Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Направления развития и поддержки малого инновационного предпринимательства в России

Файлы

к.э.н. Е.В.Моргунов, А.А.Пазова

Вестник Университета (ГУУ).- 2009. - №19. – с.168-174

В статье раскрывается содержание основных направлений развития и поддержки малого инновационного предпринимательства в России, в том числе в производственной, технологической, консалтинговой и финансовой сферах деятельности.

The article contains main trends of development and support of the small innovative entrepreneurship in Russia including manufacturing, technological, consulting and financial areas.

Производство и технологии. С начала 1990-х годов предпринимаются попытки поиска организационных форм инновационной деятельности. В 1990 г. у нас в стране появились первые технопарки. Они были созданы без участия и поддержки государства, их инициаторами являлись вузы. Тогда же была учреждена «Ассоциация научных и технологических парков высшей школы» (Ассоциация «Технопарк»). Ей удалось привлечь финансовые средства Европейского банка реконструкции и развития, фонда Ноу-хау при Правительстве Великобритании, программы ТАСИС и ТАСИС-БИСТРО, Евразийского фонда.

В 1993 году Государственный комитет по высшему образованию принял Программу поддержки малого предпринимательства и новых экономических структур в науке и научном обслуживании для высшей школы. К 1997 году в рамках этой программы сформировано 12 крупных инновационных центров практически во всех регионах России. Они реализовали свыше тысячи конкретных научно-технических проектов. В них участвовали более 100 университетов и других учреждений бывшего Госкомвуза, около 300 малых и средних инновационных предприятий и 50 технопарков. В июне 1995 г. был принят «Федеральный закон №88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», а 23 августа 1996 года федеральный закон «О науке и научно-технической политике»1.

Можно сказать, что на первом этапе своего развития малый инновационный бизнес обеспечил себе прочное место в НИОКР, причем это практически сразу сопровождалось получением конкурентоспособной продукции и выводом ее сначала на внутренний, а затем и на внешний рынок. Однако дальнейшая эволюция российских малых предприятий, формирование которых началось на первых этапах реформ, пошла таким образом, что большинство из них включились в торговую и посредническую деятельность, и только небольшая часть осталась в сфере науки и инноваций. Если в 1995 году было зарегистрировано почти 50 тыс. МИП, то к 2000 г. их количество едва превышало 30 тыс., а к 2002 г. составило около 23 тыс. Всего же в настоящее время среди МП инновационных малых предприятий меньше 10%2.

По роду деятельности малые инновационные предприятия в России в настоящее время в основном заняты модернизацией продукции, производимой крупными предприятиями и имеющей хорошие рыночные перспективы. В большинстве случаев формой их участия в выполнении НИОКР для крупных предприятий является субподряд. Сложившаяся структура видов научно-технических работ, выполняемых малыми инновационными предприятиями следующая3

  • преимущественно инновационная деятельность (НИОКР, проектирование нововведений, создание и распространение программного продукта) – 31%;
  • оказание услуг (информационных, коммерческих, консультационных, по обучению кадров, обслуживанию новой техники) – 38%;
  • изготовление приборов и оснастки, наладка и ремонт оборудования – 21%;
  • производство наукоемкой продукции – 10%.

Распределение малых предприятий-патентообладателей по их профилю указывает на достаточно широкий диапазон выполняемых ими видов работ, связанных с научно-технической деятельностью.

Пока объем выпускаемой продукции и услуг, предоставляемых населению малыми фирмами технопарков, весьма скромный: 22 технопарка, относящиеся к числу успешных, обеспечивают годовой объем продукции, равный 5,2 миллиарда руб. При этом львиная доля приходится на пять из них: технопарк МГУ (1,5 миллиарда руб.), Зеленоградский Научно-технологический парк МИЭТ (1,3 миллиарда руб.), Технопарк МЭИ (0,98 миллиарда рублей), Технопарк в Москворечье МИФИ (0,3 миллиарда рублей) и Технопарк ЛЭТИ (0,203 миллиарда руб.). В среднем годовой объем продукции, выпускаемой малыми фирмами одного технопарка, входящего в названную пятерку, составляет 800 миллионов рублей. В то же время, 17 технопарков в совокупности выпускают объем продукции, равный 900 миллионам рублей в год. При этом 92% технопарков в Рос- сии созданы на базе или при университетах и только 4% - на базе отраслевых и академических НИИ, и 4% - на базе промышленных предприятий4.

Следует заметить, что в России создано множество новых технологий, которые подчас намного лучше, чем у западных конкурентов. Но, как гласит известная формула американских специалистов в области инновационной деятельности, «если технология не коммерциализированна, то она не создана». В последние годы Правительство предпринимает усилия по активизации создания инновационной инфраструктуры. В марте 2006 года распоряжением Правительства РФ №328-р была утверждена Федеральная программа «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий».

В соответствии с Программой, создание технопарков призвано обеспечить территориальную концентрацию финансовых и интеллектуальных ресурсов для ускорения развития высокотехнологичных отраслей экономики. В ней предполагается возможность оказания прямой, адресной государственной поддержки новым технопаркам. Так, органы исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления в рамках своих полномочий обеспечивают решение земельных и социальных вопросов. Предусмотрено финансовое обеспечение строительства необходимых офисных зданий, производственных помещений, объектов инженерной, транспортной, жилой и социальной инфраструктуры технопарков в сфере высоких технологий за счет средств бюджетов всех уровней в рамках федеральных и региональных программ и внебюджетных источников.

Одновременно были приняты поправки в Налоговый кодекс РФ, направленные на создание благоприятных условий налогообложения организаций, работающих в области информационно-коммуникационных технологий. Согласно закону, меняются правила исчисления ставки единого социального налога для таких организаций (за исключением тех, которые являются резидентами ТВЗ). Для того чтобы платить льготный ЕСН, организации должны быть аккредитованы, не менее 70% их финансирования должно быть из зарубежных источников, а среднесписочная численность работников организаций должна быть не менее 50 человек. Данная льгота направлена на поощрение не любых компаний в ИТ-сфере, а только тех, которые работают в режиме аутсорсинга, и таким образом может стимулироваться экспорт ИТ-продукции5.

На первом этапе при участии государства планируется построить семь технопарков в наиболее подготовленных к этому регионах и городах: Казани, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Нижегородской, Московской, Тюменской и Калужской областях. За базовую принята модель действующего в Казани технопарка «Идея». Срок реализации программы - 10 лет. В 2007-2010 годах финансирование составит около 10 миллиардов рублей. В 2008-2010 годы администрации должны развить инфраструктуру и привлечь мировых технологических лидеров для размещения производств в технопарках. Предполагается, что в результате реализации программы совокупная стоимость всего объема произведенной технопарками продукции и оказанных услуг к 2010 году может превысить 100 миллиардов рублей.

Помимо семи пилотных проектов, патронируемых государством, намерения создать технопарки объявили региональные власти. Так, правительство Москвы намерено построить технопарк Нагатино-ЗИЛ, общий объем инвестиций в который составит более 200 млн. долл. В Подмосковье планируется строительство новых технопарков в Дмитрове, Дубне, Черноголовке, Троицке и других городах. Троицкий технопарк в качестве участников собрал пул крупнейших компаний, среди которых R-Style, РБК, АйТи, Крок, Борлас, SUN, а также небольшие инновационные компании. В качестве базовых вузов планируется привлечь Высшую школу экономики, которая строит свой факультет в Троицке, и Физтех6.

По словам губернатора Московской области Б.Громова, ежегодные поступления в бюджет Московской области от новых технопарков составят 17 миллиардов руб., они дадут 40 тысяч новых рабочих мест. В Подмосковье уже действует восемь бизнес-инкубаторов. Свои проекты планируются под Санкт-Петербургом, в Якутске, крупных городах Самарской области, Тольятти, Омской, Кемеровской областях и других. Модель создания новых технопарков, предусматривает полное финансирование государством всей необходимой инфраструктуры. Расходы предполагается разделить между федеральным и региональными бюджетами в равной пропорции7.

В 2005 году государство начало второй этап строительства особых экономических зон. Весной 2005 года был принят первый сводный закон «Об особых экономических зонах» федерального уровня. В федеральный бюджет на 2006 год были заложены расходы на создание необходимой для функционирования особых экономических зон инфраструктуры - 8 млрд. руб., столько же зарезервировано региональными и муниципальными властями.

К настоящему времени в России уже создано 13 ОЭЗ - 2 ППЗ, 4ТВЗ, семь ТРЗ и на этапе создания 3 портовых зоны. Разработана нормативно-правовая база ОЭЗ, она включает 78 правовых актов. 8 федеральных законов, 20 постановлений правительства, 37 приказов и 13 соглашений. Создана система управления: Минэкономразвития – главный стратегический орган, который определяет государственную политику в сфере создания особых зон; Федеральное агентство занимается непосредственно всей работой по созданию и развитию зон, создано акционерное общество, которое строит за бюджетные деньги инфраструктуру, и также в регионах создаются наблюдательные советы, территориальное управление Федерального агентства и все структурные подразделения региональных и местных властей. Планируется, что в 16 зонах должно быть выше 1000 резидентов, за счет которых должно быть привлечено 510 млрд. рублей частных инвестиций. Объем производства резидентов должен быть выше 5 трлн. рублей, из них 1,2 трлн. рублей должно поступить в консолидированный бюджет. Объем бюджетных инвестиций на создание 16 зон будет в пределах 220 млрд. рублей. Должно быть создано свыше 140 тысяч рабочих мест.

По словам нынешнего руководителя РосОЭЗ А.Алпатова на начало 2009 г. в ОЭЗ проинвестировано 34 млрд. рублей, из них 18,7 млрд. рублей из федерального бюджета и порядка 15,5 млрд. из бюджетов регионов. Объем частных инвестиций заявленных резидентов составляет 108 млрд. рублей, из них 14 млрд. уже проинвестированно. Объем выпускаемой продукции этих резидентов составит 1.5 трлн. рублей, реальной продукции в 2008 году первые резиденты выпустили на 11 млрд. рублей, обеспечено по 34 резидентам 5,5 тыс. рабочих мест. В связи с кризисом по новому закону о бюджете расходы на строительство ОЭЗ будут уменьшены с 16 млрд. рублей до 8 млрд. По этой причине будут перенесены на более поздний срок строительство ОЭЗ туристско-рекреационного типа: в Краснодарском и Ставропольском краях, а также в Иркутской и Калининградской областях8.

Важной задачей этих ОЭЗ является создание необходимых условий для развития малого инновационного предпринимательства. С этой целью за счет федерального и регионального бюджетов на территории ОЭЗ появятся объекты инновационной инфраструктуры, где малые предприятия смогут разместиться и получать необходимые сервисно-консалтинговые услуги. Планами развития ОЭЗ предусмотрено также строительство бизнес-инкубаторов и инновационных центров, центров трансфера технологий, центров коллективного пользования и подготовки кадров, инженерных центров. Государственная поддержка малым предприятиям в ОЭЗ будет предоставляться Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Планируется открыть представительства Фонда в технико-внедренческих зонах и оказывать финансовую поддержку наиболее перспективным направлениям научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, которые проводят малые инновационные предприятия – резиденты зоны.

Консалтинг. В последние годы государство также активно финансировало инновационно-технологические центры (ИТЦ), бизнес-инкубаторы и в настоящее время наращивает поддержку центров по продвижению технологий (ЦТТ).

Мировой опыт показывает, что эффективность деятельности большинства предприятий, входящих в ИТЦ, оказывается достаточно высокой. В то же время оценка их деятельности в России показала, что главными мотивами вступления в ИТЦ для малых предприятий являются возможности получить в аренду помещения под производство, офисное обслуживание, а также информационные услуги. Наименьший рейтинг имеют такие службы ИТЦ, как маркетинг, помощь в защите прав на интеллектуальную собственность и проведении сертификации продукции. Таким образом, то, что должно быть основным в работе ИТЦ, пока не является таковым, поэтому помимо создания всероссийской сети ИТЦ, необходимо сформировать систему подготовки менеджеров, интегрировать их ИТЦ и технопарки.

Инновационно-технологические центры страны объединены Союзом инновационно-технологических центров России, созданным 10 марта 2000 года в Москве. В Союз инновационно-технологических центров России входят 25 ИТЦ, а всего в России создано 53 центра. В 2003 г. по инициативе Минпромнауки России начались работы по созданию центров трансфера технологий (ЦТТ). Большая часть ЦТТ (почти две трети) была создана в 2005 году. За 2003-2006 гг. из федерального бюджета было поддержано создание 66 ЦТТ на общую сумму 133 млн. руб.9

В основной массе ЦТТ фокусируют свою деятельность на трансфере критических технологий, входящих в приоритетные направления развития науки, технологий и техники Российской Федерации. Способы коммерциализации разработок, доступные ЦТТ, включают продажу лицензии заинтересованным предприятиям, создание малого предприятия для организации производства продукции по проведенной разработке, продажу акций созданного предприятия (в идеале - крупному предприятию для организации крупносерийного производства продукции). ЦТТ предполагалось использовать как источник проектов для венчурных фондов. Однако в настоящее время реализованные венчурные проекты в инновационной области исчисляются единицами. Существует взаимная критика: со стороны венчурных инвесторов - в низком качестве проектов, со стороны разработчиков - в отсутствии желания работать с небольшими проектами. Основная причина этого положения состоит в отсутствии спроса со стороны промышленности на новые проекты10.

В рамках правительственной программы в 2005–2006 гг. в 55 регионах была проведена работа по созданию 93 бизнес-инкубаторов. Стратегической целью создания инновационного бизнес-инкубатора является стимулирование создания новых предприятий, преимущественно в инновационной и высокотехнологической сферах. Всего на реализацию мероприятий по учреждению и развитию бизнес-инкубаторов за два последних года бюджетам субъектов РФ были выделены 1145 тыс. руб. Эти меры позволили ввести в действие 17 бизнес-инкубаторов, поддержкой которых пользуются 340 новых малых фирм, создавших примерно 1700 рабочих мест. Предоставление помещений в бизнес-инкубаторах осуществляется по льготным арендным ставкам, открыто, с обязательным участием представителей объединений предпринимателей. В рамках этой же программы в 29 регионах реализуют программы поддержки экспортно-ориентированных малых предприятий, а в 31 регионе действуют программы развития кредитования и лизинга для малых предприятий. Кроме того, в 19 регионах формируются венчурные фонды, в 35 регионах за счет средств федерального бюджета поддерживаются региональные и муниципальные программы развития малого предпринимательства11.

Таким образом, институциональные преобразования в области развития инновационной инфраструктуры последних лет были направлены на развитие прогрессивных форм инновационной деятельности. Суммарный объем бюджетных средств, выделенных на эти цели, составил около 1 трлн. рублей. Однако, как правило, создаваемая инфраструктура научно-технической и инновационной деятельности не имеет комплексного характера, так как ее организационные элементы не охватывают полностью те функции, реализация которых влияет на успех коммерциализации результатов НИОКР (патентно-лицензионная работа и защита ИС, венчурное финансирование и страхование рисков и т.д.).

Для создания комплексной системы поддержки инновационного предпринимательства потребуется продолжительное время, причем необходимы не только воля властей и наличие финансовых ресурсов, но определенная степень зрелости предпринимательского сообщества и общества в целом. Степень зрелости характеризуется весом малого предпринимательства в экономике конкретной территории, механизма выработки решений по регулированию вопросов, связанных с условиями развития бизнеса, уровня осознания предпринимателями своей роли и места в экономическом развитии, готовностью властей к диалогу с бизнесом, отношением общественного мнения к предпринимательству вообще, к малому бизнесу в частности.

Финансы. Как нами было рассмотрено ранее, финансовая инфраструктура развития малых инновационных предприятий наиболее развитых стран мира обеспечивает эффективный доступ субъектов инновационной деятельности к государственным и частным финансовым ресурсам. Неотъемлемой частью финансовой структуры этих стран является система научно-технических и инновационных фондов. Эффективность работы фондов, как специфических финансовых организаций обусловлена тем, что в них обеспечивается одновременно конкурсный отбор наиболее эффективных проектов, их целевое финансирование и контроль над использованием получаемых средств. В России в настоящее время финансирование инновационной деятельности осуществляют: государственные, внебюджетные, венчурные, благотворительные и некоторые другие виды фондов.

Государственные научные и научно-технические фонды представлены Российским фондом фундаментальных исследований (РФФИ), Российским гуманитарным научным фондом (РГНФ) и Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (Фонд содействия – ФС).

Создание ФС (1994) было связано с необходимостью прямой поддержки малых инновационных предприятий, число которых стало быстро расти в начале 1990-х годов, по мере перехода России к рыночной экономике. Фонд содействия был образован в форме государственной некоммерческой организации, однако, по существу своей деятельности и в соответствии с федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике» (1996) Фонд является государственным научным учреждением, в настоящее время в Фонд ежегодно направляется фиксированный процент (1,55%) средств федерального бюджета на гражданскую науку. Фонд имеет представительства в 25 регионах России. Среди основных задач Фонда - «оказание прямой финансовой, информационной и иной помощи малым инновационным предприятиям, реализующим проекты по разработке и освоению новых видов наукоемкой продукции и технологий на основе принадлежащей этим предприятиям интеллектуальной собственности»12. Фонд выделяет примерно 30-50 млн. долларов в год на инновационный бизнес в России. При финансовой поддержке Фонда в 11 регионах России создано около 30 инновационно-технологических центров, объединяющих более 250 малых предприятий научно-технической сферы с общим объемом производства более 3 млрд. рублей в год. Ясно, что для огромной страны это ничтожно маленькая сумма.

Внебюджетные фонды13 представлены системой отраслевых фондов (ОВФ) во главе с Российским фондом технологического развития (РФТР) в качестве важнейшего источника поддержания инновационной активности в секторе прикладных и практически ориентированных исследований и разработок. Следует отметить, что в работе всех существующих сегодня государственных фондов существуют проблемы организационно-правового характера. Эти структуры, реализующие финансирование участников инновационной и научной деятельности начали свое существование в период, когда в России практически не работали законы рыночной экономики. И в этой связи, принимаемые сейчас законы, регулирующие деятельность экономических субъектов стали входить в противоречие с положениями, регламентирующими работу фондов. На основе проведенного анализа действующих государственных фондов, можно сформулировать ряд предложений по усовершенствованию их работы.

В системе этих действующих фондов в полной мере реализован принцип целевой ориентации федерального бюджета, предназначенного для проведения фундаментальных исследований и опытно-конструкторских разработок. В этой связи необходимо заметно (в 2-3 раза) увеличить долю этих фондов в государственных расходах на НИОКР, а также более точно позиционировать ФС по отношению к инновационным компаниям, находящимся на разных стадиях инновационного цикла - выбрать типичный образ «компании – соискателя» средств из Фонда содействия.

В настоящее время участие региональных властей в поддержке коммерциализации технологий явно недостаточно. Мировая практика показывает, что в случае финансирования наукоемких проектов, обладающих повышенными рисками, инвесторы стремятся к тому, чтобы объекты для инвестиций располагались вблизи финансовых источников. Это позволяет осуществлять эффективный контроль за использованием вкладываемых средств и принимать участие в управлении процессами реализации проектов. Поэтому полноправные, обладающие финансовыми ресурсами отделения Фонда содействия могли бы софинансировать инновационные проекты на долевой основе с региональными властями.

Перспективной формой поддержки со стороны фонда содействия может стать финансовый лизинг – эффективный способ обеспечения малых предприятий современным оборудованием. Лизинговые операции позволяют привлечь значительные объемы негосударственных целевых инвестиций для перевооружения и модернизации основных фондов предприятий, в том числе малых, перераспределить часть финансовых потоков в реальный сектор экономики, расширить налогооблагаемую базу за счет развития нового вида хозяйственной деятельности.

Выплаты за лизинг могут осуществляться по ставке не более 3%. Опыт работы фонда показывает, что при финансовом лизинге доля невозвращенных средств снижается в 1,5–2 раза, однако в настоящий момент возможности лизинга ограничены, поскольку фонд имеет право развивать лизинг только за счет своих внебюджетных средств. Представляется целесообразным регламентировать использование для целей лизинга выделяемых бюджетных средств.

С целью отбора наиболее актуальных инновационных проектов необходимо так же продолжить совместную программу ФС и РФФИ (программа «ИННО»), которая содействует активному использованию результатов фундаментальных исследований в перспективных технологиях.

Венчурные фонды14. В проекте Федерального закона «Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике» венчурные инновационные фонды определяются следующим образом – это некоммерческие организации, учреждаемые юридическими и (или) физическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и (или) добровольного инвестирования в обмен на долю в акционерном капитале, ориентированные на финансирование создания, освоения в производстве новых видов продукции и (или) технологий, связанных с высокой степенью риска.

Венчурные фонды стали создаваться с января 1994 года по инициативе Европейского банка реконструкции и развития. По данным российской Ассоциации венчурного финансирования, в 2004 году в России действовало 62 фонда с общим объемом средств в размере 4 млрд. долларов. В 2005 году стартовала правительственная программа развития венчурных фондов для инвестирования в малые инновационные компании. К концу 2005 года было создано 6 венчурных фондов, способных инвестировать 1,2 млрд. рублей. В 2006 г. государство инициировало поддержку одновременно нескольких форм венчурного финансирования для развития малого инновационного бизнеса – «Фонд фондов» (РВК) и специализированный венчурный фонд в сфере информационно-коммуникационных технологий. Величина фондов была увеличена еще на 1 млрд. рублей.

Предполагается использовать средства Венчурного фонда в том числе (и, прежде всего) на развитие нанотехнологий, на увеличение капиталов финансовых институтов, специализирующихся на лизинге, кредитовании и страховании контрактов на приобретение современных технологий. Планируется, что бюджетная составляющая в каждой из высокотехнологичных компаний, создаваемых из средств венчурных фондов, составит от 25 до 49%. Чтобы стимулировать приход частных инвестиций в эти компании, государство будет претендовать только на 1/5 ставки рефинансирования Банка России от доходности вложенных бюджетных средств, т.е. на 3% годовых. Остальной доход будут получать частные инвесторы.

Вторая модель венчурного финансирования – это учреждение сроком на 3 года открытого акционерного общества «Российский инвестиционный фонд информационно-коммуникационных технологий» с целью развития предприятий и инфраструктуры отрасли информационно-коммуникационных технологий. Принцип бюджетного финансирования малых фирм из средств этого фонда такой же, как и в первой модели: бюджетные средства будут добавляться в том случае, если не менее 51% составят средства инвесторов. Управление венчурным проектом будет осуществлять частная управляющая компания, отобранная на конкурсной основе в рамках специальной процедуры15.

РВК16 уже более двух года финансирует инновационную отрасль, выкупая паи в специально созданных венчурных фондах. Те же в свою очередь инвестируют средства в конкретные инновационные проекты. В 2007 году по итогам первого конкурсного отбора было создано два венчурных фонда «ВТБ-фонд венчурный» и «Биопроцесс Кэпитал Венчурс» с капитализацией примерно по 3 млрд. рублей и еще пять новых венчурных фондов (с суммарным капиталом около 13 млрд. рублей). РВК планирует также создание "посевного" фонда, ориентированного на финансирование инновационных проектов на самой ранней стадии развития. Задача "посевного" фонда - довести предприятие до той стадии, когда оно сможет получить финансирование банков и венчурных фондов. Государством в его управление передано 2 млрд. государственных средств. Впоследствии РВК собирается создать еще один-два «посевных» фонда, но уже на паритетной основе с частным капиталом. По словам Я.Рязанцева, директора по инвестициям РВК, в 2009 г. в фондах российской венчурной компании должно быть аккумулировано 39-40 млрд. руб. В то же время, по словам директора Российской венчурной ярмарки И.Гладких, доля бизнеса начальных и ранних стадий в инвестиционных портфелях венчурных фондов РФ невелика – всего 10-15%, при этом около трети всех средств - из российских источников.

Вместе с тем в развитии венчурной индустрии в России существует целый ряд проблем, их можно охарактеризовать следующим образом: слабое развитие инфраструктуры; отсутствие значимых источников венчурного капитала; низкая ликвидность рисковых капиталовложений, недостаточные экономические стимулы для привлечения венчурного капитала к реализации наукоемких проектов; слабая информационная поддержка венчурного бизнеса; недостаток квалифицированных менеджеров; правовые и организационные проблемы и др. Кроме того, российское законодательство далеко от стандартов, с которыми привыкли работать венчурные инвесторы во всем мире. Например, нет инструментов, которые бы позволяли защищать права инвесторов. Именно по этой причине деньги инвесторов (не только частных, но и государственных) уходят из России. По словам президента Национальной ассоциации инноваций и развития информационных технологий (НАИРИТ) О.Усковой, в 2008 году деньги российских венчурных фондов получили 74% компаний с иностранным участием и только 26% отечественных17.

Одной из основных проблем венчурного капитала является также обеспечение потока инновационных проектов, которые могли бы финансировать венчурные инвесторы. При формировании российской системы фондов необходимо обеспечить непрерывность финансирования (инвестирования) бизнес-проектов, проходящих через все стадии инновационного цикла. С этой целью следует формировать именно целостную систему фондов поддержки инновационной деятельности, имея в виду соблюдение общих принципов их функционирования: инициативный характер подачи заявок; конкурсный отбор проектов на основе независимой экспертизы; целевой принцип финансирования; унифицированная двухуровневая система управления. В то же время фонды, предназначенные для поддержки проектов на разных этапах инновационного типа, будут отличаться определённой спецификой. Исходя из этого, следует выстраивать как политику реформирования действующих в настоящее время фондов, так и создания новых.

Следует отметить, что в настоящее время для российских малых инновационных предприятий доступ к средствам коммерческих банков и другим источникам финансирования чрезвычайно затруднен. Это связано с тем, что у МИП отсутствуют обеспечение, кредитная история и привлекательный для обычного инвестора бизнес-план. Будучи не склонными к риску, российские банки практически не участвуют в компаниях венчурного капитала, как не участвуют в них и другие институциональные финансовые структуры – пенсионные фонды и страховые компании.

В России также зарождается институт «бизнес-ангелов»18. Статистические данные об этих инвесторах в России отсутствуют, однако таких инвесторов в стране достаточно много. В настоящее время в регионах России создано несколько объединений частных инвесторов. Основная особенность отечественных бизнес-ангелов состоит в том, что, вложив в проект свой капитал, они рассматривают проект как свой собственный бизнес. Они берут разработчика в долю, но контроль оставляют за собой. Сумма вкладываемых в бизнес средств колеблется от 50 тыс. долл. до 2 млн. долл. Иногда бизнес-ангелы объединяются для финансирования одного крупного проекта, некоторые финансируют целую группу проектов. Для повышения инвестиционной привлекательности этого предприятия бизнес-ангелы могут, например, предоставлять свои гарантии для получения банковских кредитов. Однако в целом объемы финансирования МИП по этой схеме незначительны.

Еще одним источником финансирования инноваций является участие предприятий в международных проектах. Расширение поступлений финансов из этого источника возможно с развитием сети центров трансфера технологий с участием иностранных партнеров. Сводных данных по поддержке малого инновационного предпринимательства местными бюджетами нет, но можно предположить, что их влияние на динамику МИП также невелико, может быть за исключением столиц и некоторых крупных городов.

Серьезным вкладом в решение проблемы финансирования могло бы стать привлечение в инновационный бизнес денег крупных производственных предприятий. Однако большая часть промышленных предприятий пока не заинтересована в оплате (или не в состоянии оплатить) НИОКР. Сдвинуть ситуацию с мертвой точки могут только очень крупные покупатели инноваций из сырьевого сектора экономики. В последнее время начато несколько проектов по финансированию перспективных разработок такими компаниями, но масштабы этой деятельности пока незначительны.

Другой путь привлечения рыночных денег в инновационные предприятия - это ускорение инновационного цикла в части расширения масштабов выхода предприятий на рынки с готовой продукцией. Этот путь позволит уже существующим инновационным предприятиям получить дополнительные ресурсы для вывода на рынки своих новых разработок. В последнее время в ряде регионов создаются гарантийные структуры и фонды, которые должны решать проблемы обеспечения займов малых предприятий в банковской системе. Вместе с тем на поддержку инноваций государством выделяются довольно значительные средства. По словам заместителя министра связи и массовых коммуникаций Д.Северова, государственные расходы на нужды инноваторов в 2008 году составили более триллиона рублей, в том числе на информационно-коммуникационную сферу - 200 млрд. рублей. Однако инновационное сообщество таких вливаний не ощутило. По мнению экспертов, проблема в отсутствии конкретного лица в правительстве, отвечающего за «перевод экономики на инновационные рельсы», а также контроля над расходованием средств19.


1 http://www.spb-mb.ru/index.php?page=297

2 http://www.chelt.ru/2005/3-05/dezgina_3-05.html

3 http://www.chelt.ru/2005/3-05/dezgina_3-05.html

4 http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=84043fd5-d16d-4576-9cb7-ab3bce82ad2e&_Language=ru

5 Национальный доклад «Инновационное развитие – основа ускоренного роста экономики Российской Федерации». М.: Ассоциация менеджеров, 2006; Федеральный закон от 27 июля 2006 г. №144-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ в части создания благоприятных условий налогообложения для налогоплательщиков, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, а также внесения других изменений, направленных на повышение эффективности налоговой системы».

6 http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=84043fd5-d16d-4576-9cb7-ab3bce82ad2e&_Language=ru

7 http://www.mosreg.ru/userdata/1189416076.pdf.

8 Об итогах социально-экономического развития российской федерации в 2005 г. и задачах на 2006 г.: Смородинская Н. Как развивают Россию: особые зоны // Коммерсантъ-Деньги. - 2008. - №39. - с.18-20; http://www.rg.ru/2009/06/05/alpatov.html.

9 Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года (2006) / http://tehnopark.mgupi.ru/modules/wfsection/doc/prog_in_2015.doc.

10 http://www.miiris.ru/events/transf_tech.php

11 Жуков А. Стимулирование инновационной деятельности малого и среднего бизнеса. http://www.uptp.ru/content/Disp_Art.php?Num=305

12 http://www.fasie.ru/fund/about.aspx

13 http://www.artsoc.ru/html/project9.htm; http://www.strf.ru/Attachment.aspx?Id=2780

14 Проект. Долгосрочный прогноз научно-технологического развития Российской Федерации (до 2025 года), 2008; http://www.economy.gov.ru/wps/wcm/connect/economylib/mert/resources/0ac08b004cf87440a74de77b6771cb31/proekt_koncep.doc; http://www.innovbusiness.ru/content/document_r_F24F8ED0-34B3-4EA5-8158-83FAFCF3A277.html.

15 Национальный доклад «Инновационное развитие – основа ускоренного роста экономики Российской Федерации». - М.: Ассоциация менеджеров, 2006; http://www.rosinfocominvest.ru/about/

16 http://www.rusventure.ru/company/brief/; http://www.goszakaz.inconnect.ru/?id=10001&n=2359

17 http://www.interface.ru/home.asp?artId=20566

18 http://sbinnovation.ru/content/view/19/4/

19 http://smi2.ru/m/202/

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости