Российской Федерации
10 октября 2011 г.
Министерство экономического развития Российской Федерации в соответствии с пунктом 60(1) Регламента Правительства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. № 260, провело оценку регулирующего воздействия следующих нормативных правовых актов:
1) проект федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее – проект акта № 1) и проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменения в Положение о проведении государственного технического осмотра автомототранспортных средств и прицепов к ним Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации» (далее – проект акта № 2), направленные письмом Минтранса России от 15 апреля 2011 г. № НА-18/4040;
2) проект федерального закона «О внесении изменений в статьи 4, 7 и 12 Федерального закона от 14 февраля 2009 г. № 22-ФЗ «О навигационной деятельности» (далее – проект акта № 3), направленный письмом Минтранса России от 18 июля 2011 г. № НА-18/7968;
3) проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 октября 2006 года № 637» (далее – проект акта № 4), направленный письмом Минтранса России от 18 июля 2011 г. № НА-18/7970;
4) проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года № 641» (далее – проект акта № 5), направленный письмом Минтранса России от 18 июля 2011 г. № НА-18/7969;
5) проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года № 641» (далее – проект акта № 6), направленный письмом Минтранса России от 26 июля 2011 г. № СА-15/8280 (все вместе далее – проекты актов).
Проектами актов предлагается:
1) установить ответственность за эксплуатацию транспортного средства, не оборудованного аппаратурой навигационных систем ГЛОНАСС, в случаях, когда обязанность по такому оснащению предусмотрена действующими нормативными правовыми актами (далее – аппаратура ГЛОНАСС) с 1 января 2012 (проект акта № 1);
2) предусмотреть проверку на предмет наличия аппаратуры ГЛОНАСС в рамках процедуры технического осмотра транспортных средств (проект акта № 2);
3) дополнить Федеральный закон от 14 февраля 2009 г. № 22-ФЗ «О навигационной деятельности» нормами, предусматривающими возможность установления обязанности по оснащению аппаратурой ГЛОНАСС с 1 июля 2011 г. в отношении транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, по решению уполномоченного органа исполнительной власти (проект акта № 3);
4) дополнить Положение о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением тех случаев, когда указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2006 года № 637, нормами, устанавливающими в качестве лицензионного требования обязательную оснащенность транспортных средств лицензиата аппаратурой ГЛОНАСС (проект акта № 4);
5) дополнить постановление Правительства Российской Федерации от 25 октября 2008 года № 641 нормами, создающими правовые основы для определения Минтрансом России и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, видов воздушных судов, подлежащих оснащению аппаратурой ГЛОНАСС (проект акта № 6);
6) дополнить постановление Правительства Российской Федерации от 25 октября 2008 года № 641 нормами, предусматривающими оснащение аппаратурой ГЛОНАСС с 1 июля 2011 г. транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов (проект акта № 5).
- В условиях отсутствия установленных требований к аппаратуре ГЛОНАСС Минэкономразвития России считает преждевременным установление ответственности за эксплуатацию транспортных средств, не оборудованных соответствующей аппаратурой. Кроме того, решение о расширении круга лиц, на которых возлагается обязанность по оборудованию аппаратурой ГЛОНАСС, может приниматься только в условиях установленных функциональных требований к аппаратуре.
В этой связи предложения, изложенные в проектах актов № 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 6, могут быть поддержаны только при условии существования или одновременного установления в рассматриваемом проекте нормативного правового акта требований к аппаратуре ГЛОНАСС, оснащение которой предусматривается проектом нормативного правового акта.
Дополнительно уведомляем о том, что предложения о расширении круга транспортных средств, подлежащих оборудованию аппаратурой ГЛОНАСС, могут быть поддержаны только в случае предоставления разработчиком данных о количестве объектов регулирования, ожидаемых положительных и негативных эффектах регулирования, предоставления оценки расходов субъектов предпринимательской деятельности на исполнение предлагаемых требований, оценки способности субъектов предпринимательской деятельности исполнить возлагаемое требование (с учетом экономического состояния субъектов и наличия соответствующей инфраструктуры), а также предоставления оценок размеров дополнительных бюджетных расходов, порождаемых устанавливаемым требованием. - Минэкономразвития России поддерживает предложение Минтранса России, согласно которому ответственность за эксплуатацию транспортных средств, не оборудованных аппаратурой ГЛОНАСС, и контроль за соблюдением данного требования должны осуществляться (устанавливаться) в рамках установления лицензионных требований и требований к необходимым сведениям, предоставляемым субъектами предпринимательской и иной деятельности при получении разрешений на осуществление специальных видов деятельности (перевозку пассажиров, перевозку опасных грузов и т.п.) с одновременным установлением и последующим применением соответствующих санкций за осуществление специальных видов деятельности без лицензии или разрешения, а также в связи с несоблюдением требований к осуществлению специальных видов деятельности.
Таким образом, концептуально могут быть поддержаны предложения проектов актов № 1 и № 2. - Также Минэкономразвития России концептуально поддерживает возможность распространения требования об оснащении транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, аппаратурой ГЛОНАСС (проекты актов № 3, № 5) в случае, если такая система позволит администрировать возмещение вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов. При этом распространение обязанности следует осуществлять посредством реализации норм Федерального закона от 14 февраля 2009 г. № 22-ФЗ «О навигационной деятельности» (далее – закон о навигационной деятельности), а не постановления № 641 (проект акта № 5).
Более того, действующая редакция закона о навигационной деятельности предусматривает возможность определения круга транспортных средств, подлежащих оснащению аппаратурой ГЛОНАСС, по решению уполномоченного органа. Внесение изменений в закон о навигационной деятельности в указанных целях является излишним.
Аналогичные аргументы могут быть приведены в отношении предложения о внесении изменений в постановление № 641, предусматривающих возможность распространения требования об оборудовании аппаратурой ГЛОНАСС на воздушные суда (проект акта № 6). При этом сама целесообразность распространения требования на воздушные суда требует отдельного рассмотрения с учетом данных, перечень которых приведен в пункте 1 настоящего заключения.
Таким образом, не могут быть поддержаны предложения проектов актов № 3, № 5 и № 6. - Кроме того, считаем необходимым дополнение технического регламента нормой, предусматривающей вступление в силу положений статьи 8 технического регламента не ранее чем через 6 месяцев после установления требований к аппаратуре навигационных систем ГЛОНАСС.
- Таким образом, проекты актов содержат положения, вводящие избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствуют их введению, способствуют возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности, способствуют возникновению необоснованных расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
В рамках оценки регулирующего воздействия были проведены публичные консультации с представителями предпринимательского сообщества. Соответствующие запросы были направлены в Торгово-промышленную палату Российской Федерации, Российский союз промышленников и предпринимателей, Общероссийскую общественную организацию малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ», Общероссийскую общественную организацию «Деловая Россия» и другие.
с представителями субъектов предпринимательской и иной деятельности,
а также органами государственной власти субъектов Российской Федерации
по проектам нормативных правовых актов,
устанавливающих правовые основы использования
аппаратуры навигационных систем ГЛОНАСС
Согласно подпункту «в» пункта 11 Положения о порядке подготовки заключений об оценке регулирующего воздействия, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 31 августа 2010 г. № 398, Департаментом оценки регулирующего воздействия проведены публичные консультации с представителями субъектов предпринимательской и иной деятельности, а также органами государственной власти субъектов Российской Федерации по представленным проектам актов.
Проекты актов и перечень вопросов по ним были размещены на официальном сайте Минэкономразвития России и направлены в Торгово-промышленную палату Российской Федерации (далее – ТПП России), Российский союз промышленников и предпринимателей (далее - РСПП), Общероссийскую общественную организацию малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России», Общероссийскую общественную организацию «Деловая Россия» (далее – Деловая Россия), Консультативный совет по иностранным инвестициям, Российско - Германскую внешнеторговую палату, а также органы государственной власти ряда субъектов Российской Федерации.
Получены отзывы от ТПП России, включая региональные отделения, Деловой России, Администрации Губернатора Белгородской области, Министерства развития инфраструктуры Калининградской области, Государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Кировской области, Министерства транспорта и связи Мурманской области, Министерства сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области, Министерства экономического развития, промышленности и торговли Оренбургской области, Министерства экономики Свердловской области, Правительства Хабаровского края, Ассоциации международных автомобильных перевозчиков, РАО «Бумпром», ОАО «Группы «ИЛИМ», Межрегионального профсоюза работников общественного транспорта «Таксист», Ассоциации таксомоторного транспорта Архангельской области, НП «Красноярское такси», НП по содействию развития рынка транспортных услуг «Объединение Томских Такси», НП «Лига Такси» г. Санкт-Петербург, ОАО «Навигационно-информационные системы».
Представленные позиции представителей субъектов предпринимательской и иной деятельности заключаются в том, что принятие проектов актов в предложенной редакции не сможет привести к достижению целей предлагаемого правового регулирования и повлечет за собой материальные или временные издержки субъектов предпринимательской и иной деятельности. Следствием этого станет усложнение перевозок грузов и пассажиров. В связи с вышеизложенным проекты актов требуют существенной доработки.
1. По оценкам субъектов предпринимательской и иной деятельности только для перевозки пассажиров используется свыше 1 млн. транспортных средств. Необходимое количество аппаратуры навигационных системам ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS в Российской Федерации до 1 января 2012 г. физически не может быть произведено. Следовательно, требования законодательства Российской Федерации в отношении оснащения транспортных средств навигационными системами ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS не могут быть исполнены в отведенные сроки. В соответствии с нормами проекта акта № 1 в этом случае, субъекты предпринимательской и иной деятельности могут быть подвергнуты административным взысканиям (штрафам).
Таким образом, установление ответственности за неоснащение транспортных средств аппаратурой навигационных системам ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS нецелесообразно до того момента, пока производители не смогут обеспечить владельцев транспортных средств навигационными системами ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS в достаточном объеме.
По мнению субъектов предпринимательской и иной деятельности для решения вопросов с функционированием ГЛОНАСС, с производством аппаратуры навигационных системам ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, с проработкой нормативного правового регулирования в этой сфере, вступление в силу проектов актов следует отложить как минимум до 2015 г.
2. По оценке НП «Лига Такси» (г. Санкт-Петербург) средняя стоимость аппаратуры навигационных системам ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS составляет 15 000 руб., работы по установке составляют 3000 руб. Таким образом, только для оснащения транспортных средств, используемых для перевозки пассажиров, аппаратурой навигационных системам ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS (учитывая оценки, приведенные в пункте 1) потребуется 18 млрд. руб. Наравне с этим, необходимо учесть понесенные затраты в случае демонтажа установленного ранее навигационного оборудования. Кроме того, указанные затраты будут практически бесполезны, поскольку в соответствии с проектами актов проверяется и устанавливается ответственность только за наличие аппаратуры навигационных систем ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, а не за ее работоспособность.
3. Само по себе оснащение транспортных средств аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS не способно обеспечить осуществление мониторинга указанных транспортных средств, поскольку такая аппаратура спутниковой навигации должна быть подключена к навигационно-информационной системе. В этой связи принятие проектов актов на практике будет бессмысленно. В проектах актов необходимо указать на то, что аппаратура спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS должна быть подключена к навигационно-информационной системе. При этом необходимо предусмотреть разработку соответствующего нормативного правового обеспечения, и только после этого могут быть введены обязательные требования и ответственность за оснащение транспортных средств аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.
4. По мнению субъектов предпринимательской и иной деятельности установление административной ответственности за осуществление эксплуатации транспортных средств без установленной на них аппаратуры навигационных системам систем ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS возможно только в отношении собственников указанных транспортных средств, но никак не для водителей, которые могут являться наемными работниками.
5. Субъекты предпринимательской и иной деятельности отмечают, что федеральный закон от 14 февраля 2009 г. № 22-ФЗ «О навигационной деятельности» и постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641 не содержат норм, предусматривающих оснащение средствами навигации транспорта для перевозок тяжеловесных и крупногабаритных грузов. Таким образом, разработчик проекта федерального закона о внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях необоснованно расширяет перечень правонарушений, в отношении которых может быть предусмотрена административная ответственность. По мнению субъектов предпринимательской и иной деятельности, в этом случае действие указанной нормы проекта акта № 1 может быть распространено в отношении всех грузовых автомобилей в Российской Федерации.
6. Субъекты предпринимательской и иной деятельности усматривают необходимость согласования проектов актов с антимонопольной службой, поскольку, предусматривая ответственность за отсутствие на транспортных средствах аппаратуры навигационных систем ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, можно временно создать искусственную монополию по производству и установке вышеуказанной аппаратуры. Это неизбежно приведет к завышенным расценкам как на само оборудование, так и на его на установку.
7. Установка дополнительного оборудования может быть расценена авто-производителями как вмешательство в конструкцию автомобиля, что повлечёт за собой утрату гарантии. Кроме того, для оценки (проверки) надежности оборудования на практике может потребоваться 5 – 7 лет.
Источник - Министерство экономического развития Российской Федерации