Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Как определить свою систему среди чужих? Тренинг системного мышления

Анализ и тенденции развития малых инновационных предприятий промышленности. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук

На правах рукописи
Саал Тоомас Рейнович

Москва - 2011

Специальность: 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством
(экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами - промышленность)

Научный руководитель - кандидат экономических наук, доцент Эрнст О.А.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. РОЛЬ МАЛОГО БИЗНЕСА В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ
1.1. Эволюция малого бизнеса
1.2. Экономический потенциал малого бизнеса
1.3. Опыт развития малого бизнеса в Эстонии

ГЛАВА 2. МЕХАНИЗМ ПОДДЕРЖКИ ИННОВАЦИОННОГО МАЛОГО БИЗНЕСА
2.1. Экономическая политика поддержки малого бизнеса
2.2. Организационный механизм развития малого бизнеса
2.3. Опыт создания и эффективность работы инновационного технопарка

ГЛАВА 3. УПРАВ ЛЕНИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМ КАПИТАЛОМ МАЛОГО БИЗНЕСА
3.1. Малый бизнес как генератор интеллектуального капитала
3.2. Подбор и подготовка кадров для иновационного малого бизнеса
3.3 .Гибкое управление развитием малого инновационного бизнеса

Введение

Актуальность темы исследования. Малый бизнес является неотъемлемым элементом системы хозяйствования и рыночным институтом, обеспечивающим формирование конкурентной среды, насыщение рынка, интенсификацию инноваций, обеспечение занятости, повышения благосостояния населения.

Малый бизнес как наиболее массовая, динамичная и гибкая форма деловой жизни, определяет экономическое благополучие государств с рыночной системой хозяйствования в условиях коренных преобразований, происходящих в мире в последние годы. Важнейшее место среди этих преобразований занимают процессы интенсификации развития инновационного бизнеса. С учетом ускоренного развития науки, инновационных технологий, информационных возможностей роль малого бизнеса будет возрастать.

Значимость малого бизнеса для позитивного и безопасного развития общества, опыт проводимой экономической политики в отношении его поддержки носит достаточно продуктивный характер и представляет систему инновационно-инвестиционной деятельности, которая позитивно влияет на развитие этого сегмента экономики. Как свидетельствует мировой опыт, особая, а часто и ведущая роль в инновационной экономике отводится именно малому бизнесу.

Хозяйственная практика в малом бизнесе находится в причинно-следственной зависимости от инноваций. Экономическая маневренность, гибкость принятия решений, территориально-пространственная мобильность делает малый бизнес объективно-необходимым направлением, способствующим развитию конкурентной рыночной среды, формированию широкого круга собственников, созданию новых рабочих мест.

Массовое проникновение малого бизнеса во все сферы внутреннего рынка, его инновативность служат обеспечению устойчивости экономического роста, укреплению политической стабильности и поступательному снижению социальной напряженности. Статистика последних лет свидетельствует о том, что количество субъектов малого бизнеса растет, а сам сегмент развивается. В этой связи исследования в сфере повышения эффективности инновационного развития малого бизнеса, являются практически востребованными. Вместе с тем различия в экономическом развитии стран привели к разным формам организации малого бизнеса. В современных условиях особенно актуальным становится обобщение опыта наиболее рациональных форм организации и обеспечения ускорения развития инновационного малого бизнеса. Этим вопросам посвящено данное исследование.

Степень разработанности темы. Вопросам развития малого бизнеса посвящены работы многих российских и зарубежных ученых: Абалкина А.Г., Авимова A.B., Аллена Л., Блинова А.О., Буянкиной А.Н., Берл Г., Брокхауса А., Волохалиной Л.П., Горбунова Э., Гибба А., Геммон Д., Вэйл П., Дынкина А., Злобиной Н.Е., Зяблюка М., Егоровой Н.Е., Иорданской Э., Лапусты М.Г., Лукьянова Ю., Михалкиной Н.В., Мягкого П., Медведева А., Мескон М., Ниндайка Р., Новицкого H.A., Питере М., Репке В., Рубе В., Сирополис Н., Стредвич Дж., Старостина Ю.Л., Стерлина А., Стори Д., Татаркина А., Хайера В., Хизрича Р., Хоскина А., Хойер В., Феченно Е., Уилсон П., Эрхарда Л., Эскиндарова М.А., Яковлева В.М. и др. Ими обоснована необходимость изучения организации, функционирования и развития малого бизнеса, выявлены некоторые особенности инновационного развития малого бизнеса, определены подходы к регулированию предпринимательства, разработке программ развития и эффективности малого бизнеса.

В последние 10-15 лет проблемы развития малого бизнеса находятся в центре внимания экономической и управленческой науки. Тем не менее в обширных публикациях нет единства взглядов на сущность категорий «малый бизнес». Во многих странах не определены строгие условия отнесения организаций к малому и среднему бизнесу. Нет четкого понимания его роли в разных сегментах бизнеса. Особое значение в современных условиях имеет обоснование развития инновационного малого бизнеса, выбор форм его организации и взаимодействия с крупными корпорациями, формирование методов поддержки и условия его успешного развития.

Объект исследования — экономические и управленческие отношения, возникающие в процессе формирования, развития и функционирования малого инновационного бизнеса.

Предмет исследования — методы и инструменты, обеспечивающие повышение уровня экономической эффективности развития малого инновационного бизнеса.

Соответствие диссертации паспорту научной специальности.

Область исследования находится в рамках пунктов 1.1.2. Формирование механизмов устойчивого развития экономики промышленных отраслей, комплексов, предприятий; 1.1.14. Диверсификация вертикально- и горизонтально-интегрированных хозяйственных структур; 1.1.15. Теоретические и методологические основы эффективности развития предприятий, отраслей и комплексов народного хозяйства специальности 08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством

    1. Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами) Паспорта специальностей ВАК (экономические науки).

    Цель диссертационного исследования заключается в обосновании наиболее результативных методов и инструментов ускоренного развития 6 малого инновационного бизнеса, обеспечивающих мобилизацию внутренних резервов малых предприятий и специальных форм поддержки их развития.

    Достижение данной цели представляется возможным в результате решения следующих задач:
    - проанализировать, систематизировать и уточнить определения, терминологию «малый бизнес», «малое предприятие», «малое инновационное предприятие» и определить правомерность и области их использования;
    - определить социально-экономическую сущность и оценить роль малого бизнеса в современной экономике;
    - выявить современное состояние и оценить инновационно-технологический потенциал малого бизнеса;
    - предложить и обосновать стратегию инновационного развития малого бизнеса;
    - систематизировать организационный и методический опыт успешного развития малого бизнеса в ЕС;
    - систематизировать и произвести анализ закономерностей и тенденций развития методов поддержки малого бизнеса на муниципальном, государственном и международном уровне;
    - обосновать тенденции интеграции малых предприятий в сегменте малого бизнеса и с крупными корпорациями; разработать модель функционирования территориально-инновационного комплекса на основе кластерного подхода и форм взаимодействия малого бизнеса.

    Методологической основой диссертационного исследования явилась система общенаучных методов исследования экономической действительности. Междисциплинарный подход к исследованию базировался на принципах, законах и категориях диалектики. В диссертации используется исследовательский потенциал, содержащийся в методах других наук: социологии, политологии, права и др. Единство теоретического, системного, процессного и функционального подходов к решению социально-экономических проблем механизма функционирования малого бизнеса позволило раскрыть их влияние на формирование мотивации в деятельности субъектов малого бизнеса.

    В исследовании использованы специальные приемы и методы детализации, сравнения, группировки, динамического и структурного анализа.

    Теоретической основой исследования явились наиболее общие законы и тенденции, отражающие движение социально-экономической, институциональной, управленческой и экономической «материи» хозяйственной деятельности в сфере малого бизнеса. Исследовательский базис диссертации составили теоретические концепции и постулаты политической экономики, новой институциональной экономики, базовые положения об экономике, основанной на знании науки управления, а также юриспруденции. Широкое применение в работе нашли положения и выводы теории менеджмента, экономической психологии, экономической социологии, политологии и других общественных дисциплин. При подготовке основных выводов и рекомендаций были изучены основные законодательные и нормативные материалы, реализующие развитие малого инновационного бизнеса. Источником фактического материала явились официальные данные, отраженные, прежде всего, в действующем законодательстве, а также в статистических сборниках.

    Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что в нем:

    - уточнены понятия «малый бизнес»; «малые предприятия», «малые инновационные предприятия» и раскрыта их взаимосвязь;
    - выявлены типичные тенденции формирования малого бизнеса и методы поддержки его успешного развития;
    - выявлены закономерности и тенденции инновационного развития малого бизнеса, как неотъемлемого звена инновационной экономики;
    - определены организационно-экономические предпосылки эффективного функционирования объектов и субъектов малого бизнеса;
    - обоснована необходимость и направления развития инновационного малого бизнеса;
    - разработана модель функционирования территориального инновационного комплекса на основе кластерного подхода и форм взаимодействия субъектов малого бизнеса.

    Научно-практическое значение диссертации заключается в том, что реализация ее положений и выводов обеспечивает формирование устойчивых управленческих отношений в сфере развития и функционирования малого бизнеса, что создает благоприятные условия для реализации предпринимательского потенциала и роста интеллектуального капитала.

    Практическая значимость исследования состоит в том, что положения диссертации способствуют активизации практической деятельности по стимулированию развития малого бизнеса как созидательного и полезного сегмента экономики для общества.

    Теоретические выводы и рекомендации могут служить основой для разработки действенной экономической политики в сфере обеспечения эффективного функционирования малого бизнеса, развития интеллектуального потенциала и занятости населения на государственном, региональном и функциональном уровне.

    Обоснованность и достоверность полученных результатов обеспечивается, прежде всего, методологией проведенного исследования.

    Кроме того, нормативная база исследования включает в себя нормативно-правовые документы ЕС, регламентирующие и стимулирующие развитие субъектов малого бизнеса. Эмпирическая база работы состоит из статистических источников, характеризующих экономическое развитие Эстонской Республики. Все это позволяет сделать вывод, что в основе диссертации лежат вполне объективные данные, а выводы и предложения обоснованы.

    Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты, полученные в ходе исследования, были использованы в процессе консультационной, учебной деятельности с целью обучения, повышения профессиональной квалификации сотрудников и повышения конкурентоспособности предприятий малого бизнеса, что подтверждено справками о внедрении. Основные теоретические и методические положения диссертации нашли отражение в статьях, докладывались и получили одобрение на научно-практических конференциях в Москве, Таллинне, Вильнюсе, Даугавпилсе, Хельсинки, Варшаве, Берлине.

    Публикации. Основные положения диссертационного исследования отражены в 6 научных публикациях общим объемом 3,2 п.л., в том числе 3 статьи в журналах, рекомендованных ВАК РФ.

    Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложений. Список источников информации включает 252 наименования.

    Заключение

    Степень развития малого бизнеса и активности предпринимателей во многом определяет уровень демократизации государства и открытости экономики.Предпринимательство, по мнению автора, это тип хозяйствования, интегрирующий возможность/могу х умение/умею х мотивацию/хочу. Это и система, и процесс создания нового, приносящего прибыль.

    В малом бизнесе предприниматель может добиться успехов если сумеет генерировать идеи, нововведения и будет использовать квалифицированную рабочую силу. Основное правило предпринимательства в сфере инновационного малого бизнеса: «развивая дело, развивай людей».

    Сам малый бизнес служит источником нововведений, генератором новых решений, его присутствие создает предпосылки к инновационному развитию экономики. Этому способствуют: большая гибкость, мобильность и адаптивность, что создает конкурентные преимущества в быстро меняющихся условиях; многоплановый характер мотивации к инновационной деятельности, обусловленн и экономическими, и неэкономическими факторами

    Ресурсная функция инновационного малого бизнеса предполагает эффективное использование как воспроизводимых, так и ограниченных ресурсов. Творческая функция этого бизнеса обусловлена уровнем экономической свободы и условиями принятия управленческих решений. Социальная функция выражается в возможности быть собственником дела и проявлять индивидуальные таланты. Организаторская проявляется в принятии самостоятельного решения об организации собственного дела, его диверсификации и развитии.

    В условиях малых структур и экономики знаний творчески-поисковая, инновационная функция педпринимательства превращается в ключевой фактор ведения бизнеса. В условиях инноваций малый бизнес выступает в качестве институциональной структуры, которая обеспечивает подвижность и динамизм экономической системы, способствует быстрой коммерциализации результатов.

    Современные информационные технологии существенным образом меняют модель функционирования всех экономических структур обеспечивают доступ и малому бизнесу к новым видам деятельности, » создают условия для снижения издержек и повышают конкурентоспособность бизнеса.

    В малом бизнесе инновационность - особый особый инструмент предпринимательства который направлен на то, чтобы «вдохнуть» в имеющиеся ресурсы новые свойства, наделить товар экономической ценностью и др.

    В малом бизнесе производить - значит комбинировать, а осуществление комбинаций охватывает: изготовление нового, т.е. неизвестного потребителям, блага и/или создание нового качества того и/или иного блага; внедрение нового, т.е. в данной отрасли еще практически неизвестного метода/способа производства; освоение нового рынка сбыта, т.е. такого рынка, на котором до сих пор продукт,отрасль еще не были представлены, независимо от того, существовал этот рынок прежде или нет;получение нового источника сырья или полуфабрикатов независимо от того, существовал этот источник прежде, и/или не принимался во внимание, и/или считался недоступным, и/или его еще только предстояло создать; проведение соответствующей акции, например, обеспечение монопольного положения и/или подрыв монопольного положения другого предприятия.

    Эволюция и рост числа предприятий малого бизнеса обусловлен появлением новых технологий, видов оборудования и техники, производств, научных разработок, качественными переменами в развитии многообразных отраслей, возрастанием роли сферы услуг, глобализацией экономики, ситуацией на рынке.

    Малый инновационный бизнес момет развиваться в рамках реализации трех стратегий: заимствования, догоняющего и опережающего развития, и их комбинаций; по эволюционному или революционному типу.

    Практика инновационной деятельности убедительно свидетельствует, что большинство открытий, е-технологий, продуктов делается небольшими коллективами относительно узкой направленности. Инновационные барьеры с позиции малого бизнеса бывают: субьективными и объективными, внутренними и внешними.

    В рамках малого бизнеса инновационное предпринимательство предполагает поиск новых идей и путей развития. В этой связи, по мнению автора: наука в малом бизнесе - превращение денег в знания и идеи, а инновации - превращение знаний/идей в деньги.

    Повышение конкурентоспособности малого бизнеса невозможно без управления интеллектуальным капиталом, интеллектуальным потенциалом и интеллектуальной собственностью.

    Интеллектуальный капитал - объективно существующая экономическая категория, в первую очередь интеллектуальные ресурсы предприятия, способствующие созданию добавочной стоимости. Интеллектуальный потенциал - это возможности, предоставляемые интеллектуальными ресурсами, которые в процессе производственных отношений трансформируются в интеллектуальный капитал, позволяющий производить прибавочную стоимость. Интеллектуальная собственность характеризует правовой аспект владения результатами интеллектуальной деятельности. Повышение уровня использования интеллектуального капитала инновационного малого предприятия формирует его конкурентное преимущество.

    Интеллектуальный капитал предпринимателя в малом бизнесе - это и человеческий, и структурный капитал, внутренний и внешний по отношению к организационной структуре. Структурный капитал состоит из организационных процессов, торговой марки, патентов, корпоративной культуры, отношений с партнерами.Элементы интеллектуального капитала, связанные напрямую с человеческим ресурсом, обладают определенной спецификой, так интеллектуальный капитал, сконцентрированный в умении и поддержании/повышении квалификации работников, обычно прирастает со временем. Поэтому именно интеллектуальные ресурсы, научные и технологические знания, профессиональный опыт, оказывают непосредственное влияние на эффективность малого бизнеса и как следствие на благосостояние населения.

    Большинство неудач фирм малого бизнеса связано с менеджерской неопытностью и/или профессиональной некомпетентностью собственников малых и средних предприятий. Шансы малой фирмы на успех повышаются по мере ее взросления и роста профессионализма собственника. При этом, фирмы долго существующие при одном владельце, приносят более высокий и стабильный доход, чем фирмы, которые часто меняют владельцев.

    На «живучести» малых фирм сказываются и размеры финансирования на первом этапе. Чем больше первоначальный капитал, вложенный в малую фирму, тем больше у нее возможностей сохранения деятельности в кризисные периоды. Многие малые фирмы «угасают» в самом начале своей деятельности.

    Недостатки и неудачи в деятельности субъектов малого предпринимательства определяются как внутренними, так и внешними причинами, условиями функционирования малых предприятий. Основными направлениями защиты малого бизнеса являются совершенствование нормативно-правовой базы регулирования малого бизнеса; развитие мер по защите интеллектуальной собственности и информационной безопасности; защита предпринимательской деятельности от криминала, угроз, связанных с коррупцией; поддержка программ укрепления деловой репутации малого бизнеса.

    Особенностью внешней среды малого бизнеса является его объективно подчиненная роль в системе отношений с государством, местным самоуправлением, финансово-кредитными институтами, крупным бизнесом. Основная роль государства в управлении развитием инновационным малым бизнесом заключа ется в регулировании, смягчении воздействия внешних факторов рыночной среды на их деятельность и повышение внутренних возможностей. Малый бизнес успешно развивается, если создана и функционирует действенная инфраструктура поддержки.

    Высокая динамичность изменений, развитие инфокоммуникационных технологий, быстрое развитие информационной экономики и экономики знаний, характеризуется растущим количеством «внешней» и «внутренней» информации влияющей на развитие предпринимательства вообще и малого бизнеса в часности.

    В условиях глобализации мировой экономики только малые предприятия увеличат свою численность и долю в мировой экономике. С учетом экспотенциального развития науки, инновационных технологий, информационных возможностей роль малого бизнеса будет возрастать, а в рамках малого бизнеса будет возрастать роль аутсорсинга.

    В рамках развития инновационного малого бизнеса наблюдается достаточно широкое использование аутсорсинга: информационных технологий, промышленного/производственного аутсорсинга и аутсорсинга бизнес-процессов.В этом направлении развиваются субподрядные формы взаимодействия в реальном секторе экономики, развитие лизинговых отношений, расширение отношений франчайзинга как в производстве, так и в сбытовых, развитие венчурного предпринимательства.

    Создание в малом бизнесе инновационной системы сопровождается проектированием и внедрением подсистем для формирования идей; подсистемы фильтрации идей; подсистемы управления знаниями и обучением и др. К профессиональной подготовке занятых в малом бизнесе требования довольно обширны.

    Инновационный кластер малого бизнеса это целостная структура на территории которой осуществляются следующие виды деятельности: сопровождение проектов; консультационные услуги; обеспечение инфраструктурощинформационные услуги и др.

    Система кластера способствует обмену неявными знаниями, а также позволяет создать рынок квалифицированной рабочей силы, так и вместе с организацией передачи знаний вовлекать в работу компании носителя этих знаний. Географическая близость способствует не только распространению формализуемого научного знания, но и для распространения менее формального и/или неявного знания.

    Инновационная система гибкого управлени малым бизнесом - это совокупность взаимодействующих элементов государственных и негосударственных секторов экономики, которые обеспечивают оперативное преобразование научных знаний в современные технологии, новые материалы, новую конкурентоспособную продукцию.

    Список литературы

    1. Автономов В.С. Человек в зеркале экономической теории. Очерки экономической мысли. М.: Наука, 1993.
    2. Агеев Ш.Р. Страхование как фактор стабильного развития малого предпринимательства. М., 1997. 239 с.
    3. Азимов С., Сашечкина О. Начни свой бизнес. Чем заняться после сокращения. СПб.: Питер, 2009.
    4. Аникин А. Финансовый кризис по-японски. Мировая экономика и международные отношения. № 11, 2001. стр. 117 - 120.
    5. Архангельский В.П. Экономика инновационной деятельности в малых организационных формах. М., 1997. 78 с.
    6. Баум Л.И. Малые предприятия кратчайший путь к эффективному решению экономических и социальных проблем. Бишкек, 1991. 53 с.
    7. Беккер Гэри. Человеческий капитал. Главы из книги // США: экономика, политика, идеология. 1993. № 11,12.
    8. Брукинг Э. Интеллектуальный капитал. СПб.: Питер, 2001. - 288 с.
    9. Букович У., Уильяме Р. Управление знаниями: руководство к действию. -М.: ИНФРА-М, 2002. 504 с.
    10. Бэгьюли Ф. Управление проектом / перс, с англ. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002.
    11. Васильчук Ю. Постиндустриальная экономика и развитие человека // Мировая экономика и международные отношения, 1997 стр. 49 - 72.
    12. Виленский А. Этапы развития малого предпринимательства в России // Вопр. экономики. 1996. №7.
    13. Гаузнер К., Иванов Н. Инновационная экономика и человеческие ресурсы // Мировая экономика и международные отношения 1994. N93.
    14. Глухов В.В. и др. Экономика знаний. СПб.: Питер, 2003. - 528 с.
    15. Гончарова Э.А., Ли И.В., Эм A.B. Предпринимательская деятельность в условиях развития рыночных отношений. Учебное пособие. СПб.: СПбГИЭУ, 2004.
    16. Грибов В.Д. Бизнес в сфере услуг. М., 1994. 168 с.
    17. Денисов Г.М. Малый инновационный бизнес в США и Российской Федерации. М., 1993. 49 с.
    18. Дятлов С.А. Теория человеческого капитала. Учебное пособие. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1996.
    19. Еваленко М. Региональное преломление общих проблем развития малого предпринимательства в России // Российский экономический журнал. 2003. № 2.
    20. Евенко Д.Л. Мелкий бизнес в Западной Европе: Научно-аналитический обзор. М.: ЮНИОН, 1991. 31 с.
    21. Жизненный цикл малого предприятия. М.: Либеральная миссия, 2009.
    22. Жужгина И.А., Виноградова A.B. Факторы конкурентоспособности и их оценка субъектами малого предпринимательства // ЭКО. 2007. № 7.
    23. Инновационная экономика / Под ред. A.A. Дынкина и Н.И. Ивановой. М.: Наука, 2001.
    24. Инновационная инфраструктура: мировой опыт технопарков//Теория и практика управления, 2004, № 5.
    25. Исследование человеческого капитала в зарубежной литературе // Общество и экономика. 1997. № 7, 8.
    26. Йонссон Р., Карьялайнен Л. В помощь малому предпринимателю. Таллиннский предпринимательский центр, 1996.
    27. Кабаков B.C., Михайлушкин А.И., Шимко П.Д. Предпринимательство и менеджмент в малой сфере. СПб.: СПбГИЭА, 1996.
    28. Клейнер Г. Знания об управлении знаниями // Вопросы экономики. -2004. -№ 1.-е. 151-155.
    29. Клиновенко Л.Р. Роль малого и среднего бизнеса в интенсификации инновационных процессов. Ростов н/Д, -1996. 81 с.
    30. Ковалев В.В. Методы оценки инвестиционных проектов. М.: Финансы и статистика, 2001.
    31. Королев В. Феномен предпринимательства // Российский экономический журнал. 1992. № 4.
    32. Кулаковский Р. Власть и бизнес: социальный диалог в региональном управлении // Проблемы теории и практики управления. 2004. № 6.
    33. Лазарев Г.И. Малый бизнес и государство. М., 1996.115 с.
    34. Лапуста М.Г. Индивидуальный предприниматель. М.: ИНФРА-М, 2005.
    35. Лапуста М.Г., Скамай Л.Г. Риски в предпринимательской деятельности. М.: ИНФРА-М, 1999.
    36. Лапуста М.Г., Старостин Ю.Л. Малое предпринимательство. М., 1998. 315 с.
    37. Лев Б Нематериальные активы: Управление, Измерение, Отчетность. М.: Квинта-Консалтинг, 2004.
    38. Лившиц В.М. К истории изучения волн обучения // Вопросы психологии. 2006. № 6. стр. 160 162.
    39. Лубиницкая А. Экспертиза инвестиционных проектов как инструмент управленческого решения // Экономика и управление. 2006, № 2.
    40. Лукьянов A.C. Введение в предпринимательство. Практический курс по организации собственного дела. Тлн.: ГЕНЕК-Е, 1993., 96 с.
    41. Лукьянов A.C. Организация собственного дела. Практический курс. 3-е изд., перераб. и доп. Тлн.: Эстоно-Американский бизнес-колледж, 2002., 102 с.
    42. Малое предпринимательство: Управление и организация. М., 1997. 376 с.
    43. Малые предприятия в сфере науки: Анализ деятельности центров НТТМ в г. Ленинграде и направления совершенствования их организации в регионе. Л., 1990. 53 с.
    44. Международная научно-практическая конференция «Частный бизнес в странах Балтии первый год в ЕС» под ред. В. Гурова. Рига: Балтийский русский институт, 2005.
    45. Мильнер Б.З. Теория организации. М.: Инфра-М, 206.
    46. Мюррей Я. Франчайзинг / пер. с англ. СПб.: Питер, 2004., 206 с.
    47. Нёльке Матиас. Техника креативности. М.: Омега-Л, 2006., 214 с.
    48. Николаев, И. Рыночная трансформация экономики: итоги пройденного этапа / И. Николаев, А. Калинин, О. Точилкина // Общество и экономика, 2005.-№ 9.-с. 48-81.
    49. Новиков Ю.В. Адаптация и конкурентоспособность малых предприятий. Спб.: СПбГИЭУ, 2002.
    50. Новиков Ю.В. Экономика предприятий малого бизнеса. СПб.: СПбГИЭА, 1996., 156 с.
    51. Новицкий H.A. Инновационная экономика России. Теоретико-методологические основы и стратегические приоритеты. М.: Либроком, 2009.
    52. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ // Российская газета 2007. 31 июля.
    53. Осипов Ю.М. Принципы хозяйственной самоорганизации М.: Изд-во МГУ, 1993.
    54. Основатели эффективных компаний. Психологический анализ и практические рекомендации для предпринимателей / пер. с нем. Харьков: Гуманитарный центр, 2006.
    55. Полезная информация для начинающего предпринимателя. Нарва: SATA, 2004.
    56. Попков В.П. Коммерческая деятельность и предпринимательство. Сб. научных трудов. СПб.: СПбГИЭУ, 2001.
    57. Пузыня К.Ф., Цветков А.Н. Технология научных исследований. СПб.: СПбГИЭУ, 2002.
    58. Развитие малого предпринимательства в регионах России по результатам общероссийского исследования «Условия и факторы развития малого предпринимательства в регионах РФ», проведенного в 2005 г. // Общество и экономика. 2005 № 10/11 С. 293.
    59. Ровенский Ю.А. Эволюция малого бизнеса в мировой экономике: Автореф. дис. д-ра экон. наук. М., 1996. 39 с.
    60. Савенкова Т.И., Савенкова Т.П. Маркетинг персонала в инновационно-инвестиционной среде. М.: Экономист, 2006. 428 с.
    61. Семенов В.П. Проблемы коммерческого использования результатов инновационно-инвестиционной деятельности предприятий // Проблемы экономического роста в условиях трансформирующейся России. Великий Новгород: НГУ имени Ярослава Мудрого, 2002. С. 284 -287.
    62. Сергеев А.Л. Интеллектуальный капитал когнитивной микроэкономики: тезаурус и структура // Экономический анализ: теория и практика. -2005.11.-с. 50-55.
    63. Сергеев A./I. Категории в теории интеллектуального капитала // Экономический вестник РГУ. 2005. - № 1. - с. 53 - 58.
    64. Сергеев А.Л. Методологические знания в интеллектуальном капитале организации. // Научная мысль Кавказа. 2004, № 4. с. 47 - 50.
    65. Сергеев А.Л. Типология ресурсов интеллектуального капитала фирмы // Экономический вестник РГУ. 2005. - № 1. - с. 59 - 64.
    66. Сорокина Л.А. Менеджмент в малом бизнесе. М.: Юнити-Дана, 2008.
    67. Состояние и пути совершенствования бизнес-процессов предпринимательских структур Латвии. Под ред. Стрельчёнок В. Рига: Балтийская Международная Академия, 2007.
    68. Стредвич Джон. Управление персоналом в малом бизнесе. СПб.: Нева, 2003.
    69. Сухарев О.С., Сухарев С.О. Инновации в экономике и промышленности. -М.: Высшая школа, 2010.
    70. Усачева Ю.В. Проблемы развития малого бизнеса в мировой экономике. М.: Научная книга, 2007.
    71. Учреждение фирмы, ее преобразование и занесение в коммерческий регистр. Сост. Уринг П. Таллинн, 1996.
    72. Филатова А.А., Кравченко К.А. Собственник и менеджер: строим эффективный бизнес. М.: Альпина Бизнес Букс, 2008.
    73. Цветков А.Н. Предпринимательство в социальной сфере. СПб.: СПбГИЭУ, 2000.
    74. Цивилизационный процесс и социальные итоги развития США. М.: Фонд «За экономическую грамотность», 1993.
    75. Чепуренко А.Ю. Малое предпринимательство в социальном контексте. М.: Наука, 2004.
    76. Чирикова А., Шишкин С. Власть и бизнес на поле социальной политики: региональная проекция // Общество и экономика. 2006. № 1.
    77. Штайнхофф Д., Берджес Дж. Основы управления малым бизнесом. М., 1997. 493 с.
    78. Шулус А.А. Формирование системы поддержки малого предпринимательства в России. М., 1997.103 с.
    79. Эдвинссон Л. Корпоративная долгота. Навигация в экономике, основанной на знаниях. М.: ИНФРА-М, 2005. - 248 с.
    80. Янсен Ф. Эпоха инноваций: Пер. с англ. М.: ИНФРА-М, 2002.
    81. Aasmae, V. Kinnisvara omaniku ABC. Tallinn: Eesti entsuklopeediakirjastus, 1999, 279 lk.
    82. Adams S. Seven Years of Highly Defective People. Kansas City: Andrews and McMeel Publishing, 1997. - P. 37.
    83. Amending the Regulatory Flexibility Act: Past Performance and the Need for Meaningful Reform: Hearing before the Committee on Small Business,Ho use of Representatives, 104th Congr., 1st sess., Febr. 10, 1995. Wash. (D.C.), 1994. Ill, 151 p.
    84. Ashton C. Strategic Performance Measurement. L.: Business Intelligence, 1997.-P. 136.
    85. Ashton C. Transforming HR to Support Corporate Change / Ed. — London,1 /4: Business Intelligence, 1999.
    86. Barr S. Back to the Future // CFO, 1999 September - P 42 - 52.
    87. Blackwell Handbook of Organizational Learning and Knowledge Management L: Blackwell Publishers, 2003.
    88. Bradley J., Kangur A., Morgenroth D. Ex ante evaluation of the economic impact of the Estonian National Development Plan 2001 2004: An evaluation based on the hermin model. Dublin, Tallinn, 2001, p. 18 - 24.
    89. Buckingham M., Coffman C. First, Break All the Rules. NY: Simon & Schuster, 1999.
    90. Canning M., Godfrey M., Holzer-Zelazewska D. EU8 Finance Reform Crosscountry Study Financing Higher Education. 2005.
    91. Ciemente M., Greenspan D. Empowering Human Resources in the Merger and Acquisition Process. Glen Rock, NJ: Ciemente, Greenspan & Co. 1999. -P. 109.
    92. Cook M.F. Outsourcing Human Resources Functions. — NY: AMACOM. -1999.-P. 119.
    93. Cortada J.W., Woods J.A. The Quality Yearbook. NY.: McGraw-Hill, 1997. -P. 410-411.
    94. Day G.S. Tough Questions for Developing Strategies // The Jornal of Business Strategy, 1986
    95. Dess G.C., Picken J.C. Beyond Productivity NY: AMACOM, 1999 - P 228.
    96. Dike E. Structural Adjustment and Small-scale Industrial Enterpreneurs in South-Eastern Nigeria. Geneva, 1997. 2., V, 49 p.
    97. Duisenberg W. Eurosularaha esimesed iiheksa kuud. Kroon ja Majandus, 2003, № 1,1k. 80-86.
    98. Dunnigan J., Masterson D. The Way of the Warrior. NY.: St. Martin's Griffin, 1997.
    99. Edvinsson L., Malone S. Intellectual capital: the proven way to establish your company's real value measuring ist hidden brainpower. London:i/D1. Piatkus, 1997.
    100. Eesti statistika aastaraamat 2004 2010. Tallinn& Statistikaamet. 2011.
    101. Epstein M.J., Birchard B., Counting What Counts. Reading, Mass.: Perseus Books, 1998.
    102. European Higher Education in a Worldwide Perspective. Commission of the European Communities, Brussels, SEC 2005, 518 p.
    103. Fitz-enz J. The 8 Practices of Exceptional Companies. NY: AMA-COM, 1997.
    104. General Conditions to Stimulate Job Crearion in Small and medium-sized Enterprises. Geneva: International Labour Office (ILO), 1998. 22 p.
    105. Gethmann C.F. Teadmised ja voim. Teadus ja teadmistepohine uhiskond / Wissenschaft und wissenbasierte Gesllschaft Tartu, 2005, 535 lk.
    106. GustavssonB. Haridus kaasajal. Eesti Vabahandusliit, 2000.
    107. Hall B.P. Values development and learning organizations // Journal of Knowledge Management, 2001. Vol. 5. - № 1. - p. 19 - 32
    108. Heidenheimer A.J., Heclo H., Adams C.T. Vordlev halduspoliitika, Eesti Haldusjuhtimise Instituut, 1995, 416 lk.lll.Imparato N., Harari O. Jumping the Curve. SanFrancisco: Jossey-Bass, 1994.
    109. Kaasa A. Inimkapitali kvaliteedist Eestis IV Valis-Eesti congress, Ettekannete kokkuvotted, Tallinn 1999.
    110. Kaing, M. Kinnisvara alused. Tartu: Atlex., 2003.
    111. Kallakmaa-Kapsta, A. Kinnisvaraturu arengut mojutavad tegurid. Eesti pank, 2007.
    112. Kaplan R.S., Norton D P The Strategy Focused Organisation. Boston. Harvard Business School Press, 2001, 397 p.
    113. Kattel R. Sissejuhatus: Teadmistepohine riik ja majandus. "Kogumik Teadmistepohine riik ja majandus", Riigikantselei, 2004, lk. 6-15.
    114. Kelder, J. Eesti rahareform 1992. Tartu, 1997, 204 lk.1 /0
    115. Kiili J. Sissejuhatus keskkonnapoliitikasse, TTU Kirjastus, Tallinn 2000, 2151k.
    116. Kraft, V. Eesti raha ja majandus Euroopa Liiduga uhinemise lavel. Kroon ja Majandus, 2002, № 1, lk. 8 - 20.
    117. Kuhlbach, H., Prisk, P., Lauren, A. Kinnisvaraopik. Tallinn: Agitaator OU. 2002, 280 Ik.
    118. Lajoux A.R. The Art of M&A Integration. NY.: McGrow-Hill 1998 - P. 69 - 74.
    119. Leirman W. Neli hariduskultuuri, Eesti Vabaharidusliit, 2003.
    120. Lev B. Intangibles: Management, Measurement and Reporting. Brookings Institution. Washington., 2002.
    121. Linstone H.A., Turoff M. The Delphi Method: Techniques and Applications, 2002.
    122. McKenzie, D.J., Betts, R.M. Essentials of real estate. Fourth edition. New Jersey: Prentice Hall., 1996, 470 p.
    123. Murray T.S. Aspects of Human Capital and Knowledge Economy: Challnges for Measurement. Desember, 2005.
    124. Phillips J. Return on Investment. Houston: Gulf Publishing, 1997.
    125. Psacharopoulos G. Human Capital Statistics in the EU. Present state and possible improvements. 2005.
    126. Rodrigues M.J. Euroopa strateegia sajandivahetusel. Kogumik "Teadmistepohine riik ja majandus"- Riigikantselei, 2004.
    127. Saal T., Ounapuu T. Development of an institution of higher education as a provider for the society's sustainability in Estonia
    128. Mainor Business School). In: 20 Space Annual General Meeting and International Conference, Tallinn, 21-25 April 2009 „Entrepreneurship, Sustainability and Education: Breaking. Barriers and Achieving Links,,: Tallinn, 2009, 22.
    129. Saal T. Of the Possibilities Offered by the Delphi Method for Predictingi //
    130. Crisis Periods in Estonia. In: University of Management and Economics, Vilnius: Conference proceeding: Insights into the sustainable growth of business. MMRC conference, 19-21 Nov, 2009, Vilnius, University of management and economics, Vilnius, 2009.
    131. Saal Т. About Methods for Forecatings of Impotrant Changes in Society's Development. In: Education and Economy 2009: materials of international scientific confrence: Education and Economy 2009, Tallinn Vilnius. Tallinn: 2009, 111 -118.
    132. Saal T. Reproduction of human resource devoted to science and technology in Estonia compared with Baltic states and Nordic countries 1995 2005. Vadyba/Management, Tallinn, 2009, 3 - 4, 85 - 92.
    133. Saal T. Tertiary educational needs and demands, bases of it prognosis, TTU Rahvusvaheline teaduskonverents "Handus ja majandus" / Education and Economy, 2007. 115- 117.
    134. Saal Т. Teadus- ja tehnoloogia inimressursi taastootmisest Eestis vorreldes Balti- ja Pohjamaadega a. 1995 2003. Eesti Sotsiaalteaduste V Aastakonverents (ESAK V), Tallinn, 2005.
    135. Saal Т. Teadus- ja tehnoloogia inimressursi taastootmisest Eestis Balti ja Pohjamaade kontekstis. In: Verslas-Studijos-Mokslas 2005: International Conference Business Studies - Science, Rietavas, 2005, 38-43.
    136. Saal Т. Teaduse ja tehnoloogia inimressurss Balti riikides 1993 2003. Tallinn, 2005.
    137. Saal Т. Trendid korghariduses Eestis teel teadmistepohisele majandusele. In: Haridus ja majandus: Rahvusvaheline teaduskonverents Haridus ja majandus / Education and economy, Tallinn, 2005, 122 125.
    138. Saal Т. Intellektuaalne kapital olemus ja struktuur. Halduskultuur 2003: teaduskonverentsi ettekanded. Tallinn: TTY puuduv kirjastus, 2004, p. 92 -119.
    139. Saal Т. Ettevotlus, konkurents jariskid hariduselus. In: Haridus ja majandus: Rahvusvaheline teaduskonverents Haridus ja majandus- Tallinn, 2002, p. 74 -76.
    140. Small Business Technology Transfer Pilot Program: Hearing before the Subcommittee on Governmental Programs of the Committee on Small Business, House of Representatives, 105th Congr., 1st sess., May 22, 1997. Wash. (D.C.), 1997. Ill, 115 p.
    141. Strack G. Catching up with the EU? Comparing highly qualified human resources in the EU and the Acceding Countries. Statistics in Focus. 9 -9/2003: Eurostat.
    142. Sullivan H.P. Value- Driven Intellectual Capital. How to Convert Intangible Corporate Assets into Market Value. New York. John Wiley&Sons.Inc., 2000.
    143. Usin E. Majandusarvestus ja finantsjuhtimine II, Inimkapitali v"rtuse hindamise voimalikkus raamatupidamise aruannetes, TTU, Tallinn 2001 lk.1 /У24 29.
    144. Vork A. Kvantitatiivsese meetodite kasutamine mojude eelhindamisel. Praxis / Tartu Ulikool, 2007.
    145. Abiks Euroopa Liidu struktuurifondidest toetuse taotlejatele. http://ester.nlib.ee: 108 l/searchest/tabiks+euroopa+liidu+struktuurifondidest
    146. Euroopa Liidu riikide statistika http://europa.eu.int/comm/eurostat., экономика и финансы.
    147. Global Property Guide www.global.propertyguide.com.
    148. Internationa Monetary Fund www.imf.org.
    149. Lepik, K., Eesti kinnisvaraturu perspektiivid. http://www.tarkinvestor.ee/analysis.php?idee=21 . 20.10.2007.
    150. Luthy D.H. Intellectual capital and its measurement. http://www.bus.osaka-cu.ac.jp/apira98/archives/htmls/25.htm
    151. Oja A. Aripaev. Vitsut: eluasemelaene kustutatakse juba SMS-laenude ja teiste kiirlaenudega. http ://www.ap3 .ee/Default2.aspx?ArticleID=9a8eel4f-fedf-4125-adee-97dc 16e776f7. . 20.11.2007.
    152. Postimees. Moody's: Эстонская экономика перегревается. http://rus.postimees.ee/270607/glavnajayestonijayi 8520.php. 10.11.2007.
    153. Public A. An accounting tool for 1С management. http://www.measuring-ip.at/Papers/ham99txt.htm
    154. Sandvik E. Topplinjen Sanseapparatet som gjor bedriften smartere. The method was developed in a consulting process „Forum for Intellektuell18U
    155. Kapital" 2004 http://www.humankapitalgruppen.no
    156. Statistikaamet. Eesti pohilised sotsiaal- ja majandus naitajad 07/04. rhttp://www.stat.ee/files/eva2004/ul070402.pdfl 13.09.2004
    157. Stuter L. The Delphi Technique: www, premier 1 ¦net/~barkonwd/school/DELPHI.htm
    158. Sveiby K.E. Methods for Measuring Intangible Assets Jan 2001, updated Aprill 2001, May 2002, October 2002, April 2004 http://www.sveiby.com/articles/MeasureIntangibleAssets.html
    159. Tamming A. Majanduse tsiiklilisus. Mis see on? Kullaleht. 2007. № 2. Ik. 12.
    160. Абчук B.A. Курс предпринимательства. Издательство: Альфа Год: 2001 Страниц: 544 http://www.i-u.ru/biblio/archive/abchuk kurs/
    161. Айвазян С.Я. и др Стратегии бизнеса: справочниик. Под ред. Г.Б. Клейнера. М.:1998 http://www.aup.ru/books/m71/
    162. Айгистова О.В. и др. Основы построения бизнес-инкубаторов. М., 1999, 128 с. http://www.rcsme.ru/libArt.asp?id=4307
    163. Алексеенко М. Диверсификация деятельности малых предприятий. http://www.masters.donntu.edu.Ua/2004/fem/aleksandrov/lib/9.htm
    164. Банк Эстонии www.esstipank.info., статистика: таблицы.
    165. Бизнес-инкубаторы в системе поддержки малого бизнеса: российский и международный опыт. Под ред. Маркварт Э. М., 2001, 136 с. http://www.rcsme.ru/libArt.asp?id=3602
    166. Бизнес-инкубаторы как инструмент содействия развитию экономики на муниципальном уровне. Под ред. Х.Берра Спб.: 2000, 54 с. http://www.rcsme.ru/libArt.asp?id=4320
    167. Бизнес-словарь — внешнеэкономическая деятельность. http://businessvoc.ru/default.asp?theme=10
    168. Бобкова Е.В., Майорова H.A. Человеческий капитал с позициисистемного noflxofla.http://iournal.vlsu.ru/mdex.php?id=899181
    169. Бронштейн M. Экономика: «нежная» посадка или депрессия http://rus.postimees.ee/121007/glavnaja/mnenie/23745l.php. .5.10.2007.
    170. Виссема X. Управление бизнес-единицами: децентрализация предпринимательства.http://www.dis.rU/library/manag/archive/1999/4/806.html
    171. Власова Ю. Деловые ведомости. «Кредитные проблемы» проблемы деликатные.http://www.dv.ee/Default2.aspx?ArticleID=9bd0ea67-c210-460d-864е-103 а54е013 ec&open=sec. .17.11.2007.
    172. Власова Ю. Деловые ведомости. Возможное будущее эстонского рынка жилья. http://www.dv.ee/Default2.aspx. 20.11.2007.
    173. Вуллакотт М. Система обеспечения качества бизнес инкубации. http://www.rcsme.ru/libArt.asp?id=4766
    174. Гемюнден Х.Г., Конрад Э.Д. Поведение предпринимателя при создании нового предприятия как важный фактор успеха. http://vasilievaa.narod.ru/ptpu/20301.htm
    175. Гербер М. Предпринимательство: миф и реальность, (содерж.) http://www.download.koob.ru/gerber/enterprisemythand reality
    176. Голованов Е. Экономический цикл. http://www.fundament.forekc.ru/index21 .htm. 12.10.2007.
    177. Грачева М.В. Начинающему инноватору. Инновационное предпринимательство, его риски и обеспечение безопасности. http ://stra.teg.ru/lenta/innovation/3 8/print
    178. Дейв M. И др. Деловое мышление. http://www.cfin.ru/management/strategy/
    179. Джалилова А. Слишком много денег, http://www.np.kz/2007/41/rissled3.html. 16.11.2007.
    180. Доклад ЕБРР о процессе перехода за 2007. Режим доступа: http.//www.ebrd.com/new/pressrel/2007/070520aru.htm
    181. Духонин и др. Управление эффективностью бизнеса.
    182. Алышна Бизнес Букс Год: 2005 Страниц: 282 http://financepro.ru/2007/06/10/upravlenie ieffektivnostiu biznesa.html
    183. Евневич М. Собственник и менеджер: кто реально управляет предприятием, http://eha.org.ru/published/manager/sobstv-menedg/
    184. Елкин В.В. Основы бизнеса. СПб., 2004.- 76 с http://window.edu.ru/window catalog/files/r44808/elkin.pdf
    185. Ерофеев А., Грановский Б. Как планированть реструктуризацию бизнеса? http://www.management.com.ua/ct/ct045.html
    186. Жизненный цикл малых и средних предприятий (МСП). http://docs.rcsme.ru/rus/RC/Fin-technol/Partl-3.htm
    187. Имамбаев Н. Взаимоотношения собственника и наемного менеджера в малом и среднем бизнесе, http://www.iteam.ru/publications/strategy/
    188. Инновационные процессы в малом предпринимательстве. 1999. 236 с. http://docs.rcsme.ru/rus/RC/Innovations/default.htm
    189. Интеллектуальная собственность для бизнеса. http://www.rcsme.ru/libArt.asp?id=4732
    190. Иода Е.В., Иода Ю.В., Мешкова Л.Л., Болотина E.H., Управление предпринимательскими рисками. 2-е изд., испр. и перераб. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2002. - 212 с. http://window.edu.ru/window/library?prid=21686
    191. Использование компьютеров и интернет для бизнеса. http://www.college.ru/economics/internet.html
    192. Кантарбаева А., Мустафин А. Теория предпринимательства и эволюционная экономика, http://www.xserver.ru/user/tpree/
    193. Кирьянов A.B. Виды инвестиций в человеческий капитал и их эффективность, http://www.cfin.ru/bandurin/article/sbrn07/08.shtml
    194. Кокорина Д.Б. Кризис и антикризисное управление. http://lib.socio.msu.ru/ 04.10.2007.
    195. Колесникова Л.А. Предпринимательство и малый бизнес всовременном государстве: управление развитием. М., 2000, 290 с. http://www.rcsme.ru/libArt.asp?id=3567
    196. Корицкий A.B. Введение в теорию человеческого капитала. http://www.sibupk.nsk.Su/New/04/cnairs/c ectheory/kapital/bookl.htm
    197. Коротков Э.Л., Шестопал Ю.Т., Дорофеев В.Д. Конкурентные позиции бизнеса. М.: "Инфрам-М", 2003. - 261 с. http://window.edu.ru/window
    198. Косарева Н., Туманов А. Ипотечный кризис США: причины и уроки для России, http://www.urbaneconomics.ru/ 05.11.2007.
    199. Критерии отнесения предприятий к категориям микро, малых и средних, http://www.rcsme.ru/libArt.asp?id=3923
    200. Крылова И. Рост экономики США замедляется? http://www.fmmarket.com.ua/files/articles/rostekonomikisshazamedlyae tsya.doc. .4.11.2007.
    201. Кто ждет перемен? Особенности управления изменениями в малом и среднем бизнесе, http://www.cfin.ru/management/strategy/change/
    202. Кукушкин В., Прокопенко С. Диверсификация реальная основа устойчивого бизнeca. http://www.bdm.ru/arhiv/2000/04/52-54.html
    203. Курс «Ваш бизнес», http://www.dist-cons.ru/modules/study/index.html
    204. Лапицкая Л.В., Чемоданова Е.В. Франчайзинговая модель организации бизнеса, http://s2b.ru/library/f/franchaizingovay.htm
    205. Либерт Т. Как малые предприятия способствуют расширению американской экономики. http://www.america.gov/st/econ-russian/2008/August/
    206. Лоскутов В.И. Антиэкономикс. Мурманск: МГТУ. 2003, 162 стр. http://www.loskutov.murmansk.ru/work-04/work-04-008.html.
    207. Лукьянчиков Г. Разноцветные пузыри, http://www.sob.ru/issue691.html. 27.10.2007.
    208. Мазур Е.Е. Концептуальные основы макромаркетинга в сфере малого предпринимательства.
    209. Маслов Д. Применение бенчмаркинга на малых и средних npeдприятияx.http://www.cfin.ru/management/controlling/
    210. Мейер Маршалл Оценка эффективности бизнеса. М., 2004.- 272 с. http://www.classs.rU/library/node/l301
    211. Мелкое предпринимательство основа экономического развития. http://voungmeteor.liveiournal.com/148563.html
    212. Мендельсон М. Руководство по Франчайзингу. М., 1995, 121 с. http://www.rcsme.ru/libArt.asp?id=3572
    213. Менеджмент. Пособие для предпринимателей. 2005 http://www.rcsme.ru
    214. Немкович Е.Г., Курило Е.А. Управление кадрами на предприятиях малого и среднего бизнеса, http://smb.economy.gov.ru
    215. Нойбауер X. Инновационная деятельность на малых и средних предприятиях. http://www.cfin.ru/management/strategv/smallbizinno.shtml
    216. Обзор малого и среднего предпринимательства, ОЭСР (OECD Small and Medium Enterprise Outlook) http://www.rcsme.ru/libArt.asp?id=4784
    217. Оголева Л.H. Модель роста бизнеса в зависимости от жизненного цикла организации http://www.elitarium.ru
    218. Организация связей с общественностью в малой и средней фирме. http://www.pressclub.host.ru/PRMS.shtml
    219. Орлов A.B. и др. Менеджмент в XXI веке. Менеджмент в малом предпринимательстве. 2005, 138 с. http://www.rcsme.ru
    220. Осадчая И., 2001. Российская экономическая мысль прошлое и настоящее. Люди и судьбы. Наука и жизнь. № 2. http://www.nki.ru 1.23.11.2007.
    221. Официальный сайт Министерства образования и науки Эстонии www.hm.ee
    222. Оцени себя как предпринимателя. Иркуцк, 2005, 73 с. http://www.rcsme.ru
    223. Пинегина M.B. и др. Подходы и методы моделирования взаймодействия малых и больших предприятий на основе франчайзинга, http://cfin.ru/press/afa/2001-2/52hach.shtml
    224. Пищик В. Евро и макроэкономическая сбалансированность в ЕС — Мировая экономика и международные отношения, 2003, № 5, стр. 28 -34.
    225. Пороховский. От инновационного развития к инновационной экономике, http://dlib.eastview.eom/browse/doc/21934935
    226. Практикум по проведению маркетинга. Как внедрять маркетинг на малых и средних предприятиях, http://www.rcsme.ru
    227. Предпринимательство и малый бизнес. Электронный журнал Государственного департамента США январь 2006 года. http://www.america.gov/ru
    228. Промышленная кооперация в малом и среднем бизнесе, http://www.dist-cons.ru
    229. Развитие предпринимательства в Эстонии. Aktiva.ee http://rus.loR.ee/
    230. Расширение ЕС и евро. Финансы, № 11 http://www.finansmag.ru/.
    231. Рекомендации Европейской Комиссии для определения микропредприятий, малых и средних предприятий, http://www.rcsme.ru/
    232. Pax А. Эстония может взорвать экономику балтийского региона. Информационное агентство Росбалт. http://www.rosbalt.ru. 16.10.2007.
    233. Руководство по бизнес-инкубации. 2005, 23 с. http://www.rcsme.ru
    234. Сайт Департамента рынка труда http://www.tta.ee
    235. Сайт для предпринимателей Эстонии, http://rus.aktiva.ee/
    236. Сайт Целевого учреждения разаития предпринимательства http://www.eas.ee
    237. Сайт Таллинского Департамента предпринимательства http://ettevotia.tallinn.ee
    238. Р.П. Что такое бизнес-инкубатор? http://www.sciteclibrary.ru
    239. Словарь делового человека, http://www.dist-cons.ru/
    240. Словарь Скляренко предпринимателя, http://www.kcn.ru/
    241. Смирницкий Е. Экономические показатели бизнеса. М., 2002.- 512 с. http://www.sevendays.com.ua/
    242. Сосна С.А., E.H. Васильева. Франчайзинг. Коммерческая концессия. Издательство: Москва, ИКЦ "Академкнига" Год: 2005 Страниц: 375 PDF http://www.kodges.ru
    243. Структурные фонды ЕС. http://www.sisemin.gov.ee/
    244. Тоотс, Я. Эстония и Маастрихтские критерии, http://www.moles.ee/
    245. Хайт М. В поиске собственного капитала. Кёлн: 2006 http://www.finance-dms.com/
    246. Хмеленко А., 2002. И к нам вернется Кондратьев. Компьютерра. № 49. http://offline.computerra.ru/
    247. Человеческий капитал: содержание и виды, оценка и стимулирование. Под ред. В.Т. Смирнова М., 2005. 520 с. PDF http://www.plproiect.ru/
    248. Черецкий В., Лось П. Евро был твердой и надежной валютойhttp://www.dw-world.de/russian/. 13.09.2004
    249. Шевченко И.К. Организация предпринимательской деятельности. Тагонрог, 2004. http://www.aup.ru/
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости