Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Заключение об оценке регулирующего воздействия на проект технического регламента Таможенного союза «О безопасности смазочных материалов, масел и специальных жидкостей»

Министерство экономического развития
Российской Федерации


23 ноября 2011 г.
От 11 ноября 2011 г. № 25079-ОФ/Д26

Министерство экономического развития Российской Федерации в рамках своей компетенции рассмотрело письмо Минэнерго России от 18 октября 2011 г. № СК-10132/06 о проекте технического регламента Таможенного союза «О безопасности смазочных материалов, масел и специальных жидкостей» (далее – техрегламент) и сообщает следующее.

Техрегламентом устанавливаются требования к смазочным материалам, маслам и специальным жидкостям (далее – продукция), к отработанным смазочным материалам, маслам и специальным жидкостям (далее – отработанная продукция) и к продуктам, полученным в результате утилизации отработанной продукции, в целях защиты жизни и здоровья человека, имущества, окружающей среды, жизни и (или) здоровья животных и растений, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей (пользователей), а также в целях обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.

1. Вместе с тем, основные требования безопасности к продукции, как категории химической продукции, уже установлены в рамках проекта технического регламента Таможенного союза «О безопасности химической продукции» (далее – техрегламент о химической продукции), находящегося в настоящий момент в стадии публичного обсуждения. Техрегламентом о химической продукции предусматривается наличие паспорта безопасности химической продукции, а также регистрация химической продукции, включающая в себя категорирование объекта по классу опасности, внесение содержащихся в объекте химических веществ в Реестр химических веществ Таможенного союза, исследование химической продукции, составление отчета о химической безопасности (оценка опасных свойств объекта).
Однако, техрегламентом устанавливается форма паспорта безопасности химической продукции, отличная от предусмотренной техрегламентом о безопасности химической продукции. Указанное расхождение, создающее неопределенность в части проведения процедуры оценки (подтверждения) соответствия продукции, имеющее следствием дублирование обязанностей субъектов предпринимательской деятельности, подлежит устранению.
Концептуально не ясно, согласно позиции разработчика, требования техрегламента по отношению к продукции должны являться исчерпывающими, или предполагается, что данные требования носят дополнительный характер по отношению к требованиям, установленным в иных нормативных актах.
Таким образом, положения техрегламента создают риск возложения на субъектов предпринимательской деятельности избыточных обязанностей, связанных как с необходимостью приведения продукции в соответствие требованиям различных нормативных актов, так и с возложением необоснованных расходов по многократному подтверждению соответствия (предоставлении информации о соответствии) одним и тем же требованиям.

2. Техрегламентом устанавливаются требования, как к продукции, так и к отработанной продукции, в том числе требование о необходимости ее утилизации посредством сдачи на пункты сбора, требования к физико-химическим показателям отработанной продукции (Приложения 4 техрегламента), к минимальным нормативам образования и сбора отработанной продукции в процентах от исходного количества (Приложение 3 техрегламента), а также требования о наличии соответствующего паспорта опасного отхода.
Пояснительной запиской к техрегламенту особо отмечается необходимость установления регулирования в части утилизации отработанной продукции, в целях пресечения массового загрязнения окружающей среды химическими отходами и их неэффективного использования.
Однако, остается неясным субъект, на которого возлагается обязанность по утилизации отработанной продукции, вследствие чего в данной части требуется дополнительное уточнение.
В случае, если данные требования подлежат исполнению со стороны потребителей продукции (при реализации продукции право собственности переходит к потребителю), ответственность за утилизацию отработанной продукции будет возложена на непрофильные организации (транспортные организации, организации технического обслуживания), в том числе, в части доставки отработанной продукции на пункты сбора.
Информации о количестве действующих пунктов сбора отработанной продукции, требований к ним, их местонахождении и территориальной и транспортной доступности разработчиком не представлено.
Дополнительно обращаем внимание, что представляется неясным, в какой форме должен осуществляться контроль за исполнением указанных требований (порядок отчетности организации об объеме закупок/потребления продукции, об объеме полученной отработанной продукции, порядок действия контрольно-надзорных органов, наличие соответствующих полномочий контрольно-надзорных органов).
Таким образом, требование техрегламента по установлению физико-химических характеристик отработанной продукции, равно как и требование о наличии паспорта опасного отхода, предусматривающего проведения процедуры оценки (подтверждения) соответствия отработанной продукции неспециализированными организациями, должны быть дополнительно проработаны или подлежат исключению. Кроме того, положения касающиеся методов утилизации отработанной продукции требуют серьезной доработки.
Возможно, разработчику следует дополнить техрегламент нормами, предусматривающими регулирование указанных вопросов на национальном уровне.

3. По мнению субъектов предпринимательской деятельности, неясно определен круг объектов регулирования техрегламента. Требует уточнения термин «смазочные материалы», в том числе, в части возможности отнесения к нему твердых смазочных материалов (графит).
Представляется неоднозначным для понимания термин «специальные жидкости». В частности остается неясным, включает ли данный термин также смазочно-охлаждающие жидкости, смазочно-охлаждающие технологические средства.
Во избежание возложения на субъектов предпринимательской деятельности избыточных обязанностей, перечень объектов регулирования техрегламента подлежит детализации.

4. В соответствии с Соглашением от 18 ноября 2010 г. «О единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации» техническими регламентами Таможенного союза устанавливаются правила идентификации продукции.
Однако, техрегламентом порядок идентификации объектов регулирования не определен. Таким образом, при невозможности контрольно-надзорных органов идентифицировать продукцию как относящуюся к области действия техрегламента возникает риск уклонения недобросовестных субъектов предпринимательской деятельности от исполнения установленных требований.

5. Проектом техрегламента предусматривается установление форм оценки (подтверждения) соответствия в форме декларирования соответствия на основе форм 1Д и 2Д. Вместе с тем, сам порядок проведения такой оценки (подтверждения) соответствия, процедуры, в части взаимодействия органов по сертификации и заявителей не детализированы в мере, достаточной для однозначного понимания и следования им субъектов предпринимательской деятельности.

6. Согласно пункту 6 статьи 6 техрегламента продукты, полученные в результате утилизации отработанной продукции, должны соответствовать требованиям к продукции и сопровождаться соответствующими паспортом безопасности химической продукции и паспортом качества.
Однако, техрегламентом напрямую не указывается, что продукт, полученный в результате переработки отработанной продукции, будет тождественен исходной продукции, не будет содержать в себе существенных отличий, вообще будет относиться к области действия техрегламента. В отсутствие соответствующих данных представляется неясным порядок составления паспорта качества и паспорта безопасности химической продукции на такой продукт, а также необходимый для этого объем исследовательских работ и их характер.
Вместе с тем, ни техрегламентом, ни пояснительной запиской к нему не указан субъект, осуществляющий утилизацию отработанной продукции посредством ее переработки, экономические или иные мотива такого субъекта, целесообразность использования подобной технологической цепочки. Указанные вопросы требуют расшифровки и уточнения.

7. По мнению субъектов предпринимательской деятельности, представляется нецелесообразным установление в рамках техрегламента требования к значению температуры вспышки продукции менее 80 градусов по Цельсию (Приложение 1). Установление указанное «порога» исключает из обращения ряд действующей продукции и представляется избыточным.
Также, по мнению экспертов, из положений техрегламента подлежит исключению показатель «содержание селективных растворителей», установленный для всех категорий продукции, поскольку им характеризуются лишь базовые масла селективной очистки.
Целесообразность установления указанных требований разработчиком техрегламента не обоснована. Полагаем, что в случае отсутствия дополнительного обоснования целесообразности установления предлагаемых требований со стороны разработчика, указанные замечания должны быть учтены в полном объеме.

8. Разработчиком не представлен проект Решения Комиссии Таможенного Союза по принятию техрегламента. Таким образом, не определены переходные положения техрегламента в части установления срока действия документов, подтверждающих соответствие продукции, выданных до вступления с силу техрегламента, период обращения на рынке продукции, выпущенной в обращение до вступления в силу техрегламента, а также переходный период вступления в силу самого техрегламента.

9. Пунктом 2 статьи 3 техрегламента предусматривается обязанность продавца при реализации продукции предоставлять потребителю копию документа о соответствии продукции требованиям техрегламента. На практике при розничной реализации продукции исполнение данного требования будет представлять собой необходимость приложения сопроводительных документов к каждой проданной партии, в том числе единичной (допустим, 250 мл продукции), что представляется обременительно как для продавца, так и для покупателя. Предлагается дополнить данное требование оговоркой «по просьбе потребителя».

10. Пунктом 4 статьи 3 техрегламента устанавливается требование о заполнении паспорта качества и безопасности химической продукции на русском языке, а также на языке государства-члена Таможенного союза, на территории которого продукция будет находиться в обращении. Однако, в условиях, когда продукция реализуется оптовым способом, территория обращения продукции не может быть однозначно определена. Во избежание установления избыточных обязанностей для субъектов предпринимательской и иной деятельности техрегламентом должно быть установлено требование о заполнении паспорта качества и безопасности химической продукции исключительно на русском языке.

11. Таким образом, проект акта содержит положения, которые вводят избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствуют их введению.

12. В рамках оценки регулирующего воздействия были проведены публичные консультации с представителями предпринимательского сообщества. Соответствующие запросы были направлены в Торгово-промышленную палату Российской Федерации, Российский союз промышленников и предпринимателей, Общероссийскую общественную организацию малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ», Общероссийскую общественную организацию «Деловая Россия», Консультативный совет по иностранным инвестициям, Российско - Германскую внешнеторговую палату, а также органы государственной власти ряда субъектов Российской Федерации.

Справка о результатах публичных консультаций прилагается.
Приложение: на 4 л. в 1 экз.

Справка к док. от 11 ноября 2011 г. № 25079-ОФ/Д26
Справка о результатах проведения публичных консультаций
с представителями субъектов предпринимательской и иной деятельности,
а также органами государственной власти субъектов Российской Федерации
по проекту технического регламента Таможенного союза
«О безопасности смазочных материалов, масел и специальных жидкостей»

Согласно подпункту «в» пункта 11 Положения о порядке подготовки заключений об оценке регулирующего воздействия, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 31 августа 2010 г. № 398, Департаментом оценки регулирующего воздействия проведены публичные консультации с представителями субъектов предпринимательской и иной деятельности, а также органами государственной власти субъектов Российской Федерации по представленному техрегламенту.

Техрегламент и перечень вопросов по нему были размещены на официальном сайте Минэкономразвития России и направлены в Торгово-промышленную палату Российской Федерации, Российский союз промышленников и предпринимателей, Общероссийскую общественную организацию малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России», Общероссийскую общественную организацию «Деловая Россия», Консультативный совет по иностранным инвестициям, Российско - Германскую внешнеторговую палату, а также органы государственной власти ряда субъектов Российской Федерации.

Получены отзывы от Российского союза промышленников и предпринимателей, Министерства природных ресурсов Свердловской области, ООО «Газпромнефть – смазочные материалы», Кампания «ExxonMobil», и других.

В ходе публичных консультаций были представлены следующие позиции.

  1. Изготовитель не должен нести ответственность за отработанную продукцию и паспортизацию отходов (паспорт опасного отхода). В этой связи предлагается исключить из предметов регулирования отработанную продукцию, включив их в сферу регулирования отдельного технического регламента Таможенного союза.
    Замечание поддержано частично в части исключения из техрегламента требований к физико-химическим характеристикам отработанной продукции, наличии паспорта опасного отхода, а также требования о процентном выходе отработанной продукции к исходной продукции.
  2. Паспорт безопасности химической продукции, установленный в рамках техрегламента, должен быть тождественен аналогичному паспорту, предусмотренному техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности химической продукции».
    Замечание поддержано полностью и включено в заключение об оценке регулирующего воздействия техрегламента.
  3. Неясно определен круг объектов регулирования техрегламента. Требует уточнения термин «смазочные материалы», в том числе, в части возможности отнесения к нему твердых смазочных материалов (графит).
    Представляется неоднозначным к пониманию термин «специальные жидкости». В частности, остается неясным, включает ли данный термин также смазочно-охлаждающие жидкости, смазочно-охлаждающие технологические средства.
    Замечание включено в заключение об оценке регулирующего воздействия техрегламента в связи с отсутствием обоснования данного требования со стороны разработчика. В случае представления соответствующей аргументации замечание может быть снято.
  4. Представляется нецелесообразным установление в рамках техрегламента требования к значению температуры вспышки продукции менее 80 градусов по Цельсию. Установление указанное «порога» исключает из обращения ряда действующей продукции и представляется избыточным.
    Замечание включено в заключение об оценке регулирующего воздействия техрегламента в связи с отсутствием обоснования данного требования со стороны разработчика. В случае представления соответствующей аргументации замечание может быть снято.
  5. Из положений техрегламента подлежит исключению показатель «содержание селективных растворителей», установленный для всех категорий продукции, поскольку им характеризуются лишь базовые масла селективной очистки.
    Замечание включено в заключение об оценке регулирующего воздействия техрегламента в связи с отсутствием обоснования данного требования со стороны разработчика. В случае представления соответствующей аргументации замечание может быть снято.
  6. ГОСТЫ, приведенные в Перечне стандартов к данному техрегламенту, разработаны для государств-членов Таможенного союза (ряд из них устарели), что вызывает недопонимание и затруднения в их применении зарубежной компанией. В виду сложности восприятия их необходимо пересмотреть и согласовать с международными системами стандартизации, такими как ISO, SAE, GHS, REACH и прочими.
    Необходимость/нецелесообразность принятия указанной позиции не была аргументирована ни со стороны субъектов предпринимательской деятельности, ни со стороны разработчика техрегламента. Несмотря на то, что концептуально Минэкономразвития России поддерживается необходимость учета действующих международных требований в области технического регулирования, само несоответствие таким требованиям не должно являться основанием для пересмотра действующих на территории Таможенного союза требований технического регулирования. С учетом изложенного, указанная позиция субъектов предпринимательской деятельности не поддерживается.
  7. Установленный техрегламентом порядок проведения процедуры оценки (подтверждения) соответствия не конкретизирован в мере, достаточной для его однозначного понимания и исполнения.
    Замечание поддержано полностью и включено в заключение об оценке регулирующего воздействия техрегламента.
  8. Приложение 1 техрегламента содержит устаревшие или неприменяемые в международной практике показатели (термины «содержание механических примесей», а также «следы» в настоящий момент не применяются).

Данная позиция не поддерживается Минэкономразвития России по основаниям, изложенным в пункте 6 настоящей справки.

Источник - Министерство экономического развития Российской Федерации

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости