Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Оценка роли территориальных ТПП и объединений предпринимателей в развитии инновационной инфраструктуры

Файлы

Информационно-аналитический доклад

Национальный институт системных
исследований проблем предпринимательства

Торгово-промышленная палата Российской Федерации



Сентябрь 2012

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
I. ОБЗОР СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ ПОДДЕРЖКИ ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

1.1. Понятие инновационной инфраструктуры и её классификация
1.2. Производственно-технологическая инфраструктура
1.3. Территории инновационного развития
1.4. Информационная и экспертно-консалтинговая инфраструктура
1.5. Финансовая инфраструктура
1.6. Институты развития

II. ОЦЕНКА СОВРЕМЕННОЙ РОЛИ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ТПП И ОБЪЕДИНЕНИЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ В РАЗВИТИИ ИНФРАСТРУКТУРЫ ПОДДЕРЖКИ ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ
2.1. Уровень инновационной активности в регионах исследования
2.2. Инфраструктура поддержки инновационной деятельности в регионах исследования
2.3. Деятельность ТПП и объединений предпринимателей по развитию инфраструктуры поддержки инновационной деятельности

III. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ОБ УЧАСТИИ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ТПП И ОБЪЕДИНЕНИЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ В РАЗВИТИИ ИНФРАСТРУКТУРЫ ПОДДЕРЖКИ ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время инновационному развитию экономики Российской Федерации уделяется большое внимание на самых высоких уровнях государственной власти, что неудивительно, ведь создание и реализация инноваций является ключевым фактором для достижения эффективности всех отраслей экономики и их конкурентоспособности на международной арене. Роль государственных и общественных институтов имеет огромное значение для формирования среды, благоприятной для осуществления инновационной деятельности, обеспечивающей стабильное и поступательное развитие экономики страны.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р утверждена Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, призванная определить цели, приоритеты и инструменты государственной инновационной политики, задать долгосрочные ориентиры развития субъектам инновационной деятельности, а также ориентиры финансирования сектора фундаментальной и прикладной науки и поддержки коммерциализации разработок. Создание благоприятных условий для осуществления инновационной деятельности является согласно программе приоритетным направлением работы.

При оценке современного состояния и проблем инновационного развития Российской Федерации отмечается низкая инновационная активность российских предприятий. Согласно приведенным в тексте программы данным, в 2009 году разработку и внедрение технологических инноваций осуществляли 9,4 процента общего количества предприятий российской промышленности, что значительно ниже значений, характерных для Германии (71,8 процента), Бельгии (53,6 процента), Эстонии (52,8 процента), Финляндии (52,5 процента) и Швеции (49,6 процента). Доля предприятий, инвестирующих в приобретение новых промышленных технологий, составляет 11,8 процента в общем количестве предприятий. Доля затрат на технологические инновации в общем объеме затрат на производство отгруженных товаров, выполнение работ, услуг организаций промышленного производства России составляет 1,9 процента (аналогичный показатель в Швеции составляет 5,4 процента, в Финляндии – 3,9 процента, в Германии – 3,4 процента).

При возрастающей инновационной активности предприятий увеличивается востребованность и, соответственно, роль различных элементов инфраструктуры поддержки инновационной деятельности. Торгово-промышленные палаты, призванные содействовать развитию экономики Российской Федерации, в том числе формированию современной промышленной, финансовой и торговой инфраструктуры, созданию благоприятных условий для предпринимательской деятельности, развитию научно-технических связей предпринимателей Российской Федерации с предпринимателями зарубежных стран, могут и должны принять активное участие в формировании инфраструктуры поддержки инновационного предпринимательства.

В настоящем докладе на основе обобщения опыта территориальных торгово-промышленных палат представлены рекомендации по направлениям такого участия.

В разделе I доклада содержится обзор современного состояния инфраструктуры поддержки инновационного предпринимательства, даны понятие инновационной инфраструктуры и ее классификация, перечислены и рассмотрены основные ее элементы.

В разделе II содержится оценка современной роли территориальных ТПП и объединений предпринимателей в развитии инфраструктуры поддержки. Для выполнения такой оценки был проведен опрос руководителей территориальных торгово-промышленных палат, проведен анализ официальных сайтов, а также материалов, подготовленных территориальными ТПП и официально направленных в Торгово-промышленную палату Российской Федерации.

На основании данного анализа были разработаны предложения об участии территориальных ТПП и объединений предпринимателей в развитии инфраструктуры поддержки инновационного предпринимательства в России, которые представлены в разделе III.

I. ОБЗОР СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ ПОДДЕРЖКИ ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
1.1. Понятие инновационной инфраструктуры и её классификация

До недавнего времени на уровне федерального российского законодательства отсутствовало определение инновационной инфраструктуры. До принятия в середине июля 2011 года поправок в федеральный закон от 23 августа 1996 г. № 127 «О науке и государственной научно-технической политике» инвестиционные фонды, технопарки, научные парки, инновационно-технологические центры, бизнес-инкубаторы, центры поддержки субподряда упоминались законодателем в основном как объекты инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства1. После внесенных поправок законодательно дано следующее определение инновационной инфраструктуры: инновационная инфраструктура – совокупность организаций, способствующих реализации инновационных проектов, включая предоставление управленческих, материально-технических, финансовых, информационных, кадровых, консультационных и организационных услуг. Где под инновационным проектом понимается комплекс направленных на достижение экономического эффекта мероприятий по осуществлению инноваций2, в том числе по коммерциализации научных и (или) научно-технических результатов.

Такое определение с одной стороны является слишком общим. Например, под него попадает большое количество экономических агентов, которые являются частью национальной инновационной системы, но обычно не относятся к инновационной инфраструктуре - органы государственной власти и местного самоуправления, научные и научно-образовательные учреждения, компании, заключающие договора на поставку инновационной продукции, объединения предпринимателей, в том числе торгово-промышленные палаты.

С другой стороны, под такое определение не попадают элементы национальной инновационной системы3, которые обычно относят к инновационной инфраструктуре, и которые не являются организациями – такие как технико-внедренческие особые экономические зоны (часть территории страны с особым режимом предпринимательской деятельности), наукограды (муниципальные образования, имеющие высокий научно-технический потенциал), технополисы (вид экономической зоны), кластеры (договорная форма организации) и т.д.

Также под определение инновационной инфраструктуры попадает ряд так называемых институтов развития. Институт развития – это государственный инструмент развития институциональной среды, применяемый для преодоления «провалов рынка», обеспечения устойчивого экономического роста и диверсификации экономики. К таким институтам развития относятся Инвестиционный фонд Российской Федерации, Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», ОАО «Российская венчурная компания» (РВК), ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию», ОАО Роснано, Государственная корпорация «Фонд содействия реформированию ЖКХ», ОАО «Российский сельскохозяйственный банк», ОАО «Росагролизинг», Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (Фонд Бортника). Из институтов развития, которые относят к сфере инновационной политики и которые далее будут рассматриваться в докладе в качестве объектов инновационной инфраструктуры, предлагается выделить: Фонд Бортника, РВК и её партеры, Роснано – как организации, которые непосредственно взаимодействуют с инновационными компаниями и активно влияют на развитие инновационной среды. К особенностям институтов развития относится то, что их сфера влияния – вся территория Российской Федерации в отличие от других объектов инновационной инфраструктуры, которые направлены на развитие инновационной деятельности в определенных территориях страны (как правило, в границах региона или муниципального образования).

Для целей настоящей работы предлагается использовать следующую классификацию инновационной инфраструктуры, в основе которой лежит материал, размещенный на сайте Минэкономразвития России4, а также данные ФГБНУ НИИ РИНКЦЭ5:

  1. производственно-технологическая инновационная инфраструктура:
    технопарки;
    бизнес-инкубаторы;
    центры трансфера технологий;
    центры коллективного пользования;
    инжиниринговые центры;
    центры кластерного развития;
  2. территории инновационного развития:
    особые экономические зоны технико-внедренческого типа;
    наукограды;
    территориально обособленный комплекс – инновационный центр Сколково;
  3. информационная и экспертно-консалтинговая инновационная инфраструктура:
    фонды поддержки малого и среднего предпринимательства;
    центры субконтрактаци;
    информационные центры;
  4. финансовая инфраструктура:
    венчурные фонды;
    гарантийные фонды;
    государственные и муниципальные фонды поддержки предпринимательства;
    банки, осуществляющие финансирование инноваций;
    микрофинансовые организации, осуществляющие финансирование инноваций;
  5. институты развития:
    Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (Фонд Бортника);
    Российская венчурная компания (РВК);
    открытое акционерное общество Роснано.

Данная классификация не является исчерпывающей. Однако приведенные в перечне объекты инновационной инфраструктуры создаются, стимулируются или поддерживаются в рамках государственной инновационной политики, находятся в фокусе государственного внимания, и, соответственно, роль системы торгово-промышленных палат в их развитии может быть наиболее высока.

Ниже кратко представлены описание, основные функции и краткая справка о современном состоянии каждого из перечисленных выше объектов инновационной инфраструктуры.

1.2. Производственно-технологическая инфраструктура
Технопарки

Технопарки являются ключевыми элементами инфраструктуры поддержки инновационного предпринимательства. На данный момент отсутствует законодательное определение технопарка. В целях федерального статистического наблюдения6 под технопарком понимается специализированный научно-производственный территориальный комплекс, на базе которого создаются благоприятные условия для развития инновационной деятельности, становления малых и средних наукоемких предприятий посредством предоставления субъектам инновационной деятельности в пользование помещений, и оборудования, финансовой и кадровой помощи, необходимых услуг. В российской практике термин «технопарк» применяется, пожалуй, к еще более широкому кругу объектов, в том числе к промышленным площадкам, исследовательским центрам и даже офисным центрам.

Технопарк может быть юридическим лицом или структурным подразделением высшего учебного заведения, научного центра (научной организации), промышленного предприятия.

При этом основной функцией технопарковой структуры является создание благоприятной среды для развития компаний-резидентов. Услугами технопарков пользуются малые и средние инновационные предприятия, находящиеся на различных стадиях коммерческого освоения научных знаний, ноу-хау и наукоемких технологий.

Наряду с компаниями-резидентами в технопарках могут размещаться объекты инновационной производственно-технологической инфраструктуры: бизнес-инкубаторы, центры трансфера технологий, центры кластерного развития, инжиниринговые центры, центры коллективного пользования.

По результатам проведенного АНО «НИСИПП» аудита региональной инфраструктуры поддержки малых и средних предприятий на начало 2011 года на территории Российской Федерации было выявлено 130 технопарков. Их распределение по регионам неравномерно, что связано, прежде всего, с неравномерным распределением научно-технических, промышленных и образовательных ресурсов по территории страны. Так, абсолютным рекордсменом по количеству технопарков является город Москва (32), большая часть из которых функционирует при высших учебных заведениях. В Республике Татарстан функционируют 10 технопарков, в Республике Башкортостан – девять. Кроме того, развита технопарковая инфраструктура в Московской области (6), Свердловской области (6) и Воронежской области (5).

Бизнес-инкубаторы

Бизнес-инкубаторы являются институтами поддержки малых предприятий на начальной стадии развития (на стадии старт-ап) на ограниченный срок. Бизнес-инкубаторы предоставляют резидентам комплекс услуг, включающий предоставление помещений на льготных условиях, обеспечение офисной техникой и средствами коммуникаций, консультационные услуги, услуги по аутсорсингу бухгалтерских и юридических услуг.

Резидентами бизнес-инкубаторов являются в основном начинающие коллективы предпринимателей, малые предприятия, индивидуальные предприниматели, отбор которых, как правило, происходит на конкурсной основе. В настоящее время в России можно выделить следующие виды бизнес-инкубаторов: классические (объединяют предприятия вне зависимости от профиля деятельности), целевые (специализируются на конкретных направлениях бизнеса или отдельных незащищенных слоях населения), виртуальные (не располагают арендными площадями и оказывают услуги на дистанционно), а также инновационные бизнес-инкубаторы (ориентированы на поддержку инновационных проектов). На основании аналитического исследования АНО «НИСИПП» было выявлено, что в 2010 году на территории России функционировало 176 бизнес-инкубаторов офисного и производственного типа, действовавшие в 62 субъектах РФ. При этом в 14 регионах функционировал 31 инновационный бизнес-инкубатор. Наибольшее количество инновационных бизнес-инкубторов расположено в Московской области (11), в Калужской области (5), в Чувашской республике (3). В 35 регионах вообще не было выявлено инновационных бизнес-инкубаторов.

Центры трансфера технологий

Центр трансфера технологий (ЦТТ) - самостоятельное юридическое лицо либо структурное подразделение в высшем учебном заведении, научной организации, на промышленном предприятии, основной сферой деятельности которого является коммерциализация технологических знаний прикладного характера, полученных в результате исследований и разработок или инновационной деятельности.

ЦТТ призваны сыграть одну из ключевых ролей в национальной инновационной системе, ускоряя продвижение в промышленность научных разработок, в первую очередь тех, которые были созданы с использованием бюджетных средств. Основной задачей ЦТТ является коммерциализация разработок, создаваемых в научных организациях и ВУЗах. Для решения этой задачи ЦТТ выполняют функции оформления и защиты научно-технических разработок, поиск их потенциальных потребителей, оказывают консалтинговые услуги по достаточно широкому спектру вопросов: финансовые, экономические, маркетинговые, вопросы внешнеэкономической деятельности. ЦТТ сопровождают научно-техническую разработку практически на всех этапах ее реализации. В настоящий момент в России по данным базы ФГБНУ НИИ РИНКЦЭ функционируют свыше 110 ЦТТ. Так, наибольшее количество ЦТТ расположено в Москве (14), Московской области (9), Санкт-Петербурге (7).

Центры коллективного пользования

Центры коллективного пользования (ЦКП) представляют собой научно-организационные структуры, обладающие современной приборной базой и высококвалифицированными кадрами, обеспечивающие научным, образовательным и иным организациям на имеющейся приборной базе проведение исследований, испытаний и измерений.

Основной целью создания центра коллективного пользования является предоставление услуг по предоставлению уникального оборудования и приборной базы, программных комплексов потребителям (сотрудникам вузов и академических институтов, а также промышленным предприятиям и различным коммерческим организациям) и услуг по подготовке высококвалифицированного персонала в ходе стажировок, участию студентов, магистрантов и аспирантов в выполнении научных исследований. В базе данных Департамента приоритетных направлений науки и технологий Минобрнауки России7 зарегистрировано более 400 ЦКП различной специализации.

Инжиниринговые центры

Инжиниринговый центр – организация, оказывающая комплекс инжиниринговых услуг, включающих инженерно-консультационные услуги по подготовке, обеспечению процесса производства и передаче товаров, работ, услуг (проведение предпроектных работ, проектирование и конструкторская проработка объектов техники и технологии на стадии внедрения инноваций, послепроектные услуги при монтаже и пусконаладочных работах и т.п.)8.

Комплекс инжиниринговых услуг включает:
- технические исследования и услуги, связанные с подготовкой производственного процесса: проведение предпроектных работ, научных исследований и разработок, составление технических заданий и технико-экономических обоснований строительства промышленных и других объектов, проведение инженерно-изыскательских работ для строительства объектов, разработку технической документации, проектирование и конструкторскую проработку объектов техники и технологии, послепроектные услуги при монтаже и пуско-наладочных работах, а также специальные услуги, связанные с особенностями создания каждого конкретного объекта (анализ экологических проблем и пр.);
- общее техническое содействие, обеспечивающее оптимальный процесс производства на объекте, включая консультации и авторский надзор за оборудованием, консультации экономического и финансового характера, конъюнктурные и маркетинговые исследования, консультации по внедрению систем информационного обеспечения и т.п.

Разновидностью инжиниринговых центров являются центры прототипирования и промышленного дизайна.

Центры кластерного развития

Основной целью деятельности центра кластерного развития (ЦКР) является создание условий для эффективного взаимодействия предприятий – участников территориальных кластеров, учреждений образования и науки, некоммерческих и общественных организаций, органов государственной власти и местного самоуправления, инвесторов в интересах развития территориального кластера, обеспечение реализации совместных кластерных проектов9.

На базе ЦКР создается постоянно действующая система консультаций и услуг для участников территориальных кластеров, ориентированная на оказание информационных услуг в части законодательства субъекта Российской Федерации для участников инновационных кластеров и инвесторов, а также на поддержку развивающихся и вновь создаваемых субъектов малого и среднего предпринимательства.

В настоящий момент центры кластерного развития созданы в Астраханской, Воронежской, Калужской, Курганской, Пензенской, Самарской, Томской, Ульяновской областях, Республиках Башкортостан и Татарстан, Пермском крае, Москве и Санкт-Петербурге.

1.3. Территории инновационного развития

Территория инновационного развития - территория, находящаяся в границах одного или нескольких муниципальных образований, имеющая особые правовые, организационные и экономические условия хозяйствования, установленные государственными, региональными или местными органами власти и направленные на активизацию инновационной деятельности, формирование и укрепление научно-технического и инновационного потенциала. Основным направлением деятельности таких территорий является перевод местной экономики на инновационный путь развития путем использования преимуществ достижений науки и техники для обеспечения экономического роста, а одним из определяющих факторов экономического развития ТИР и повышения их конкурентоспособности является межотраслевое взаимодействие между секторами науки, образования и промышленности.

Особые экономические зоны технико-внедренческого типа

Особые экономические зоны – это территории, которые государство наделяет особым юридическим статусом и экономическими льготами для привлечения российских и зарубежных инвесторов в приоритетные для страны отрасли. Особые экономические зоны создаются в целях развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей, производства новых видов продукции, транспортной инфраструктуры, а также туризма и санаторно-курортной сферы. Резидентами технико-внедренческих ОЭЗ (их часто также называют инновационными) являются компании, создающие и реализующие высокотехнологичную продукцию. При этом резидент технико-внедренческой особой экономической зоны вправе осуществлять в ТВ ОЭЗ только деятельность, предусмотренную соглашением об осуществлении технико-внедренческой деятельности.

Для достижения целей создания ОЭЗ используются следующие механизмы:

  • создание за счет бюджетных инвестиций инфраструктуры ОЭЗ (инженерной, таможенной, деловой, транспортно-логистической);
  • обеспечение налоговых льгот: снижение ставок налога на прибыль и страховых взносов (особенность ТВ ОЭЗ), освобождение от налога на имущество, земельного и транспортного налога;
  • обеспечение особого таможенного режима за счет создания на территории ОЭЗ свободной таможенной зоны;
  • льготное земельное регулирование: льготная арендная плата, выкуп земельных участков;
  • возможность применения ускоренной амортизации.

Создание ТВ ОЭЗ обеспечивает льготные условия по размещению инновационной инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства – технопарков, инкубаторов, научных центров.

Всего в России создано четыре технико-внедренческие особые экономические зоны, расположенные в крупных российских научных центрах:
- ОЭЗ «Зеленоград» – приоритетные направления: микроэлектроника, оптическая электроника, нанотехнологии, информационные технологии, биотехнологии.
- ОЭЗ «Санкт-Петербург» – приоритетные направления: информационные технологии и телекоммуникации, медицинские технологии и фармацевтика, нанотехнологии, точное приборостроение.
- ОЭЗ «Дубна» – приоритетные направления: информационные технологии и телекоммуникации, оптическая электроника, нанотехнологии, ядерные технологии, биотехнологии.
- ОЭЗ «Томск» – приоритетные направления: информационные технологии и телекоммуникации, медицина и биотехнологии, нанотехнологии и наноматериалы, ресурсосберегающие технологии. Создание новых ТВ ОЭЗ в настоящий момент не предполагается.

В августе 2012 г. Счетной палатой Российской Федерации был опубликован пресс-релиз о мониторинге использования государственной поддержки на создание и функционирование особых экономических зон10, в котором отмечается низкая эффективность использования господдержки на создание объектов ОЭЗ, нецелевое использование выделенных средств, не полная загрузка мощностей ОЭЗ (площади – на 71,5%, таможенной инфраструктуры – на 66%, водоснабжения – на 58%, теплоснабжения – на 32,9%), общая экономическая неэффективность их создания (при затратах на все ОЭЗ в размере 55,3 млрд. руб., налоговые отчисления составили 6,3 млрд. руб., полученные льготы 5,3 млрд. руб.).

Наукограды

Одной из разновидностей территорий инновационного развития являются города, которым присвоен статус наукограда. Наукоград - муниципальное образование со статусом городского округа, имеющее высокий научно-технический потенциал, с градообразующим научно-производственным комплексом. Статус наукограда присваивается постановлением Правительства Российской Федерации на 5 лет. На территории России статус наукограда получали 14 городов, из них 9 расположены на территории Московской области (Дубна, Жуковский, Королев, Троицк, Реутово, Фрязино, Пущино, Протвино, Черноголовка), 1 в Калужской области (Обнинск), 1 в Новосибирской области (Кольцово), 1 в Тамбовской области (Мичуринск), 1 в Ленинградской области (Петергоф) и 1 в Алтайском крае (Бийск). У ряда городов статус наукограда не продлен, например г. Петергоф перестал быть наукоградом в 2010 г., города Жуковский и Троицк - в 2012 г.

С развитием проекта «Сколково» и в связи с финансовым кризисом 2009 г. финансирование наукоградов из федерального бюджета по экспертным оценкам сократилось на 60%. При этом из 600 резидентов «Сколково» 40 резидентов представляют наукограды и ЗАТО. В настоящий момент подготовлены поправки в закон «Об инновационном центре «Сколково», согласно которому льготы и преференции, предусмотренные для резидентов Сколково, предлагается распространить на компании, расположенные в наукоградах и ЗАТО.

Территориально обособленный комплекс – инновационный центр Сколково

Сколково – уникальный для России проект, направленный на формирование благоприятных условий для инновационного процесса на ограниченной территории со специальным режимом государственного регулирования. Участники проекта – резиденты «Сколково» выполняют исследования по пяти основным направлениям:
- энергоэффективность и энергосбережение, в том числе разработка инновационных энергетических технологий (на начало сентября 2012 г. в кластер энергоэффективных технологий входит 141 компания);
- ядерные технологии (на начало сентября 2012 г. в кластер ядерных технологий входит 47 компаний);
- космические технологии, прежде всего в области телекоммуникаций и навигационных систем (на начало сентября 2012 г. в кластер космических технологий и телекоммуникаций входит 39 компаний);
- медицинские технологии в области разработки оборудования, лекарственных средств (на начало сентября 2012 г. в кластер биомедицинских технологий входит 142 компании);
- стратегические компьютерные технологии и программное обеспечение (на начало сентября 2012 г. в кластер информационных технологий входит 172 компаний).

Для реализации проекта к 2020 году вблизи деревни Сколково Одинцовского района Московской области будет построен город, где будут проживать 21 тыс. человек. В инновационном городе Сколково будет расположен Открытый университет Сколково (ОтУС) и Сколковский институт науки и технологий (СИНТ). В инфраструктуру Сколково будет входить собственный технопарк. В настоящий момент создание инфраструктуры находится в начальном этапе – из строений в эксплуатацию введено только здание Гиперкуба.

Согласно закону резиденты Сколково до 1 января 2014 года могут располагаться вне территории инновационного города. В настоящий момент подготовлены поправки по распространению преференций, предусмотренных для резидентов Сколково, на компании, размещаемые в наукоградах и ЗАТО.

1.4. Информационная и экспертно-консалтинговая инфраструктура
Фонды (центры) поддержки малого и среднего предпринимательства

Центр поддержки предпринимательства (Фонд поддержки предпринимательства)11 – юридическое лицо, созданное для целей оказания комплекса услуг, направленных на содействие развитию субъектов малого и среднего предпринимательства при реализации региональных программ развития малого и среднего предпринимательства или муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства. К услугам фондов традиционно относятся финансовое, маркетинговое, патентно-лицензионное, юридическое, информационное сопровождение субъектов малого и среднего предпринимательства, организация сертификации инновационных товаров, работ и услуг, услуги по подбору персонала, проведение семинаров, конференций, форумов, организация и реализация специальных программ обучения для субъектов МСП. Наряду с фондами поддержки малого и среднего предпринимательства, оказывающего информационные и экспертно-консалтинговые услуги, из фондов поддержки МСП выделяют государственные и муниципальные фонды поддержки предпринимательства, которые как элемент финансовой инновационной инфраструктуры описаны ниже.

Центры субконтрактации

Региональные центры субконтрактации (субконтрактинга) оказывают инфраструктурную поддержку развитию кооперационных связей малого, среднего и крупного производственного бизнеса. Региональные центры субконтрактации действуют при поддержке региональных органов власти, осуществляют взаимодействие с общественными объединениями предпринимателей, системой торгово-промышленных палат12.

Применение механизма субконтрактации (субконтрактинга) позволяет головному предприятию – контрактору избавиться от непроизводительных издержек на содержание недозагруженных производств и сконцентрировать усилия на важнейших задачах – технологическом перевооружении, модернизации, обновлении модельного ряда выпускаемой продукции. Субконтракторы (как правило, малые и средние предприятия), выполняя работы по субконтрактам, достигают высокого уровня загрузки оборудования и высокой производительности. Применение механизма субконтрактации позволяет оптимизировать процесс производства и существенно повысить конкурентоспособность, как на уровне предприятия, так и на уровне региона.

В Российской Федерации механизм субконтрактации (субконтрактинга) часто применяют малые и средние предприятия для организации собственного производства. В этом случае МСП самостоятельно производит только узлы, несущие в себе ключевые ноу-хау и осуществляет финишную сборку. Все остальные узлы и детали производятся на крупных предприятиях по субконтракту. Такой подход позволяет малым и средним предприятиям производить качественную продукцию и не тратить средства на приобретение оборудования, аренду производственных площадей. По данным портала информационной поддержки малого и среднего производственного бизнеса в настоящее время на территории России функционирует около 34 центров субконтракции в 34 регионах, тогда как в 2010 году на территории России функционировало всего 14 центров субконтракции. 13

Информационные центры (в том числе ЕИКЦ-Россия)

Информационные центры, в том числе институты научно-технической информации, созданы в целях информационной поддержки инновационного бизнеса. К основным услугам таких центров относятся: формирование банков (фондов) научно-технической информации, сбор и обработка сведений о научно-технических достижениях, проведение аналитических, конъюнктурных, маркетинговых и других исследований, создание, размещение и демонстрация рекламы, оказание патентно-информационных услуг, осуществление в установленном порядке сотрудничества с зарубежными информационными организациями и партнерами по обмену научно-технической и коммерческой информацией, проведение научно-технических, коммерческих выставок, оптово-закупочных ярмарок, выставок продаж, презентацией образцов новой техники, промышленной продукции, товаров потребительского спроса.

В последние годы за счет стимулирования региональной активности по линии финансовой поддержки Минэкономразвития России активно развивается Евро Инфо Корреспондентский Центр (ЕИКЦ) в России – Российское представительство Европейской сети поддержки предпринимательства.

Центр и его представительства предоставляют малому и среднему бизнесу России помощь в поиске зарубежных партнеров из стран Европейского союза по трем направлениям:
модуль А – услуги по информированию, установлению бизнес-кооперации с европейскими партнерами (европейскими компаниями) и интернационализации (осуществляется на базе Российского агентства поддержки малого и среднего бизнеса);
модуль B – услуги по трансферу инноваций, технологий и знаний, направленные на расширение технологического сотрудничества (осуществляется на базе Российской сети транcфера технологий);
модуль C – услуги по содействию компаниям в участии в программах ЕС (осуществляется на базе Союза инновационно-технологических центров России).

Центры предоставляют предпринимателям такие услуги, как:
- поиск потенциальных партнеров за рубежом и в регионах РФ;
- подбор и организации участия в российских и международных выставках и ярмарках;
- консультирование по возможностям и требованиям российских и зарубежных рынков;
- сопровождение первого контакта с партнером;
- размещение бизнес-предложения в международной и межрегиональной базах данных, a также на сайте Евро Инфо Корреспондентского Центра;
- презентация продукции и услуг в деловых миссиях и брокерских мероприятиях;
- организация деловых миссий, бирж контактов и других проектов;
- обучение на семинарах и в образовательных программах;
- международный маркетинг;
- консультации по логистике и таможенному оформлению.

В настоящее время ЕИКЦ созданы в 37 субъектах Российской Федерации, при этом в Ставропольском крае, Пермском крае, Калининградской и Томской областях, Республике Хакасия данные центры созданы на базе торгово-промышленных палат.

1.5. Финансовая инфраструктура
Венчурные фонды

Венчурное финансирование представляет собой высокорисковое инвестирование средств в инновационные компании для их развития и расширения с целью получения прибыли от прироста стоимости вложенных средств. В отличие от посевных инвестиций, которые осуществляются на стадии создания инновационного предприятия (стадии старт-ап), венчурное финансирование компаний осуществляется на первых этапах стадий развития и расширения, когда компания начинает приносить первую прибыль. Венчурное финансирование осуществляется преимущественно организованными венчурными фондами и бизнес-ангелами (частными лицами, готовыми вкладывать личные средства в инновационные проекты).

Венчурный фонд представляет собой общий пул денежных средств инвесторов, который, как правило, управляется самостоятельной компанией – управляющей компанией, чаще всего создается в организационно-правовой форме закрытого паевого инвестиционного фонда (ЗПИФ) особо рисковых (венчурных) инвестиций.

Типичными особенностями венчурного инвестирования являются:
- активное участие профессиональной команды венчурных инвесторов (специалистов) в увеличении стоимости портфеля компании;
- привлечение инвестиций осуществляется в уставный капитал компании или путем конвертации долга;
- компания изначально структурируется с учетом интересов инвесторов будущих раундов;
- стратегия инвестирования является среднесрочной или долгосрочной;
- конечной целью венчурного инвестора является получение прибыли в результате перепродажи активов стратегическому или портфельному инвестору либо в результате выпуска акций компании.

По данным аудита инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, проведенного АНО НИСИПП, в России на начало 2011 года действовало 43 венчурных фонда, суммарная капитализация которых составляла около 60 млрд. рублей. Из этих фондов 22 являются региональными венчурными фондами инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере (по два фонда в Москве и Республике Татарстан и по одному фонду в 20 регионах), восемь фондов созданы с участием РВК, речь о которых пойдет ниже. Также в регионах функционируют прочие фонды, осуществляющие в том числе венчурные инвестиции.

Гарантийные фонды

Гарантийный фонд14 – юридическое лицо, одним из учредителей которого может являться субъект Российской Федерации или орган местного самоуправления, созданное для целей обеспечения доступа субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства к кредитным и иным финансовым ресурсам, развития системы гарантий и поручительств по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, основанным на кредитных договорах, договорах займа, лизинга.

Вопросы предоставления поручительств как одного из способов обеспечения исполнения обязательств регулируются общегражданским законодательством, прежде всего статьями 361-367 Гражданского кодекса РФ.

Основным видом деятельности гарантийного фонда является предоставление поручительств по обязательствам (кредитам, займам, договорам лизинга) субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

На начало 2011 года на территории России существовало 104 гарантийных фонда в 51 регионе. Наибольшее число расположено в Кировской области (25), Республике Бурятия (22), Красноярском крае (7), Краснодарском (2) Оренбургской области (2),Республика Саха (2). 15

Государственные и муниципальные фонды поддержки предпринимательства

В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства» государственные и муниципальные фонды поддержки малого и среднего предпринимательства являются составным элементом инфраструктуры государственной и муниципальной поддержки малого и среднего предпринимательства.

Фонды поддержки малого и среднего предпринимательства создаются в целях финансирования программ, проектов и мероприятий, направленных на поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства, путем аккумулирования бюджетных средств, средств, поступающих от приватизации государственного и муниципального имущества, доходов от собственной деятельности, добровольных взносов физических и юридических лиц, в том числе иностранных, доходов от выпуска и размещения ценных бумаг, а также доходов, получаемых по процентам от льготных кредитов, выделенных на конкурсной основе субъектам малого и среднего предпринимательства.

Основными направлениями деятельности фондов поддержки малого и среднего предпринимательства являются:
- реализация программ микрофинансирования (предоставление займов до 1 млн. рублей);
- предоставление льготных займов (размером более 1 млн. руб.);
- предоставление поручительств по договорам кредитов и лизинга;
- консультационная и информационная поддержка предпринимателей;
- предоставление субсидий предпринимателям в рамках реализации региональных и муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства.

В настоящий момент государственные и муниципальные фонды поддержки малого и среднего предпринимательства созданы почти во всех регионах. В соответствии с проведенным АНО НИСИПП в начала 2011 года аудитом была собрана информация о деятельности 306 таких фондов.

Микрофинансовые организации

Микрофинансирование – это деятельность по предоставлению финансовых услуг (в том числе сбережение денежных средств, переводы и платежи, предоставление займов) на сравнительно небольшие суммы, тогда как микрокредитование является составным компонентом микрофинансирования и обозначает процесс предоставления кредитов или займов в сравнительно небольших размерах и на короткий срок. Микрофинансовая организация (МФО) – это организация, основным видом деятельности которой является микрофинансирование.

В отличие от банков МФО решают проблему недоступности финансовых услуг, выраженную в двух аспектах: 1) территориальная недоступность (связанная с недостаточностью развития финансовой инфраструктуры); 2) технологическая недоступность (заключающаяся в несоответствии технологий финансового обслуживания потребностям определенных целевых групп).

Роль МФО является одновременно и экономической – заполнение ниш в линейке доступных бизнесу и гражданам финансовых инструментов, – и социальной – обеспечение малоимущих слоев населения возможностью получать заемные средства, оказание поддержки начинающему и действующему бизнесу, которому по разным причинам недоступно банковское финансирование.

К основным потребителям услуг МФО относятся наиболее значимые в социальном и экономическом контексте группы: малые предприятия, индивидуальные предприниматели, малообеспеченное и сельское население.

По оценкам экспертов, совокупный спрос на кредиты (или займы) в сумме до 300 тыс. рублей на одного заемщика (действующие субъекты микробизнеса) составлял в 2009 г. около 250 млрд. рублей при предложении соответствующих финансовых услуг не более чем в 35 млрд. рублей (14% совокупного спроса). Малообеспеченное население, заинтересованное в развитии собственного бизнеса, но не имеющее достаточного стартового капитала, предъявляет подтвержденный спрос на микрофинансовые услуги дополнительно в размере не менее 500 млрд. рублей.

По данным сайта Федеральной службы по финансовым рынкам в Государственном реестре микрофинансовых организаций по состоянию на август 2012 года на территории России зарегистрировано 2037 микрофинансовых организаций.


1 Федеральный закон от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства»

2 Под инновациями понимается введенный в употребление новый или значительно улучшенный продукт (товар, услуга) или процесс, новый метод продаж или новый организационный метод в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних связях

3 См. например Стратегию инновационного развития Российской Федерации до 2020 года.

4 http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/innovations/development/doc20120614_02

5 http://www.miiris.ru

6 См. приказ Росстата от 2 декабря 2011 г. № 485

7 http://ckp-rf.ru/ckp/select.php

8 См. приказ Росстата от 02.12.2011 № 485.

9 См. приказ МЭР № 227 от 20.05.2011

10 http://www.ach.gov.ru/ru/news/22082012/

11 На основе определения, приведенного в Приказе МЭР N 227 от 20.05.2011.

12 Портал информационной поддержки малого и среднего производственного бизнеса (http://www.subcontract.ru/).

13 По данным проведенного АНО «НИСИПП» аудита инфраструктуры поддержки малого бизнеса.

14 На основе определения, приведенного в Приказе МЭР N 227 от 20.05.2011.

15 По данным АНО «НИСИПП».

16 http://www.fcsm.ru/ru/contributors/microfinance_org/state_register_microfinance_org/

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости