Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Стратегическое планирование и прогнозирование предпринимательской деятельности с использованием метода форсайт. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук

На правах рукописи
Литвинова Екатерина Михайловна

Москва - 2012

Специальность: 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством
(экономика предпринимательства)

Научный руководитель - доктор экономических наук, профессор Погребинская Е.А.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И ПЛАНИРОВАНИЯ В ОБЕСПЕЧЕНИИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СУБЪЕКТОВ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА.
1.1. Сущность и основные составляющие стратегического планирования и прогнозирования в предпринимательстве.
1.2. Планирование и. прогнозирование как инструмент повышения уровня конкурентоспособности предпринимательской организации.
1.3. Современное состояние и особенности применения стратегического планирования.

ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ. СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ, ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОСНОВЕ ФОРСАЙТА
2.1. Анализ форсайта как инновационного метода стратегического планирования и прогнозирования в экономике.
2.2. Оценка эффективности проведения форсайта на уровне организации в России и за рубежом
2.3 Моделирование процедуры форсайта в целях повышения конкурентоспособности предпринимательских структур

ГЛАВА. 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ СТРОИТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ Г. МОСКВЫ МЕТОДОМ ФОРСАТА
3.1. Тенденции развития форсайта на основе анализа и исследования конкуренции и конкурентоспособности строительных организаций г. Москвы
3.2. Рекомендации по адаптации форсайта для развития строительной организации
3.3. Инновационное развитие строительной организации на основе форсайта как фактор повышения ее уровня конкурентоспособности

Введение

Актуальность темы исследования определяется объективной необходимостью формирования концепции и методического аппарата инновационной стратегии развития предпринимательской деятельности с учетом динамического баланса корпоративных, территориальных и отраслевых интересов. Контуры данной стратегии нашли выражение в Концепции социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., установившей в качестве целевого ориентира переход от экспортно-сырьевого к инновационному типу развития экономики. К числу ключевых факторов инновационного развития отнесено формирование конкурентоспособности предпринимательских организаций: «Инновационный тип экономического развития требует создания максимально благоприятных условий для предпринимательской инициативы, повышения конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности российских частных компаний, расширения, их способности к работе на открытых, глобальных рынках в условиях жесткой конкуренции, поскольку именно частный бизнес является основной движущей силой экономического развития».

В современных экономических условиях конкурентоспособность предпринимательской организации в значительной степени зависит от уровня стратегического планирования и прогнозирования: Использование исследования форсайт позволит предпринимательской организации повысить, свой уровень конкурентоспособности за счет формирования «опережающей» стратегии, адаптации к новым технологиям и ограниченности ресурсов, предугадывание спроса и, как следствие, снижение рисков. Применение форсайта принципиальным образом изменяет содержание инновационной стратегии-организации: «Успешная модернизация экономики и социальной- сферы предполагают выстраивание эффективных механизмов взаимодействия общества; бизнеса и государства, направленных на координацию усилий всех сторон, обеспечение учета интересов различных социальных групп общества и бизнеса при выработке и проведении социально-экономической политики».

Однако, за годы формирования рыночной экономики в России еще не достигнут консенсус между государством, бизнесом и обществом, в то время как современные условия хозяйствования диктуют необходимость усовершенствования управленческой и прогнозной деятельности в предпринимательских организациях.

Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена потребностью поиска и формирования, эффективных способов управления конкурентоспособностью субъектов предпринимательства в отдельных отраслях отечественной экономики вследствие обострения борьбы за долю на рынке, уменьшения числа представителей мелкого и среднего бизнеса из-за слияния, поглощения или банкротства.

Степень разработанности научной проблемы. Изучению проблем стратегического управления эффективностью бизнеса, разработке теорий конкурентных стратегий посвящены труды В.А. Андреева, И. Ансоффа, Ю.П. Васильева, О.С. Виханского, П. Друкера, Г.Б. Клейнера, Д.А. Корнилова, Б.Н. Кузык, О.Н. Левшиной, М. Портера, P.A. Фатхутдинова, К. Фляйшера, И.Н. Шапкинаи др.

Исследованию теоретических и практических аспектов прогнозирования посвящены работы таких авторов как: М. Вебер, А.И. Анчишкин, И.В. Бестужев-Лада, С.Н. Булгаков, М.М. Бутакова, A.A. Дынкин, Н.Д. Кондратьев, П.А. Сорокин и др.

Вопросы совершенствования планирования рассматривали Р. Акофф, A.A. Богданов, Г.Б. Клейнер, С.Г. Струмилин, A.B. Чаянов, Х.А. Фасхиев, P.M. Шафиев и др.

Основной вклад в развитие технологии форсайт в России внесли Н.В. Гапоненко, Ю.П. Воронов, Н.Я. Колюжнова, И.Р. Куклина, В.П. Третьяк и др. Среди зарубежных ученых, занимающихся разработкой форсайт-программ в различных отраслях и сферах деятельности, можно выделить М. Бена, П.Беккера, К. Дайхема, М. Кинэна, и др.

Анализ работ по данной тематике показал, что существует необходимость дальнейшего исследования проблемы, связанной с адаптацией форсайта к российским условиям хозяйствования и, в частности, на уровне предпринимательских структур.

Целью диссертации является разработка теоретических положению и практических рекомендацийпо формированию форсайта на уровне организации для повышения ее конкурентоспособности и обеспечения; инновационного развития национальной экономики.

Поставленная цель обусловила необходимость постановки и решения, следующих задач:

  1. Уточнить понятие «форсайт» и показать отличие его применения от прогнозирования и планирования, провести анализ механизма реализации форсайта.
  2. Разработать методику формирования и использования, форсайта в предпринимательских структурах.
  3. Предложить схему форсайта, адаптированную к использованию предпринимательскими организациями в России.
  4. Определить индикаторы для верификации и оценки стратегии конкурентного развития организации на основе форсайта.
  5. Выявить приоритетные направления форсайта с учетом конкурентного развития предпринимательской организации строительной отрасли.

Область исследования. Работа выполнена в соответствии с паспортом, специальности 08.00:05 — экономика и управление народным хозяйством (экономика предпринимательства): п. 8.13. Стратегическое планирование и прогнозирование предпринимательской деятельности; п. 8.14. Организация системы взаимодействия крупного и малого предпринимательства. Формирование и развитие предпринимательских сетей с учетом их экономической целесообразности; п. 8.20. Организация взаимодействия властных и предпринимательских структур.

Объектом исследования являются взаимосвязи и взаимоотношения в предпринимательстве в условиях ресурсной ограниченности, неплатежеспособности спроса с учетом особенностей московского региона.

Предметом исследования является форсайт, как инструмент инновационной экономики и система методов, экспертной оценки стратегических направлений социально-экономического и инновационного развития, выявления технологических прорывов; способных оказать воздействие на экономику и общество в средне- и долгосрочной перспективе.

Теоретической и методологической основой исследования послужили научные концепции отечественных и зарубежных ученых, фундаментальные труды и публикации по исследуемой проблеме в периодической печати, материалы международных, всероссийских, региональных научно-практических. конференций и семинаров.

В диссертации использованы методы статистического и экономического-анализа, исследования рыночной конкуренции, дедукции, индукции и логики.

Информационную и нормативную базу исследования составили законодательные и нормативные акты, целевые программы развития Российской Федерации и г. Москвы, статистические данные Федеральной службы государственной статистики, годовой отчет ОАО «Группа-Компаний ПИК», консолидированная финансовая отчетность ОАО «Группа ЛСР», годовой отчет ООО «Сервис-ПТ», научные труды и публикации по проблемам диссертационного исследования.

Научная новизна изложенных в диссертации и выносимых на защиту результатов исследования заключается в следующем:

  1. На основании обобщения имеющихся определений, уточнено понятие «форсайт».
  2. Предложена методика форсайта в предпринимательской-организации, формирующая среду, генерирующую инновации, поддерживающую конкурентоспособность предпринимательской организации и создающую основу для формирования, стратегии диверсификации. Ее отличие от использующихся ранее и условием адаптации для применения в России состоит в использовании методов: БХУОТ-анализ, РЕБТ-анализ, бенчмаркинг, «мозговой штурм», дорожная карта, мониторинг результатов.
  3. Разработана типовая схема адаптации форсайта в предпринимательской организации, особенность которой заключается в достижении установленных параметров ее внутренней среды, как показателей устойчивого развития и готовности к проведению форсайта.
  4. На основе опыта хозяйствования исследуемых строительных, организаций г. Москвы определены индикаторы форсайта: доступность жилья, обеспеченность жильем, строительная активность, энергетическая эффективность строящихся зданий, деловой риск.
    Уточнены их актуальные пороговые значения; что позволяет верифицировать проводимое исследование. Отличительной особенностью индикатора делового риска является возможность объективно и своевременно оценить экономические риски проекта каждым участником форсайта не зависимо друг от друга на любом этапе исследования. Такие индикаторы, как доступность жилья, обеспеченность жильем, строительная активность, обеспечивают выполнение Форсайтом социальной функции. А индикатор энергетической эффективности строящихся зданий — реализацию приоритетных программ развития.
  5. Выявлены приоритетные направления форсайта на примере исследуемых строительных организаций г. Москвы, среди которых строительство социального жилья и проведение капитального ремонта. Данные приоритетные направления позволяют реализовать его социальную функцию. Полноценная реализация функций форсайта дает преимущество для развития малого и среднего бизнеса и заключается в снижении издержек благодаря минимизации расходов на рекламу, концентрации сбытовой среды, усиления позиции организации отрасли.

Теоретическая и практическая значимость заключается в том; что диссертационное исследование вносит вклад в развитие теории форсайта на уровне организации, позволяет глубже осмыслить понятие и сущность форсайта, его роль в повышении конкурентоспособности организации; а также четче обосновать направления формирования конкурентной стратегии предпринимательской организации.

Основные положения, разработанные в диссертации, могут быть использованы хозяйствующими субъектами при совершенствовании процессов управления в строительном комплексе московского региона и повышения конкурентоспособности строительных организаций города Москвы, для среднего и малого бизнеса, в частности. Предложенные в работе приоритетные, направления развития строительной организации региона, способы обеспечения ее конкурентоспособности, могут быть применены в практической деятельности строительными организациями других регионов, а также в целях повышения эффективности проводимых программ на федеральном и региональном уровнях.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические положения и практические рекомендации диссертационной работы докладывались-и обсуждались на, научных конференциях различного уровня: международных, всероссийских, межвузовских, где получили одобрение научной-общественности.

Апробация результатов диссертационного исследования осуществлялась в форме выступления на I Международной научной конференции «Актуальные проблемы и современное состояние общественных наук в условиях глобализации» (Москва, 14-15 мая 2011 г.) с докладом на тему: «Инновационное развитие строительной организации как фактор повышения конкурентоспособности».

Результаты исследования использованы соискателем при разработке курсов лекций «Анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций», «Хозяйственные риски».

Основные положения диссертации опробованы, внедрены и используются в хозяйственной деятельности организациями г. Москвы ПСУ «ИС района Чертаново Южное», ООО «Сервис-ПТ».

