Источник - "Малый и средний бизнес Хабаровского края" - официальный интернет-ресурс Министерства экономического развития и внешних связей Хабаровского края
Заслушав доклады, посвященные состоянию и перспективам развития инновационного процесса в России и реальному опыту трансфера новых технологий из Университетов в бизнес, а также проведя всестороннее обсуждение в рамках заседаний соответствующих «круглых столов», участники 5-го Форума «От науки к бизнесу» приняли следующие рекомендации Правительству, Государственной Думе и Совету Федерации.
1. Рекомендации в области налогового регулирования и социального страхования
Повышение страховых взносов с 26% до 34% для предприятий всех форм собственности, предпринятое Государством в разгаре мирового финансового кризиса с целью повышения наполнения страхового и пенсионного фондов, в наибольшей степени воздействует на высокотехнологичные сектора экономики, поскольку в их расходах наибольшую долю составляют расходы на заработную плату. Самый большой рост нагрузки по страховым взносам пришелся на малые производственные предприятия, действующие по упрощенной системе налогообложения (с 14% до 26%). В результате конкурентоспособность инновационного сектора экономики еще более снижается (уровень затрат возрастает на 6%-10%), что находится в противоречии с мировой практикой, согласно которой в период кризиса государство в первую очередь оказывает поддержку занятости высокотехнологичному малому бизнесу, предоставляя ему налоговые льготы.
В этой связи участники Форума рекомендуют:
1) при сохранении регрессивной шкалы страховых взносов на уровне 465 тыс.руб. в 2012 г.:
- восстановить ставку страховых взносов, выплачиваемых производственными предприятиями малого бизнеса с упрощенной системой налогообложения, на уровне 14% от ФОП,
- установить ставку страховых взносов для иных производственных предприятий на уровне 14%,
2) в случае повышения регрессивной шкалы страховых взносов, установить законодательно, что суммарный объем страховых взносов в производственных предприятиях не должен превышать 10% от оборота компании.
2. В области косвенного налогообложения
В настоящее время выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ за счет средств бюджетов, а также средств Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития и образуемых для этих целей в соответствии с законодательством Российской Федерации внебюджетных фондов министерств, ведомств, ассоциаций; выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ учреждениями образования и научными организациями на основе хозяйственных договоров не облагается НДС.
На практике это означает, что все суммы «входного» НДС относятся на себестоимость НИОКР, что оказывает существенное влияние на стоимость проводимых исследований.
Тем не менее, предусмотрена возможность отказа от использования освобождения.
Рекомендации – (А) исключить данные положения (поскольку в действующем варианте они оказывают противоположное влияние и создают дополнительные трудности для компаний, желающих их не применять), (Б) установить заявительный порядок их применения, либо (В) установить для данных операций ставку 0% НДС (аналогично ставкам для международных перевозчиков, «золотого нуля» и пр.).
3. В области таможенного регулирования
Участники Форума подтверждают, что важным барьером на пути развития инновационных решений является ограничение ввоза в страну высокотехнологичного оборудования (производственного и научно-исследовательского характера), которое не производится в РФ или не имеет коммерческой ценности ввиду того, что оно не продается на рынке, а используется для отработки своего функционала или для тестирования.
В этой связи участники Форума рекомендуют упростить порядок ввоза такого оборудования на таможенную территорию РФ, устранив взимание ввозных таможенных пошлин и уплату НДС на ввоз такого оборудования.
4. В области венчурного финансирования
Участники Форума констатируют, что существующее законодательство, регулирующее функционирование венчурных фондов в РФ не соответствует мировой практике и является серьезным барьером на пути привлечения капитала в высокотехнологичные и высоко рискованные проекты.
В этой связи участники Форума поддерживают инициативу Российской Венчурной Компании по внесению изменений в действующее законодательство, регулирующее деятельность венчурных фондов, вносящее соответствие его международной практике.
5. В области государственной поддержки высокотехнологичного экспорта
Участники Форума выражают сожаление в связи с недостаточным развитием в РФ инструментов государственной поддержки высокотехнологичного экспорта. Существующие инструменты предоставления государственных гарантий и страхования экспортных кредитов практически недоступны малому частному инновационному бизнесу, а создаваемые Минэкономразвития региональные инструменты субсидирования поддержки экспорта имеют конкурсный характер и не предусматривают поддержки коллективных маркетинговых и ПиАр акций российских экспортеров.
В этой связи участники Форума рекомендуют использовать международный опыт и создать специализированный инструмент поддержки высокотехнологичного экспорта в форме Ассоциации с участием государства и частного бизнеса, либо в форме саморегулируемой организации, имеющей бюджет, необходимый для субсидирования внешнеэкономической деятельности аккредитованных компаний на основе заявительного порядка компенсации понесенных расходов (по овладению иностранными языками и навыками маркетинга и продаж, по участию в международных мероприятиях и проведению ПиАр акций, по использованию услуг по защите прав интеллектуальной собственности и иных услуг, необходимых для защиты российского бизнеса на чужих рынках).