Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Отчет об исследовании возможностей поддержки внешнеэкономической деятельности субъектов МСП в рамках Программы ОАО «МСП Банк»

Файлы

Аналитический центр ОАО «МСП Банк»

Москва, апрель 2012

Оглавление

Введение

1. Анализ статистики внешнеэкономической деятельности

2. Обзор факторов, осложняющих осуществление внешнеэкономической деятельности субъектами МСП

3. Типология регионов по потенциалу спроса на заемные ресурсы со стороны МСП, осуществляющих внешнеторговые операции
3.1. Анализ объемов внешнеэкономического оборота регионов
3.2. Анализ потенциала спроса со стороны МСП, осуществляющих экспортные операции
3.3. Анализ потенциала спроса со стороны МСП, осуществляющих импортные операции

4. Программы поддержки экспорта, реализуемые зарубежными институтами развития

5. Анализ потенциальных последствий вступления России в ВТО для возможностей оказания государственной поддержки внешнеторговых операций субъектов МСП

Приложения

Введение

Основной целью настоящего исследования является выявление возможностей поддержки малых и средних предприятий, осуществляющих внешнеторговые операции, в рамках Программы ОАО «МСП Банк».

Информационной базой исследования являются официальные статистические данные Росстата, Федеральной таможенной службы, а также данные информационно-аналитического характера, находящиеся в открытом доступе в сети Интернет.

В рамках исследования проведен краткий анализ общей статистики внешнеэкономической деятельности, представлены факторы, осложняющие осуществление внешнеэкономической деятельности субъектами МСП, разработана типология регионов по потенциалу спроса на заемные ресурсы со стороны МСП, осуществляющих внешнеторговые операции, проанализированы программы поддержки экспорта, реализуемые зарубежными институтами развития, и потенциальные последствия вступления России в ВТО для возможностей оказания государственной поддержки внешнеторговых операций субъектов МСП.

В рамках типологии регионов по потенциалу спроса рассматриваются два типовых случая:

  1. Экспортоориентированные предприятия.
  2. Предприятия, импортирующие инвестиционные товары (основные средства).

В части экспортоориентированных предприятий нами рассматриваются предприятия, осуществляющие деятельность в производственной сфере (условно – экспортоемкие отрасли). Компании, занятые остальными видами экономической деятельности, остались за рамками настоящего исследования.

В части организаций, импортирующих основные средства, нами анализируются производственные предприятия и компании в сферах строительства, транспорта и связи (условно – импортоемкие отрасли).

Оценка потенциала спроса на заемные ресурсы на цели осуществления внешнеторговых операций проводится посредством кластерного анализа региональной статистики по показателям:

  1. Объемы внешнеторгового оборота.
  2. Объемы выручки субъектов МСП в условно экспортоемких отраслях.
  3. Объемы выручки субъектов МСП в условно импортоемких отраслях.

Условием квалификации региона как обладающего повышенным потенциалом спроса на заемные ресурсы со стороны МСП, осуществляющих внешнеторговые операции, является его одновременная принадлежность:

  1. В случае оценки по экспортным операциям – к опережающим кластерам по объемам внешнеторгового оборота и объемам выручки МСП в экспортоемких отраслях.
  2. В случае оценки по импортным операциям – к опережающим кластерам по объемам внешнеторгового оборота и объемам выручки МСП в импортоемких отраслях.

1. Анализ статистики внешнеэкономической деятельности

В 2011 году внешнеторговый оборот России составил 821,3 млрд долларов США1, в том числе, со странами дальнего зарубежья – 698,8 млрд долларов США, со странами СНГ – 122,5 млрд долларов США. По сравнению с 2010 годом прирост внешнеторгового оборота составил 31,2%. При этом зафиксирован практически одинаковый прирост внешнеторгового оборота как со странами дальнего зарубежья, так и со странами СНГ (30,7% и 34,2% соответственно).

