Все права защищены.
Настоящая публикация является результатом работы сотрудников Группы Всемирного банка.
Содержащиеся в ней выводы, толкования и заключения могут не отражать мнения исполнительных директоров Всемирного банка или представляемых ими правительств. Группа Всемирного банка не гарантирует точности данных, приведенных в настоящей публикации.
Права и разрешения
Материалы настоящей публикации защищены авторским правом. Копирование и/или передача по каналам связи данной публикации или ее частей без разрешения могут привести к нарушению применимого законодательства. Группа Всемирного банка заинтересована в распространении своих публикаций и, как правило, дает разрешение на публикацию выдержек из них без промедления.
Доклад “Ведение бизнеса – 2012” – девятый из серии ежегодных докладов, в которых исследуются нормы регулирования предпринимательской деятельности, способствующие ее развитию, а также нормы, затрудняющие развитие бизнеса. В докладе представлены количественные показатели, характеризующие нормы регулирования предпринимательской деятельности и степень защищенности прав собственности; эти показатели могут использоваться для сопоставления условий ведения бизнеса по 183 странам, от Афганистана до Зимбабве, и для анализа изменений этих условий с течением времени.
В докладе приводятся оценки норм регулирования, касающиеся 11 аспектов жизненного цикла предприятия, а именно: создание предприятия, оформление разрешений на строительство, подключение к системам электроснабжения, регистрация прав собственности, получение кредитов, защита инвесторов, налогообложение, ведение внешнеторговой деятельности, обеспечение исполнения контрактов, разрешение неплатежеспособности (ранее это называлось “ликвидация предприятия”), наем рабочей силы. В этом году при определении сводной оценки степени благоприятности условий для бизнеса данные о найме рабочей силы не учитывались.
В докладе “Ведение бизнеса – 2012” данные приводятся по состоянию на 1 июня 2011 года. Показатели используются для анализа экономических результатов и позволяют судить о том, какие реформы оказались эффективными, в каких областях и странах, и почему. Разделы, в которых исследуются эти вопросы по каждому из 11 тематических аспектов исследования “Ведение бизнеса”, а также данные о мировых тенденциях в этом году размещены на сайте http://www.doingbusiness.org.
В ходе проведения исследования “Ведение бизнеса – 2012” были внесены изменения в методику расчета показателей, связанных с оформлением разрешений на строительство, получение кредитов и налогообложение. Более подробная информация приведена в разделе “Пояснения к базе данных”.
Оглавление
V Предисловие
1 Основные положения
16 Об исследовании “Ведение бизнеса”: учет эффекта
Предисловие
Создание благоприятных условий для развития частного сектора – причем таким образом, чтобы выгодами от его развития могли пользоваться и беднейшие слои населения, – предполагает формирование соответствующих условий регулирования бизнеса, при которых новые энергичные предприниматели, независимо от половой принадлежности и национального происхождения, у которых имеются перспективные идеи, смогут открывать предприятия, фирмы смогут осуществлять инвестиции и развиваться, создавая дополнительные рабочие места. Доклад “Ведение бизнеса – 2012” – девятый из серии ежегодных докладов, в которых исследуются и сопоставляются нормы регулирования предпринимательской деятельности, способствующие ее развитию, а также нормы, затрудняющие развитие бизнеса. В докладе представлены количественные показатели, характеризующие нормы регулирования предпринимательской деятельности и степень защищенности имущественных прав по 183 странам, от Афганистана до Зимбабве. Данные приводятся по состоянию на июнь 2011 года.
В основе исследования “Ведение бизнеса” – идея о том, что для осуществления предпринимательской деятельности требуются эффективные правила – нормы, которые устанавливают и проясняют имущественные права, обеспечивают сокращение издержек, связанных с разрешением споров; нормы, обеспечивающие предсказуемость хозяйственных сделок и доверие партнеров, защиту от злоупотреблений. Цель исследования – обеспечение принятия правил, которые действуют эффективно, информация о которых доступна для всех и которые просты в применении. По некоторым направлениям регулирования в исследовании “Ведение бизнеса” более высокие оценки присваиваются тем странам, в которых обеспечивается более надежная защита прав инвесторов, в частности, за счет более строгих требований в отношении предоставления информации о сделках со связанными сторонами.
В исследовании “Ведение бизнеса” условия регулирования рассматриваются с точки зрения отечественных предприятий, прежде всего малых, проводится анализ этих условий на протяжении всего жизненного цикла предприятия. В докладе за истекший годичный период сводные оценки странам присвоены по 10 областям регулирования: учреждение предприятия, оформление разрешений на строительство, подключение к системам энергоснабжения, регистрация собственности, привлечение кредитов, защита инвесторов, уплата налогов, процедуры внешнеторговой деятельности, обеспечение исполнения договоров, решение проблем неплатежеспособности предприятий (ранее это называлось “ликвидация предприятия”). Кроме того, приведены данные о нормах регулирования найма рабочей силы.
Исследование “Ведение бизнеса” не является всеобъемлющим. Оно не претендует на учет и анализ всех выгод и издержек, связанных с тем или иным законодательным или нормативным правовым актом, для общества в целом. Оно не учитывает все аспекты условий предпринимательской деятельности, которые имеют значение для фирм и инвесторов или влияют на уровень конкурентоспособности экономики той или иной страны. Цель исследования состоит лишь в том, чтобы предоставить ведущим представителям бизнеса и представителям директивных органов базу фактических данных для выработки мер политики и общедоступные данные для исследований влияния систем регулирования бизнеса на такие экономические результаты, как производительность, инвестиции, сокращение бюрократизма, коррупция, безработица, бедность.
Система показателей, используемая при проведении исследования “Ведение бизнеса”, позволяет регистрировать изменения в условиях регулирования бизнеса в различных странах мира; за период с 2004 года было зарегистрировано более 1750 позитивных изменений. В условиях мирового финансово-экономического кризиса руководители многих стран мира продолжают реформировать системы регулирования предпринимательской деятельности на уровне предприятий, и по некоторым направлениям темпы реформирования даже повысились.
В связи с этой непрерывной деятельностью необходимо ответить на ряд вопросов. Какие изменения произошли в сфере регулирования бизнеса в разных странах мира – и какое влияние оказали эти изменения на фирмы и экономику различных стран? Теперь, когда имеются данные за более продолжительный период, в докладе вводится новый критерий, позволяющий судить о том, насколько изменились условия регулирования бизнеса в абсолютном выражении в каждой из стран за 6 лет с 2005 года, когда был опубликован доклад “Ведение бизнеса – 2006”. “Удаленность от “передового рубежа” – показатель оценки масштабов изменений норм регулирования бизнеса в стране – дополняет сводный рейтинг страны по степени благоприятности условий для бизнеса, который является сопоставительной оценкой результатов каждой из стран по используемым показателям по сравнению со всеми остальными странами, включенными в выборку исследования “Ведение бизнеса” (более подробно см. раздел о степени благоприятности условий для бизнеса и о показателе “удаленность от “передового рубежа”).
Еще предстоит выполнить ряд исследований, направленных на то, чтобы определить, какие нормы регулирования сдерживают развитие предпринимательской деятельности, какие реформы наиболее эффективны и каким образом эти вопросы связаны с особенностями той или иной страны. В целях стимулирования новых исследований по этим вопросам в рамках проекта “Ведение бизнеса” осенью 2012 года планируется провести конференцию, которая позволит нам глубоко проанализировать взаимосвязи между реформами систем регулирования предпринимательской деятельности и результатами для экономики стран в целом.
Проведение исследования “Ведение бизнеса” было бы невозможным без квалифицированного и масштабного участия целой сетевой структуры, охватывающей более 9 тысяч специалистов многих стран – юристов, консультантов по вопросам предпринимательской деятельности, бухгалтеров, экспедиторов, представителей государственных органов и других специалистов, осуществляющих меры и предоставляющих консультации по соблюдению требований законодательных и нормативных правовых актов в 183 странах, участвующих в исследовании. Группа по проведению исследования “Ведение бизнеса” выражает особую благодарность авторам материалов из многих стран: фирмам “Аллен энд Овери”, “Бейкер энд Маккензи”, “Клири, Готлиб, Стеен энд Гамильтон”, “Эрнст энд Янг”; Альянсу юридических фирм по законодательству о труде, занятости, льготам и пенсиям “Ius Laboris”, фирме “КПМГ”, Юридическому обществу Англии и Уэльса, Ассоциации независимых юридических фирм “Lex Mundi”, фирмам “Панальпина”, “ПрайсуотерхаусКуперс”, “Рапосо Бернардо э Ассосиадос”, “Расселл Бедфорд Интернэшнл”, “Эс-ди-ви Интернэшнл лоджистикс”, “Тобок инк.”.
Также в течение истекшего годичного периода нам предоставляли консультации и материалы представители государственных органов многих стран мира. Выражаем особую благодарность правительствам Республики Корея, бывшей югославской Республики Македония, Мексики и Великобритании за предоставление материалов и замечаний по информационным очеркам. Кроме того, выражаем благодарность правительствам более 60 стран, предоставившим подробную информацию о реформах систем регулирования бизнеса за 2010–2011 годы.
Настоящая публикация является результатом работы сотрудников Группы Всемирного банка. Благодарим коллег из региональных департаментов и сетевых организаций Группы Всемирного банка за участие в подготовке настоящего доклада.
Джанамитра Деван
Вице-президент и руководитель сетевой организации
по финансам и вопросам развития частного сектора
Группы Всемирного банка
Основные положения
За истекший год рекордное число правительств стран Африки к югу от Сахары внесли изменения в режимы регулирования экономики в целях облегчения условий для создания и работы отечественных фирм. Всего лишь 8 лет назад страны региона уделяли мало внимания вопросам совершенствования регуляторной системы для ведения бизнеса, а в период с июня 2010 года по май 2011 года правительства 36 из 46 стран региона осуществили реформы с целью создания более благоприятных условий для предпринимательской деятельности. Это составляет 78% стран региона; в предыдущие 6 лет доля таких стран составляла в среднем 56% (рисунок 1.1).
РИСУНОК 1.1 В 2010–2011 годах во многих странах Африки к югу от Сахары были осуществлены реформы с целью упрощения ведения бизнеса
Во всем мире по-прежнему наиболее распространенными являются реформы, направленные на упрощение процедур учреждения предприятия, регистрации прав собственности, оформления разрешений на строительство. Но все большее число стран при проведении реформ начинают уделять внимание укреплению правовых институтов, в частности судебных органов и процедур несостоятельности, а также усилению защиты инвесторов и прав собственности. Эта перемена особенно заметна в странах с низким уровнем дохода и в нижней части перечня стран со средним уровнем дохода; в странах указанных категорий 43% всех реформ, учитываемых в исследовании “Ведение бизнеса”, которые проводились в 2010–2011 годах, были связаны с процедурами получения кредитов, защиты инвесторов, обеспечения исполнения договоров, банкротства предприятий (рисунок 1.2).
РИСУНОК 1.2 В 2010–2011 годах в странах мира больше внимания уделялось укреплению судебно-правовой сферы и защите прав собственности
В целом в 2010–2011 годах правительства 125 стран осуществили 245 регуляторных и институциональных реформ, которые учитываются исследованием “Ведение бизнеса”; это на 13% больше, чем в предыдущем году (вставка 1.1). Ускорение регуляторной реформы – позитивный фактор для предпринимателей развивающихся стран. Учреждение предприятия сопряжено с риском при любых обстоятельствах. Для представителей беднейших слоев населения открытие своего дела или устройство на работу – важнейший шаг на пути преодоления бедности1. В большинстве регионов мира малые и средние предприятия зачастую являются основными источниками рабочих мест2. В то же время предприниматели в развивающихся странах по-прежнему сталкиваются с более существенными трудностями, чем их коллеги в странах с высоким уровнем дохода. Речь идет, в частности, о таких трудностях, как поиск квалифицированных работников и деятельность в условиях отсутствия необходимой инфраструктуры. Эти проблемы усугубляются излишне обременительными правилами и неэффективными институтами, которые препятствуют созданию и развитию предприятий.
С использованием относительных показателей по 183 странам в докладе “Ведение бизнеса” исследуются и учитываются изменения в регуляторных нормах в отношении отечественных предприятий по 11 направлениям на протяжении жизненного цикла предприятий (вставка 1.2). Одной из основополагающих предпосылок авторов исследования “Ведение бизнеса” является то, что для предпринимательской деятельности требуются ясные и четкие нормы регулирования и информация о них должна быть открыта для всех. Правила должны быть эффективными, они должны обеспечивать защиту ряда важнейших аспектов деловой среды, при этом не допускать перекосов, которые чреваты необоснованными издержками для предприятий. В условиях, когда система регулирования бизнеса слишком обременительна, а конкуренция ограничена, успех в большей степени зависит от наличия нужных связей, а не от реальных возможностей и способностей. Однако если соблюдение правил не связано с особыми трудностями, если информация о них доступна всем заинтересованными лицам, то любой толковый человек, имеющий хорошую идею, должен быть в состоянии учредить предприятие в формальном секторе экономики и развивать его.
Регионально, в развивающихся странах условия для предпринимательской деятельности менее благоприятны, чем в странах – членах ОЭСР с высоким уровнем дохода. Это означает более высокий уровень издержек и большее количество бюрократических процедур, связанных с созданием предприятия, оформлением разрешений на строительство, регистрацией собственности, ведением международной торговли, уплатой налогов. В исследовании этого года учитывается еще один показатель – процедуры подключения предприятия к системе электроснабжения; в странах Африки к югу от Сахары подключение к системе электроснабжения обходится дороже, чем в любом другом регионе мира: плата составляет более 5400% от суммы среднего дохода на душу населения (средний показатель по странам – членам ОЭСР с высоким уровнем дохода – 93% от суммы дохода на душу населения). Во многих странах Восточной Европы и Центральной Азии подключение предприятий к системе электроснабжения связано с более сложными формальными процедурами, чем в других регионах мира. Причем дело не только в наличии сложных формальных требований и бюрократических процедур. Менее благоприятные условия для предпринимательской деятельности – это и более низкая эффективность механизмов юридической защиты прав миноритарных акционеров, законов о залоговом обеспечении, а также таких институтов, как судебная система, бюро кредитной информации, залоговый реестр.
В общемировом масштабе более эффективные процедуры регулирования зачастую действуют там, где созданы действенные правовые институты и механизмы защиты прав собственности. Существует взаимосвязь между действенностью правовых институтов и механизмов защиты прав собственности в стране, согласно результатам, которые учитываются с использованием ряда комплексов показателей исследования “Ведение бизнеса” (получение кредитов, защита инвесторов, обеспечение исполнения контрактов, разрешение неплатежеспособности), и сложностью и стоимостью процедур регулирования, которые учитываются с помощью других показателей (процедуры учреждения предприятия, оформления разрешений на строительство, подключения к системам электроснабжения, регистрации собственности, налогообложения, ведения международной торговли). Страны – члены ОЭСР с высоким уровнем дохода намного опережают страны всех других категорий по степени благоприятности условий для предпринимательской деятельности согласно обоим комплексам показателей (рисунок 1.3).
В нижней части рейтинга находятся страны Африки к югу от Сахары и страны Южной Азии; для этих стран, по данным исследования “Ведение бизнеса”, чаще всего характерны менее действенные правовые механизмы и более сложные процедуры регулирования.
ВСТАВКА 1.1 Основные выводы, изложенные в докладе этого года |
---|
|
РИСУНОК 1.3 Более действенные правовые институты и механизмы защиты прав собственности ассоциируются с более эффективными процедурами регулирования
ВСТАВКА 1.2 Измерение регулятивной нагрузки на протяжении жизненного цикла местного предприятия |
---|
В этом году итоговый рейтинг стран по степени благоприятности условий для ведения бизнеса рассчитывался по комплексу показателей, обеспечивающих учет и сопоставление правил и норм регулирования, касающихся 10 тематических направлений на различных этапах жизненного цикла предприятия; это такие вопросы, как: учреждение предприятия, получение разрешений на строительство, подключение к системе электроснабжения, регистрация собственности, получение кредитов, защита инвесторов, налогообложение, международная торговля, обеспечение исполнения контрактов и разрешение неплатежеспособности. Кроме того, в исследовании “Ведение бизнеса” рассматриваются нормы, регулирующие вопросы найма работников, но результаты анализа этих показателей не учитывались при определении совокупного рейтинга в нынешнем году. В исследовании “Ведение бизнеса” используются два вида данных и показателей. Один комплекс показателей фокусируется на степени защищенности прав собственности и защите прав инвесторов на основе анализа типичных примеров решения проблемных вопросов в соответствии с действующими законами и правилами. При этом более высокие оценки присваиваются странам, в которых действуют более эффективные нормы защиты прав собственности и инвесторов, в частности более строгие требования к раскрытию информации о сделках между заинтересованными сторонами. Второй комплекс показателей учитывает стоимость и эффективность процедур регулирования, в том числе процедур учреждения предприятия, регистрации собственности и оформления разрешений на строительство. На основе анализа необходимых действий и издержек с точки зрения предприятия эти показатели учитывают количество процедур, затраты времени и денежных средств, связанные с осуществлением той или иной операции в соответствии со всеми действующими правилами. При этом процедурой считается любой контакт предприятия со сторонними субъектами, такими как государственные органы. Денежные издержки рассчитываются по официальным справочникам с указанием соответствующих сборов и платежей. Для получения более подробной информации о методологии исследования “Ведение бизнеса” смотрите раздел “Пояснения к базе данных” и главу “Об исследовании “Ведение бизнеса”: учет эффекта”. |
Некоторые регионы “выбиваются” из общей тенденции. Один из них – регион Ближнего Востока и Северной Африки, где в последние 6 лет реформы направлены главным образом на упрощение систем регулирования предпринимательской деятельности. В настоящее время в некоторых странах региона наличие относительно слабых правовых институтов сочетается с довольно эффективными системами регулирования предпринимательской деятельности. В странах Восточной Европы и Центральной Азии, наоборот, правовые институты в среднем несколько более развиты, а регуляторные процедуры менее эффективны.
В этом регионе реформы в последние 6 лет направлены на укрепление правовых институтов и защиту прав собственности в большей степени, чем в странах Ближнего Востока и Северной Африки3.
Руководители стран по всему миру признают, что предприниматели играют важную роль в создании экономических возможностей для себя и для других, и нередко принимают меры в целях создания более благоприятного инвестиционного климата и содействия росту производительности. Инвестиции в развитие инфраструктуры – портов, шоссейных дорог, систем связи – считаются важнейшим фактором развития частного сектора. В условиях все более сложной системы мировой экономики первостепенное значение имеют инвестиции в развитие образования и профессионального обучения. Такие инвестиции, как правило, не сразу дают отдачу. Но страны, которым удалось перейти из категории развивающихся в категорию стран с высоким уровнем дохода, как правило, добились этого благодаря повышению квалификации и расширению возможностей своих трудовых ресурсов. Самое главное, что руководители могут сделать для содействия развитию предпринимательской деятельности, – это сформировать условия регулирования, способствующие созданию и расширению предприятий. Условия, которые способствуют, а не препятствуют развитию конкуренции4.
ВОЗМОЖНОСТИ РАСШИРЕНИЯ ДОСТУПА К ИНФОРМАЦИИ В СФЕРЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ БИЗНЕСА
Институты играют важнейшую роль в развитии частного сектора. Суды, реестры, налоговые агентства, бюро кредитной информации – первостепенные факторы функционирования рынков. Эффективность и прозрачность этих институтов имеют большое значение для бизнеса. В целях совершенствования эффективности процедур и институтов правительства многих стран мира – независимо от уровня национального дохода – все более активно используют современные технологии. Более 100 из 183 стран, участвующих в исследовании “Ведение бизнеса”, используют электронные системы для оказания различных услуг – от регистрации предприятий до таможенного оформления грузов и подачи заявлений в суд5. Это позволяет экономить время и денежные средства и предпринимателям, и государственным органам. Кроме того, появляются новые возможности для повышения прозрачности системы, а также расширения доступа к информации и обеспечения соблюдения действующих норм. Но не все страны пользуются возможностями по повышению открытости, которые предоставляют новые технологии. В ряде случаев налогово-бюджетные ограничения и приоритеты сдерживали быстрое внедрение новейших технологий в целях совершенствования качества государственных услуг.
В этом году в рамках исследования “Ведение бизнеса” были рассмотрены возможности получения информации, которая необходима для соблюдения действующих правил и процедур предпринимателями; речь идет, например, о требованиях в отношении оформления документов для ведения торговли или о прейскурантах сборов при учреждении фирмы, оформлении разрешений на строительство, подключении к системам энергоснабжения. Так как в некоторых странах отсутствует полномасштабная информационно-технологическая инфраструктура, в рамках исследования также были рассмотрены действия стран, направленные на обеспечение доступа к информации с помощью других средств, в частности размещения прейскурантов в соответствующих государственных органах или опубликования их в открытой печати.
Результаты поразительны. В большинстве стран Африки к югу от Сахары, Ближнего Востока и Северной Африки для получения этой информации необходимо явиться на прием к чиновнику. Во всех странах – членах ОЭСР с высоким уровнем дохода необходимые требования в отношении оформления документов размещены в Интернете, их можно получить в соответствующем ведомстве или они публикуются в открытой печати (рисунок 1.4). В регионе Ближнего Востока и Северной Африки такая система действует только примерно в 30% стран, а в регионе Африки к югу от Сахары – менее чем в половине стран. Требования в отношении оформления документов для получения разрешений на строительство размещаются в Интернете или публикуются в открытой печати примерно лишь в 40% стран этих двух регионов.
РИСУНОК 1.4 Документация для оформления разрешений на строительство и проведение внешнеторговых операций наиболее доступна в странах – членах ОЭСР с высоким уровнем дохода
Доступность прейскурантов, как правило, означает меньшие суммы сборов. В странах, где прейскуранты легко доступны, затраты на учреждение предприятия в среднем составляют 18% от дохода на душу населения; в тех странах, где прейскуранты менее доступны, эти расходы в среднем составляют 66% от суммы дохода на душу населения (рисунок 1.5).
РИСУНОК 1.5 Доступность прейскурантов, как правило, соответствует меньшим суммам сборов
КАКОВЫ ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МИРЕ В 2010–2011 ГОДАХ? |
---|
В странах Африки к югу от Сахары в 2010–2011 годах меры по созданию более благоприятных для местных предприятий условий предусматривали пересмотр всего комплекса согласованных норм торгового права региона. Правовая реформа, которую проводила Организация по гармонизации коммерческого права в Африке (ОХАДА), осуществлялась на условиях консенсуса всех 16 государств – членов этой организации1. На первом этапе реформы были упрощены процедуры учреждения предприятий и усилены законы об обеспеченных сделках. В целом в странах Африки к югу от Сахары отмечается расширение спектра реформ. 13 стран осуществили реформы, упрощающие условия ведения бизнеса по трем и более показателям, учитываемым в исследовании “Ведение бизнеса”, – от создания до ликвидации предприятия. К их числу относятся и страны, преодолевающие последствия вооруженных конфликтов – Бурунди, Либерия, Сьерра-Леоне. В ЮАР принят новый закон о компаниях, который упростил порядок учреждения предприятий и ввел новую процедуру реорганизации предприятий, призванную содействовать оздоровлению компаний, находящихся в тяжелом финансовом положении. В условиях мирового финансово-экономического кризиса во многих странах Европы и странах – членах ОЭСР с высоким уровнем дохода, а также в других регионах продолжалась работа в сфере совершенствования систем по разрешению неплатежеспособности2. 29 стран мира усовершенствовали процедуры разрешения неплатежеспособности в 2010–2011 годах, что является лучшим показателем по сравнению с предыдущими годами. Это такие страны, как Австрия, Дания, Италия, Польша, Словения, Франция, Швейцария, а также Болгария, Латвия, Литва, бывшая югославская Республика Македония, Молдова, Румыния, Сербия, Украина и Черногория. В Исландии были введены более жесткие требования в отношении одобрения сделок между заинтересованными сторонами. В Греции, Португалии и Испании были упрощены процедуры создания предприятий. В других регионах темпы регуляторных реформ были неодинаковы. В регионе Ближнего Востока и Северной Африки 61% стран реализовали регуляторные изменения, благодаря чему были созданы более благоприятные условия для ведения бизнеса. В Латинской Америке и Карибском бассейне три страны с наиболее благоприятными условиями регулирования предпринимательской деятельности – Чили, Перу и Колумбия – сделали эти условия еще более благоприятными; каждая из этих стран реализовала регуляторные реформы по трем направлениям, которые учитываются в исследовании “Ведение бизнеса”, однако в Эквадоре и в большинстве стран Карибского бассейна подобные реформы вообще не проводились3. Среди стран Восточной Азии и Тихоокеанского региона лидирующие позиции занимает Малайзия, которая внедрила систему элетронной подачи заявления в судебные органы, учредила в Куала-Лумпуре специализированные суды по гражданским и торговым делам, а также ввела систему “единого окна”, которая объединила процедуры регистрации компаний, их регистрации в налоговых органах, в фондах социального обеспечения и занятости, прохождение которых необходимо для создания предприятия. В ряде малых островных государств – на Соломоновых Островах, в Тонга и Вануату – были проведены регуляторные реформы в трех или более сферах, нередко в рамках программ донорской помощи. В странах Южной Азии в истекшем году темпы регуляторных реформ оставались стабильными. Наиболее активно реформы осуществлялись в Шри-Ланке и Бутане. В Шри-Ланке были введены изменения в систему налогообложения, ужесточены требования в отношении раскрытия информации о сделках, которые могут привести к конфликту интересов. В Бутане был учрежден государственный кредитный реестр и упрощена процедура создания предприятий. 1 Организация по гармонизации коммерческого права в Африке (ОХАДА) разработала систему единых законов и институтов для регулирования предпринимательской деятельности; эта система введена в действие на основе договоров, подписанных 16 государствами западной и центральной Африки. Организация основана 14 государствами-учредителями 17 октября 1993 года на конференции в Порт-Луи (Маврикий). 2 По сведениям Международного валютного фонда (IMF 2009), в условиях финансового кризиса многие предприятия и домохозяйства оказались не в состоянии выполнить свои обязательства, многие фирмы разорились. 3 В 2010–2011 годах в таких странах, как Антигуа и Барбуда, Багамские Острова, Гаити, Гренада, Доминика, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Люсия, Суринам, Тринидад и Тобаго и Ямайка, реформы по созданию более благоприятных условий для ведения бизнеса не проводились. |
Помимо информации, которая необходима предприятиям для соблюдения действующих норм, наличие и эффективность таких институтов, как судебные органы, также позволяют судить о степени прозрачности рынка. Эффективные и объективные судебные органы необходимы для формирования доверия у предприятий, что позволит им развивать новые связи и расширять рынки, а также – у инвесторов, чтобы осуществлять инвестиции. Но речь идет не только о роли судебных органов в обеспечении исполнения договорных обязательств. По данным исследования “Ведение бизнеса”, в большинстве (почти 75%) стран выборки, включающей 151 страну, действуют законы, обязывающие судебные органы объявлять о начале процедур банкротства.