Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Закономерности и тенденции развития современного предпринимательства на региональных рынках теплоснабжения. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук

На правах рукописи
Семенов Владислав Валерьевич

Ставрополь - 2011

Специальность: 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством
(экономика предпринимательства)

Научный руководитель - доктор экономических наук, профессор Торопцев Е.Л.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

1. Теоретические аспекты предпринимательства как научной дисциплины и вида экономической деятельности
1.1 Экономическая сущность и содержание малого и среднего предпринимательства на целевых рынках регионов России
1.2 Анализ и возможности использования опыта предпринимательства на зарубежных рынках отопительных услуг
1.3 Особенности российского рынка систем отопления

2. Этапы становления и перспективы развития предпринимательства на рынке теплоснабжения
2.1 Оценка импортной составляющей в составе котельного оборудования на российском рынке услуг отопления
2.2 Характеристики товарных линий российского рынка систем отопления
2.3. Анализ состояния ЖКХ и условий предпринимательства на рынке систем отопления как подсистемы ЖКХ

3. Методики, методы и модели формирования конкурентоспособности участников рынка систем отопления
3.1 Рейтинговая оценка участников рынка систем отопления
3.2 Исследование системы факторов, влияющих на результирующую эффективность предпринимательской деятельности на рынке систем отопления.
3.3 Моделирование и методика управления предпринимательской деятельностью на рынке систем отопления

Введение

Актуальность темы исследования. В последнее время в России усиливается интерес к децентрализованному, индивидуальному, поквартирному отоплению, поскольку существующие тепловые сети в своем абсолютном большинстве устарели как в моральном, так и в физическом отношении и не справляются с нагрузками, а их ремонт тяжким бременем ложится на стоимость обслуживания жилья и производственных помещений. Альтернативой централизованному отоплению могут выступать блочные и крышные котельные или индивидуальное поквартирное отопление. В новых системах принципиально должны быть заинтересованы потребители, государство и муниципалитеты, которые смогут сэкономить энергоресурсы, а последние снять с себя ответственность за обеспечение теплом и горячей водой населения, а также решить вопрос регулирования предпринимательской деятельности на рынке отопительных услуг/ Данная проблема весьма актуальна, так как затрагивает все слои населения, уровни предпринимательства и управления.

Высокая социально-экономическая актуальность развития предпринимательской деятельности в сфере отопительных услуг, управление ею на основе современного инструментария ведения предпринимательства на региональном рынке отопительных услуг в ближайшем будущем предопределит, на наш взгляд, характеристики и показатели роста социально-экономического развития экономики регионов и страны в целом. Развитие предпринимательства в сфере рынка отопительных услуг на основе предлагаемой совокупности моделей и методов имеет высокую практическую значимость и пока еще слабую научную основу. С наибольшей убедительностью это доказывают принятые в РФ национальные проекты, обеспеченные значительными финансовыми ресурсами имеющие в качестве стратегических приоритетов социальную направленность. Развитие предпринимательства в сфере рынка отопительных услуг на основе предлагаемой совокупности моделей и методов является важной научной задачей отечественной, имеющей теоретическое, практическое и социально-экономическое значение. Это обусловило актуальность выбранной темы и содержания диссертационной работы.

Степень разработанности проблемы. Диссертационное исследование опирается на постиндустриальную парадигму экономического развития, основы которой заложены В. Вернадским, Н. Моисеевым, И. Шумпетером и Ф. Броделем, работы которых ориентируют на осуществление базисных инноваций, на разрешение противоречий переходного периода, на инновационный путь развития экономики и предпринимательства.

Изучение развития предпринимательских структур на заявленном целевом рынке, как на региональном, так и на федеральном уровне явилось предметом исследования многих отечественных и зарубежных ученых, таких как: Л.И. Абалкин, B.C. Балабанов, E.H. Борисенко, Д.Ф. Вермель, С.С. Галазова, Е.В. Серова, В.В. Маслаков, В.А. Королев, Т.И. Токаева, В.М. Рябцев, В.К., Михненко Т.Н, К. Гриффин, Г.Роланд, М. Трейси, О.И. Шаталовой и других. В их работах исследование предпринимательской деятельности сводилось в основном к определению концептуальных подходов определения предпринимательства, и формированию комплексной государственной политики в данной предметной области. Исследование особенностей применения многомерного статистического анализа на целевых рынках нашло отражение в работах таких ученых как: С.А. Айвазян, B.C. Мхитарян, Е.И. Громов, Л.Б. Назарова, A.M. Дубров, Н.Х. Токаев, В.А. Прокофьев, A.A. Френкель, Г. Хартман, М. Кендалл, А. Стюарт, К. Иберла, Д. Лоули и др. Однако в их исследованиях недостаточно учитывается фактор предпринимательства как вида экономической деятельности в части его воздействия на региональный аспект. В этой связи возрастает роль применения экономико-статистических методов как средства методологического и информационного исследования влияния предпринимательского сектора на условия регулирования и.регулируемости рынка, что позволяет осуществлять принятие адекватных управленческих решении. Недостаточная разработанность этих аспектов решения важной народнохозяйственной задачи определила выбор темы диссертационного исследования.

Цель и задачи исследования. Целью диссертационного исследования является развитие теоретических основ и разработка практических рекомендаций по повышению экономической эффективности предпринимательства в системе обеспечения теплоснабжением региона, основанных на оценке социально-экономической составляющей рынка, разработке методики и алгоритма прогнозирования его динамики.

Реализация поставленной цели определила постановку и решение следующих основных задач:

- исследовать и уточнить сущность и теоретические аспекты развития предпринимательских структур на рынке систем отопления;
- выявить особенности российского рынка систем отопления
- провести оценку рынка котельного оборудования, а также выявить импортную составляющую на российском рынке. проанализировать состояние ЖКХ и определить основные направления повышения экономической эффективности перехода на децентрализованное отопление как необходимых условий развития предпринимательства в данной отрасли; определить основные факторы предпринимательской среды отопительной сферы региона;
- усовершенствовать методические подходы к прогнозированию социально-экономической деятельности в области предпринимательства на целевом рынке отопительных услуг;
- разработать методику и алгоритм анализа и прогнозирования уровня востребованности населением отопительных услуг и их продаж в зависимости от изменяющихся условий предпринимательской среды. разработать модель формирования конкурентоспособности предприятия в условиях изменяющейся конкурентной среды на рынке систем отопления.

Предмет и объект исследования. Предметом исследования настоящей работы являются экономические процессы, определяющие уровень развития предпринимательства в системе рынка отопительных услуг региона. Объектом исследования данной работы являются предпринимательские структуры рынка отопительного оборудования, функционирующие в Ставропольском крае и Российской Федерации.

Теоретико-методологической основой исследования послужили научные труды российских и зарубежных ученых в области социально-экономической политики развития ЖКХ и предпринимательства. Обоснование теоретических положений и аргументация выводов осуществлялись на основе общенаучных, общеэкономических и специальных методов исследования: монографического, экономико-статистического, математического моделирования, абстрактно-логического, анкетирования, социологического опроса, наблюдения и др.

Обработка информации, ее анализ и получение результатов производились с применением математических пакетов прикладных программ Microsoft Office Excel 2007, Microsoft Office Visio 2005, системы компьютерной математики Maple 9.5.

Инструментарно-методический аппарат. В диссертационной работе применялись различные методические подходы к повышению эффективности предпринимательства как инструмента стимулирования социально-экономического развития, в том числе, экономико-математические, статистические, социологические, абстрактно-логические методы, а также экономический, сравнительный и системный анализ.

Соответствие темы диссертации требованиям паспорта специальностей ВАК (по экономическим наукам). Исследование выполнено в рамках специальности 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством: экономика предпринимательства и соответствует п. 10.3 — « Анализ закономерностей и тенденции развития современного предпринимательства».

Информационной и эмпирической базой исследования явились законы и нормативные акты Российской Федерации, официальные источники Федеральной службы государственной статистики, а также данные целевых исследований российского рынка отопительного оборудования, проводимых в период с 2001г. по 2007г., дополненные результатами анализа рынка за 2008г. и первую половину 2009г. В исследовании использованы данные официальной таможенной статистики, отраслевая информация, а также пресс-релизы и прайс-листы компаний — участников рынка котельного оборудования.

В исследовании применены различные методы обработки статистических показателей, среди которых следует отметить метод статистических группировок, кластерный анализ, непараметрические методы многомерной статистической оценки, корреляционно-регрессионный анализ, метод главных компонент и другие методы многомерного статистического анализа. Материалы международных, всероссийских и региональных конференций, материалы интернет-порталов, а также данные, полученные автором в процессе научно-исследовательской работы.

Рабочая гипотеза диссертационного исследования основана на системе теоретико-методологических положений анализа и моделирования развития современного предпринимательства на региональных рынках теплоснабжения, а также научной позиции автора, согласно которой, основой современного предпринимательства на рынке теплоснабжения является комплексный подход, основанный на сочетании развития теоретических основ в части совершенствования механизмов поддержки и разработке практических рекомендаций по оценке социально-экономической составляющей рынка теплоснабжения и развития предпринимательской деятельности на нем за счет новых методических подходов к прогнозированию динамики рынка.

Положения диссертации, выносимые на защиту:

  1. На основе анализа существующего набора определений предпринимательства, работ отечественных и зарубежных авторов по предпринимательству установлена<возможность уточнения понятия малого и среднего предпринимательства в части учета доли охватываемого рынка, размаха номенклатуры продуктов, с которыми оперирует ; субъект предпринимательства и объемов задействованных при этом ресурсов, а также: детализации производственно-коммерческой среды функционирования.
  2. Очевидны перспективы перехода к децентрализованному отоплению жилых помещений по всей территории России по мере роста благосостояния населения и износа тепловых сетей и крупных котельных. В этом заинтересованы население (в любое время года ш суток в квартире поддерживается желаемая температура), государство, предприниматели и муниципалитеты, которые могут сэкономить энергетические и финансовые ресурсы (политика сбережения и сберегающие технологии - важнейший национальный приоритет), а муниципалитеты еще и снять с себя ответственность за теплоснабжение. Децентрализованную систему предприниматели: охотно возьмут на. обслуживание, так как, децентрализованные системы теплоснабжения комфортнее и лучше по таким показателям, определенным в работе, как: требуемые; инвестиции, эффективность использования, тепла, отношения собственности, удобство и простота эксплуатации и сохранность оборудования.
  3. Бизнес активно идет в новое строительство, выполняя высокорентабельную работу, но не идет в систему ЖКХ, находящуюся в ветхом состоянии и существующую в режиме хронического недофинансирования. Предпринимательство здесь подвержено страновым, региональным, отраслевым, финансово-экономическим, правовым и прочим рискам. Возможности по управлению рисками производственно-коммерческой деятельности ограничены и заключаются в сочетании бизнеса, связанного с новым строительством (крупные жилые комплексы, производственные помещения, коттеджи для элиты) и обслуживанием инженерных коммуникаций и установок в старом жилом фонде. На этом пути необходимо, обеспечить ритмичное государственное финансирование; предусмотреть налоговые льготы для предпринимательских структур; организовать процедуру допуска к монтажу нового теплового оборудования, только те предприятия, которые согласятся взять на себя заботы- по поддержанию работоспособности определенного количества действующих объектов централизованного теплоснабжения. Следовательно, бизнесу придется пожертвовать частью общей рентабельности предприятий, а государству обеспечить предпринимателей защитой и преференциями в рамках частно-государственного партнерства.
  4. На основе использования выявленной совокупности факторов, влияющих на эффективность предпринимательской деятельности на целевом рынке систем отопления, разработана методика оценки обеспеченности территорий и прогнозирования объемов продаж на них оборудования и услуг на региональном рынке систем отопления. Методика формализована в виде пятиэтапного алгоритма. Он начинается с анализа ёмкости рынка на определенной территории, реализующий многомерный сравнительный анализ обеспеченности территорий. На основании анализа строится прогноз уровня развития рынка, под которым понимается состояние активного спроса на отопительное оборудование, востребованные услуги по его обслуживанию и объемы продаж.
  5. Моделирование конкурентоспособности предприятий на региональном рынке теплоснабжения, носящем олигопольный характер при наличии неустойчивой группы предприятий на нем ведет к необходимости построения новой формализованной модели её оценки, учитывающей совокупность факторов, на фоне которой осуществляется производственно-коммерческая деятельность. Модель должна обеспечить объективность и однозначность такой оценки и её чувствительности к факторам в рамках бальной системы, для чего целесообразно использование элементов теории нечетких множеств и последующей дефазификацией результатов.

Научная новизна исследования заключается в экономическом обосновании и улучшении эффективности предпринимательских. структур, их устойчивого функционирования и развития в системе обеспечения региона теплоснабжением, базирующихся на разработке новых методов анализа системы управления и поддержки предпринимательства, с учетом разработанной методики оценки обеспеченности территорий и прогнозирования объемов продаж на них, в условиях разработанной модели конкурентоспособности. К числу научных результатов, содержащих элементы научной новизны и выносимых на защиту, относятся следующие:

- уточнено понятие малого и среднего предпринимательства, отличающееся от существующих спектром количественных оценок и характеристик, отражающих доли рынков, товарные линии, объемы продаж, основного капитала и трудовых ресурсов, что позволяет более обоснованно относить предприятия к той или иной категории по их размеру и объемам деятельности;
- проведен анализ рынка систем отопления, который позволил установить рациональные сочетания централизации и децентрализации предоставления услуг на нем с постепенным смещением в сторону децентрализации по мере амортизации тепловых сетей и роста материального благополучия населения. Данный процесс будет сопровождаться переходом собственности от муниципалитетов к частным предприятиям малых и средних форм на фоне высокой планки требований к качеству услуг, жесткого государственного контроля над соблюдением стандартов этого качества частными производителями услуг;
- определены главные направления государственной поддержки и управления предпринимательством методом структурно-функционального анализа, учитывающим специфику исследуемого целевого рынка и варианты хеджирования рисков, к которым относятся ускоренное развитие институциональной среды, и целенаправленное изменение распределения рыночных долей, формирование конкурентного рынка, содействие и помощь отдельным мелким и средним предприятиям в целях их лучшей адаптации к условиям хозяйствования, что повлечет за собой развитие конкурентной среды на исследуемом целевом рынке; разработана методика прогнозирования объемов продаж оборудования и услуг на рынке систем отопления, на основе анализа совокупности факторов, влияющих на условия и эффективность предпринимательской деятельности, отличающаяся от существующих учетом показателей эффективности строительной индустрии, сегментации рынка по доходам потребителей, муниципальных образований — по обеспеченности комфортным теплом и взаимозависимости эффективности предпринимательства и дифференциации рынка (т.е. наполнения его товарными линиями); разработана модель конкурентоспособности предприятия на основе анализа совокупности сопровождающих производственно-коммерческую деятельность факторов, предназначенная для сопоставительного1 анализа участников рынка по этому показателю. Модель формализована в виде дерева ориентированного трехдольного графа, в корне которого расположена функция конкурентоспособности Гц. Большие значения Гц означают более высокую конкурентоспособность. Терминальные вершины занимают частные влияющие факторы, нетерминальные вершины представляют собой свертки исходных факторов, а дуги графа, выходящие из нетерминальных вершин — укрупненные влияющие факторы.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования определяется актуальностью поставленной цели и решаемых задач, методическими новациями в части обоснования роли, анализа эффективности, уровня и перспектив развития предпринимательства на региональном целевом рынке систем отопления. Полученные результаты предназначены для использования в практической деятельности участников рынка и региональных органов власти при формировании планов и стратегий социально-экономического развития. Основные теоретические выводы диссертационного исследования нашли применение в процессе преподавания дисциплин «Предпринимательство», «Экономика предприятия» в рамках высшего и среднего профессионального образования. Разработки автора приняты к использованию Комитетом экономического развития и торговли администрации города Ставрополя для разработки рекомендаций по совершенствованию функционирования и развития предпринимательских структур как фактора повышения стабильности отопительного обеспечения региона.

Апробация результатов исследования. Основные положения, теоретические обобщения и выводы диссертационного исследования были изложены и получили одобрение на научно-практических конференциях (2007-2010гг.). Научные разработки и предложения, содержащиеся в диссертации, нашли применение в практике ООО «Гефест» и малого инвестиционного предприятия ООО «Экономико-аналитический центр Ставропольского государственного университета». Основное содержание работы и результаты проведенных исследований изложены в 10 публикациях общим объемом 5,4 п.л. (в т.ч. в издании, рекомендованном ВАК в 3 публикациях общим объемом — 0,8 п.л.)

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, объединяющих 9 параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложений. Работа содержит 22 таблицы, 56 рисунков и 6 приложений.

Заключение

В работе дано оригинальное определение малого и/или среднего предпринимательства, уточняющее долю охватываемого рынка, размах номенклатуры продуктов, с которыми оперирует субъект предпринимательства и объемы задействованных при этом ресурсов, а также очерчивающее производственно-коммерческую среду функционирования. Малое и среднее предпринимательство рассматривалось в связи с его ключевой ролью в экономике региона, а также в связи с тем, что именно его имеют в виду, когда используют термин в быту и науке. Крупное предпринимательство - это нечто иное, особым способом стоящее свои отношения с государством и обществом, и когда речь идет о нем, чаще употребляют термин «бизнес».

Рассмотренные в главе 1 действующие механизмы поддержки предпринимательства оставляют широкий простор для их совершенствования в части налогообложения (актуально снижение ставок ЕСН и НДС, упрощение системы их учета и оплаты), более широкого развития франчайзинга и фондов венчурного капитала, вариантов финансово-кредитной поддержки. Показаны перспективы перехода к децентрализованному отоплению жилых помещений по всей территории России по мере роста благосостояния населения и износа тепловых сетей и крупных котельных. В этом заинтересованы население (в любое время года и суток в квартире поддерживается желаемая температура), государство, предприниматели и муниципалитеты, которые могут сэкономить энергетические и финансовые ресурсы (политика сбережения и сберегающие технологии — важнейший национальный приоритет), а муниципалитеты еще и снять с себя ответственность за теплоснабжение. Децентрализованные системы теплоснабжения комфортнее и лучше по таким показателям, как: требуемые инвестиции, эффективность использования тепла, отношения собственности, удобство и простота эксплуатации и сохранность оборудования. Децентрализованную систему предприниматели охотно возьмут на обслуживание.

Бизнес охотно идет в новое строительство, выполняя высокорентабельную работу, но не идет в систему ЖКХ, находящуюся в ветхом состоянии и существующую в режиме хронического недофинансирования. Предпринимательство здесь подвержено страновым, региональным, отраслевым, финансово-экономическим, правовым и прочим рискам. Возможности по управлению рисками производственно-коммерческой деятельности ограничены и заключаются, на наш взгляд, в сочетании бизнеса, связанного с новым строительством (крупные жилые комплексы, производственные помещения, коттеджи для элиты) и обслуживанием инженерных коммуникаций и установок в старом жилом фонде. На этом пути необходимо:

- обеспечить ритмичное государственное финансирование;
- предусмотреть налоговые льготы для предпринимательских структур;
- организовать процедуру допуска к монтажу нового теплового оборудования, только те предприятия, которые согласятся взять на себя заботы по поддержанию работоспособности определенного количества действующих объектов централизованного теплоснабжения.

Следовательно, бизнесу придется пожертвовать частью общей рентабельности предприятий, а государству обеспечить предпринимателей защитой и преференциями в рамках частно-государственного партнерства.

Проведенный структурно-функциональный анализ системы управления и поддержки предпринимательства на рынке систем отопления позволил определить два главных направления их реализации: во-первых, это развитие институциональной среды, необходимой для осуществления предпринимательской деятельности, включающей государственные, научные, инфраструктурные и общественные составляющие и, во-вторых, целенаправленное изменение распределения рыночных долей, формирование конкурентного рынка, содействие и помощь отдельным мелким и средним предприятиям в целях их лучшей адаптации к условиям хозяйствования.

На основе использования выявленной совокупности факторов, влияющих на эффективность предпринимательской деятельности на целевом рынке систем отопления, разработана методика оценки обеспеченности территорий и прогнозирования объемов продаж на них оборудования и услуг на региональном рынке систем отопления. Методика формализована в виде пятиэтапного алгоритма. Он начинающегося с анализа ёмкости рынка на определенной территории, реализующим многомерный сравнительный анализ обеспеченности территорий. На основании анализа строится прогноз уровня развития рынка, под которым понимается состояние активного спроса на отопительное оборудование, востребованные услуги по его обслуживанию и объемы продаж.

Разработана модель конкурентоспособности предприятия на основе анализа совокупности сопровождающих производственно-коммерческую деятельность факторов, предназначенная для сопоставительного анализа участников рынка по этому показателю. Модель формализована в виде дерева ориентированного трехдольного графа, в корне которого расположена функция конкурентоспособности ^. Большие значения означают более высокую конкурентоспособность. Терминальные вершины занимают частные влияющие факторы, нетерминальные вершины представляют собой свертки исходных факторов, а дуги графа, выходящие из нетерминальных вершин - укрупненные влияющие факторы.

Список литературы

  1. Айвазян С.А. Мхитарян B.C. Прикладная статистика и основы эконометрики. М.: ЮНИТИ, 2007 г. - 1022 с.
  2. Акулич И.Л. Математическое программирование в примерах и задачах. М.: Высшая школа, 2003 г. 336 с.
  3. Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы: Учебно-методическое пособие. М.: Финансы и статистика, 2007. - 248 с.
  4. Амблер Т. Практический маркетинг. СПб.: Питер, 2006.
  5. Анисимов-Спиридонов Д.Д. Методы и модели больших систем оптимального планирования и управления. — М.,«Наука», 2007. — 360 с.
  6. Анташов В.А., Уварова Г.В. Экономический советник менеджера: Учебно- практическое пособие. М.: Финансы, учет, аудит, 1996. - 318 с.
  7. Анчишкин АИ. Наука-техника-экономика. 2-е изд. М: Экономика, 2007
  8. Аркин В. И, Евстигнеев И.В. Вероятностные модели управления экономической динамики. М.: Наука, 2004. — 176с.
  9. Архипенко С.М. Экономико-математические модели формирования оптимальных (напряженных) и надежных планов производства на предприятиях обрабатывающей промышленности. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. тех. ун-т, 2007 г.
  10. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. Курс лекций — М.,2007.
  11. П.Афанасьев М. Ю. Исследование операций в экономике: модели, задачи, решения: учебное пособие для ВУЗов/М.Ю. Афанасьев, Б.П. Суворов. М.: ИНФРА-М, 2003. - 443 с.
  12. Ашманов С.А. Математические модели и методы в экономике. — М.: Изд. МГУ, 2001, 158с.
  13. Бабенко К.И. Основы численного анализа. — М.: Наука, 2006. 744 с.
  14. Багиев Г.Л., Тарасевич В.М., Анн X. Маркетинг. — М.: Экономика, 2006.
  15. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: Учебник. — 3-е изд., перераб. — М.: Финансы и статистика, 2005. — 288 с.
  16. Балабанов И.Т. Риск-менеджмент. М.: Финансы и статистика, 2006.-192 с.
  17. Баранчеев В., Стрижов С. Анализ и оценка маркетингового потенциала предприятия. // Маркетинг. — 2006. № 5. - С.42-50.
  18. Башкирова Е.И. Развитие рынка в России: некоторые аспекты восприятия массовым сознанием. // Практический маркетинг. 2007.- № 6.
  19. Бережная Е.В., Бережной В.И. Математические методы моделирования экономических систем. М.: Финансы и статистика, 2001. -367 с.
  20. Блюменфельд В. «Большие проблемы малого бизнеса»: Экономика и жизнь,2007 г.с. 57-68
  21. Болн Б., Хуань К. Дж. Многомерные статистические методы для экономики. — М.: Наука, 2001. 348с.
  22. Болынев Л.Н., Смирнов Н.В. Таблицы математической статистики. -М.: Наука, 1965.-35с.
  23. Бондаренко Г.В. Развитие малого бизнеса как института региональной экономики (на материалах Ставропольского края). Диссертация на соискание уч. степени канд. экон. наук. Ставрполь, 2006.
  24. Боярский А.Я., и др. Математическая статистика для экономистов. -М.: Статистика, 2001. 253с.
  25. Браверман Э.М. Математические модели планирования и управления в экономических системах. -М.: Наука, 1976. 366 с.
  26. Бурдо А.И., Тихонов Э.Е. К вопросу систематизации методов и алгоритмов прогнозирования/УМатериалы межрегиональной конференции "Студенческая наука экономике научно-технического прогресса". Ставрополь: Сев-Кав ГТУ, 2001. - С. 33 - 34.
  27. Бухштаб A.A. Теория чисел. М.: Государственное учебно-методическое издательство мин. Просвящения РСФСР, 1960. - 375с.
  28. Владимирова Л.П. Прогнозирование и планирование в условияхрынка: Учебное пособие. М.: Издательский дом «Дашков и К», 2000. -308с.
  29. Волков Г.Г, Краснов В.К. Математика. Экономико-математические методы: математические программирования. — Чебоксары: ЧКИ, 2003.
  30. Г.Ю.Касьянова, Е.А.Котко «Документооборот в бухгалтерском и налоговом учете» М.: Издательско-консультационная компания «Статус-Кво», 2007 г.с. 118-134
  31. Гайдар E.Т. Структурные реформы. Ускорение вместо паузы//«Независимая газета». 2003. 26 февр.
  32. Гжегорчик Е.Д. Популярная логика (Краткий очерк логики предположений). М.: Наука, 1980. - 179 с.
  33. Гладыщевский А.И. Методы и модели отраслевого экономического прогнозирования. — М.: «Экономика», 2007. — 143с.
  34. Глазьев С.Ю. Теория долгосрочного технико-экономического развития. М.: ВлаДар, 2003.
  35. Глущенко В.В. Менеджмент: системные основы: 2-е изд., доп. и испр. Железнодорожный, Моск.обл.: ТОО НПЦ «Крылья», 2008. - 224 с.
  36. Гмурман В.Е. Теория вероятностей и математическая статистика, М: Высшая школа, 2001.
  37. Голубков Е.П. Основы маркетинга. -М.: Финпресс, 2009.
  38. Горелов С. Математические методы в прогнозировании. М.: Прогресс, 2003.
  39. Государственный комитет статистики РФ// www.stat.ru
  40. Готлиб A.C., Зеленцова Г.С. Становление маркетинговой ориентации отечественных предприятий. // Экономист. 2005. - № 2.
  41. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая. М.: ИНФРА-М, 1996.
  42. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая от 26января 1996 года № 14-ФЗ (в ред. от 24.07.2007г.) // СЗ РФ, 29.01.1996, N 5, ст. 410.
  43. Гренандер У. Случайные процессы и статистические выводы, (пер. с нем.) ИЛ. 1961.-167с.
  44. Данные официальной таможенной статистики// www.stat.trf.ru
  45. Дедул А. «Малый бизнес России: Достижения, проблемы, перспективы»// Федеральная газета № 1-2 февраль 2007 г.с.З
  46. Емельянов A.A. Власова Е.А., Дума Р.В. Имитационное моделирование экономических процессов. -М.: Финансы и статистика, 2002. -368с.
  47. Ивахненко А.Г. Долгосрочное прогнозирование и управление сложными системами. — Киев: Наукова думка, 1975. — 340с.
  48. Ивахненко А.Г., Юрачков Ю.П. Моделирование сложных систем по экспертным данным. М.: Радио и связь, 1987. - 119с.
  49. Закон РФ от 27 ноября 1992 года № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (в ред. от 17.05.2007г.) // "Российская газета", N 6, 12.01.1993.
  50. Кавеев X. «Роль и место малых предприятий в экономике РФ» // Власть, №8-9, 2008 г. с.8
  51. Капферер Ж. Бренд навсегда. Создание, развитие, поддержка ценности бренда. М.: Вершина, 2006 г. - 448с.
  52. Карданова Л.И. Управление аграрным сектором экономики на основе маркетинговых стратегий, 2002 г.
  53. Карданова Л.И., Кетова Н.П. Концепция маркетинга: холистический взгляд. -Росто-на-Дону: РГУ, 2001 г.
  54. Клеопатров Д.И., Френкель A.A. Прогнозирование экономических показателей с помощью метода простого экспоненциального сглаживания. -Статистический анализ экономических временных рядов и прогнозирование. -М.: Наука, 1973.
  55. Ковалев В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. М.: Финансы и статистика, 2006. - 432 с.
  56. Козлов H.A., Бочаров Е.П. Перспективный экономический анализ.
  57. М.: Финансы и статистика, 1987. 256 с.
  58. Кондратьев Н.Д. Большие циклы конъюнктуры и теория предвидения. М.: Экономика, 2002.
  59. Кривов В. Законодательное определение содержания экономических решений // Экономист. — 2007. №12.
  60. Лебедев В.В. Математическое моделирование социально-экономических процессов. М.: Изограф, 2007. 223 с.
  61. Лизер С. Эконометрические методы и задачи. — М.: Статистика, 1971. 141с.
  62. Львов Ю.А. «Основы экономики и организации бизнеса» Спб.: ГМП «Фармико», 2006 г. с. 132-140
  63. Математическая энциклопедия: Гл.ред. И.М. Виноградов, т.з Коо-Од -М.: Советская энциклопедия, 1982. 1184с.
  64. Моисеева Н.К., Рюмин М.Ю., Слушаенко М.В., Будник A.B. Брендинг в управлении маркетинговой активностью. М.: Омега-Л, 2003 г. - 410с.
  65. Муромкина И., Евтушенко Е. Особенности использования брэндинга на российском потребительском рынке. // Маркетинг. — 2000. №1. - С.69-75.
  66. Мухин H.H. Моделирование экономических процессов: Учебное пособие. Ставрополь, СИУ, 2009.
  67. Налоги и налогообложение. Учебник для ВУЗов. Под ред. Романовского М.В. Сп-б.:ПИТЕР 2000 г.с. 230-257
  68. Наумова А.Л., "Инженеры по отоплению, вентиляции, кондиционированию воздуха, теплоснабжению и строительной теплофизике"// Некоммерческое Партнерство. — 2007.
  69. Новиков С. Потребительский рынок России: стратегия и тактика завоевания рынка. // Рекламный мир. 2007. - № 11/ 16.
  70. Павловский Ю.Н. Имитационные модели и системы. — М.: Фазиз, 2000.
  71. Панасюк Б., Сменковский А. О некоторых методических подходах к краткосрочному прогнозированию макроэкономических показателей //
  72. Экономика Украины. — 2008. №10.
  73. Перспективное отраслевое планирование: экономико-математические методы и модели / Под ред. А.Г. Аганбегяна. Новосибирск: Наука, 1986.-358с.
  74. Рагимов С.Н. Налогообложение малого предпринимательства. М.: Книжная редакция «Финансы» 2001. с. 15-31
  75. Радыгин В. Технический взгляд на приватизацию в странах Запада. М.: "Эко", 2002., №3, с.53-57.
  76. Соколов Н. Динамика ВВП в основных группах стран // Проблемы прогнозирования. 2008. - №1.
  77. Статистика рынка товаров и услуг: Учебник/ Беляевский И.К., Кулагина Г.Д., Короткое A.B. и др.; Под ред. И.К. Беляевского. М.: Финансы и статистика, 2005.-432 с.
  78. Стратегия научно-технологического прорыва. М.: МФК, 2001.
  79. Сутягин В. О соотношении научных прогнозов и государственных программ социально-экономического развития // Проблемы прогнозирования. 2008. - №1.
  80. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.: Политиздат, 1937.
  81. Тернер Д. Вероятность, статистика и исследование операций. М: Статистика, 1976 г.
  82. Уздемир А.П. Динамические целочисленные задачи оптимизации в экономике. М.:Физматлит, 2005. - 288 с.
  83. Уиллер А. Индивидуальность бренда. Руководство по созданию, продвижению и поддержке сильных брендов. М.: Альпина Бизнес Букс, 2004 г.-236с.
  84. Уинзор Д. По ту сторону бренда. Почему работа с правильными клиентами имеет такое большое значение для победы в бизнесе. — Ростов: Феникс, 2005 г. 320с.
  85. Указ «О неотложных мерах по ликвидации административныхограничений при осуществлении предпринимательской деятельности»
  86. Федерального закона «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации»
  87. Федеральной программе государственной поддержки малого предпринимательства в РФ и в решениях 1-го Всероссийского съезда представителей малых предприятий
  88. Федосеева В.В. Экономико-математические методы и прикладные модели. М.: ЮНИТИ, 2009 г. - 391с.
  89. Филюрин А.С. Российские особенности продвижения торговой марки и управления ею. // ЭКО. 2000.- № 5. - С. 169-181
  90. Фомин Г.П. Методы и модели линейного программирования коммерческой деятельности: Учебное пособие для вузов/Г.П. Фомин. М.: Финансы и статистика, 2000. - 172 с.
  91. Шишкин Е.В., Чхартшивили А.Г. Математические методы и модели в управлении: Учебник для ВУЗов. М.: Дело, 2000.
  92. Шумпетер Й. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982. -455 с.
  93. Энциклопедия рыночного хозяйства. Предпринимательский тип хозяйствования / Под ред. Швандара В.А. — М.: Изд. дом «Путь России», ЗАО «Издательский дом "Экономическая литература"», 2002. — 231 с.
  94. Яковец Ю.В. Ускорение научно-технического прогресса: теория и экономический механизм. М.: Экономика, 2008.
  95. Яковец Ю.В. Циклы. Кризисы. Прогнозы. М.: Наука, 2009.
  96. Яковец Ю.В. Экономические кризисы: теории, тенденции, перспективы. М.: МФК, 2003.
  97. Яковец Ю.В., Кузык Б.Н. Стратегия инновационно-технологического прорыва. М.: МФК, 2003.
  98. Яновский A.M. Как вывести на рынок новый товар. // ЭКО. 2009. -№ 11.
  99. Adelson R.M. The dynamic behavior of linear forecasting and scheduling rules. "Operational Research Quarterly", 1966, vol. 17, N 4.
  100. Billings S.A. Hong X. Dual orthogonal radial function networks for nonlinear time series prediction // Neural Networks, 2008. 11. P. 479 - 493.
  101. Brown R., Rulkov N.F., Tracy E.R. Modeling and synchronizing chaotic systems from time-series data. Phys. Rev. E 49, 3784 (2004).
  102. Brown R., Rulkov N.F., Tracy E.R. Modeling and synchronizing chaotic systems from experimental data. Phys. Lett. A 194, 71 (2004).
  103. Dickey D.A. (1976) "Estimation and Hypothesis Testing for Nonstationary Time Series", Ph.D. dissertation, Iowa State University.
  104. Enders W. (2005) "Applied Econometric Time Series", Wiley, New York
  105. Shumway, R. H. (1988). Applied statistical time series analysis. Englewood Cliffs, NJ: Prentice Hall.
  106. Steyer, R. (2004). Principles of causal modeling: a summary of its mathematical foundations and practical steps. In F. Faulbaum, (Ed.), SoftStat 93. Advances in statistical software 4. Stuttgart: Gustav Fischer Verlag.
  107. Small business management in the New Europe. / ed. by Gibb A. A., Rebernik M. Maribor: Ekon. inst., 2004. - 750 p.
  108. Stanworth J., Gray C. Bolton. 20 Years On: The Small Firm in 1990s
  109. Velu H.A.F. The Development Process of The Personally Managed Enterprise. European Foundation for Management Developments. 10th Seminar on Small Business, 1980, p.l -21.
  110. Yakovets Yuri V. Economic Crises: Theory, Trends and Prospects. SPb, Humanistica, 2003.
Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости