Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Методические материалы по формированию системы мониторинга реализации программ инновационного развития акционерных обществ с государственным участием, государственных корпораций и федеральных государственных унитарных предприятий

Файлы

Минэкономразвития России

30 декабря 2011 г.

1. Общие положения

Настоящие методические материалы разработаны в соответствии с решением Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям от 3 августа 2010 г., протокол №4, предусматривающим осуществление мониторинга реализации программ инновационного развития (далее — программа) акционерных обществ с государственным участием, государственных корпораций и федеральных государственных унитарных предприятий (далее — компании). Методические материалы содержат положения по системе мониторинга реализации программ федеральными органами исполнительной власти в части принципов ее формирования и организации, системы показателей, состава, структуры и содержания представляемых компаниями отчетных материалов, порядка проведения мониторинга.

Целью мониторинга является содействие обеспечению реализации программ инновационного развития компаний в полном объеме и в установленные сроки, а также анализ влияния программ на формирование конкурентоспособной национальной инновационной системы.

Формирование системы мониторинга направлено на решение следующих задач:

- Оценка результативности реализации программы.
- Своевременное выявление проблем в реализации программы, заблаговременное предупреждение о намечающихся отклонениях от планов, представленных в программе.
- Разработка государственной политики, направленной на повышение конкурентоспособности национальной инновационной системы.

Предметом мониторинга являются:

  1. Оценка соответствия значений ключевых показателей эффективности (далее — КПЭ), достигнутых за отчетный период, значениям КПЭ, запланированным в программе.
  2. Определение степени выполнения мероприятий, предусмотренных программой инновационного развития. Оценка результативности программных мероприятий.
  3. Оценка соответствия объемов средств, фактически направленных компанией на реализацию программы, в том числе на выполнение научных исследований и разработок, в отчетном периоде, заявленным в программе планам финансирования.
  4. Выявление причин отклонений результатов, достигнутых в рамках реализации программы, от заявленных в программе планов.
  5. Определение степени влияния результатов реализации программ инновационного развития на достижение целей Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года.

При формировании системы мониторинга учитываются положения следующих поручений и актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, а также документов федеральных органов исполнительной власти:

- Поручения Президента Российской Федерации: № Пр–22 от 4 января 2010 г., № Пр–307 от 07 февраля 2011 г., № Пр–469 от 24 февраля 2011 г., № Пр–1215 от 4 мая 2011 г., № Пр–3291 от 3 ноября 2011 г.
- Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р «Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года»).
- Протокол заседания Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям от 3 августа 2010 г. № 4.
- Методические материалы по разработке программ инновационного развития акционерных обществ с государственным участием, государственных корпораций и федеральных государственных унитарных предприятий (утверждены распоряжением Минэкономразвития России от 31 января 2011 г. №3Р–ОФ).
- Методические материалы по разработке паспортов программ инновационного развития акционерных обществ с государственным участием, государственных корпораций и федеральных государственных унитарных предприятий (одобрены решением Рабочей группы по развитию частно-государственного партнерства в инновационной сфере при Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям от 15 ноября 2011 г., протокол №43–АК).
- Письмо заместителя Министра образования и науки РФ руководителям компаний, реализующих программы инновационного развития от 2 ноября 2011 г. № АП1194–13 «О мониторинге».
- другие документы Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям (далее — Правительственная комиссия) и её Рабочей группы по развитию частно-государственного партнерства в инновационной сфере (далее — Рабочая группа), касающиеся разработки и реализации программ.

2. Принципы формирования системы мониторинга

Выстраивание системы мониторинга осуществляется исходя из следующих основных принципов:

- Системный подход, предусматривающий увязывание процессов мониторинга реализации программы, выработки управленческих решений в сфере инновационного развития, формирования системы мотивации сотрудников компании, участвующих в реализации программы, актуализации программ инновационного развития.
- Полнота и достоверность собираемой информации, достаточные для принятия обоснованных и своевременных управленческих решений по результатам мониторинга. Состав и объем данных (в том числе степень детализации информации), получаемых в рамках мониторинга, должны отвечать требованиям основных заинтересованных сторон.
- Сопоставимость результатов мониторинга реализации программ инновационного развития компаний, относящихся к одной и той же отрасли экономики.
- Регулярность мониторинга. Должны быть предусмотрены различные режимы предоставления сведений (подробный мониторинг — с ежегодной периодичностью; ввод компанией данных по ряду показателей в специализированную информационную систему1 — в ежеквартальном и ежегодном режимах).
- Встраивание в систему стратегического и инвестиционного планирования компании. Результаты мониторинга целесообразно учитывать при подготовке и актуализации стратегических, финансовых, инвестиционных и других планов компании.
- Обеспечение конфиденциальности информации, содержащейся в программе и отчетных материалах компании. Доступ к информации, представляемой компаниями в рамках мониторинга, осуществляется на условиях неразглашения в соответствии с действующим законодательством.

3. Организация мониторинга

Мониторинг реализации программ инновационного развития осуществляет Правительственная комиссия в лице Рабочей группы, федеральные органы исполнительной власти, закрепленные решением Правительственной комиссии за каждой из компаний, входящих в Перечень, с учетом отраслевой принадлежности компаний (далее — отраслевые ведомства), Минэкономразвития России, Минобрнауки России.

Организационное и методическое обеспечение деятельности Рабочей группы осуществляет Министерство экономического развития Российской Федерации.

Федеральные органы исполнительной власти принимают участие в мониторинге по следующим направлениям:

- Отраслевое ведомство — оценивает результаты реализации программы: 1) в контексте государственной научно-технической и инновационной политики, а также государственной политики, реализуемой отраслевым ведомством; 2) на предмет достижения запланированных значений КПЭ; 3) с точки зрения соответствия актуальным направлениям социально-экономического и научно-технологического развития отраслей экономики, в которых работает компания; 4) с учетом специфики соответствующей отрасли экономики. В отношении ГК «Росатом» функции отраслевого ведомства осуществляет Минэкономразвития России.

- Минобрнауки России — оценивает результаты реализации программы на предмет достижения запланированных значений КПЭ и выполнения мероприятий программы в части взаимодействия компании с высшими учебными заведениями и научными организациями.
- Минэкономразвития России — осуществляет общую координацию процесса мониторинга реализации программ, готовит материалы для рассмотрения на заседании Рабочей группы.

4. Система показателей мониторинга

Для осуществления мониторинга реализации программы формируется система показателей, включающая:

  1. Ключевые показатели эффективности. В систему показателей мониторинга входят все КПЭ, установленные в программе. Фактические значения данных показателей учитываются при оценке результативности реализации программы в отчетном году.
  2. Показатели, единые для всех компаний. Они предназначены для оценки результативности программ инновационного развития как инструмента государственной научно-технической и инновационной политики. Представленные компаниями данные по значениям этих показателей используются в агрегированном виде при определении степени влияния реализации программ инновационного развития на достижение целей Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, и не учитываются при оценке результативности реализации программ отдельных компаний в рамках мониторинга2.

Состав показателей, единых для всех компаний, приведен в приложении 1. Указания по расчету показателей, приведенных в приложении 1, представлены в приложении 3.

5. Структура и содержание отчетных материалов

Настоящими методическими материалами устанавливаются единые для всех компаний перечень отчетных материалов и сроки их предоставления в федеральные органы исполнительной власти.

Отчетные материалы предоставляются с периодичностью один раз в год. В состав отчетных материалов входят:

  1. Ежегодный отчет о реализации программы.
  2. Форма мониторинга реализации программы.
  3. Отчет о выполнении среднесрочного плана за прошедший период.
  4. Перечень дочерних и зависимых обществ компании, участвующих в реализации программы.
  5. Паспорт программы3.

Рекомендации по структуре и содержанию отчетных материалов даны ниже.

Ежегодный отчет о реализации программы инновационного развития содержит: 1) данные (выраженные как в качественной, так и в количественной форме), в полном объеме характеризующие ход реализации программы в отчетном году; 2) аналитическую часть, в которой: а) рассматриваются факторы, оказавшие существенное влияние на выполнение программных мероприятий и достижение текущих значений КПЭ; б) выделяются основные проблемы, барьеры и ограничения при реализации программы; в) определяются имеющиеся благоприятные для компании возможности в сфере науки, технологий и инноваций; г) вырабатываются рекомендации по улучшению реализации программы.>/p>

В структуре ежегодного отчета выделяются введение, основная часть и заключение.

В приложении к ежегодному отчету содержатся:

1) методика расчета КПЭ (форма представлена в приложении 8);
2) заполненная форма ежегодного мониторинга реализации программы (приложение 2);
3) отчет о выполнении среднесрочного плана реализации программы за прошедший период (приложение 5);
4) перечень дочерних и зависимых обществ компании, участвующих в реализации программы (приложение 6);
5) актуализированный паспорт программы ;

По усмотрению компании в приложении к ежегодному отчету могут быть представлены дополнительные материалы, характеризующие ход реализации программы. К ежегодному отчету также прилагается краткая пояснительная записка, отражающая его основные положения.

Во введении к ежегодному отчету рекомендуется охарактеризовать основные особенности отчетного этапа реализации программы, в том числе: ключевые задачи, которые решались в отчетном году, основные проблемы и важнейшие достижения в текущем периоде, ближайшие перспективы.

Основную часть отчета составляют следующие разделы:

Раздел 1. Финансирование программных мероприятий.

Раздел 2. Ключевые показатели эффективности.

Раздел 3. Выполнение основных мероприятий программы.

Раздел 4. Предложения по развитию государственного регулирования (по усмотрению компании).

В соответствующих разделах ежегодного отчета рекомендуется:

  1. По мероприятиям, реализация которых запланирована в программе в отчетном году, представить оценки степени их важности для достижения запланированных значений КПЭ.
  2. Выделить подразделения, дочерние и зависимые общества компании, являющиеся лидерами в выполнении важнейших мероприятий программы.
  3. При наличии отклонений от планов реализации мероприятий, заложенных в программе, привести временные оценки отставания / опережения от графика (насколько позже / раньше запланированного срока данное мероприятие будет завершено), а также охарактеризовать влияние этого отклонения на выполнение других мероприятий и достижение запланированных значений КПЭ.
  4. В случае если запланированные значения КПЭ не достигаются / какие-либо запланированные мероприятия не выполнены или выполнены не в полном объеме, определить причины отклонений, представить соответствующие разъяснения и предложения по устранению отклонений.

Рекомендации по содержанию отдельных разделов ежегодного отчета представлены ниже.

Раздел 1 ежегодного отчета содержит сведения о финансировании мероприятий программы в отчетном году.

Рекомендуется представить: описание основных организационных механизмов и корпоративных практик финансирования реализации программы; описание основных проблем и рисков в области финансирования, с которыми пришлось столкнуться в отчетном году; оценку устойчивости финансирования реализации программы.

Также характеризуется структура источников финансирования реализации программы и ее динамика. Рекомендуется отдельно охарактеризовать практику использования компанией инструментов прямой господдержки развития науки, технологий и инноваций (средства ФЦП, институтов развития и др.), механизмов венчурного инвестирования, банковского кредитования.

В данном разделе также даются разъяснения, в каком объеме положения программы отражены в инвестиционной программе компании, плане по ее реализации, а также других документах компании, определяющих ее финансовую и инвестиционную политику.

По усмотрению компании в данном разделе могут быть обозначены подходы к финансовому планированию реализации программы, применяемые в компании, и их развитие в отчетном году.

Раздел 2 ежегодного отчета содержит оценку соответствия промежуточных результатов реализации программы значениям КПЭ, запланированным в программе. В данном разделе: приводятся текущие значения КПЭ; дается оценка соответствия текущих и запланированных значений (рекомендуемая форма представления информации представлена в приложении 7); производится анализ факторов, оказывающих определяющее влияние на формирование текущих значений показателей и их отклонений от запланированных значений.

При этом для целей мониторинга рекомендуется отдельно отметить, какие из показателей, установленных в программе, являются наиболее значимыми с точки зрения достижения ее основных целей (не более 5–7 показателей).

В данном разделе также могут быть приведены предложения по изменению состава и/или запланированных значений КПЭ, предусмотренных в программе. Наряду с предложениями по изменению состава и/или запланированных значений КПЭ, приводится их комплексное обоснование с учетом соответствующих факторов. Рекомендуется представить оценку влияния предлагаемых изменений состава и/или запланированных значений КПЭ на итоговую результативность реализации программы (достижение запланированных значений наиболее значимых КПЭ, выполнение ключевых мероприятий программы, выход на заданный технологический уровень производства, выход на установленные позиции в научно-технологической сфере по сравнению с основными зарубежными конкурентами и др.). В случае если по оценкам компании предлагаемые изменения состава и/или запланированных значений КПЭ должны привести к существенному снижению итоговой результативности реализации программы, рекомендуется по возможности разработать и представить комплекс компенсационных мер.

В случае если в ежегодном отчете о реализации программы компанией представлены предложения по изменению состава и/или запланированных значений КПЭ, предусмотренных в программе, вместе с ежегодным отчетом компания представляет проект программы, содержащий предлагаемые изменения.

В приложении к отчету также приводится методика расчета КПЭ (форма представлена в приложении 8).

В данном разделе также приводятся значения показателей, единых для всех компаний. Состав показателей приведен в приложении 1. Указания по расчету показателей, приведенных в приложении 1, представлены в приложении 3. Значения показателей представляются за отчетный год и за год, предшествующий отчетному.

Раздел 3 ежегодного отчета содержит данные о выполнении основных мероприятий, предусмотренных в программе, а также в среднесрочном плане ее реализации в отчетном году, включая конкретные результаты (вехи), достигнутые в ходе реализации основных мероприятий (или их этапов). Рекомендуется привести характеристику влияния выполнения этих мероприятий на достижение текущих значений КПЭ (прежде всего, наиболее значимых). Кроме этого, может быть: приведено описание новых стратегических инициатив, запущенных компанией в отчетном году; дана оценка их влияния на содержание программы и ход ее реализации.

В разделе приводится информация, характеризующая:

- Выполнение мероприятий в области освоения новых технологий. Отдельное внимание рекомендуется уделить анализу выполнения ключевых проектов по освоению новых технологий в рамках следующих направлений: повышение энергоэффективности, повышение экологичности производства, освоение новых технологий на производстве, внедрение систем контроля качества.
- Выполнение мероприятий в области выпуска инновационных продуктов. Рекомендуется представить сведения о выполнении намеченных планов коммерциализации результатов исследований и разработок и выведения на рынок инновационной продукции. Рекомендуется также выделить мероприятия по выпуску инновационной продукции, новой для отечественного или мирового рынка («прорывные инновации»).
- Выполнение мероприятий в области инновационных бизнес-процессов. Рекомендуется охарактеризовать сформированные в компании структуры и механизмы, способствующие созданию и внедрению инноваций, включая: стратегические документы в сфере инновационной деятельности, технологической, производственной и маркетинговой политики, политики в сфере информатизации, совершенствования продукции; управленческие структуры, отвечающие за технологическое и инновационное развитие компании; механизмы и структуры, направленные на расширение научной и производственной кооперации; систему управления интеллектуальной собственностью; систему управления знаниями; систему прогнозирования научно-технологического развития; систему мотивации менеджмента и сотрудников, принимающих участие в реализации программы, и др. Кроме того, описываются основные мероприятия по встраиванию инновационного блока в систему корпоративного управления, отражаются основные проблемы развития инновационного блока компании.
- Выполнение мероприятий в области развития сотрудничества с ведущими высшими учебными заведениями, научными организациями, компаниями малого и среднего бизнеса. Отдельно рекомендуется представить сведения: об участии компании в создании и деятельности технологических платформ и территориальных инновационных кластеров; о взаимодействии с государственными институтами развития и венчурными фондами. По усмотрению компании могут быть: приведены сведения о том, какие механизмы взаимодействия с перечисленными сторонними организациями использовались компанией в отчетном периоде; представлены годовые итоги функционирования данных механизмов, включая количественные оценки их результативности; охарактеризованы барьеры и ограничения, препятствующие взаимодействию со сторонними организациями, представлены предложения по их преодолению.
- Выполнение мероприятий в области международного сотрудничества и внешнеэкономической деятельности. Отдельно рекомендуется представить сведения о: реализации работ и проектов в сфере исследований и разработок совместно с иностранными партнерами; создании с участием зарубежных партнеров совместных инновационных предприятий, центров исследований и разработок и т.п.; участии в международных технологических альянсах, консорциумах, стратегических партнерствах в инновационной сфере. Также предоставляются данные о: выполнении планов по международному научно-техническому сотрудничеству с указанием темы, достигнутых результатов, включая создание объектов интеллектуальной собственности на их основе; выполнении планов коммерциализации и вывода на зарубежные рынки инновационных технологий, продуктов и услуг, а также приобретения недостающих компетенций и инновационных технологий зарубежных компаний для коммерциализации своих разработок на внутреннем рынке (отобразив, при наличии, основные барьеры и риски недостижения мероприятий в области внешнеэкономического сотрудничества).

В разделе 3 также приводятся сведения об изменениях, внесенных в текст программы (в части, не касающейся КПЭ). При наличии таких изменений вместе с ежегодным отчетом компания представляет актуальную версию программы (с учетом внесенных изменений).

Раздел 4 включается в состав ежегодного отчета в случае принятия компанией решения о целесообразности подготовки предложений по развитию государственного регулирования в научно-технической и инновационной сфере в целях содействия инновационному развитию компании. Предложения включают в том числе следующие направления регулирования:

- Налоговое регулирование — в части совершенствования системы действующих налоговых льгот и преференций (введение льготных налоговых ставок, применение ускоренной амортизации оборудования, создание резервов, инвестиционная премия); введения новых инструментов и механизмов налогового стимулирования; улучшения администрирования налоговых льгот и преференций.
- Таможенно-тарифное регулирование — в части развития тарифного регулирования (например, введение льгот по таможенным платежам (пошлины, налоги, сборы), введение особых порядков исчисления платежей по отдельным группам товаров и др.); введения новых механизмов прохождения таможни для отдельных групп товаров; совершенствования таможенного администрирования (например, ускоренное таможенное оформление для отдельных групп товаров и др.).
- Техническое регулирование — в части введения технологических коридоров (последовательное и предсказуемое на долгосрочную перспективу ужесточение требований к эффективности использования предприятиями природных ресурсов, безопасности продукции (услуг) для экологии и здоровья населения, снижению энерго- и материалоемкости, предусматривающее систему поощрений и санкций); совершенствования действующих и введения новых национальных и международных стандартов и технических регламентов и др.
- Регулирование и прямая поддержка экспорта — в части развития механизмов кредитования экспорта, предоставления гарантий по экспортным операциям, возмещения части процентных ставок по экспортным кредитам; совершенствования деятельности торговых представительств Российской Федерации (поиск потенциальных партнеров для российских и зарубежных предприятий; подготовка информации об иностранных компаниях; содействие устроителям выставочно-ярмарочных мероприятий в России, информирование о них иностранных компаний); развития информационных баз для систематизации предложений экспортно-ориентированной продукции отечественных производителей, спроса на их продукцию за рубежом; организации семинаров и круглых столов с участием региональных экспортно-ориентированных предприятий и органов исполнительной власти; определения направлений международного научно-технологического сотрудничества.
- Поддержка развития образования — в части совершенствования образовательных и профессиональных стандартов; модернизации региональных систем профессионального образования; развития субсидирования внедрения в вузах совместных образовательных программ с участием бизнеса и др.
- Прямая поддержка научных исследований, разработок и инноваций — в части уточнения тематики НИОКР, поддерживаемых государством; определения перспективных требований к качественным характеристикам продукции (услуг), закупаемых для государственных нужд; уточнения направлений и принципов поддержки государственными институтами развития научно-технической и инновационной деятельности, развития венчурного инвестирования.
- Привлечение инвестиций и региональное развитие — в части совершенствования программ поддержки малого и среднего бизнеса; развития наукоградов и территориальных инновационных кластеров; предоставления регионам грантовой поддержки на основе их показателей инновационного развития; поддержки компаний-инвесторов.

По своему усмотрению компания может включать в ежегодный отчет дополнительные данные и разделы, характеризующие ход реализации программы.

В заключении к ежегодному отчету приводятся: краткая характеристика результатов реализации программы за отчетный год, описание первоочередных действий по устранению имеющихся отклонений от заявленных в программе планов и развитию механизмов реализации программы.

Отчет о выполнении среднесрочного плана за отчетный год. Среднесрочный план реализации программы является основным инструментом планирования реализации мероприятий программы инновационного развития (рекомендованная форма плана приведена в приложении 4). Среднесрочный план разрабатывается на три следующие за отчетным года и носит скользящий характер. Среднесрочный план подлежит актуализации по мере внесения изменений в программу и с учетом достигнутых в ходе ее реализации результатов (в том числе, промежуточных). Отчет о выполнении среднесрочного плана за прошедший (отчетный) период представляется в составе отчетных материалов в качестве приложения (форма отчета приведена в приложении 5). В случае целесообразности, рекомендуется прилагать к отчету о выполнении среднесрочного плана пояснительную записку.

Перечень дочерних и зависимых обществ компании, участвующих в реализации программы, в том числе которые уже разработали собственные программы инновационного развития и приступили к их реализации (форма перечня представлена в приложении 6). В случае целесообразности, к перечню также прилагается пояснительная записка, которая содержит указания на то, какие основные изменения в корпоративной структуре произошли в отчетном году (реорганизация, слияние, присоединение, разделение, выделение, вхождение в структуру компании или выход из нее дочерних или зависимых обществ, вовлеченных в реализацию программы).

6. Порядок проведения мониторинга

В определенные настоящими методическими материалами сроки компания представляет в федеральные органы исполнительной власти отчетные материалы. В случае наличия в отчетных материалах сведений, составляющих государственную или коммерческую тайну, соответствующие данные представляются отдельно в установленном порядке.

По направлениям, обозначенным в разделе 3 настоящих методических материалов, Рабочая группа, Минэкономразвития России, Минобрнауки России, отраслевое ведомство проводят экспертизу представленных компанией отчетных материалов и готовят заключения о ходе реализации программы и другие материалы в соответствии с порядком, установленным ниже.

Представление и экспертиза ежегодного отчета о реализации программы, формирование по результатам экспертизы системы соответствующих мероприятий осуществляется в следующем порядке:

  1. Ежегодный отчет о реализации программы, включая приложения к нему (согласно разделу 5 настоящих методических материалов), представляется не позднее 1 мая года, следующего за отчетным.
  2. Ежегодный отчет направляется компанией в отраслевое ведомство, Минобрнауки России и Минэкономразвития России в трехдневный срок после его утверждения. Наряду с ежегодным отчетом компанией также направляется выписка из протокола заседания соответственно совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества, наблюдательного совета государственной корпорации или выписка из приказа руководителя унитарного предприятия об утверждении ежегодного отчета о реализации программы.
  3. Минобрнауки России осуществляет экспертизу ежегодного отчета о реализации программы в части взаимодействия компании с высшими учебными заведениями и научными организациями. При этом у компании может запрашиваться дополнительная информация по отдельным вопросам реализации программы. По результатам экспертизы Минобрнауки России готовит соответствующее заключение и в течение 14 календарных дней после получения от компании ежегодного отчета о реализации программы направляет его в компанию, в отраслевое ведомство, а также в Минэкономразвития России, в том числе для рассмотрения Рабочей группой.
    Заключение должно содержать мотивированные предложения по: одобрению / неодобрению ежегодного отчета в целом; одобрению / неодобрению предложений компании по изменению состава и/или запланированных значений КПЭ (если компанией предлагаются соответствующие изменения); содействию реализации программы; проектам поручений Правительственной комиссии по итогам реализации программы для рассмотрения Рабочей группой (при необходимости).
  4. На основании представленного компанией ежегодного отчета отраслевое ведомство готовит доклад о реализации компанией программы инновационного развития, в котором в том числе содержатся предложения по одобрению/неодобрению ежегодного отчета. В ходе экспертизы ежегодного отчета отраслевое ведомство, в первую очередь, производит оценку соответствия результатов реализации программы, полученных за отчетный год, планам, заявленным в программе и среднесрочном плане ее реализации. В случае если соответствующие мероприятия выполнены и запланированные значения КПЭ достигнуты, соответствующее положительное заключение отражается в докладе о реализации компанией программы.
    В случае если по итогам оценки соответствия результатов реализации программы, полученных за отчетный год, заявленным в программе планам выявляется отставание от графика или факт недостижения запланированных значений КПЭ, отраслевое ведомство проводит анализ причин невыполнения программы. При этом у компании может запрашиваться дополнительная информация по отдельным вопросам реализации программы.
    В случае если в ежегодном отчете компания представила предложения по изменению состава и/или запланированных значений КПЭ, предусмотренных в программе, отраслевое ведомство готовит заключение на предложения компании и приводит его в докладе о реализации компанией программы. При подготовке заключения на предложения компании по изменению состава и/или запланированных значений КПЭ отраслевое ведомство учитывает соответствующее заключение Минобрнауки России.
    Внесение изменений в текст программы в части, не касающейся изменения состава и/или запланированных значений ключевых показателей эффективности, предусмотренных в программе, осуществляется компанией самостоятельно с уведомлением об этом федеральных органов исполнительной власти (уведомительный порядок, согласование изменений не требуется). При этом сведения о внесении таких изменений приводятся в ежегодном отчете.
    Отраслевое ведомство направляет доклад о реализации компанией программы в компанию и на рассмотрение Рабочей группы в Минэкономразвития России в течение 21 календарного дня после получения от компании ежегодного отчета.
  5. Минэкономразвития России осуществляет экспертизу ежегодного отчета о реализации программы по направлениям, установленным в разделе 3 настоящих методических материалов, с учетом положений доклада отраслевого ведомства о реализации компанией программы и заключения Минобрнауки России. По результатам экспертизы Минэкономразвития России готовит соответствующее заключение и предоставляет его на рассмотрение Рабочей группы.
    Заключение должно содержать предложения по: одобрению / неодобрению ежегодного отчета в целом; одобрению / неодобрению предложений компании по изменению состава и/или запланированных значений КПЭ (если компанией предлагаются соответствующие изменения); содействию реализации программы (при необходимости); проектам поручений Правительственной комиссии по итогам реализации программы для рассмотрения Рабочей группой (при необходимости).
  6. Рабочая группа рассматривает доклад о реализации компанией программы инновационного развития, подготовленный отраслевым ведомством, заключения Минобрнауки России и Минэкономразвития России, ежегодный отчет о реализации программы, подготовленный компанией.
    По итогам рассмотрения данных документов Рабочая группа направляет в компанию соответствующее заключение.
    В случае если Рабочая группа не может вынести свое заключение (по причине нехватки данных и т.п.), Рабочая группа может принять решение о проведении дополнительного аудита реализации компанией программы инновационного развития. Рабочая группа ежегодно готовит Сводный доклад о ходе реализации компаниями программ инновационного развития и направляет его в Правительственную комиссию.

Одновременно с отчетными материалами компания представляет в отраслевое ведомство, Минэкономразвития России и Минобрнауки России актуализированный по состоянию на конец отчетного периода среднесрочный план реализации программы.
Отраслевое ведомство, Минобрнауки России и Минэкономразвития России осуществляют оценку среднесрочного плана по направлениям, установленным в разделе 3 настоящих методических материалов. По итогам оценки отраслевое ведомство, Минобрнауки России, Минэкономразвития России могут направить в компании рекомендации по доработке среднесрочного плана и предложения по государственным инструментам поддержки реализации запланированных мероприятий. Кроме того, на основе данных среднесрочного плана федеральными органами исполнительной власти осуществляется оценка соответствия фактических результатов реализации программы, достигнутых в отчетном периоде, установленным плановым значениям.
Наряду с представлением ежегодного отчета, компании в срок до 1 мая года, следующего за отчетным, вводят данные о значениях всех показателей, указанных в ежегодной форме мониторинга (приложение 2), за отчетный год в специализированную информационную систему (ряд показателей может вводиться в разрезе дочерних и зависимых обществ).
Вход в информационную систему реализован на портале www.innoedu.ru. Поддержка компаний при работе со специализированной информационной системой осуществляется Консультационной группой Минобрнауки России по программам инновационного развития. Информация о составе консультационной группы размещена на портале www.innoedu.ru.
В ежеквартальном режиме компании в срок не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, вводят данные о значениях показателей (в том числе в ряде случаев в разрезе дочерних и зависимых обществ), отмеченных в ежегодной форме мониторинга (приложение 2) и в перечне показателей мониторинга (приложение 1) знаком «*», за отчетный квартал в специализированную информационную систему на портале www.innoedu.ru.


1 Специализированная информационная система мониторинга программ инновационного развития представляет собой информационную систему, оснащенную web-интерфейсом и разграничением прав доступа для многопользовательской распределенной работы, а также инструментами анализа и визуализации информации. Вход в информационную систему реализован на портале www.innoedu.ru.

2 В случае если какой-либо из показателей, единых для всех компаний, полностью совпадает с КПЭ компании, его значения учитываются при оценке результативности реализации программы, наряду с другими КПЭ.

3 Паспорт программы не предоставляется в составе отчетных материалов, если компания публикует в открытом доступе на своем официальном интернет-сайте утвержденную программу инновационного развития в полном объеме.

4 Если программа инновационного развития компании находится в открытом доступе и размещена на официальном сайте компании, паспорт программы может не предоставляться.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости