Аналитический центр ОАО «МСП Банк»
Исаев А.О.
Шамрай А.А.
Соболь А.В.
Москва, 2011
СОДЕРЖАНИЕ
- Общая информация
- Основы законодательного регулирования
- Формирование инфраструктуры поддержки мсп
- Упрощенная система налогообложения
- Государственный заказ для субъектов малого и среднего бизнеса
Приложение 1
Приложение 2
1. Общая информация
По состоянию на конец 2009 года в Украине насчитывалось около 3 038 тыс. субъектов малого предпринимательства1, на которых было занято (без учета внешних совместителей) 6 451 тыс. человек (14% от численности населения)2. Объем выпуска товаров, продукции, работ, услуг за год составил 456 667,8 млн. гривен3 (22% от общего выпуска предприятий Украины).
Основная доля занятых на малых предприятиях (49%) сосредоточена в сфере торговли и ремонта бытовых изделий и предметов личного потребления, значительную часть также составляют промышленность (10,9%), операции с недвижимостью (10,8%) и строительство (5,6%)4.
Согласно данным, опубликованным на сайте Государственного комитета статистики Украины, в последние годы наблюдается рост числа малых предприятий и количества занятых на них работников, но снижается объем реализованной продукции (работ, услуг).
Таблицы с более подробными характеристиками развития сектора малых предприятий в Украине приведены в Приложении 2.
2. Основы законодательного регулирования
На сегодняшний день в соответствии с частью седьмой статьи 63 Хозяйственного кодекса Украины:
- малыми (независимо от формы собственности) признаются предприятия, в которых среднесписочная численность работающих за отчетный (финансовый) год не превышает пятидесяти человек, а объем валового дохода от реализации продукции (работ, услуг) за этот период не превышает семидесяти миллионов гривен5;
- крупными признаются предприятия, в которых среднесписочная численность работающих за отчетный (финансовый) год превышает двести пятьдесят человек, а объем валового дохода от реализации продукции (работ, услуг) за год превышает сумму сто миллионов гривен6.
Все остальные предприятия считаются средними.
В соответствии с законом «О государственной поддержке малого предпринимательства» № 2063-III в редакции от 18 сентября 2008 года государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется по следующим направлениям:
- формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства, организация государственной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для субъектов малого предпринимательства;
- установление системы льгот для субъектов малого предпринимательства;
- введение упрощенной системы налогообложения, бухгалтерского учета и отчетности;
- оказание финансово-кредитной поддержки малому предпринимательству;
- привлечение субъектов малого предпринимательства к выполнению научно-технических и социально-экономических программ, осуществление поставки продукции (работ, услуг) для государственных и региональных потребностей.
Органами, осуществляющими поддержку малого предпринимательства, являются Кабинет Министров Украины, центральный орган исполнительной власти по вопросам регулирования предпринимательства7, другие центральные органы исполнительной власти.
Объем ежегодных ассигнований на государственную поддержку малого предпринимательства определяется в расходной части Государственного бюджета Украины и Государственной программе приватизации. Распорядителем средств является центральный орган исполнительной власти по вопросам регулирования предпринимательства. Контроль за целевым использованием средств осуществляется Счетной палатой и органами государственной контрольно-ревизионной службы.
Отбор проектов по реализации Национальной программы содействия развитию малого предпринимательства в Украине осуществляется на конкурсной основе. Положение о проведении конкурсов проектов утверждается Кабинетом Министров Украины.
3. Формирование инфраструктуры поддержки МСП.
Государственное развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства осуществляется путем создания и обеспечения деятельности сети бизнес-центров, бизнес-инкубаторов и т.д.
Основными задачами таких организаций являются:
- консультирование по вопросам законодательства Украины;
- предоставление информации по осуществлению государственной поддержки субъектов малого предпринимательства;
- предоставление информации о наличии в регионе необходимости использования товаров (услуг), изготавливаемых субъектами малого предпринимательства, которые расположены на территории региона;
- повышение уровня квалификации управленческого персонала субъектов малого предпринимательства.
По отчетным данным из регионов по состоянию на 1.01.11 сеть инфраструктуры поддержки предпринимательства включала:
- 438 бизнес-центров;
- 69 бизнес-инкубаторов;
- 43 технопарка;
- 761 лизинговый центр;
- 2420 небанковских финансово-кредитных учреждений (в т.ч. 1772 кредитных союза);
- 245 фондов поддержки предпринимательства;
- 2892 инвестиционно-инновационных фонда и компании;
- 3168 информационно-консультативных учреждения8.
4. Упрощенная система налогообложения.
Для субъектов малого предпринимательства в порядке, установленном законодательством Украины, может применяться упрощенная система налогообложения, бухгалтерского учета и отчетности, которая предусматривает:
- замену уплаты установленных законодательством налогов и сборов (обязательных платежей) уплатой единого налога;
- применение упрощенной формы бухгалтерского учета и отчетности.
Порядок ведения упрощенной системы бухгалтерского учета и отчетности определяется Кабинетом Министров Украины.
Упрощенная система налогообложения, бухгалтерского учета и отчетности может применяться наряду с действующей общей системой налогообложения, бухгалтерского учета и отчетности, предусмотренной законодательством, по выбору субъекта малого предпринимательства.
Плательщиком единого налога может стать предприниматель, соответствующий следующим критериям:
– число наемных работников, включая членов семьи предпринимателя, в течение года должно быть одновременно не более 10 человек;
– объем выручки от реализации продукции, товаров (работ, услуг) за год не должен превышать 500 000 грн.
Кроме того, п. 4 Заключительных положений Закона № 2505 запрещает как юридическим лицам, так и предпринимателям работать по упрощенной системе налогообложения, если они:
– осуществляют деятельность в сфере игорного бизнеса, игровых автоматов с денежным или имущественным выигрышем, проведением лотерей и розыгрышей с выдачей денежных выигрышей в наличной или имущественной форме), осуществляют обмен иностранной валюты;
– производят подакцизные товары, осуществляют экспорт, импорт и оптовую продажу подакцизных товаров, оптовую и розничную продажу подакцизных горюче-смазочных материалов;
– осуществляют добычу и производство драгоценных металлов и драгоценных камней, либо занимаются торговлей драгоценными металлами.
Ставки единого налога устанавливаются местными советами по месту государственной регистрации предпринимателей и зависят от вида деятельности. Минимальный размер ставки составляет 20 грн., а максимальный – 200 грн. за календарный месяц. Если плательщик единого налога осуществляет несколько видов деятельности, то налог уплачивается по большей ставке по этим видам деятельности, независимо от места осуществления такой деятельности. Уплата единого налога осуществляется авансом.
Предприниматели-упрощенцы не являются плательщиками следующих налогов и сборов, установленных НК:
– налог на доходы физических лиц (за себя);
– земельный налог (кроме налога за земельные участки, не используемые в предпринимательской деятельности);
– плата за пользование недрами;
– сбор за специальное использование воды;
– сбор за специальное использование лесных ресурсов;
– сбор за осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности (плата за торговые патенты);
– НДС с операций поставки товаров и услуг, место предоставления которых расположено на таможенной территории Украины.
С 1 апреля 2011 года согласно пп. 139.1.12 ст. 139 р. ІІІ НК не относятся к составу расходов субъектов хозяйствования расходы на приобретение товаров (работ, услуг) и других материальных и нематериальных активов у физического лица – предпринимателя, уплачивающего единый налог (кроме расходов на приобретение работ и услуг у упрощенца, осуществляющего деятельность в сфере информатизации). То есть предприятия и предприниматели, применяющие общую систему налогообложения, не смогут относить к составу своих расходов стоимость товаров (работ, услуг), приобретенных у предпринимателя-упрощенца. По этой причине многие субъекты хозяйствования отказываются работать с предпринимателями, использующими упрощенную систему налогообложения9.
5. Государственный заказ для субъектов малого и среднего бизнеса.
С целью обеспечения гарантированного рынка сбыта для субъектов малого предпринимательства и расширения производственных мощностей предусмотрены такие формы поддержки малого предпринимательства, как:
- обеспечение участия субъектов малого предпринимательства в государственных и региональных социально-экономических, инвестиционных, экологических и других программах;
- привлечение субъектов малого предпринимательства к формированию, размещению и исполнению на договорной основе государственных и региональных заказов на выполнение работ, оказание услуг для удовлетворения государственных и региональных потребностей;
Участие субъектов малого предпринимательства в государственных и региональных программах и привлечение их к выполнению государственных и региональных заказов осуществляется на конкурсной основе.