Министерство экономического развития Российской Федерации в соответствии с пунктом 60(1) Регламента Правительства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. № 260, рассмотрело проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в Правила выполнения работ и оказания услуг в области пожарной безопасности договорными подразделениями федеральной противопожарной службы» (далее – проект акта) и сообщает следующее.
Разработка проекта акта предусмотрена положениями пункта 7 Плана мероприятий по комплексной оптимизации контрльно-надзорных и разрешительных функций, предоставления государственных услуг, а также по сокращению избыточного государственного регулирования в сфере деятельности МЧС России, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 марта 2012 г. № 341-р.
1. Проектом акта предусматривается внесение изменений в Правила выполнения работ и оказания услуг в области пожарной безопасности договорными подразделениями федеральной противопожарной службы, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2008 г. № 989 (далее – Изменения).
1.1. Пунктом 1 Изменений предусматривается норма, исключающая участие территориальных органов МЧС России в деятельности договорных подразделений федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы.
1.2. Пунктом 2 Изменений предусматривается норма, направленная на установление объектов, имеющих право на обслуживание договорными подразделениями федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы.
1.3. Пунктом 3 Изменений предусматривается норма, направленная на установление необходимости утверждения федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области пожарной безопасности методики расчета стоимости услуг по охране имущества организаций от пожаров, оказываемых договорными подразделениями федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы (далее – методика). Согласно пояснительной записке к проекту акта предлагаемое регулирование позволит установить единый подход к определению стоимости услуг по охране имущества от пожаров, оказываемых договорными подразделениями федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы.
Предлагаемая норма Изменений непосредственно не содержит положений, приводящих к возникновению избыточных административных и иных ограничений и обязанностей для субъектов предпринимательской и иной деятельности. Вместе с тем, утверждение методики, предусмотренной предлагаемой нормой, на практике может привести к риску возникновения таких обязанностей и ограничений для указанных субъектов в случае включения в методику избыточных или необоснованных положений.
В целях исключения указанного риска, обращаем внимание разработчика на необходимость направления проекта приказа МЧС России по утверждению указанной методики в Минэкономразвития России на заключение об оценке регулирующего воздействия в соответствии с пунктом 3 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1009.
2. Таким образом, по итогам оценки регулирующего воздействия на проект акта, положений, вводящих избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствующих их введению, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности, способствующих возникновению необоснованных расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации не выявлено.
В целях выявления возможных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности, которые могут возникнуть в связи с принятием проекта акта, Минэкономразвития России были проведены публичные консультации с представителями субъектов предпринимательской и иной деятельности. Проект акта направлялся в Торгово-промышленную палату Российской Федерации, Общероссийскую общественную организацию малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ», Общероссийскую общественную организацию «Деловая Россия», Российский союз промышленников и предпринимателей, Консультативный совет по иностранным инвестициям, Российско - Германскую внешнеторговую палату, а также размещен на официальном сайте Минэкономразвития России. В рамках проведения публичных консультаций по проекту акта поступило двенадцать позиций. Справка о проведении публичных консультаций прилагается.
Приложение: на 3 л. в 1 экз.
Справка о результатах проведения публичных консультаций
с представителями субъектов предпринимательской и иной деятельности
по проекту постановления Правительства Российской Федерации
«О внесении изменений в Правила выполнения работ
и оказания услуг в области пожарной безопасности
договорными подразделениями федеральной противопожарной службы»
Согласно подпункту «в» пункта 11 Положения о порядке подготовки заключений об оценке регулирующего воздействия, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 31 августа 2010 г. № 398, Департаментом оценки регулирующего воздействия проведены публичные консультации с представителями субъектов предпринимательской и иной деятельности по проекту постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в Правила выполнения работ и оказания услуг в области пожарной безопасности договорными подразделениями федеральной противопожарной службы».
Проект акта и перечень вопросов по проекту акта были размещены на официальном сайте Минэкономразвития России и направлены в Торгово-промышленную палату Российской Федерации, Российский союз промышленников и предпринимателей, Общероссийскую общественную организацию малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ», Общероссийскую общественную организацию «Деловая Россия», Консультативный совет по иностранным инвестициям, Российско-Германскую внешнеторговую палату.
В рамках публичных консультаций поступило 12 позиций субъектов предпринимательской и иной деятельности, согласно которым принятие проекта акта концептуально необходимо, обосновано и своевременно. Так были получены позиции:
- Торгово-промышленной палаты Российской Федерации;
- ОАО «Северсталь»;
- ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат»;
- ОАО «Синарский трубный завод»;
- ОАО «Северский трубный завод»;
- ОАО «Волжский трубный завод»;
- ОАО «Таганрогский трубный завод»;
- Департамента экономического развития Белгородской области;
- Правительства Хабаровского края;
- Федерального казенного учреждения «3 отряд федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы по Оренбургской области (договорной)».
Субъекты предпринимательской и иной деятельности дополнительно представили ряд следующих предложений в отношении проекта акта, которые не могут быть учтены Минэкономразвития России в настоящем заключении, не влияют на результат оценки регулирующего воздействия по проекту акта, выходят за рамки регулирования проекта акта и (или) недостаточно обоснованы1.
- В целях надлежащей подготовки субъектов предпринимательской и иной деятельности к выполнению положений, предусмотренных проектом акта, предлагается предусмотреть переходный период вступления его в силу длительностью от полугода до двух лет.
- Представляется, что предлагаемым регулированием не предусматривается решение вопросов, касающихся механизма по осуществлению надзорной деятельности на охраняемых объектах, не регламентирован механизм осуществления надзорной и профилактической деятельности, по контролю за соблюдением правил и норм пожарной безопасности на охраняемых договорными подразделениями пожарной охраны объекте.
Кроме того, представляется, что принятие проекта акта не приведет к выполнению в полном объеме пункта 7 плана, утвержденного Распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 марта 2012 г. № 341-р в части разделения надзорных функций и деятельности по оказанию платных услуг в сфере пожарной безопасности, в том числе исключения участия территориальных органов МЧС России в деятельности договорных подразделений МЧС России.
В связи с изложенным предлагается дополнить проект акта нормой, направленной на вывод договорных подразделений федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы из подчинения МЧС России, а также доработать действующие нормативные акты, регулирующие отношения в рассматриваемой сфере, в части исключения функции контроля за противопожарным состоянием объектов защиты из полномочий договорных подразделений федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы.
Минэкономразвития России не может поддержать указанные предложения в рамках настоящей оценки регулирующего воздействия на проект акта вследствие того, что такие предложения выходят за рамки регулирования проекта акта, но вместе с тем обращает внимание разработчика на целесообразность рассмотрения указанных предложений с целью рассмотрения возможности их учета.