Аналитический центр ОАО «МСП Банк»
Соболь А.В.
Шамрай А.А.
Москва, 2011
СОДЕРЖАНИЕ
1. Современное состояние сектора МСП
К субъектам малого и среднего предпринимательства в Республике Казахстан относят:
- субъектов малого предпринимательства - индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица со среднегодовой численностью работников не более 50 человек и юридических лиц, осуществляющих частное предпринимательство, со среднегодовой численностью работников не более 50 человек и среднегодовой стоимостью активов за год не свыше 60 000-кратного месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год;
- субъектов среднего предпринимательства - индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица со среднегодовой численностью работников свыше 50 человек и юридических лиц, осуществляющих частное предпринимательство, со среднегодовой численностью работников свыше 50, но не более 250 человек или среднегодовой стоимостью активов за год не свыше 325 000-кратного месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год.
Месячный расчетный показатель на 2011 год установлен на уровне 1512 тенге (283,5 рублей1). Таким образом, ограничение по среднегодовой стоимости активов для субъекта малого предпринимательства составляет 90 720 тысяч тенге (17 млн. рублей), для субъекта среднего предпринимательства – 491 400 тысяч тенге (92,1 млн. рублей). Основные проблемы при отнесении хозяйствующего субъекта к МСП возникают как раз при оценке среднегодовой стоимости активов. Формула для расчета данного показателя не прописана в законодательстве Республики Казахстан, что приводит к многочисленным конфликтам между хозяйствующими субъектами и контролирующими органами.
Сектор малого и среднего предпринимательства Республики Казахстан динамично развивается. По данным Агентства Республики Казахстан по статистике на 1 января 2011 года число зарегистрированных субъектов МСП составило 941 тысячу (увеличение по сравнению с аналогичным периодом 2010 года составило 1,3%, однако низкий показатель прироста связан с изменением системой учета субъектов МСП).
Число активно действующих субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) в республике увеличилось на 1,3% и составило 676 тысяч.
Численность занятых в сегменте МСП на 1 января 2011 года составляла 2,5 млн. человек.
Выпуск продукции (товаров и услуг) субъектами малого и среднего предпринимательства за 2010 год по сравнению с предыдущим годом, по оперативным данным (в постоянных ценах) увеличился на 1,9% и составил 6847 млрд.тенге (1283 млрд.рублей).
2. Государственная поддержка МСП в Республике Казахстан.
2.1 Органы исполнительной власти
Основным координатором государственной поддержки МСП в республике Казахстан является Министерство экономического развития и торговли РК в лице департамента развития предпринимательства. Также на общегосударственном уровне вопросами поддержки субъектов МСП занимается Министерство индустрии и новых технологий. На базе МИНТ РК функционирует ряд организаций, курирующих различные сферы научно-технического и инновационного развития субъектов МСП – это, в частности, Национальный инновационный фонд (занимается вопросами инноваций и венчурных инвестиций), Центр инжиниринга и трансферта технологий (отвечает за трансферт технологий), Инвестиционный фонд Казахстана (курирует вопросы государственных инвестиций в наукоемкий сектор) и Корпорация по развитию и продвижению экспорта.
2.2. Национальные фонды
Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына» был создан в соответствии с Указом Президента Республики Казахстан от 13 октября 2008 № 669 «О некоторых мерах по обеспечению конкурентоспособности и устойчивости национальной экономики» и постановлением Правительства Республики Казахстан от 17 октября 2008 года № 962 «О мерах по реализации Указа Президента Республики Казахстан от 13 октября 2008 года № 669» путем слияния акционерных обществ «Фонд устойчивого развития «.азына» и «Казахстанский холдинг по управлению государственными активами «Самрук».
Фонд национального благосостояния «Самрук-.азына» создан для повышения конкурентоспособности и устойчивости национальной экономики и упреждения факторов возможного негативного влияния изменений на мировых рынках на экономический рост в стране.
Основной целью деятельности Фонда является управление принадлежащими ему на праве собственности пакетами акций (долями участия) национальных институтов развития, национальных компаний и других юридических лиц для максимизации их долгосрочной ценности и повышения конкурентоспособности на мировых рынках.
Основными направлениями деятельности Фонда являются:
- содействие в модернизации и диверсификации национальной экономики;
- содействие в стабилизации экономики страны;
- повышение эффективности деятельности компаний.
Фонд призван оказывать максимальное содействие Правительству Республики Казахстан, быстро и оперативно решая вопросы по привлечению инвестиций в реальный сектор экономики, активизации работы в регионах, укреплению межотраслевых и межрегиональных связей и максимально используя имеющиеся преимущества и возможности.
Эффективная диверсификация и модернизация национальной экономики осуществляется путем реализации активной инвестиционной деятельности, особенно в приоритетных секторах экономики, таких как:
- нефтегазовый сектор;
- электроэнергетика;
- металлургия;
- химия, нефтехимия;
- инфраструктура.
Основными задачами Фонда являются:
- разработка и обеспечение реализации инвестиционных проектов регионального, национального и международного масштаба;
- поддержка и модернизация существующих активов компаний Фонда;
- содействие в развитии регионов и реализации социальных проектов;
- поддержка отечественных товаропроизводителей, товаров и услуг.
ФНБ «Самрук-Казына» реализует программу поддержки МСП большей частью через одну из своих дочерних организаций – Фонд развития предпринимательства «Даму». Основной механизм поддержки, реализуемый в рамках Программы – размещение 120 млрд. тенге (около 22,5 млрд. рублей) через банки второго уровня для обеспечения потребности сектора МСП в кредитных ресурсах по льготным процентным ставкам. Следует отметить, что эта часть программы работает достаточно эффективно – средневзвешенная ставка по кредитам на 1 ноября 2009 года составила 11,33%, а эффективная ставка – 12,2%2 (при фактическом темпе инфляции в 2009 году в 6,2%).
Фонд развития предпринимательства «Даму», упомянутый выше, также является важным звеном в структуре органов государственной поддержки МСП. Фонд, помимо размещения кредитных ресурсов через банки второго уровня, реализует большое число программ, в том числе такие, как:
- программа прямого финансирования субъектов МСП «Даму-Колдау», в рамках которой было размещено более 3 млрд. тенге (около 562 млн. рублей);
- программа финансирования субъектов микрокредитования;
- программа «Бизнес-Советник»;
- программа финансирования лизинговых сделок для субъектов МСП, занятых в обрабатывающей промышленности.
Эти программы, по большей части, направлены на повышение доли сектора обрабатывающих производств в общем объеме продукции МСП. Проекты, которые предприниматели представляют в Фонд, проходят жесткий конкурсный отбор. Так, по состоянию на 1 марта 2010 из 143 проектов, представленных на рассмотрение в рамках программы прямого финансирования, отбор прошли лишь 10.
Основной программой, реализуемой фондом на данный момент, является «Дорожная карта бизнеса 2020». Программа «Дорожная карта бизнеса 2020» разработана для реализации послания Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Новое десятилетие – Новый экономический подъем – Новые возможности Казахстана» и Стратегического плана развития Казахстана до 2020 года. Программа является одним из механизмов реализации Государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010 – 2014 годы.
Целью Программы является обеспечение устойчивого и сбалансированного роста регионального предпринимательства в несырьевых секторах экономики, а также сохранение действующих и создание новых постоянных рабочих мест.3
Деятельность в рамках Программы ведется по 3 основным направлениям:
- поддержка бизнес-инициатив (субсидирование процентной ставки и обеспечение госгарантий по кредитам для МСП);
- оздоровление предпринимательского сектора (выплата Фондом части ставки вознаграждения по кредиту);
- поддержка экспортоориентированных производств (субсидирование процентной ставки для экспортеров несырьевого сектора).
2.3 Региональная инфраструктура поддержки
Региональная инфраструктура поддержки МСП в Республике Казахстан представлена на сегодняшний большим количеством различных организаций, оказывающих представителям малого и среднего бизнеса помощь по всем возможным направлениям – от консультаций по вопросам создания собственного дела и выбора организационно-правовой формы до поиска партнеров за рубежом и привлечения инвестиций. На территории Республики Казахстан на сегодняшний день действуют:
- 17 торгово-промышленных палат;
- 18 технопарков;
- 28 бизнес-инкубаторов;
- 121 центр поддержки предпринимательства;
- 228 организаций, предоставляющих услуги адвокатуры для МСП;
- 65 централизованных бухгалтерских служб;
- 2825 ассоциаций предпринимателей;
- 1025 микрокредитных организаций;
- 165 небанковских финансовых учреждений;
- 63 лизинговые и франчайзинговые компании;
- 355 филиалов банков второго уровня4.
2.4. Основные проблемы системы поддержки МСП
Наличие большого числа организаций, занимающихся поддержкой МСП, причем, подчас, дублирующих деятельность друг друга и конкурирующих между собой, сдерживает развитие простой и понятной для субъекта МСП системы поддержки. В своем годовом отчете фонд «Даму» обозначил в качестве одной из основных проблем на пути развития предпринимательства в Казахстане отсутствие целостной и централизованной системы поддержки: «Очень часто неудовлетворительные результаты программ для малого и среднего бизнеса обусловлены не плохой реализацией и отсутствием контроля, а отсутствием четкой нацеленности и формулировки целей. Недостаток государственных учреждений, ответственных за планирование и разработку программ по поддержке МСБ, является одной из причин того, что некоторые из этих программ не достигают поставленных целей. Другая причина в том, что в Казахстане нет государственного учреждения, отвечающего за координацию усилий всех линейных учреждений, содействующих развитию МСБ. Такое учреждение должно иметь возможность не только координировать, но программировать и контролировать выполнение государственных программ для МСБ. Наиболее очевидным является орган, который в настоящее время выполняет часть работы, но не обладает полномочиями координации и программирования развития МСБ, – Департамент развития предпринимательства в Министерстве экономического развития и торговли»5.
1 Здесь и далее – по курсу ЦБ РФ на 4.05.2011.
2 Материал Министерства экономического развития Республики Казахстан «Результаты государственной финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства по состоянию на 1 ноября 2009 года»
3 По материалам официального сайта Программы http://dkb2020.kz/
4 По материалам сайта Минэкономразвития Казахстана – www.minplan.kz
5 «Стратегические аспекты деятельности АО «Фонд развития предпринимательства «Даму» в период 2010-2020 годов, Алматы, 2010.