Российской Федерации в
7 ноября 2011 г.
Министерство экономического развития Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1009, подготовило заключение об оценке регулирующего воздействия на проект приказа Министерства экономического развития Российской Федерации «Об утверждении формы технического плана сооружения и требований к его подготовке» (далее соответственно – проект приказа, Требования).
Согласно подпункту «в» пункта 11 Положения о порядке подготовки заключений об оценке регулирующего воздействия, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 31 августа 2010 г. № 398, по проекту приказа были проведены публичные консультации с представителями субъектов предпринимательской и иной деятельности.
Участниками публичных консультаций был представлен ряд замечаний по проекту приказа, а также отмечены риски, которые, по их мнению, могут возникнуть в случае его издания.
В этой связи разработчиками проекта приказа был внесен в него ряд изменений, а также представлены обоснования приемлемости возникающих рисков.
1. Проект приказа предусматривает включение в технический план координат характерных точек контура сооружения (пункт 26 Требований).
В настоящее время для целей государственного учета сооружений изготавливается технический паспорт объекта, в котором вышеуказанные координаты не приводятся.
Данное нововведение может привести к увеличению сроков и стоимости подготовки документов, необходимых для кадастрового учета некоторых объектов, описание координат характерных точек контура которых сопряжено с рядом трудностей (прежде всего, объекты промышленности).
Вместе с тем необходимо отметить, что установление местоположения сооружения на земельном участке посредством определения координат характерных точек контура такого сооружения на земельном участке предусмотрено частью 5 статьи 41 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – закон № 221-ФЗ).
Также следует отметить, что при изготовлении технического плана объекта нет необходимости производить обязательные при подготовке технического паспорта действия: составлять перечень собственников объекта, описывать благоустройство объекта, проводить работы по обмеру этажей здания, составлению поэтажного плана и экспликации объекта, делать расчет объемов, описание всех конструктивных элементов сооружений, расчет физического износа и инвентаризационной (восстановительной и действительной) стоимостей сооружения.
Таким образом, для большинства объектов учета можно прогнозировать снижение сроков и стоимости подготовки документов для государственного учета.
2. Закрепляемая проектом приказа форма технического плана не предусматривает описание сооружения, представляющего собой единый производственно-технологический комплекс, который состоит из относительно автономных частей, каждая из которых обладает своими характеристиками, что, по мнению ряда участников публичных консультаций по проекту приказа, в определенной степени ограничивает права собственников таких объектов.
Однако необходимо учитывать следующее.
Согласно части 5 статьи 1 закона № 221-ФЗ кадастровый учет осуществляется в отношении земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.
При этом положения закона № 221-ФЗ не применяются в отношении участков недр, воздушных и морских судов, судов внутреннего плавания и космических объектов, предприятий как имущественных комплексов.
Кроме того, установленный статьей 7 закона № 221-ФЗ состав сведений государственного кадастра недвижимости об объектах недвижимости не включает сведения о составе сложной недвижимой вещи (например, таких сооружений, как электросетевые комплексы, комплексы АЗС и т.д.).
Таким образом, дополнение технического плана сооружения сведениями о входящих в сооружение составных частях не позволит включить указанные сведения в государственный кадастр недвижимости при государственном кадастровом учете соответствующего сооружения.
Вместе с тем решение проблемы кадастрового учета производственных комплексов возможно в рамках изменения действующего законодательства. В частности, дорабатываемый в настоящее время проект федерального закона «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации» предусматривает внесение изменений в статьи 130-132 Гражданского кодекса Российской Федерации, связанных с отнесением производственно-технологических комплексов к объектам недвижимости, а также установлением правил оборота таких недвижимых вещей. Принятие указанных изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации позволит внести соответствующие изменения в закон № 221-ФЗ.
3. Пункт 12 Требований (в редакции, представленной для проведения оценки регулирующего воздействия) предусматривал следующее:
«Технический план оформляется на бумажном носителе, а также на электронном носителе в виде электронного документа.
Технический план на бумажном носителе оформляется в количестве не менее двух экземпляров, один из которых предназначен для представления в орган кадастрового учета вместе с соответствующим заявлением, а второй и последующие экземпляры в соответствии с договором о выполнении кадастровых работ – для передачи заказчику кадастровых работ.
Технический план, необходимый для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на государственный кадастровый учет сооружения, может быть оформлен в виде электронного документа, заверенного электронной цифровой подписью кадастрового инженера. В указанном случае представление в орган кадастрового учета технического плана на бумажном носителе не требуется».
Данное положение проекта приказа не соответствовало пункту 24 проекта приказа Минэкономразвития России «О порядке осуществления государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства», которым предусматривалось представление технического плана в орган кадастрового учета в бумажном виде, в виде электронного документа, заверенного электронной цифровой подписью кадастрового инженера, а также в электронной форме на электронном носителе.
Таким образом, проектом приказа, фактически, ограничивались способы оформления технического плана и предоставления его для целей кадастрового учета сооружений.
В этой связи в проект приказа были внесены необходимые изменения, в частности пункт 12 Требований был изложен в следующей редакции:
«В случае, если заявление о государственном кадастровом учете сооружения представляется в орган кадастрового учета в форме электронного документа, технический план оформляется в форме электронного документа, заверенного электронной цифровой подписью подготовившего технический план кадастрового инженера.
В случае, если заявление о государственном кадастровом учете сооружения представляется в орган кадастрового учета в виде бумажного документа, технический план также оформляется в виде бумажного документа и в электронной форме на электронном носителе.
При этом технический план в форме электронного документа, заверенного электронной цифровой подписью кадастрового инженера, и в электронной форме оформляются в виде файлов в формате XML (далее – XML-документ), созданных с использованием XML-схем и обеспечивающих считывание и контроль представленных данных.
XML-схемы, использующиеся для формирования XML-документов, считаются введенными в действие с момента размещения на официальном сайте органа кадастрового учета в сети Интернет по адресу: www.rosreestr.ru.
Технический план на бумажном носителе оформляется в количестве не менее двух экземпляров, один из которых предназначен для представления в орган кадастрового учета вместе с соответствующим заявлением, а второй и последующие экземпляры в соответствии с договором о выполнении кадастровых работ – для передачи заказчику кадастровых работ».
4. В пункте 26 Требований (в редакции, представленной для проведения оценки регулирующего воздействия) закреплялись положения, которые могли быть истолкованы неоднозначно.
Так, некоторым участникам публичных консультаций по проекту приказа представлялись неясными термин «характерные точки контура сооружения», а также термин и механизм установления «условных начальной и конечной точек сооружения».
Неясность в реализации Требований могла привести к необоснованным временным и финансовым издержкам субъектов предпринимательской деятельности и граждан.
В этой связи в проект приказа были внесены соответствующие изменения:
– первый абзац пункта 26 Требований был изложен в следующей редакции: «В технический план включаются координаты характерных точек контура сооружения, то есть точек изменения описания контура сооружения на земельном участке.»;
– подпункт 2 пункта 26 Требований был дополнен предложением «Такие начальная и конечная точки определяются кадастровым инженером».
5. Пунктом 45 Требований (в редакции, представленной для проведения оценки регулирующего воздействия) предусматривалось указание в техническом плане сооружения типа и значения основной характеристики такого сооружения: для линейных сооружений – протяженности; для подземных сооружений – глубины (глубины залегания); для площадных сооружений – площади; для сооружений, предназначенных для хранения, – объема в кубических метрах; для иных сооружений – площади застройки в квадратных метрах.
Однако для целого рядя сооружений может быть выделено несколько из перечисленных выше характеристик.
Очевидно, возможные разногласия заявителя, представляющего документы для постановки сооружения на государственный учет, и сотрудников органа учета относительно определения основной характеристики объекта могли привести к необоснованным затруднениям при постановке сооружения на государственный учет.
В этой связи первый абзац пункта 45 Требований после слов «такого сооружения» был дополнен словами: «, которые определяются кадастровым инженером с учетом сведений, содержащихся в документах, указанных в пункте 11 настоящих Требований».
Учитывая вышеизложенное, необходимо заключить, что предусмотренное проектом приказа новое правовое регулирование не приведет к невозможности исполнения субъектами предпринимательской и иной деятельности возложенных на них обязанностей вследствие противоречий или пробелов в правовом регулировании, отсутствия необходимых организационных или технических условий у органов государственной власти и (или) органов местного самоуправления, а также сложившегося в Российской Федерации уровня развития технологий, инфраструктуры, рынков товаров и услуг, к возникновению у указанных субъектов дополнительных существенных расходов при осуществлении предпринимательской и иной деятельности либо к возникновению дополнительных существенных расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Таким образом, может быть сделан вывод, что доработанный проект приказа не содержит положений, которые вводят избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствуют их введению, способствуют возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности, способствуют возникновению необоснованных расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
с представителями субъектов предпринимательской и иной деятельности,
а также органами государственной власти субъектов Российской Федерации
по проекту приказа Министерства экономического развития Российской Федерации
«Об утверждении формы технического плана сооружения и требований к его подготовке»
(далее соответственно – проект приказа, Требования)
Согласно подпункту «в» пункта 11 Положения о порядке подготовки заключений об оценке регулирующего воздействия, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 31 августа 2010 г. № 398, Департаментом оценки регулирующего воздействия были проведены публичные консультации с представителями субъектов предпринимательской и иной деятельности по представленному проекту приказа.
Проект приказа и перечень вопросов по нему были размещены на официальном сайте Минэкономразвития России и направлены в Торгово-промышленную палату Российской Федерации, Российский союз промышленников и предпринимателей, Общероссийскую общественную организацию малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ», Общероссийскую общественную организацию «Деловая Россия», Консультативный совет по иностранным инвестициям, Российско-германскую внешнеторговую палату, а также органы государственной власти ряда субъектов Российской Федерации.
Замечания по проекту приказа были представлены РСПП, «Деловой Россией», Правительством Свердловской области и Министерством имущественных отношений Хабаровского края.
Принципиальные замечания и обоснование их учета или отклонения в процессе работы над проектом приказа изложены в заключении об оценке регулирующего воздействия.
По проекту приказа также были представлены следующие замечания.
- По мнению ряда участников публичных консультаций, закрепляемая проектом приказа форма технического плана не позволяет описывать разрушенные или поврежденные в результате стихийных бедствий и ненадлежащей эксплуатации объекты.
В этой связи разработчиком проекта приказа было отмечено следующее.
Виды объектов недвижимости, подлежащих государственному кадастровому учету установлены частью 5 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – закон № 221-ФЗ).
Согласно частям 1 и 2 статьи 41 закона № 221-ФЗ технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении или об объекте незавершенного строительства, необходимые для постановки на учет такого объекта недвижимости, либо сведения о части или частях такого объекта недвижимости, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о таком объекте недвижимости, которому присвоен кадастровый номер.В техническом плане указываются сведения о здании, сооружении, помещении или об объекте незавершенного строительства, необходимые для постановки его на учет, в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет такого объекта недвижимости, сведения о части или частях такого объекта недвижимости в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете части или частей такого объекта недвижимости, новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о таком объекте недвижимости, которому присвоен кадастровый номер, в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений такого объекта недвижимости.
При этом в соответствии со статьей 42 закона № 221-ФЗ в отношении разрушенных объектов недвижимости кадастровый инженер в результате осмотра места нахождения такого объекта недвижимости с учетом имеющихся кадастровых сведений о таком объекте недвижимости подтверждает прекращение существования соответствующего объекта в связи с его гибелью или уничтожением.
По результатам такого осмотра изготавливается акт обследования объекта недвижимости по форме, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 13 декабря 2010 г. № 627.
Таким образом, законом № 221-ФЗ не предусмотрена возможность осуществления государственного кадастрового учета разрушенных объектов недвижимости.
Между тем, в случае, если технический план оформляется в отношении частично разрушенного сооружения, то сведения о таком сооружении в техническом плане указываются на основании представленных заказчиком кадастровых работ разрешения на ввод сооружения в эксплуатацию, проектной документации сооружения или технического паспорта на сооружение.
При отсутствии указанных документов необходимые сведения, за исключением сведений о местоположении сооружения на земельном участке, указываются в техническом плане на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости.
Данная декларация прилагается к техническому плану и является его неотъемлемой частью. Форма указанной декларации утверждена приказом Минэкономразвития России от 13 декабря 2010 г. № 628.
При этом законом № 221-ФЗ не предусмотрено внесение в государственный кадастр недвижимости каких-либо особенных характеристик в отношении частично разрушенных объектов недвижимости (например, процент (степень) разрушения сооружения).
Кроме того, при отсутствии у сооружения, в отношении которого проводятся кадастровые работы, каких-либо характеристик, предусмотренных в разделе «Характеристики сооружения», согласно пункту 16 Требований в незаполненных реквизитах разделов текстовой части технического плана проставляется знак « – » (прочерк).
- РСПП предложил привести примеры определения центральной оси некоторых сооружений.
Вместе с тем, понятие «ось» не является узкоспециальным, его определение через иные понятия приводит к затруднению понимания соответствующего положения Требований.
При этом формат проекта приказа не предполагает приведение в нем примеров нахождения оси разных типов сооружений. Кроме того, действующее законодательство не содержит четкой классификации типов сооружений.
Все поступившие в Минэкономразвития России позиции рассматривались при подготовке заключения об оценке регулирующего воздействия на проект приказа.
ТПП РФ, Министерство экономики Калининградской области, Министерство экономического развития Мурманской области, Министерство экономики Московской области, Управление информатизации и связи Краснодарского края сообщили об отсутствии замечаний по проекту приказа.
Источник - Министерство экономического развития Российской Федерации