Публикации. Основные положения и результаты диссертационного исследования отражены в 12 публикациях общим объемом 3,2 п.л., в том числе 5 публикаций в изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации (авторским объемом 1,4 п.л.).

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав,, заключения, библиографического списка, включающего 173 наименования, и 8 приложений. Основной текст работы изложен на 177 страницах, иллюстрирован 14 таблицами и 19 рисунками.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В диссертационной работе предлагается инновационный подход к формированию конкурентоспособности современной предпринимательской организации с помощью форсайта. Основным направлением исследования в целях повышения конкурентоспособности был выбран жилищный комплекс г. Москвы в рамках реализации приоритетного национального проекта «Доступное жилье - гражданам России» Улучшение качества жилищного-фонда и увеличение обеспеченности жильем является первоочередной задачей любого государства: Форсайт в строительной организации проложит мост между нуждами общества, государства, хозяйствующими организациями, и поможет в решении проблемы обеспеченности жильем в г. Москве.

Однако необходимо учитывать, что форсайт отличается от прогнозирования и планирования, являясь их эволюционным продолжением. Форсайт основывается на достижении консенсуса заинтересованных лиц, что есть его главная и первоочередная задача; Системность, многогранность экспертов; активное формирование будущего, концентрация на долгосрочном периоде так же являются характеристиками форсайта.

Мировая практика применения форсайта показала, что при его проведении необходимо:

  1. 1. Постоянное взаимодействие с общественностью
  2. Избегать как чрезмерной ответственности одного из участников проекта, так и распыления ее между ними.
  3. Концентрация ресурсов на направлениях приносящих большую отдачу.
  4. Необходима конкретизация целей форсайта.
  5. Созданная достаточно широкой сети участников.
  6. Сохранение общности методологии форсайт-исследования. всеми участниками проекта.

При формировании форсайта необходимо учитывать специфику каждой страны. Так исследование, с успехом проведенное в одной стране может негативно завершиться в другой. Возникает необходимость в разработке методологии проведения исследования в соответствии с возможностями и потребностями нашей страны.

В России уже проводятся форсайты на региональном уровне (промышленно-энергетический форсайт Минпромэнерго, форсайт атомной отрасли, Министерства информатизации и связи, Министерства образования и науки, региональные форсайты в Перми, Иркутской области, Республики Башкортостан, форсайт-проект «Детство-2030»), но «культура предвидения» еще не сформировалась.

Форсайт на уровне организации широко используется крупными компаниями Европы и доказал свою эффективность (более- 50% опрошенных организаций, использующих данную методологию.Подобные проекты реализовывались в таких компаниях, как Daimler-Chrysler, Shell, Motorola, Siemens, Ericsson, Johnson & Johnson. Организация Johnson&Johnson благодаря реализации корпоративного форсайта снизила себестоимость своих продуктов, что позволило создать несколько новых предприятий. Так же было зарегистрировано более 54 тыс. патентов в различных странах, за последние двадцать лет удвоился объем продаж. В России организации, проводящие форсайт, информацию держат в секрете.

Автором была предложена методика проведения форсайта в предпринимательской организации. Основными критериями формирования методики стали:

  1. Использование «ромба методов форсайта».
  2. Использование методов прогнозирования, анализа и выработки идей, доказавшие свою эффективность при проведении подобных исследований.
  3. Соблюдение трех основных этапов форсайт-программы.
  4. Возможность обратной связи всех заинтересованных в исследовании лиц.

Модель формирования форсайта представляется в виде последовательности этапов. Первый этап (предфорсайт) направлен на поиск инициатором форсайт-исследования заинтересованных политических деятелей; представителей малого бизнеса, крупных организаций производится расчет сметной стоимости проводимого исследования, формирование экспертной группы, устанавливаются индикаторы форсайта. Втрой этап - (собственно форсайт) — работа экспертов, выработка стратегии всех заинтересованных социальных групп. Третий этап (постфорсайт) - верификация исследования посредством экстраполяции разработанных индикаторов; проводятся конференции, подготовка к новой форсайт-программе.

Первоисточниками для поиска заинтересованных лиц в проведении форсайт в такой инфраструктурной отрасли как строительство (г. Москвы) могут выступать: международный научно-образовательный форсайт-центр, Департамент поддержки и развития малого и среднего предпринимательства города Москвы, Московский фонд поддержки малого предпринимательства, Московское агентство по развитию предпринимательства, национальное объединение строителей, Министерство регионального развития Российской Федерации, Департамент городского строительства города Москвы, Фонд развития Инновационного центра «Сколково», крупные организации других отраслей, участие в конференциях.

Когда определены участники форсайта, встает вопрос о финансировании исследования. Он может стать камнем преткновения реализации исследования из-за высокого уровня инфляции, высоких ставок по кредиту и недоверия к положительному исходу долгосрочных прогнозов. Даже крупные предпринимательские организации региона могут оказаться финансово неустойчивыми в рамках реализации полноценного проекта. Для реализации Форсайта необходима поддержка государства посредством выделения денежных средств (в рамках реализации программы «Доступное жилье - гражданам России»), предоставление различных льгот, разработка дополнительных программ. Установление ежегодного взноса каждым участником форсайта тоже позволит решить финансовую; сторону проекта.

Ввиду значительных финансовых затрат и дальнего горизонта прогнозирования, возникает необходимость в оценке внутренней среды организации, ее финансовой устойчивости. Автором предложены параметры внутренней среды, достижение которых необходимо для реализации проекта:

  1. 1. Миссия организации направлена:на формирование инновационной деятельности.
  2. Цель организации направлена на достижение консенсуса с органами власти и другими организациями региона.
  3. Наличие бизнес-плана включающего процедуру организации форсайта.
  4. Высококвалифицированный состав кадров.
  5. Финансовая устойчивость.
  6. Прогрессивные основные средства.
  7. Наличие информационных ресурсов.

Соответствие внутренней среды конкретной строительной организации региона этим показателям дает возможность понять может ли она начать реализацию проекта в данный момент времени или есть необходимость скорректировать эти показатели до соответствующего уровня. Однако даже при условии, что внутренняя среда организации соответствует всем приведенным параметрам, это не дает полной уверенности в реализации форсайта. Параметры внешней среды так же могут повлиять на реализацию исследования, а именно:

  1. Экономическая база региона.
  2. Развитие транспортной сети.
  3. Уровень интеллектуального потенциала региона.
  4. Уровень инфляции.
  5. Ставка рефинансирования.
  6. Генеральный план развития Москвы.
  7. Доступность кредита.

Если внутренние характеристики организация может довести до требуемого уровня самостоятельно, то внешние характеристики среды могут быть благоприятными только благодаря эффективной инновационной политики государства.
У развивающейся (растущей) организации существует ряд преимуществ:

  1. Более легко преодолевает ошибки управления, чем стабильная.
  2. Растущий поток доходов создает запас ресурсов; который может быть использован ия стратегического маневра.
  3. С большей вероятностью получит финансовую поддержку в случае надвигающегося банкротства.
  4. У работников больше возможностей для интересной работы и продвижения.
  5. Она более привлекательна для инвесторов.

Для поиска возможной реализации форсайт-программы на примере строительной организации г. Москвы был проведен анализ современного состояния и главных тенденций развития строительного комплекса. Результат анализа показал, что одним из приоритетных направлений развития отросли является удовлетворение граждан комфортным и недорогим жильем. Стоимость жилья в г. Москве в 2,5 раза- превышает свою себестоимость. Автор видит решение этой проблемы в стратегии фокусирования на госзаказах и лидерства в издержках. Данную стратегию трудно реализовать, т.к. строительные организации региона выбрали, стратегию диверсификации, создавая серьезный барьер для входа в отрасль. Проведение форсайта в строительной организации, может условно заменить принцип диверсификации в строительном комплексе г. Москвы и тем самым повысить конкурентные преимущества перед фирмами-лидерами.

Форсайт будет считаться успешным, если будут реализованы целевые индикаторы проекта.

В рамках национального проекта Российской Федерации «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» для строительной организации, одним из видов хозяйственной деятельности которой является строительство жилых домов, можно выделить следующие индикаторы достижения конкурентоспособности в своем регионе, задаваемые внешней средой строительной организации г. Москвы:

  1. Индикатор доступности жилья.
  2. Индикатор обеспеченности жильем.
  3. Индикатор строительной активности.
  4. Индикатор энергетической эффективности строящихся зданий.
  5. Индикаторы делового риска.

Для каждого индикатора были установлены свои пороговые значения, в пределах которых проводимый форсайт будет считаться целесообразным, а строительная организация может устойчиво функционировать и развиваться. Внутри предельных границ, образуется «информационное пространство», необходимое для принятия управленческих решений.

Форсайт, проводимый строительной организацией в г. Москве имеет свои особенности. Одной из них, является высокая стоимость, жилья при низком уровне заработной платы. Степень доступности жилья, по состоянию на 2009 г., составляет 4,7 лет и характеризуется как «серьезно-недоступное». Программой «Жилище» на 2011-2015 гг. планируется уменьшение доступности жилья до показателя 4 года («умеренно недоступное»). Стоит отметить, что организация Форсайта в строительной отрасли позволит снизить коэффициент доступности жилья с 4,7% до 4,3% , приближая его к более доступному.
Москва — город с высокой плотностью застройки, в котором уровень необеспеченности граждан жильем достаточно велик. За последние три года прирост населения (внутренняя и внешняя миграции) составил 93 ООО человек. Это затрудняет осуществление государственной программы «Доступное жилье - гражданам России».
Индикаторы форсайта устанавливают своего рода границы допустимых изменений в строительной сфере г. Москвы, с учетом государственных программ, позволяя строительным организациям региона повысить свою конкурентоспособность. Форсайт в строительной организации может помочь сформировать общее видение проблемы и решить ее с учетом консенсуса заинтересованных лиц.

Создание долгосрочных прогнозов и программ развития является необходимым условием формирования инновационной экономики. Предложенная в работе методика организации форсайта позволит предпринимательским организациям повысить свой уровень конкурентоспособности, а государству в реализации приоритетных национальных проектов.

Список литературы диссертации

  1. Авсиевич Л.В. Государственно-частное партнерство: самарский опыт // Социально-экономические системы: вопросы развития и управления: мат. и докл. II Всерос. научн. студенч. конф. с междун. уч. (Самара, 8-12 ноября 2010 г.). Самара, 2010. - С. 52-56.
  2. Адамов Т.Н. Стратегическое планирование в банковском предпринимательстве // Вестник Академии. 2011. - №2. - С. 115-116.
  3. Агарков) Г.А., Зыков В.В. Бизнес и государство: актуальные проблемы взаимодействия // Экономика региона. 2010:- № Г. - С. 172-176.
  4. Агашина Ю.Е. Проверка адекватности и: средства верификации прогнозных моделей // Современные наукоемкие технологии. 2007. - №2. - С.74-75.
  5. Акофф Р. Акофф о менеджменте. 1-е изд. - С-Пб.: Питер, 2003. 448 с.
  6. Акулова И.И. Прогнозирование развития регионального строительного комплекса: Автореф. дис. докт.экон.наук. СПб., 2007. - 40 с.
  7. Альтшуллер Г. Найти идею: Введение в ТРИЗ — теорию решения и изобретательских задач. 2-е изд. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. - 400 с.
  8. Андреев Ю.Н. Отличие процедур формирования регионального и национального Форсайта // Процедура разработки Форсайта: Первая межд. научн.-практич. интернет-конф.(Иркутск, февр. 2007г.). Иркутск, 2007. - С. 93-102.
  9. Ансофф И. Стратегических менеджмент: классическое издание. М.: Бизнеском, 2010. 342 с.
  10. Арбатская Л. Споры вокруг платных дорог // Строительная газета (Москва). 2010. - №39.
  11. Арсамаков И.Б. Исследование проблем стратегического развития региональной нефтяной компании: дис.канд. эконом, наук М, 2007. - 246с.
  12. Бабина Н.В. Скоринг как метод оценки кредитного риска потребительского кредитования // Сервис plus. 2007. - № 3. - С. 30-36.
  13. Балацкий Е.В. Сравнительные эволюционные характеристики технологий будущего // Наука. Инновации. Образование. Форсайт: основы и практика применения. М: - 2008. - вып. 5. - С. 64-78.
  14. Барсукова Т.М., Стецюк Т.А. Основные направления развития жилых территорий в Москве // Архитектура и строительство Москвы — 2009 — №3(545).-С. 18-23.
  15. Барышева А.В. Инновационные процессы в экономике современной России: проблемы и перспективы. — М.: Институт экономики РАН, 2006. 298 с.
  16. Баталин Б. Подготовка молодых специалистов // Строительная газета (Москва). 2010. - № 39.
  17. Белоусов Д.Р., Солнцев О .Г., Хромов М.Ю. Построение долгосрочного научно-технологического прогноза для России методом «Форсайт» // Проблемы прогнозирования. 2008. - №1. - С. 18-32.
  18. Белоусов Д.Р., Фролов И.Э. Долгосрочный научно-технологический прогноз // Форсайт. — 2008. — № 3(7). С. 66.
  19. Бессонова О.Э. Жилищная модель на современном этапе // Эко. 2009. №7. С. 58-70.
  20. Бестужев-Лада И.В. Социальное прогнозирование: курс лекций. 3-е изд. М.: Пед. о-во России, 2001.-314 с.
  21. Бобылев С.Н. Индикаторы устойчивого развития: региональное измерение. М.: Акрополь, 2007. - 60 с.163
  22. Боган К. Бизнес-разведка. Внедрение передовых технологий. M.: Вершина, 2006. - 368 с.
  23. Богомолова Е.В. Концептуальный подход к применению методики: SWOT-анализа в организациях торговли для оценки эффективности функционирования организации // Аудит и финансовый анализ. 2007. - №2.1. С. 88-90.
  24. Богомолова В.А., Субботина O.A. Стратегическое бизнес—планирование на полиграфических предприятиях. М.: МГУП, 2010: - 186 с.
  25. Бондарева, Д: Инновационное развитие российской экономики // Социально-экономические системы: вопросы развития и управления: мат. докл. П Всерос. научн. студенч. конф. с междун. уч. (Самара, 8-12 ноября 2010 г.). Самара, 2010. - С. 243-250.
  26. Бузырев В.В:, Березин А.О., Кияткина Е.П. Региональное жилищное строительство: прогнозирование и стратегическое планирование. СПб. СПбГУЭФ, 2009. - 172 с.
  27. Бутакова М.М. Экономическое прогнозирование:-методы и приемы: практических расчетов: уч. пособ. М.: КНОРУС, 2008. - 168 с.
  28. Вестник Мэра и Правительства Москвы 2010- №5 - 88 с.
  29. Виолин С.И. Форсайт в системе перспективного) планирования: региона // Процедура разработки форсайта: Первая межд. научно-практич. интернет-конф. (Иркутск, февраль 2007 г.). Иркутск, 2007. - С. 58-60.
  30. Власти будут ликвидировать избыточные административные барьеры в АПК Электронный ресурс. URL:http://www.rian.ru/economy/20101025/289181390.html (дата обращения: 21.01.2011).
  31. Воронина Л.A., Иванова Н.Е., Ратнер C.B. Метод "Форсайт" в разработке инновационной стратегии вуза: опыт Кубанского государственного университета // ЭКО.- 2008. №9. - С. 133-140.
  32. Воронов Ю.П. Форсайт как инструмент. — Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2010: 212 с.
  33. Воронов Ю.П. Форсайт как инструмент // Научный эксперт. — 2010.-№.з.-С. 37-53.
  34. Гайфутдинова О.С. Инновационная экономика как цель структурной модернизации // В мире научных открытий. 2010. -Ч. 3, №3(09). -С. 111-114.
  35. Ганженко Д.В. Использование методов социально-экономического предвидения при реализации программ развития внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации: дис.канд. эконом, наук. М, 2008. 174 с.
  36. Гапоненко Н.В. Форсайт. Теория. Методология. Опыт. М. -2008.-239 с.
  37. Годовой отчет ОАО «Группа Компаний ПИК» за 2010 год Электронный ресурс. URL: http://www.pik.ru/investors/otchety/otchety-po-rsbu/2010 (дата обращения: 30.11.2011).
  38. Государственная экономическая политика и Экономическая доктрина России. К умной и нравственной экономике. Т. Ш. - М.: Научный эксперт, 2008. - 648 с.
  39. Гохберг Л.M. Новые тенденции в российской практике форсайт-исследований // Форсайт. № 3 (11). - 2009:- С. 5-9.
  40. Градостроительная комиссия во главе с Собяниным займется изменением Генплана Электронный ресурс. URL: http://www.a-s-r.ru/tabid/208/Entryro/14536/ReturnId/207/Default.aspx (дата обращения: 12.12.2010).
  41. Гретченко A.A. Форсайт как инновационный инструмент прогнозирования и реализации научных и технологических приоритетов // Вестник Сибирского государственного аэрокосмического университета им. Академика М.Ф. Решетнева. 2010. - № 1. - С. 154-159.
  42. Гудков А. Падение в строительном комплексе продолжается // Коммерсантъ. 2010. - № 202 (4502).
  43. Гусев. А.Б. Доступность жилья в России и за рубежом: сравнительный, анализ Электронный ресурс. URL: http://www.urban-planet.org/ratings.html (дата обращения: 01.0412011).
  44. Де Боно Э. «Шесть шляп» мышления. — СПб.: Питер Паблишинг, 1997.-256 с.
  45. Денисов Г.А., Каманецкий М.И. Организаций инновационной деятельности в строительном комплексе // Проблемы прогнозирования. — 2003. № 3. С.133-145.
  46. Департамент поддержки и развития малого и среднего предпринимательства города Москвы. Электронный ресурс. URL: http://dmpmos.ru/ (дата обращения: 21.02.2011).
  47. Джемала M. Корпоративная «дорожная карта» инновационный метод управления знаниями в корпорации // Российский журнал менеджмента: — 2008. - Т. 6, № 4. - С. 149-168.
  48. Ди Чезаре М. Финансирование форсайт-исследований разведка // Наука. Инновации. Образование. Форсайт: основы и практика применения. — М -2008.- вып. 5.-С. 173-176.
  49. Друкер П. Задачи менеджмента в XXI веке. — М.: Вильяме, 2003.272 с.
  50. Егорова Л.C., Макарычев A.A. Управление конкурентоспособностью предприятия // Вестник нижегородского университета им. Лобачевского: Социология. Психология. Философия. 2008. - №6.
  51. Закон г. Москвы от 14.06.2006 № 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения». Иванов A.B. Предпринимательские объединения в строительстве: характерные черты и особенности // Экономика строительства — 2009.- №1 — С. 43-52.
  52. Инвестиционный гид по российскому рьшку акций: Банк Москвы. -2011. 400 с.
  53. Индекс предпринимательской уверенности в строительстве Электронный ресурс.
  54. Кинэн М Технологический, форсайт: международный опыт // Форсайт. 2009. - №3(11). - С. 60-67.
  55. Кондратьев Н.Д. Большие циклы конъюнктуры и теория предвидения. Избранные труды. М.: Экономика, 2002. —768 с.
  56. Кондратьев Н.Д. Проблемы экономической динамики. — М.: Экономика, 1989. 523 с.
  57. Консолидированная финансовая отчетность за 2010 год Электронный ресурс. URL: http://www.lsrgroup.ru/investors/ (дата обращения: 18.05.2011).
  58. Кошелев Б.С. Планирование и прогнозирование развития агропромышленного комплекса: учеб. пособие. 2-е изд. — Омск: ФГОУ ВПО ОмГАУ, 2009. - 248 с.
  59. Кротова В.В. Планирование как наиболее значимый элемент менеджмента // Инновации, технологии, экономика (ИНТЭК-2011): Междун. научно-практич. конф. (Иваново, 17-17 марта 2011 г.). Иваново, 2011.
  60. Крымова Э.И. Форсайт как политическая коммуникативная технология // Известия Алтайского государственного университета. — 2009: — № 4-4. С. 297-300.
  61. Крымова Э.И., Желтов В.В. Форсайт как политическая коммуникативная технология Электронный ресурс. URL: http://e-conf.nkras.ru/konferencii/2009/ECrymova.pdf (дата обращения: 03.05.2011).
  62. Крюков C.B. Форсайт: от прогноза к формированию будущего // Terra Economicus. 2010. - T. 8; № 3-2. - С. 7-17.
  63. Кузык Б.Н. Прогнозирование и стратегическое планирование социально-экономического развития: учебник. — М.: Экономика, 2006. — 427 с.168
  64. Куклина И.Р., Ютанов Н.Ю. Форсайт как инструмент управления будущим // Наука. Инновации. Образование. Форсайт: основы и практика применения. М - 2008. - вып. 5. - С. 79-90.
  65. Кунин В.И. Государственная экономическая политика и Экономическая доктрина России. К умной и нравственной экономики. В>5, Т. 3. - М.: Научный эксперт, 2008. - 648 с.
  66. Лаврищева Е.Е. Оценка внутренней, инновационной, среды промышленных предприятий; Владимирской области // Организатор производства. 2009 - № 2: - С. 100-103.
  67. Маренков Н.Л. Система форсайт как комплексный инструмент стратегического управления инновационным развитием экономики России: автореф. дис. докт. экон. наук. М., 2008. - 50 с.
  68. Малый бизнес Москвы. Аналитические материалы 2004-2007 гг. М., 2007.-383 с.
  69. Мекуш Г.Е. Оценка угроз сохранению природного и историко-культурного наследия/ Эко-бюллетень инэко.- 2009.- № 3(134).- С. 41-43.
  70. Мельникова Ю.Н. Аутсорсинг, аутсаффинг, лизинг персонала // Молодежь Сибири науке России: мат. Междун. научно-пр. конф. (Красноярск, 19-20 апр. 2011 г.). - Ч. П. - Красноярск, 2011. - С. 112-115.
  71. Министерство природных ресурсов Российской Федерации Электронный ресурс. URL: http://www.mnr.gov.ru/oldsite/part/?pid=758 (дата обращения: 12.12.2010).
  72. Миролюбова Т.В. и Корабельник O.B. Формирование оценки, корпоративной конкурентоспособности хозяйственных субъектов региона. — Пермь: Пермский гос. ун-т, 2008. 241 с.
  73. Москва лидирует среди городов Европы по плотности застройки территории Электронный ресурс. URL: http://www.rian.ru/moscow/20090915/185147994.html (дата обращения: 01.04.2011).
  74. Москва: проблемы и перспективы градостроительного развития // Архитектура и строительство России. 2010 - №5 (553). С. 2-11.
  75. Московский бизнес портал. Электронный ресурс. URL: http://globalmsk.ru (дата обращения: 03.05.2011).
  76. На поддержку строительной индустрии в регионах России планируется направить около 20 млрд рублей Электронный- ресурс. URL: http://www.ltv.ru/news/economic/175358 (дата обращения: 03.05.2011).
  77. Нанотехнологии: Форсайт под. Ред. Н.В. Гапоненко. М., 2006. —с. 272.
  78. Не ограничиваться академическим обсуждением Электронный ресурс. URL: http://www.hse.ru/news/recent/r4933668.html (дата обращения: 21.02.2011).
  79. Немчинова В.М. Методологические проблемы прогнозирования и планирования в рыночной экономике. -М.: ГУУ, 2009. — 106 с.
  80. Новая парадигма прогнозирования будущего под. ред. Г.Г. Фетисова, В.М. Бондаренко. М.: МФК, 2007. 270 с.
  81. Паршутина И.Г., Лыгина Н.И. Менеджмент и перспективное планирование экономических систем на региональном уровне // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. — 2009. №5. - С. 307317.
  82. План Путина 2007-2010." Послание Президента в цифрах wсхемах.- М.: Европа, 2007. 40 с.
  83. Погребинская Е.А. Теоретический аспект преобразования транзитивной экономики // Теория и практика регулирования рыночной экономики. Саратов: СГСЭУ, 2001. - С. 3-7.
  84. Попов С.В: Корпоративный форсайт и. конкурентная разведка // Наука. Инновации. Образование. Форсайт: основы и практика применения. М. -2008. - вып. 5.-С. 177-182.
  85. Портер М. Конкуренция. М.: Вильяме, 2005. — 608 с.
  86. Постановлением Правительства. Москвы от 9 июня 2009 года №536-ПП о «Городской программе «Энергосберегающее домостроение в городе Москве на-2010-2014 гг. и на перспективу до 2020 года».
  87. Постановлением Правительства Российской. Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1050 о «Федеральной целевая программа «Жилище» на 2011-2015 годы».
  88. Постановлению правительства РФ от 24 декабря 2008 г. № 296-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
  89. Потапова Е.В. Проблемы инновационного развития предприятия, как главного субъекта хозяйственного механизма // Молодежь Сибири — науке России: мат. Междун. научно-пр. конф. (Красноярск, 19-20 апр. 2011 г.). — Ч II.- Красноярск, 2011. С.232-236.
  90. Промышленно-энергетический форсайт Электронный ресурс. URL: http://old.expertclub.ru/expertise/ie-foresight.htm (дата обращения: 20.02.2011).
  91. Растворцева С.Н., Гринева H.A. Вопросы региональной, конкурентоспособности в работах ученых швейцарской школы территориальных-производственных систем// Экономика региона 2010 — № 4.- С. 60-63.
  92. Регионы России. Социально-экономические. 2010. Стат. сб. / Росстат. М., 2010. - 996 с.
  93. Рейтинг стран по доступности жилья Электронный ресурс. URL: http://www.bankspb.ru/infographica/6944/(ДaTa обращения: 01.04.2011).
  94. Энергоэффективное строительство в Москве // Архитектура и строительство Москвы. 2011. - №1(555); - С. 2-8.
  95. Романова O.A., Коровин Г.Б. Выявление приоритетов энергоэффективного регионального развития на основе методологии форсайта — Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН; 2010. 69 с.
  96. Российский статистический ежегодник. 2010: Стат. сб. / Росстат. — М:, 2010.-813 с.
  97. Россия в цифрах. 2010. Крат.стат.сб./Росстат. М:, 2010. - 558 с.
  98. Российское экономическое чудо: сделаем сами прогноз развития экономики России до 2020 года / Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования/ под ред. Е. А. Абрамова и др.. М.: Деловая лит. 2007.- 351 с.
  99. Российские экономические школы под. ред. Ю.В. Яковца. М.: МФК, 2003.-450 с.
  100. Руди Л.Ю., Тропникова Т.А. Методические подходы к определению показателя доступности жилья и их приминения // Инвестиции и инновации. — 2006. №4. С. 27-32.
  101. Савельева H.A. Управление конкурентоспособностью фирмы: учебник. Ростов н/Д: Феникс, 2009. - 382 с.
  102. Салазкин M.F. Остаться на вершине: опыт компании Johnson&Johnson // Форсайт. 2007:- №1(1).- С. 34-37.
  103. Семенов С.К. Инфляция. Инфляционные и другие негативные экономические ожидания // Вестник АГТУ. 2006. - №4(33). - С. 231-238.
  104. Семиков В.Л., Ушаков В.Д. Внутренняя среда организации // Технологии техносферной безопасности. 20091 - №5 Электронный ресурс. URL: http://ipb.mos.ru/ttb (дата обращения: 18.05.2011).
  105. Сидорова E.H., Татаркин Д.А. Финансы региона // Экономика региона.-2010-№ 2. С. 95-103.
  106. Синявский P.E. Опыт зарубежных стран в реализации проектов государственно-частного партнерства в жилищно-коммунальной сфере // Интеграл. 2011. - №3. - С. 80-81.
  107. Создана «Ассоциация инновационных регионов России» Электронный ресурс. URL: http://www.nanonewsnet.ru/blog/nikst/sozdana-assotsiatsiya-innovatsionnykh-regionov-rossii (дата обращения: 03.05.2011).
  108. Соколов А. Форсайт: взгляд в будущее //Форсайт 2007. - 1(1). -С. 8-15.
  109. Составлен рейтинг доступности жилья в англоязычных странах Электронный ресурс. URL: http://realty.lenta.ru/news/2011/01/24/a-uistralia/ (дата обращения: 01.04.2011).
  110. Статистическое обозрение. 2011 -№2(73). - 148 с.
  111. Статистическое обозрение. 2011. - №2(77). - 148 с.
  112. Стратегический глобальный прогноз 2030. Краткий вариант под. ред. A.A. Дынкина. Mi: Магистр, 2011. - 88 с.
  113. Третьяк В.П. Организационное обеспечение применения технологии форсайта // Наука. Инновации. Образование: Форсайт: основы и практика применения. — М 2008. - вып. 5. — С. 155-172.
  114. Третьяк В.П. Форсайт в вопросах и ответах. М.: ГУУ, 2007. — 4-2 с.
  115. Третьяк В.П. Форсайт как технология предвидения // Экономические стратегии. 2009. - № 8. - С. 52-59.
  116. Третьяк В.П. Форсайт региона: опыт Иркутской области // Власть. — 2006. №11.-С. 3-6.
  117. Третьяк В.П., Калюжнова Н.Я. Формирование форсайта в иркутском регионе // Наука. Инновации. Образование. Форсайт: основы и практика применения. М - 2008. - вып. 5. - С. 217-242.
  118. Фатхутдинов P.A. Управление конкурентоспособностью организации. Учебник. 2-е изд. - М.: Эксмо, 2005. - 544 с.
  119. Федеральная служба государственной статистики. Россия и страны мира — 2010г. Электронный ресурс.: URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/bl039/Main.htm (дата обращения: 03.05.2011).
  120. Федеральный закон «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» от 20 июля 1995 г. № 115-ФЗ.
  121. Форсайт Электронный ресурс.: URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%B0%D0%B9%D1%82 (дата обращения: 02.02.2011).
  122. Форсайт поможет отбору проектов для центра «Сколково» Электронный ресурс.
  123. URL: http://www.rian.ru/nanoncws/20101119/298311689.html (дата обращения: 03.05.2011).
  124. Форсайтное прогнозирование Электронный ресурс. URL: http://www.foresight-ussia.ru/portal/faces/pu дата обращения: 02.02.2011).
  125. Чернышов Л:Н. Расчетно-аналитические методы, обоснования энергосбережения при реконструкции и капитальном ремонте зданий // Энергосбережение и водоподготовка. 2011. — №1(69). - С. 7-12.
  126. Шапкин И. Н. Управление региональным хозяйством: уч. пособ. для ст. вузов. М.: Кнорус, 2005. - 397 с.
  127. Шафиев P.M. Стратегическое планирование развития малого предпринимательства в условиях перехода к ускоренному экономическому росту. М.: НЦСиМО, 2003. 327 с.
  128. Шум подрывает здоровье горожан Электронный ресурс. URL: http://www.ecoekspert.ru/art/ecsaf/sub2/76.html (дата обращения: 12.12.2010.
  129. Щетинин Я., Баранов И.С. Анализ доступности жилья в Московском регионе Электронный ресурс. URL: http://www.rusipoteka.ru/analytics/stk-3.htm (дата обращения: 01.04.2011).
  130. Becker P., Corporate Foresight in Europe: A First Overview. Luxembourg: Office for official Publications of the European Communities, 2003. P. 25.
  131. Ben M., Foresight in Science and Technology // Technology Analysis and Strategic Management, Vol. 7. № 2. 1995. С 139-168.
  132. Burmeister K., Neef A., Beyers В., Corporate Foresight: Unternehmen gestalten Zukunft Электронный ресурс. URL: http://books.google.com/books?id=0
  133. CrnnFG4JUC&printsec=frontcover&hl=ru#v=onepage&q&f=false (дата обращения: 01.04.2011).
  134. Cuhls К., Foresight with Delphi Surveys in Japan // Technology Analysis and Strategic Management, Vol. 13. № 4. 2001. С 555-569.
  135. Daheim С., Uerz G. Corporate foresight in Europe: from trend based logics to open foresight // Technology Analysis & Strategic Management. 2008. Vol. 20, № 3.- P. 321-336.
  136. International Practice in technology foresight. Vienna, 2002. Электронный ресурс. URL: http://www.ier.si/files/Working%20paper-27.pdf
  137. Konnola Т., Management of foresight portfolio: analysis of modular foresight projects at contract research organization // Technology Analysis and Strategic Management, Vol. 21. № 3. 2009. С 381-405.
  138. Mu Rongping. Technology foresight towards 2020 in China: the practice and its impacts // Technology Analysis & Strategic Management. 2008. Vol. 20, № 3. -P. 287-307.
  139. Porter M., Competitive strategy: techniques for analyzing industries and competitors. New York: Free Press, 1980. - 397 p.
  140. Schwarz J.O., Business wargaming: developing foresight within a strategic simulation // Technology Analysis and Strategic Management, Vol. 21. № 3. 2009. С 291-305.
  141. Weihrich H., Koontz H. Management: A Global perspective 10-th ed. New York: McGraW-Hill, Inc., 1993. 744 p.
Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости