Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Реформирование налогообложения субъектов малого предпринимательства. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук

На правах рукописи
Ксенда Виктория Михайловна

Волгоград, 2008

Специальность 08.00.10 – Финансы, денежное обращение и кредит

Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Волгоградский государственный университет».

Научный руководитель:кандидат экономических наук, доцент
Чухнина Галина Яковлевна
Официальные оппоненты:доктор экономических наук, доцент
Сидорова Надежда Ивановна

кандидат экономических наук, доцент
Сонина Татьяна Николаевна
Ведущая организация:ГОУ ВПО «Самарский государственный экономический университет»

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы диссертационного исследования. С малым бизнесом связаны большие надежды в решении ключевых проблем российской экономики: развитие производства и торговли, создание новых рабочих мест, обеспечение значительных налоговых поступлений в бюджет. На протяжении всего периода развития указанного сектора государством предпринимались меры по его поддержке посредством совершенствования законодательной базы и создания условий для экономического роста.

Оптимальная система налогообложения для малого бизнеса предусматривает, с одной стороны, стимулирование деловой активности предпринимателей, а с другой – наличие достаточно простого и эффективного механизма взимания налогов. В связи с этим особую актуальность и значимость с позиции стимулирования развития малого предпринимательства приобретает снижение налоговой нагрузки, упрощение процедур налогообложения и представления отчетности, создание благоприятных условий для легализации и развития малого бизнеса.

Налоговое стимулирование предпринимательской активности имеет небольшую историю в современной России. Так, упрощенная система налогообложения, введенная только в 1996 году, содержит еще достаточно резервов для совершенствования элементов налогообложения.

Степень разработанности проблемы. Основы теории налогов и налогообложения заложены в известных трудах отечественных и зарубежных экономистов, в числе которых: А. Вагнер, С. де Вобан, Ф. Кенэ, А. Лаффер, Ф. Нитти, У. Петти, П. Прудон, Д. Рикардо, А. Смит, Л.Штейн и другие; среди отечественных – М.М. Алексеенко, А.А. Исаев, И.М. Кулишер, Л.И. Львов, П.В. Микеладзе, И.Х. Озеров, А.А.Соколов, В.Н. Твердохлебов, А.А. Тривус, Н.И. Тургенев, И.И. Янжул и другие.

Теоретический вклад в исследование проблем налогов и налогообложения внесли современные отечественные экономисты: А.В. Аронов, С.В. Барулин, А.В. Брызгалин, О.В. Врублевская, А.З. Дадашев, В.А. Кашин, Л.П. Павлова, В.Г. Пансков, С.Г. Пепеляев, В.М. Пушкарева, М.В. Романовский, Б.М. Сабанти, А.В. Толкушин, Д.Г. Черник, Т.Ф. Юткина и другие.

Практическому использованию упрощенной системы налогообложения посвящены исследования И.М. Андреева, М.В. Истратовой, Н.И. Малис, М.А. Пархачевой, А.Б. Паскачева, Ю.В. Подпорина, А.А. Ялбуганова и др.

Труды вышеперечисленных ученых стали стимулом к более глубокой разработке проблем совершенствования налогообложения субъектов малого предпринимательства: от разработки концепции реформирования системы налогообложения малого бизнеса до эффективных форм и методов её практической реализации в России.

Цель диссертационного исследования – теоретически обосновать налоговые методы государственной поддержки малого бизнеса, разработать и предложить основные направления реформирования налогообложения субъектов малого предпринимательства.

В соответствии с поставленной целью в диссертационной работе решаются следующие задачи:

- выявить значение налогообложения в комплексе мер государственной поддержки субъектов малого предпринимательства;
- теоретически обосновать необходимость и значимость применения упрощенной системы налогообложения субъектами малого предпринимательства;
- сформулировать цель и принципы реформирования этой системы;
- дать авторское определение понятию «налогообложение субъектов малого предпринимательства» и уточнить их статус в налоговых отношениях;
- выявить положительные и отрицательные тенденции в развитии упрощенной системы налогообложения;
- формализовать методику исчисления налога, уплачиваемого при применении упрощенной системы налогообложения, дать рекомендации по направлениям совершенствования упрощенной системы налогообложения в РФ.

Объект исследования – субъекты малого предпринимательства, применяющие упрощенную систему налогообложения в Российской Федерации.

Предмет диссертационного исследования – налоговые взаимоотношения государства и субъектов малого предпринимательства, применяющие различные налоговые режимы.

Теоретической основой работы послужили научные исследования отечественных и зарубежных экономистов по теории налогообложения.

Методологической основой исследования явились принципы диалектической логики в единстве субъектно-объектного, историко-генетического и функционально-структурного анализа. В работе применялись различные методы: наблюдение, сравнительный анализ, индукция, синтез, дедукция, группировка, ранжирование, оценка.

Информационно-эмпирическую базу составили положения Налогового кодекса РФ (НК РФ), Бюджетного кодекса РФ, Федеральных, региональных и местных законодательных актов, постановлений, приказов, писем Правительства РФ, Министерства финансов РФ, Федеральной налоговой службы РФ и иных нормативных документов, статистические данные Федеральной службы государственной статистики (ФСГС) и Национального института системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП), а также статьи отечественных и зарубежных ученых, опубликованные в специальной периодической литературе, Интернет-ресурсы.

Основные положения диссертационного исследования, выносимые на защиту:

  1. Важной задачей государства является формирование экономической среды, благоприятной для всех видов предпринимательской деятельности. В особой государственной поддержке нуждаются малые предприятия и индивидуальные предприниматели. Виды оказания этой поддержки различны: финансовая, имущественная, консультационная, информационная. Одной из наиболее значимых мер стимулирования развития сектора малого предпринимательства является создание для него преференций в области налогообложения, введение специальных правил участия в налоговых отношениях для субъектов малого предпринимательства, что обеспечивает реализацию косвенного государственного финансирования. Государственная поддержка в области налогообложения развивается эволюционным путем и отражает все сложности перманентного налогового реформирования.
  2. Эффективная система налоговых преобразований в отношении субъектов малого предпринимательства должна отвечать следующим критериям: полноты – то есть все результаты проведенных реформ видны, отсутствуют скрытые процессы и явления, имеющие отдаленные последствия; непротиворечивости – при разрешении существующих противоречий не были заложены новые проблемы и глубинные противоречия, которые потребуют решения в будущем; завершенности преобразований, что значит возвращение системы отношений между государством и налогоплательщиками из зоны распада в зону безопасности и сохранение устойчивого состояния динамического равновесия. Результатом реформирования налогообложения малого предпринимательства в России должен стать механизм, способный обеспечить переход от снижения налогового бремени к его оптимальному распределению. Для его создания необходимы два направления: стимулирование инвестиционной активности посредством налогов и социализация налогообложения.
  3. Субъект малого предпринимательства – не категория налогоплательщиков, а определенный статус организации или индивидуального предпринимателя, поэтому в Налоговом кодексе РФ отсутствуют специальные нормы, касающиеся налогообложения малого бизнеса. Предложено изложить главу 26.2. НК РФ в следующем контексте: «Упрощенная система налогообложения для субъектов малого предпринимательства». Поскольку упрощенная система налогообложения может применяться по установленным критериям только малыми предприятиями, микропредприятиями и индивидуальными предпринимателями с соответствующим разъяснением всех норм.
  4. Для целей внутреннего и внешнего налогового планирования (включая выбор режима налогообложения), анализа, контроля необходима разработка формализованного инструментария: формул расчета налоговой нагрузки для общего и упрощенного режимов налогообложения, формул рентабельности продаж при различных объектах упрощенного налогообложения: доходов или доходов, уменьшенных на величину расходов. Выявленные, обоснованные и системно представленные по количественным и качественным критериям преимущества упрощенной системы налогообложения имеют двуединое значение: для государства определяют главные направления реформирования ее элементов, для малого бизнеса – приоритетность выбора перед иными режимами налогообложения.
  5. Реформирование упрощенной системы налогообложения путем практической реализации предлагаемых мер (расширение перечня, принимаемых к учету расходов, изменение величины ставок и др.) позволит сделать эту систему более эффективной, обеспечивающей экономически обоснованный уровень доходности с соблюдением баланса интересов государства и налогоплательщика при минимизации затрат на налоговое администрирование и издержек налогоплательщика. Принятие на территории Волгоградской области закона «О применении упрощенной системы налогообложения на основе патента индивидуальными предпринимателями, не привлекающими для предпринимательской деятельности наемных работников» будет способствовать развитию малого предпринимательства в регионе, расширит спектр возможностей, предоставленных законодательством индивидуальным предпринимателям, а также позволит увеличить собственную доходную базу регионального бюджета.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

– уточнено определение понятия упрощенной системы налогообложения субъектов малого предпринимательства;
– сформирован алгоритм исчисления налоговой базы при переходе с общего режима налогообложения на упрощенную систему налогообложения;
– усовершенствована методика исчисления налога, уплачиваемого при применении упрощенной системы налогообложения, для объектов налогообложения «доходы» и «доходы, уменьшенные на величину расходы»;
– аргументирована необходимость расширения расходов и уточнен перечень расходов, учитываемых при применении упрощенной системы налогообложения;
– разработана модель проекта закона Волгоградской области «О применении упрощенной системы налогообложения на основе патента индивидуальными предпринимателями, не привлекающими для предпринимательской деятельности наемных работников» и обоснована необходимость введения на территории Волгоградской области упрощенной системы налогообложения на основе патента;
– даны рекомендации по изменению и дополнению положений Налогового кодекса РФ в части совершенствования упрощенной системы налогообложения для субъектов малого предпринимательства.

Теоретическое значение результатов исследования. Теоретическая значимость результатов исследования состоит в дальнейшей разработке понятийного аппарата упрощенной системы налогообложения для субъектов малого предпринимательства, в научной характеристике понятия налогообложения субъектов малого бизнеса, в обосновании необходимости государственной поддержки (косвенного финансирования) дальнейшего развития малого предпринимательства в России.

Практическая значимость диссертационного исследования состоит в дальнейшем развитии методики расчета налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, а также формировании алгоритма перехода с общего режима налогообложения на упрощенную систему, которые могут быть применены налогоплательщиками – субъектами малого предпринимательства.

Материалы диссертации могут использоваться при преподавании учебных дисциплин «Налоги и налогообложение», «Специальные налоговые режимы» и в практической деятельности территориальных органов налоговой службы при проверке налогоплательщиков, применяющих УСНО.

Апробация результатов исследования. Основные выводы и рекомендации диссертационного исследования докладывались и обсуждались на международных, всероссийской и межвузовских научно-практических конференциях в 2007-2008 гг. в Волгограде, Казани, Мурманске, Пензе, Саратове.

Публикации. По теме диссертации опубликовано 8 научных работ общим объемом авторского вклада 2,75 п.л., в том числе 1 в издании, рекомендованном ВАК РФ.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих 9 параграфов, заключения, списка использованной литературы, 7 приложений. Работа иллюстрирована 9 таблицами и 3 рисунками.

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, формулируются ее цель и задачи, предмет и объект исследования, научная новизна, теоретическая и методологическая основа и значимость исследования, а также сведения об апробации, излагаются основные положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Теоретико-методологические аспекты развития системы налогообложения для субъектов малого предпринимательства» определена важность налогообложения в структуре мер государственной поддержки сектора малого предпринимательства и выявлена значимость упрощенного налогообложения для малого бизнеса из всей совокупности налоговых обязательств. Уточнена роль малого предпринимательства в качестве субъекта налоговых отношений и дано понятие упрощенной системы налогообложения. Исследована история налогообложения малого бизнеса и выделены этапы развития упрощенной системы налогообложения.

Во второй главе «Современная практика налогообложения по упрощенной системе» раскрывается сущность налогообложения субъектов малого предпринимательства по упрощенной системе, выделяются ее основные преимущества и недостатки, отражена динамика налоговых поступлений от субъектов малого предпринимательства, исследован зарубежный опыт налогообложения малого бизнеса.

В третьей главе «Основные направления совершенствования упрощенной системы налогообложения для субъектов малого предпринимательства» содержатся основные рекомендации по совершенствованию упрощенной системы налогообложения, как на федеральном, так и региональном уровне (на примере Волгоградской области) в целях повышения эффективности деятельности субъектов малого предпринимательства, выделена роль налогового контроля в соблюдении законодательства субъектами малого предпринимательства.

В заключении обобщаются результаты исследования, формулируются выводы и предложения.

Полная версия автореферата, html
Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости