Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Привлечение прямых иностранных инвестиций в регионы России

Файлы

Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП)
Комитет по международному сотрудничеству
Международный совет по сотрудничеству и инвестициям при РСПП

КПМГ Лимитед

3 декабря 2010 г.


Содержание

1. ПИИ в российских регионах: актуальность и значимость

1.1. Резюме исследования
1.2. Цель и подход к исследованию
1.3. Потребность России в ПИИ

2. Анализ разрывов: ожидания инвесторов и ситуация в регионах

2.1. Текущее состояние ПИИ в российских регионах
2.2. Ожидания инвесторов
2.3. Ситуация в регионах

3. Устранение разрывов: меры по повышению ПИИ в регионах

3.1. Ключевые выводы
3.2. Основные рекомендации
3.3. Анализ успешных примеров из практики

4. Приложение: Методология исследования

Мнения и суждения, высказанные в настоящем документе, принадлежат респондентам и необязательно отражают точку зрения и мнение КПМГ Лимитед и Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП).

1. ПИИ в российских регионах: актуальность и значимость

1.1. Резюме исследования (1/2)

Рост объемов ПИИ в регионах приобретет особую актуальность и значимость в 2011 г.:

  • С начала XXI-го века Россия реализует долгосрочный план развития, который был четко сформулирован для международных и национальных бизнес-сообществ.
  • Мировой экономический кризис замедлил развитие российской экономики по разработанной стратегии, конечной целью которой является снижение зависимости от природных ресурсов и развитие экономики «с высокой добавленной стоимостью».
  • После возвращения к стабильным темпам роста в 2010 г. новый этап реализации стратегии должен рассматриваться в качестве первоочередной задачи,, предусматривающей вливание инвестиций с целью ускорения диверсификации и обеспечения долгосрочного роста ВВП.
  • Несмотря на позитивные признаки начавшегося восстановления экономики, Россия нуждается в иностранном капитале, как интеллектуальном, так и финансовом, для стимулирования роста своей экономики.
  • Роль регионов в привлечении прямых иностранных инвестиций (ПИИ) будет возрастать, так как в настоящее время потенциал в данном отношении реализован не полностью.
  • Чем большее число регионов осознают и определят свои возможности и преимущества тем преимущества, тем более конкурентоспособной будет экономика России.

Несмотря на все усилия, регионы до сих пор не реализовали свой потенциал, поскольку существуют значительные расхождения между ожиданиями инвесторов и реальными возможностями регионов:

  • ПИИ в российскую экономику имеют высокую степень региональной концентрации: с одной стороны, Москва, Санкт-Петербург, Сахалин и Архангельск привлекают значительные средства; с другой стороны, существуют 37 регионов, каждый из которых привлек менее 100 млн. долл. США в течение последних 4 лет.
  • В регионах существует ряд ограничений в виде «жестких»(а) факторов, например, таких как инфраструктура, что отчасти объясняет концентрацию ПИИ лишь в отдельных регионах. Тем не менее, инвесторы отмечают, что «жесткие» и «мягкие»(а) факторы одинаково важны.
  • Состояние «жестких» факторов, как отмечают инвесторы, характеризуются недостаточностью усилий со стороны регионов в плане улучшения качества и количества рабочей силы, а также быстрого усовершенствования инфраструктуры.
  • Что касается «мягких» факторов, то здесь инвесторами отмечается гораздо больше недостатков, однако, именно на эту группу факторов регионы могут иметь наибольшее влияние и контроль в краткосрочной перспективе:
  • – Единая цель: иногда у инвесторов существуют сомнения, что регионы уверены в своих собственных стратегиях. Несмотря на то что между интересами региона на то, что между интересами региона и инвесторов должна быть взаимосвязь, у инвесторов есть ощущение, что регионы в ряде случаев проявляют к ним недоверие и начинают активно вовлекаться во «внутрифирменные» вопросы инвестора (определение уровня зарплат, численности занятых в производстве и т.д.).

    – Последовательность: с инвесторами часто хорошо обращаются на высшем уровне (там, где стратегия определяет действия), но они не получают поддержки, или даже встречают негативное отношение к себе, в ходе реализации этой стратегии (когда форма превалирует над содержанием). Здесь можно предположить очевидное отсутствие отсутствие согласованности согласованности между различными правительственными структурами.

    – Наличие налоговых льгот и прочих мер финансового стимулирования: по мнению инвесторов, хотя они предусмотрены почти в каждом регионе, в большинстве случаев они неприменимы для многих категорий инвесторов, или требования // процессы получения льгот слишком сложны и перевешивают возможные выгоды.

    – Участие: инвесторы полагают, что регионы недостаточно быстро извлекают уроки из практики работы с ключевыми инвесторами или не создают платформы для облегчения обмена опытом между инвесторами.

(а) Определение терминов «жесткие» и «мягкие» факторы, используемых в настоящем исследовании, приведено на стр.16

1. ПИИ в российских регионах: актуальность и значимость

1.1. Резюме исследования (2/2)

Практические рекомендации на основании изучения опыта регионов: сконцентрируйте внимание на потребностях своего партнера, делайте то, что возможно сегодня, а не то, что невозможно завтра.

  • В результате оценки инвесторами инвестиционного климата в 12 регионах России, мы обнаружили, что их привлекательность для международных инвесторов сильно различается.
  • Несмотря на то, что каждый регион имеет свои особенности, мы можем представить четкие рекомендации, которые актуальны для всех регионов. Для 8 из 12 регионов, включенных в исследование, мы обнаружили явный потенциал для улучшения.
  • Наши основные рекомендации для всех заинтересованных сторон, участвующих в процессе привлечения ПИИ:
  • – Необходимо сместить фокус с внутренних аспектов (например, с организационных аспектов или действующих программ) на клиентов (то есть на инвесторов и сотрудников).

    – Не стоит ссылаться на недостаток инфраструктуры: в настоящее время ситуация под вашим контролем –«мягкие» факторы более важны, чем «жесткие» (но помните, что эта ситуация в будущем поменяется).

    – Не стоит пытаться построить идеальную организационную инфраструктуру: во-первых, она, вероятно, не существует, во-вторых, это потребует слишком много времени.

  • На федеральном уровне можно добиться хороших результатов путем создания федерального учреждения, которое будет консультировать регионы по поводу того, как ускорить изменения, а также обеспечит обмен накопленным опытом между различными регионами. Федеральный центр должен видеть свою роль в качестве «тренера», а не игрока.
  • Сами регионы также могут сделать многое, чтобы повысить свою привлекательность.
    Для этого необходимо:
    – Сосредоточить внимание на определенных секторах, ключевых инвесторах и второй волне малого и среднего бизнеса.
    – Проводить регулярные встречи между представителями власти и бизнеса, создать рабочие группы между людьми различного уровня старшинства.
    – Создать прозрачный инвестиционный процесс, который позволит рассматривать до 90% заявок; четко коммуницировать его всем заинтересованным лицам;
    сформировать особую группу на уровне главы региона, которая будет принимать решения по особым случаям.
    – Выработать доверие к взаимовыгодному сотрудничеству с инвесторами в вашем регионе: не нужно чрезмерно регулировать инвесторов через инвестиционные контракты.
    – Изменить вашу маркетинговую программу и вовлекать инвесторов в маркетинг.
  • Принимая во внимание тот факт, что на данном этапе большое значение имеют «мягкие» факторы, стратегия поведения на индивидуальном уровне будет основной движущей силой изменения:
    – Старшие должностные лица должны быть вовлечены во все стадии инвестиционного процесса (до, в процессе и после инвестиций).
    – Необходимо убедиться, что все уровни вашей администрации четко понимают стратегию, а также принцип превалирования содержания над формой.
    – Необходимо убедиться в том, что ваша администрация в равной степени рассматривает старших и младших, а также русских и иностранных сотрудников потенциальных инвесторов.
  • Международные инвесторы также играют роль в повышении успеха ПИИ в регионах России:
    – необходимо управлять ожиданиями головного офиса международных компаний на предмет сложности ведения бизнеса:
    менее развитая экономика предоставляет большие возможности для роста, но при этом нужно принимать недостатки системы и меньшую эффективность процессов.
    – необходимо сразу говорить, в каких вопросах вы готовы проявить гибкость, и где это противоречит вашим принципам.
    – стоит сообщать о любых недовольствах на ранних этапах и не ждать, что сам по себе будет создан идеальный процесс, который сможет решить все вопросы.

1. ПИИ в российских регионах: актуальность и значимость

1.2. Цель и подход к исследованию (1/2)

Наше исследование направлено на выявление текущих мер по привлечению ПИИ в регионы с одной стороны, и на восприятие этих мер иностранными инвесторами, а также определение ожиданий инвесторов – с другой. Предварительные результаты исследования показывают, что существует разрыв между ожиданиями инвесторов и мерами, предпринимаемыми региональными органами власти.

Поддержка первых лиц регионов, которая позволит им активно наращивать ПИИ в своих регионах.

  • Российские регионы играют важную роль в будущем экономическом развитии России.
  • Мы уверены в том, что каждый регион обладает потенциалом для привлечения большего количества ПИИ, что позволит увеличить объем ПИИ в Россию в целом.
  • Несмотря на наличие множества исследований в области макроэкономической ситуации в России и ее ключевых регионах, они большей частью не оказывают практической поддержки первым лицам регионов.
  • Недостаток поддержки очень сильно влияет на осуществление конкретных мер по удовлетворению ожиданий инвесторов и улучшение восприятия регионов международными инвесторами.
  • Наша работа сокращает этот разрыв, обеспечивает индивидуальную поддержку первым лицам 12 регионов и предоставляет общую информацию для широкой общественности.

Примечания:
(a) Размер круга отражает относительный прирост ПИИ в 2009 г.
(b) Общий прирост ПИИ в России показан без учета инвестиций с Кипра и Британских Виргинских островов.

Источники:
(1) World Bank
(2) UNCTAD
(3) The Economist Intelligence Unit

Помощь инвесторам в определении приоритетов их ожиданий

  • При принятии решения о вхождении на российский рынок иностранные инвесторы встают перед выбором региона, в который будут направлены их инвестиции.
  • Большинство крупных международных инвесторов в России уже имеют опыт инвестирования в других странах с переходной экономикойи развивающихся рынках, и признают необходимость применения в России иного подхода по сравнению с другими странами.
  • Мы полагаем, что учет особенностей ведения бизнеса в России и корректировкаожиданий инвесторов будут способствовать упорядочению инвестиционного процесса и достижению предсказуемогорезультата в установленный срок.

1. ПИИ в российских регионах: актуальность и значимость

1.2. Цель и подход к исследованию (2/2)

Фокус на конкретных ожиданиях, конкретных регионах, конкретных действиях.

  • Необходимо идентифицировать ключевые факторы, которые влияют на принятие решений иностранных инвесторов об инвестициях в конкретный регион.
  • Необходимо идентифицировать барьеры, с которыми сталкиваются иностранные инвесторы, начинающие бизнес в регионах России. Эти барьеры, как правило, мешают российским регионам полностью раскрыть свой инвестиционный потенциал.
  • Необходимо также выделить приоритетные области для улучшения инвестиционной политики региона с точки зрения иностранных инвесторов.

Данное исследование нуждается в разработке практического подхода, которое позволит достичь более глубокого понимания причин расхождения в ожиданиях и восприятиях.

  • Данная работа – не макроэкономическое исследование, она не направлена на получение общих выводов, которые могли бы быть получены на основании использования только публичных источников информации.
  • В данном исследовании используется уникальный подход, что стало возможным благодаря совместным усилиям РСПП и KПМГ по налаживанию связей как с региональными органами власти, так и с инвесторами. Детальное описание методологии исследования приведено в приложении к настоящему исследования.

1. ПИИ в российских регионах: актуальность и значимость

1.3. Потребность России в ПИИ (1/2)

  • В России принят стратегический план социально-экономического развития страны.
  • Освоение природных ресурсов и реструктуризацияотечественных промышленных предприятий были основными стратегическими правительства правительства и принесли значительные выгоды стране.
  • Последствием реализации данной стратегии явилось увеличение зависимости страны от внешней среды. Возможно, это была цена, которую стоило заплатить за успех, но теперь она вызывает озабоченность.
  • Как и во всем мире, кризис стал основным препятствием в реализации долгосрочного плана развития, но всего лишь временным препятствием.
  • Мы убеждены, что кризис остался позади и Россия снова вышла на этап стабильного развития.
  • Текущий уровень бюджета не является достаточным чтобы обеспечить инвестиции достаточным, чтобы обеспечить инвестиции, необходимые стране в полном объеме. Рост экономики России будет опираться на долговое финансирование, ГЧП, приватизацию и прямые иностранные инвестиции.
  • Следующая фаза стратегического развития должна
    перевести экономику на новый качественный уровень.

    • Правительство России переводит стратегию своего экономического развития на новый уровень, уменьшая зависимость от природных ресурсов, а также от импорта продовольствия и лекарственных препаратов, и открывая экономику для международных инвестиций и конкуренции.
    • Объявленные планы по приватизации являются показателем того, что данная стратегия уже находится в стадии реализации: предполагаемый доход составит 30 млрд. долл.США. в период с 2011 по 2013 гг. и более 50 млрд. долл.США в последующие пять лет.
    • Инвестиции в ключевые области в ближайшие годы, скорее всего, будут способствовать годы, скорее всего, будут способствовать диверсификации и развитию национальных рынков, прежде всего, сельскогохозяйства, пищевой и фармацевтической промышленности, а также инфраструктуры.
    • Перечень отраслей для инвестирования, а также цели инвестиций предполагают более широкий охват территории России за пределами Москвы, Санкт-Петербурга и богатых природными ресурсами регионов.
    • Соответственно, региональные органы власти играют все более важную роль в создании благоприятной среды для привлечения ПИИ в свой регион.

    Рост ПИИ является ключевым условием к тому, чтобы Россия смогла сделать следующий шаг в своем долгосрочном плане развития.

    • Россия пережила длительный период недостатка инвестирования и в настоящее время испытывает сильное давление по большинству испытывает сильное давление по большинству аспектов социальной и деловой среды:
    • – Из-за недостаточной конкуренции компании в российских регионах вкладывают недостаточные средства в развитие бизнеса.
      – Недофинансирование инфраструктуры со стороны правительства и частного сектора привело к ее высокому уровню изношенности. Современное состояние инфраструктуры является критичным, и правительство не в состоянии улучшить ситуацию своими силами.
      – Недостаточность инвестиций в НИОКР со стороны государства и частного сектора привела к проблеме утечки человеческого капитала из регионов (когда наиболее квалифицированные и образованные кадры квалифицированные и образованные кадры переезжали из регионов в Москву или Санкт-Петербург) и из России в целом (когда кадры уезжали из страны за границу с целью «реализовать свой талант»).
    • Дефицит бюджета в России в 2010 г., вероятно, будет значительно ниже, чем ожидалось, и перейдет в профицит в 2011 г. – хотя это и станет стимулом для реализации отдельныхотдельных и станет стимулом для реализации инвестиционных проектов, этого будет недостаточно для проведения широкомасштабных перемен.
    • Повышение качества и диверсификация экономики России потребует притока как капитала, так и знаний.
    • Утверждение «Россия как страна для инвестиций» кажется нам вполне надежным: цена активов недооценена без существенных фундаментальных обоснований, экономика восстанавливается.

    1. ПИИ в российских регионах: актуальность и значимость

    1.3. Потребность России в ПИИ(2/2)

    • Тем не менее, существует значительная нехватка прямых иностранных инвестиций: мы делаем вывод, что главная причина низкого уровня ПИИ заключается в недостаточном внимании к «мягким» факторам, которые заключаются в создании и управлении представлениями инвесторов. Эти «мягкие» факторы можно изменить, но это требует вовлечения высших должностных лиц и наличия четких действий по их изменению.

    Потребность России в прямых иностранных инвестиций остается по-прежнему высокой, но в контексте глобальной экономики конкурентоспособность страны в привлечении финансирования нуждается в улучшении.

    • Вопрос продуктивности в России является очень актуальным: низкая производительность труда является проблемой для многих инвесторов и сильно снижает конкурентоспособность страны на глобальном уровне.
    • Россия все еще может предпринять многое для улучшения своего восприятия со стороны для улучшения своеговосприятия со стороны инвесторов. Плохое восприятие в настоящее время значительно ограничивает пул потенциальных инвесторов в Россию и ее регионы.
    • Несмотря на то, что существует достаточно высокий уровень конкуренции между странами за привлечение инвестиций, положение «Россия как страна для инвестиций» имеет высокий потенциал в будущем: некоторые важные шаги уже сделаны.
    • Тем не менее, еще многое предстоит сделать: ключевые стратегические цели России, а именно диверсификация и модернизация экономики, увеличивают значимость ПИИ вне отрасли нефти и газа в качестве ключевого инструмента их достижения.
    Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
    Учебник "Национальная экономика"

    Поделиться

    Подписаться на новости