Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

О предложениях по мерам государственной поддержки развития инновационных территориальных кластеров

Министерство экономического развития РФ

7 сентября 2012 г.

Во исполнение поручения Президента Российской Федерации по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации от 11 ноября 2011 г. (протокол № Пр-3484ГС от 22 ноября 2011 г., пункт 2, подпункт «в»), а также решений Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям (протокол от 30 января 2012 г. № 1, раздел I, пункт 6) Минэкономразвития России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и организациями в рамках деятельности Рабочей группы по развитию частно-государственного партнерства в инновационной сфере при Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям (далее — Рабочая группа) подготовлены предложения по мерам государственной поддержки развития инновационных территориальных кластеров.

Ранее в соответствии с решением Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям от 30 января 2012 г. (протокол № 1, раздел I, пункт 6, подпункт «б») Минэкономразвития России с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций и Фонда развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий в рамках деятельности Рабочей группы по развитию частно-государственного партнерства в инновационной сфере при Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям (далее — Рабочая группа) была осуществлена подготовка проекта перечня пилотных программ развития инновационных территориальных кластеров (далее — Перечень) для представления на рассмотрение в Правительство Российской Федерации.

По результатам конкурсного отбора был согласован проект Перечня (протоколы от 13 июня 2012 г. №18–АК, от 29 июня 2012 г. №54–ОФ), в который вошли программы развития 25 территориальных кластеров (далее — пилотные кластеры). Проект Перечня направлен на утверждение в Правительство Российской Федерации (письмо от 18 июля 2012 г. №14767-АБ/Д19и). В качестве основных инструментов поддержки пилотных программ развития инновационных территориальных кластеров предлагаем определить следующие: предоставление субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на цели реализации мероприятий, предусмотренных программами развития пилотных кластеров; обеспечение поддержки реализации мероприятий программ развития пилотных кластеров в рамках федеральных целевых программ и государственных программ Российской Федерации; привлечение государственных институтов развития к реализации программ развития пилотных кластеров; стимулирование участия крупных компаний с государственным участием, реализующих программы инновационного развития, перечисленных в перечне поручений Президента Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. №Пр-307, а также в решении Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям (протокол от 30 января 2012 г. № 1, раздел I, пункт 4), в деятельности пилотных кластеров;распространение на территории базирования пилотных кластеров части налоговых льгот, которые законодательно предусмотрены для проекта «Сколково».

  1. О предоставлении субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на цели реализации мероприятий, предусмотренных программами развития пилотных инновационных территориальных кластеров
    В рамках программ развития пилотных кластеров с учетом оценок их инновационного и производственного потенциала и проработанности представленных программ были сформированы две группы, в первую из которых были включены 14 кластеров, программы развития которых предлагается поддержать через предоставление субсидий из федерального бюджета субъектам Российской Федерации, на территории которых они базируются.
    При этом предлагается выделение из федерального бюджета средств в общем объеме до 5 млрд. рублей ежегодно в течение 5 лет, начиная с 2013 года. Указанные выплаты предлагается осуществлять за счет частичного перераспределения средств, предусматриваемых в настоящее время на обеспечение сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации. Указанные субсидии предполагается предоставлять на условиях софинансирования реализации программ развития инновационных территориальных кластеров субъектами Российской Федерации в объеме с учетом уровня их бюджетной обеспеченности. Субсидии предлагается выделять бюджетам субъектов Российской Федерации, на территориях которых расположены пилотные кластеры первой группы, в целях софинансирования расходных обязательств субъекта Российской Федерации, возникающих при выполнении мероприятий в рамках поддержки реализации программ развития данных пилотных кластеров, по следующим основным направлениям: развитие транспортной, энергетической, инженерной, инфраструктуры; развитие жилищной и социальной инфраструктуры, включая материально-техническую базу здравоохранения, культуры и спорта; развитие инновационной и образовательной инфраструктуры, выполнение работ и проектов в сфере исследований и разработок, осуществления инновационной деятельности, подготовка и повышение квалификации кадров; реализация других мероприятий в целях повышения конкурентоспособности организаций-участников кластера и повышения качества жизни на территории базирования кластера.
    Ежегодный размер субсидии предлагается определять на основе результатов оценки целесообразности реализации проектов, содержащихся в заявке на предоставление субсидии, с учетом ожидаемых социально-экономических эффектов и утверждать распоряжением Правительства Российской Федерации.
    Предложения субъектов Российской Федерации по использованию средств в рамках предполагаемого предоставления субсидий из средств федерального бюджета и аналитические материалы по данному вопросу приведены в приложении 3.
    Порядок предоставления субсидий субъектам Российской Федерации на цели реализации мероприятий, предусмотренных программами развития пилотных кластеров, представляется целесообразным установить постановлением Правительства Российской Федерации, разработку и согласование которого Минэкономразвития России планирует завершить в III квартале 2012 г.
    С учетом вышеизложенного Минэкономразвития России предлагает при формировании проекта федерального закона «О федеральном бюджете на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов» предусмотреть бюджетные ассигнования на предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации в размере 5 млрд. рублей на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов ежегодно.
  2. О корректировке действующих и проектов разрабатываемых федеральных целевых программ и государственных программ Российской Федерации с учетом приоритетов деятельности пилотных кластеров
    В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. №596 Правительству Российской Федерации поручено предусмотреть увязку государственных программ Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», «Развитие авиационной промышленности», «Космическая деятельность России», «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности», «Развитие судостроения», «Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности», «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» с формируемыми пилотными проектами инновационных территориальных кластеров.
    При этом на основе пилотных программ развития территориальных кластеров субъектами Российской Федерации в настоящее время подготовлены предложения по включению ряда проектов в состав разрабатываемых федеральных целевых программ и государственных программ Российской Федерации, а также действующих федеральных целевых программ в целях обеспечения развития транспортной, энергетической, инженерной, жилищной, социальной, образовательной и инновационной инфраструктуры, финансирования исследований и разработок, осуществления инновационной деятельности.
    Общий объем заявленного финансирования реализации указанных проектов, в соответствии с представленными данными, в 2013–2015 годах составляет 376,6 млрд. рублей, в т.ч. из средств федерального бюджета — 224,8 млрд. рублей, бюджетов субъектов Российской Федерации — 45,5 млрд. рублей, внебюджетных источников — 106,4 млрд. рублей. При этом объем заявленного финансирования проектов с подготовленной документацией, по оценке пилотных кластеров, составляет 89,4 млрд. рублей, в т.ч. из средств федерального бюджета — 68,1 млрд рублей, бюджетов субъектов Российской Федерации — 7,5 млрд. рублей, внебюджетных источников — 13,8 млрд. рублей. Аналитические материалы по данному вопросу представлены в приложении 4.
    С учетом изложенного, считаем целесообразным поручить Минпромторгу России, Минобрнауки России, Минрегиону России, Минкультуры России, Минобороны России, Министерству спорта Российской Федерации, Минтрансу России, Минэнерго России, МЧС России, Роскосмосу, МВД России, Минкомсвязи России, Минприроды России, ГК «Росатом» при разработке и реализации государственных программ Российской Федерации и федеральных целевых программ обеспечить в установленном порядке рассмотрение и учет предложений субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и заинтересованных организаций по реализации работ и проектов, предусмотренных в пилотных программах развития инновационных территориальных кластеров в рамках соответствующих федеральных целевых программ и государственных программ Российской Федерации, при необходимости обеспечив подготовку и оперативное представление в Правительство Российской Федерации проектов нормативных правовых актов, предусматривающих их корректировку.
    Срок — 1 июня 2013 г.
  3. О привлечении государственных институтов развития к реализации программ развития инновационных территориальных кластеров
    В целях привлечения государственных институтов развития к реализации программ развития пилотных кластеров считаем целесообразным поручить Фонду содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Российскому фонду технологического развития, ОАО «Роснано», ОАО «Российская венчурная компания», Российскому фонду технологического развития, Фонду развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий, Фонду инфраструктурных и образовательных программ, обеспечить реализацию следующих форм поддержки реализации программ развития пилотных кластеров:
    в случае целесообразности заключение соглашений с органами управления пилотных кластеров (или соответствующими муниципальными образованиями, субъектами Российской Федерации) о реализации совместных проектов по содействию развитию инновационной деятельности, в том числе на условиях софинансирования, включая мероприятия по поддержке проведения исследовательских работ и коммерциализации технологий, развитию инновационной инфраструктуры;
    содействие выводу инновационной продукции компаний, входящих в состав пилотных кластеров, на внутренний и внешний рынки;
    привлечение российских и зарубежных инвесторов к участию в реализации проектов, базирующихся в пилотных кластерах;
    разработка и реализация программ переподготовки и повышения квалификации, в том числе совместно с образовательными организациями, расположенными на территориях базирования пилотных кластеров.
    Срок — I квартал 2013 г.
    Аналитические материалы по данному вопросу представлены в приложении 6.
  4. О стимулировании участия крупных компаний с государственным участием, реализующих программы инновационного развития, перечисленных в перечне поручений Президента Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. №Пр-307, а также в решении Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям (протокол от 30 января 2012 г. № 1, раздел I, пункт 4), в деятельности пилотных кластеров
    В целях стимулирования спроса крупных компаний с государственным участием, реализующих программы инновационного развития, на инновационную продукцию предприятий-участников кластеров считаем целесообразным поручить Минэкономразвития России подготовить предложения по внесению дополнений в Методические материалы по формированию системы мониторинга реализации программ инновационного развития акционерных обществ с государственным участием, государственных корпораций и федеральных государственных унитарных предприятий (одобрены решением Рабочей группы, протокол от 29 декабря 2011 г. №45–АК) с целью обеспечения предоставления компаниями на регулярном основе информации об их участии в деятельности пилотных кластеров.
    Срок — 1 ноября 2012 г.
    Срок — 1 ноября 2012 г.
    Представителям государства в ОАО «Холдинг МРСК» и ОАО «РЖД» обеспечить рассмотрение возможности корректировки инвестиционных программ указанных компаний в целях содействия развитию инновационных территориальных кластеров, программы развития которых включены в перечень пилотных программ развития инновационных территориальных кластеров, утверждаемый Правительством Российской Федерации.
    Срок — 1 марта 2013 г.
    Аналитические материалы по данному вопросу представлены в приложении 5.
  5. О распространении на территории базирования инновационных территориальных кластеров части налоговых льгот, которые законодательно предусмотрены для проекта «Сколково»
    В целях создания у предприятий-участников кластеров стимулов к осуществлению прорывных инноваций считаем целесообразным поручить Минэкономразвития России, Минфину России, Минрегиону России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и Фондом развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий в срок до 1 ноября 2012 года разработать и представить в Правительство Российской Федерации в установленном порядке проект федерального закона, направленного на распространение на участников пилотных инновационных территориальных кластеров налоговых льгот по налогу на добавленную стоимость, налогу на прибыль организаций, налогу на имущество организаций, по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, законодательно предусмотренных для участников проекта «Сколково».
    Аналитические материалы по этому вопросу представлены в приложении 7.
Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости