вкладывании твоих денег и тебе говорят: "Сейчас или никогда", отвечай: "Никогда".
"Давать деньги взаймы - значит делать непонятно что: это и не подарить, и не вложить. Это не приносит ни благодарностей, ни шансов получить прибыль".
"С нравственной точки зрения ты делаешь человеку зло, давая ему взаймы только потому, что он тебя об этом просит. Ты ослабляешь его уверенность в себе и его уважение к самому себе".
4. Покупай только то, что можно перепродать
Это правило одинаково справедливо как для бизнеса, так и для инвестиций. Проблема многих предпринимателей в том, что они предлагают то, что кажется интересным им, а не потребителю. Неизученный спрос нередко ставит бизнес под угрозу выживания: склад перезатаривается, а деньги замораживаются.
"При покупке всегда нужно помнить о следующем:
Ты можешь изменить свое отношение к предмету покупки. Дом, который ты покупаешь сегодня, может завтра тебе разонравиться.
Продажная цена определяется спросом, а не стоимостью или ценностью. Цена - это то, что тебе могут предложить. Я видел, как за 380 фунтов продали аэродром, а почтовую марку - за 1000.
Нельзя тратить деньги в угоду своим капризам и при этом думать, что делаешь вложение капитала. Покупать, чтобы ублажать самого себя, конечно, можно, но не раньше, чем ты сможешь позволить себе швырять деньги на ветер.
Чем уникальнее и необычнее собственность, тем меньше шансов найти покупателя. Чем обычнее и привычнее вещь, тем многочисленнее толпа покупателей. Обыкновенные люди хотят обыкновенных вещей, а девять десятых людей в мире - обыкновенные люди".
5. В бизнесе главное - прибыль, а не процесс
Многие предприниматели настолько привязаны к своему детищу, что готовы потерять хорошие деньги, отказавшись от его выгодной продажи. А между тем, продажа действующего бизнеса часто оказывается кратчайшим путем к финансовому успеху. Налаживая и продавая готовый бизнес, можно заработать намного больше и намного быстрее.
"Для того чтобы быстро сколотить достаточную сумму денег, нужно идти кратчайшим путем. Нельзя упускать ни одной благоприятной возможности получения прибыли. Это значит, что, если торговец может получить больше денег от продажи своего магазина, чем от продажи своих товаров, он должен продать магазин".
6. Движение капитала важнее, чем его величина
Часто предприниматели, занятые в торговле, забывают о том, что магазин - это не склад, а точка продаж, и не стремятся наращивать обороты. Но на массовом рынке принцип "лучше продать меньше, но дороже" не работает. К тому же, высокие цены могут лишить бизнес потока покупателей. В торговле прибыль чаще зависит от скорости продаж, чем от высоты цен.
"Сущностью бизнеса является обмен. Деньги - на товар, товар - на деньги, деньги - снова на товар! И делать это нужно быстро".
"Постоянно держи деньги в обороте. Каждый шиллинг - это маленький рабочий. Он должен работать, а не спать: находить себе применение и спустя несколько недель возвращаться к тебе, ведя за руку новую маленькую монетку".
7. Занимай для развития, а не для блефа
На стадии бурного роста своего бизнеса многие предприниматели тормозят его развитие. Вместо того, чтобы найти дополнительные средства и дать бизнесу новый толчок, они пасуют и осторожничают. В итоге упущенная возможность оборачивается упущенной прибылью, а инициатива на рынке переходит к тем, кто не побоялся рискнуть.
"Существует такая вещь, как принуждение роста. Растущий бизнес - это как растущий ребенок. Он не может все время оставаться в колыбели. Он должен иметь большее жилье".
"При помощи денег можно запустить в бизнес все производящие прибыль факторы, кроме ума. Поэтому, если человек уверен, что у него есть мозги, его следующий шаг должен быть направлен на то, чтобы достать деньги".
Другим препятствием для роста бизнеса является то, что предприниматели ставят собственные интересы выше интересов своего дела. Проще говоря, они высушивают бизнес, вынимая из него всю прибыль и ничего не вкладывая в развитие.
"Слишком много людей, которые обогащают себя и доводят до нищеты свой бизнес. Их жены и друзья постепенно вводят их во все большие расходы, пока наконец изможденный бизнес не испускает дух".
"Все взятые в кредит деньги должны использоваться продуктивно. Если этого не происходит, то эти деньги приносят больше вреда, чем пользы, прививая привычку потакания своим собственным прихотям".
Герберт Кэссон - известный консультант по ведению бизнеса, "эксперт продуктивности", психолог и писатель. Он консультировал такие крупные компании, как компанию "Bell Telephone Со" и "Standard OilCo". А его "Романс стали" был любимой книгой Дж. П. Моргана и Дж. Д. Рокфеллера.