Сальдо торгового баланса оказалось положительным в размере 210,7 млрд долларов США, что на 42,5 млрд долларов США больше, чем в 2010 году. При этом в торговле со странами дальнего зарубежья сальдо равнялось 176,8 млрд долларов США (рост на 36,5 млрд долларов США), со странами СНГ – 34,0 млрд. долл. США1 (рост на 6,1 млрд долларов США).

Экспорт России в 2011 году составил 516 млрд долларов США и по сравнению с 2010 годом увеличился на 30%, в том числе в страны дальнего зарубежья – 437,8 млрд долларов США (рост на 29,7%), в страны СНГ – 78,2 млрд долларов США (рост на 31,3%).

Увеличение стоимостного объема экспорта в 2011 году по сравнению с 2010 годом было полностью обусловлено ростом средних цен экспортируемых Россией товаров. Индекс средних цен экспорта за этот период составил 132,9%, тогда как индекс его физического объема – 97,8%.


Основу российского экспорта в 2011 году в страны дальнего зарубежья составили топливно-энергетические товары, удельный вес которых в товарной структуре экспорта в эти страны составил 72,6% (в 2010 году – 70,8%). По сравнению с 2010 годом стоимостной объем этих товаров увеличился на 33%.

В общем стоимостном объеме экспорта в страны дальнего зарубежья доля металлов и изделий из них в 2011 году составила 9,2% и снизилась по сравнению с прошлым годом на 1,5 процентных пункта. Стоимостной объем экспорта этой группы товаров возрос по сравнению с 2010 годом на 11,1%, а физический снизился на 7,8%.

Доля экспорта продукции химической промышленности в 2011 году так же как и в 2010 году составила 5,8%. По сравнению с прошлым годом стоимостной объем этой продукции увеличился на 27,7%.

Доля экспорта машин и оборудования в 2011 году составила 3,6% (в 2010 году – 4,2%). Среди товаров машиностроительного комплекса по сравнению с 2010 годом стоимостной объем поставок электрического оборудования возрос на 29,8%, железнодорожного оборудования – на 54,9%, средств наземного транспорта (кроме железнодорожного) – на 27,5%, инструментов и оптических аппаратов– на 5,2%. Физические объемы экспорта легковых и грузовых автомобилей снизились на 18,6% и 19,4% соответственно.

Доля экспорта лесоматериалов и целлюлозно-бумажных изделий в 2011 году составила 2% (в 2010 году – 2,3%). Стоимостной объем экспорта этой группы товаров увеличился по сравнению с 2010 годом на 14,5%.

Доля экспорта продовольственных товаров и сырья для их производства в товарной структуре в 2011 году составила 2,1% (в 2010 году – 1,8%). По сравнению с 2010 годом стоимостные объемы поставок этих товаров возросли на 53%, а физические – на 33,9%.

Увеличились физические объемы экспорта мяса птицы на 8,1%, свежемороженой рыбы – на 7,2%, пшеницы на – 26,7%, ячменя – на 35,1%, масла растительного – на 40,3%; значительно возросли поставки семян подсолнечника.

В товарной структуре экспорта в страны СНГ в 2011 году доля топливно-энергетических товаров составила 56,6% от всего экспорта в эти страны, что на 3,6 процентных пунктов больше, чем в 2010 году. Стоимостной объем экспорта топливно-энергетических товаров увеличился по сравнению с 2010 годом на 19,5%. Возросли физические объемы экспорта дизельного топлива на 13,4%, топлив жидких – на 66,2%.

Доля экспорта машин и оборудования в 2011 году составила 12,8% (в 2010 году – 14,4%). По сравнению с 2010 годом стоимостной объем экспорта электрического оборудования возрос на 6,2%, средств наземного транспорта, кроме железнодорожного – на 30,8%. Физический объем экспорта легковых автомобилей возрос на 66%, грузовых автомобилей – на 31,9%.

Удельный вес продукции химической промышленности в товарной структуре экспорта в страны СНГ в 2011 году составил 10% (в 2010 году – 8,9%). Стоимостной объем экспорта указанной товарной группы возрос по сравнению с 2010 годом на 26,2%. Физические объемы экспорта продукции неорганической химии возросли на 59%, аммиака – в 2,2 раза, органических химических соединений – на 59,8%, комплексных удобрений – на 8,9%.

Доля металлов и изделий из них в экспорте в страны СНГ в 2011 году составила 8,1% (в 2010 году – 9%). Физические объемы экспорта полуфабрикатов из железа или нелегированной стали возросли на 36,7%, алюминия – на 32,8%.

Доля экспорта лесоматериалов и целлюлозно-бумажных изделий в 2011 году составила 3,6% (в 2010 году – 4%). Физические объемы поставок пиломатериалов возросли – на 5,6%, фанеры – на 9,2%.

Доля экспорта продовольственных товаров и сырья для их производства в 2011 году составила 5,4% (в 2010 году – 5,8%). Физические объемы поставок свежемороженой рыбы возросли на 35,4%, пшеницы – на 73,4%, семян подсолнечника – на 40,1%.

Наиболее значительный рост экспорта в стоимостном выражении за период с 1995 по 2011 год обеспечили минеральные продукты, а также продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (кроме текстильного).

При среднем отраслевом росте за указанный период в 4 раза данные товарные группы выросли в 10 и в 8 раз соответственно.

Импорт России в 2011 году составил 305,3 млрд долларов США и по сравнению с 2010 годом увеличился на 33,4%, в том числе из стран дальнего зарубежья – 261 млрд долларов США (рост на 32,4%), из стран СНГ – 44,3 млрд долларов США (рост на 39,6%).

Увеличение стоимости российского импорта в 2011 году по сравнению с 2010 годом было обусловлено как ростом его физического объема, индекс которого составил 109,1%, так и увеличением индекса средних цен импортируемых товаров, составившего 122,2%.


В товарной структуре импорта из стран дальнего зарубежья на долю машин и оборудования в 2011 году приходилось 51,0% (в 2010 году – 47%). Стоимостной объем импорта машиностроительной продукции по сравнению с 2010 годом увеличился на 43,7%, в том числе: механического оборудования – на 40,4%, электрооборудования – на 19,6%, железнодорожного транспорта – на 66,8%, средств наземного транспорта (за исключением железнодорожного) – на 68%, инструментов и аппаратов оптических – на 27,3%. Физический объем ввоза легковых автомобилей возрос на 46,1%, грузовых – на 87,5%.

Доля импорта продовольственных товаров и сырья для их производства составила 13,8% (в 2010 году – 15,3%). Физические объемы поставок продовольственных товаров по сравнению с 2010 годом возросли на 9,4%, в том числе: зерновых культур – на 79,4% (в основном за счет увеличения в 3,8 раза поставок ячменя), цитрусовых – на 12,1%, кофе – на 9,7%, чая – на 3,5%, мясных консервов – на 30,1%, сахара-сырца – на 11,8%. Объемы закупок мяса птицы снизились на 36,3%, свежемороженой рыбы – на 10,5%, сгущенного молока – на 66,7%, сливочного масла – на 3,9%, сыров и творога – на 2,7%.

Удельный вес продукции химической промышленности в товарной структуре импорта составил 16,1% (в 2010 году – 17,3%). Стоимостной объем ввоза продукции химической промышленности по сравнению с 2010 годом возрос на 23,2%. Возросли физические объемы поставок продуктов органических химических соединений на 44,2%, мыла и моющих средств – на 1,8%, пластмасс и изделий из них – на 10,3%, каучуковых и резиновых изделий – на 31,7%.

Доля импорта текстильных изделий и обуви в 2011 году составила 5,6% (в 2010 году – 6,3%). Стоимостной объем импорта этих изделий возрос по сравнению с 2010 годом на 17,6%. Физические объемы закупок химических нитей и волокон возросли на 24,3%, хлопка – на 27,3%, трикотажных предметов одежды – на 13,0%.

Удельный вес импорта металлов и изделий из них в 2011 году составил 5,9% (в 2010 году – 6%). Стоимостной объем импорта этой группы товаров по сравнению с 2010 годом возрос на 29,5%, а физический объем – на 20,9%.

Увеличились физические объемы закупок черных металлов и изделий их них на 21,8%, в том числе: проката плоского из железа и нелегированной стали – на 19,4%, ферросплавов – на 35,6%.

В товарной структуре импорта из стран СНГ в 2011 году доля машин и оборудования составила 34,4% (в 2010 году – 29,3%). Стоимостной объем импорта данной товарной группы по сравнению с 2010 годом возрос на 39,3%.

Стоимостные объемы ввоза механического оборудования возросли на 22,3%, электрического оборудования – на 27,6%, железнодорожного оборудования – на 68,1%, средств наземного транспорта (кроме железнодорожного) – на 37,0%.

Физический объем ввоза легковых автомобилей увеличился на 27,8 %.

Удельный вес металлов и изделий из них в товарной структуре импорта из стран СНГ в 2011 году составил 18,9% (в 2010 году – 18,1%), продовольственных товаров и сырья для их производства – 13,8% (17,3%), топливно-энергетических товаров – 11,9% (10,5%), продукции химической промышленности – 8,2% (8,7%), текстильных изделий и обуви – 4,5% (4,5%).

Рост стоимостных объемов импорта из стран СНГ по сравнению с 2010 годом наблюдался в основном по всем укрупненным позициям товарной номенклатуры. Увеличились поставки кукурузы – в 5 раз, мяса свежего и мороженного – на 83,3%, нефтепродуктов – на 54,5%, органических химических соединений – на 67,9%, пластмассы и изделий из нее – на 34%, черных металлов и изделий из них – на 14%, труб – на 34,8 %.

Наиболее значительный рост импорта в стоимостном выражении за период с 1995 по 2011 год обеспечили машины, оборудование и транспортные средства, кожевенное сырье, пушнина и изделия из них, а также продукция химической промышленности и каучук. При среднем отраслевом росте за указанный период в 6 раз каждая из перечисленных товарных групп выросла в 9 раз.

В страновой структуре внешней торговли России особое место занимает Европейский Союз2, как крупнейший экономический партнер страны. На долю Европейского Союза в 2011 году приходилось 48%, а в 2010 году – 49% российского товарооборота.

На страны СНГ в 2011 году приходилось 14,9% российского товарооборота (в 2010 году – 14,6%), на страны ЕврАзЭС3 – 7,9% (7,8%), на страны АТЭС4 – 23,9% (23,2%).

Доля стран Таможенного союза в российском товарообороте в 2011 году составила 7,1%. Основными торговыми партнерами России в 2011 году среди стран дальнего зарубежья были: Китай, товарооборот с которым составил 83,5 млрд долларов США (140,8% к 2010 году), Германия – 71,8 млрд долларов США (137,2%), Нидерланды5 – 68,5 млрд долларов США (117,2%), Италия – 46 млрд. долларов США (122,6%), Турция – 31,8 млрд долларов США (126,3%), США – 31,2 млрд.долл.США (133,3%), Япония – 29,7 млрд.долл.США (128,7%), Франция – 28,1 млрд.долл.США (125,2%), Польша – 28,0 млрд.долл.США (135%), Республика Корея – 25,0 млрд.долл.США (140,9%).

Объемы торговли со странами СНГ в 2011 году приведены в таблице (миллионов долларов США):

  Оборот Экспорт Импорт В % к 2010 году
оборот экспорт импорт
Азербайджан 3 077,2 2 505,5 571,7 157,9 160,4 148,0
Армения 994,4 785,1 209,3 115,8 112,1 132,0
Белоруссия 38 607,6 24 922,6 13 685,0 137,7 137,8 137,5
Казахстан 19 765,9 12 906,6 6 859,3 130,6 120,7 154,2
Киргизия 1 453,1 1 160,3 292,8 105,0 117,1 74,5
Молдавия 1 952,2 1 483,6 468,6 127,7 133,9 111,3
Таджикистан 810,4 720,4 90,0 91,4 107,0 42,1
Туркмения 1 302,5 1 159,7 142,8 143,9 153,1 96,5
Узбекистан 3 966,3 2 106,6 1 859,7 115,1 111,5 119,5
Украина 50 630,4 30 509,6 20 120,8 136,1 131,8 143,2

2. Обзор факторов, осложняющих осуществление
внешнеэкономической деятельности субъектами МСП

Согласно исследованию Всемирного Банка достигнутая Россией за последние годы стабильная макроэкономическая среда является необходимым, но недостаточным условием для роста экспорта6. При этом ключевым фактором, влияющим на экспорт, является уровень производительности, а характерными сдерживающими факторами для появления новых потенциально пригодных для экспорта товаров – недостаточно высокий уровень конкуренции и предпринимательских инноваций.

Основные факторы, осложняющие осуществление внешнеэкономической деятельности субъектами МСП в России, можно условно разделить на 4 основные группы:

  1. Общее технологическое отставание.
  2. Отсутствие или недостаточность необходимых знаний, умений и навыков.
  3. Дефицит финансовых ресурсов.
  4. Недостаточная эффективность специализированных мер государственной поддержки.

К первой группе относятся следующие факторы:

- неконкурентное управление производственными процессами, низкий уровень регулярного контроля качества продукции;
- неумение снижать издержки производства, несовременное оборудование.
- отсутствие или плохо организованный процесс проведения исследований и разработок в создании реальных инноваций на предприятиях, в т.ч. отсутствие или слабый доступ к необходимой конкурентной информации;

Ко второй группе факторов стоит отнести:

- слабые навыки в сфере экспорта товара даже за пределы своего региона и особенно за пределы страны;
- неумение определять целевые рынки, незнание специфики рынков за рубежом;
- отсутствие культуры международной деловой переписки и переговоров, слабые практические знания в области маркетинга на зарубежных рынках;
- незнание международных требований и стандартов, мировой практики во внешней торговле;
- слабые навыки в области международного маркетинга и создания фирменных/продуктовых брендов;
- недостаток информации о существующих возможностях в рекламной деятельности;
- слабое владение иностранными языками, недостаток креативности, отсутствие регулярной маркетинговой политики на зарубежных рынках;
- недостаточное внимание к необходимости защиты интеллектуальной собственности на международных рынках.

К третьей группе факторов относится невозможность нанять квалифицированных специалистов в сфере ВЭД (в отличие от крупных компаний, в которых для этого выделяются отдельные специалисты или даже подразделения).

К четвертой группе факторов относится слаборазвитая внешнеторговая инфраструктура страны, предлагающая необходимые и эффективные экспортные услуги МСП, готовым и стремящимся на международные рынки.


1 По данным таможенной статистики с учетом данных взаимной торговли с Республикой Беларусь и Республикой Казахстан.

2 В Европейский союз входят 27 государств: Австрия, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Финляндия, Франция, Чехия, Швеция и Эстония.

3 Евразиийское экономиическое соообщество (ЕврАзЭС) — международная экономическая организация, созданная с целью формирования общих внешних таможенных границ входящих в не. государств, выработки единой внешнеэкономической политики, тарифов, цен и другими составляющими функционирования общего рынка. В состав организации входят 5 государств: Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия и Таджикистан.

4 Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) – межгосударственный форум, созданный для содействия экономическому росту, сотрудничеству, торговле и инвестициям в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Участниками АТЭС являются 21 страна и территория: Австралия, Бруней, Вьетнам, Гонконг, Индонезия, Канада, КНР, Республика Корея, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Папуа-Новая Гвинея, Перу, Россия, Сингапур, США, Таиланд, Тайвань, Филиппины, Чили, Япония.

5 Нидерланды занимают 1 место по экспорту продукции из России и лишь 14 – по импорту. При этом основную долю экспортируемой продукции формирует ТЭК, составляя 88,3% от общего объема экспорта в денежном выражении.

6 Доклад об экономике России № 25, Июнь 2011 г. (http://siteresources.worldbank.org/INTRUSSIANFEDERATION/Resources/305499-1245838520910/6238985-1307524915973/RER25_RUS_JUNE_8.pdf)

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости