Министерство экономического развития Российской Федерации в соответствии с пунктом 60(1) Регламента Правительства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. № 260, провело оценку регулирующего воздействия проекта федерального закона «О государственном реестре документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации» (далее – законопроект).
Согласно пояснительной записке законопроект подготовлен в рамках выполнения поручения Президента Российской Федерации от 16 февраля 2012 г. № Пр-382 о подготовке предложений по внесению изменений в действующее законодательство, предусматривающих формирование реестра утраченных, незаконно приобретенных или изготовленных паспортов или иных документов, удостоверяющих личность граждан, а также возможность использования данного реестра кредитными организациями, уполномоченными государственными органами, должностными и иными лицами для предотвращения государственной регистрации хозяйствующих субъектов, открытия счетов, выдачи кредитов, регистрации и удостоверения сделок с недвижимым и ценным движимым имуществом по документам, данные о которых содержатся в реестре.
Законопроектом предусматривается создание, формирование, ведение и использование в Российской Федерации государственного реестра документов, удостоверяющих личность граждан Российской Федерации (далее - Государственный реестр), в рамках государственной информационной системы миграционного учета.
По данным разработчика законопроекта целями формирования Государственного реестра является создание правовых основ для обеспечения заинтересованных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и граждан актуальной и достоверной информацией о выданных, утраченных (похищенных), незаконно приобретенных или изготовленных документах, удостоверяющих личность граждан Российской Федерации
Порядок формирования, ведения Государственного реестра, порядок и сроки хранения содержащейся в нем информации и порядок доступа, а также перечень пользователей Государственного реестра, согласно законопроекту определяется Правительством Российской Федерации.
Разработчик законопроекта отмечает, что на реализацию его положений потребуется выделение дополнительных бюджетных ассигнований из средств федерального бюджета.
При условии организации данной инфраструктуры расширением действующей информационно-телекоммуникационной структуры государственной системы паспортно-визовых документов нового поколения, выделение дополнительных бюджетных ассигнований, по предоставленным разработчиком законопроекта данным, составит:
- На аренду и подключение каналов связи (с учетом оказания услуг связи) в размере 1 648 144,1 тыс. рублей в 2012-2014 г.г., из них затраты в 2013 г. составят – 81 311,6 тыс. рублей, в 2014 г. – 1 566 832,5 тыс. рублей.
- На оснащение территориальных узлов связи для работы с кабельными сетями передачи данных, монтаж и пуско-наладку – 649 588,1 тыс. рублей (затраты учтены в стоимости аренды оборудования и подключении каналов связи).
Затраты на аренду каналов связи, включая обслуживание оборудования КСПД, за 12 месяцев с 2015 г. составят 1 908 726,1 тыс. рублей.
Исходя из пояснительной записки принятие законопроекта позволит предотвратить незаконное использование похищенных, утраченных, недействительных документов, удостоверяющих личность, в том числе при открытии банковских счетов, получении кредитов, государственной регистрации хозяйствующих субъектов, а также осуществлять пользователями проверку действительности таких документов, предъявляемых гражданами Российской Федерации при осуществлении юридически значимых действий.
По результатам проведения оценки регулирующего воздействия законопроекта были выявлены следующие замечания к его положениям:
- Проектируемыми изменениями вводится новая система учета документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, путем формирования Государственного реестра документов, удостоверяющих личность граждан Российской Федерации, в рамках государственной информационной системы миграционного учета (далее – Государственный реестр).
Как отмечает разработчик, создание Государственного реестра позволит осуществить поиск и предоставление содержащихся в нем актуальных и достоверных сведений заинтересованным органам государственной власти Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, организациям, для последующего оказания ими услуг гражданам Российской Федерации, организациям, а также для исполнения органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации государственных функций.
Обращаем внимание, что в соответствии с Приказом ФМС России от 7 декабря 2009 г. № 339 утвержден Административный регламент Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене и по исполнению государственной функции по учету паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации (далее – Регламент).
Согласно Положениям Регламента ФМС России ведет Федеральный автоматизированный учет паспортов граждан Российской Федерации в АС «Российский паспорт».
Федеральный автоматизированный учет выданных паспортов ведется в АС «Российский паспорт» на основании информации, полученной из информационных подразделений территориальных органов, а также в базе данных ГИАЦ МВД России на основании информации, полученной из информационных центров МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации.
По данным, предоставленным разработчиком, по состоянию на февраль 2012 г., в базе данных АС «Российский паспорт» содержится информация о 128 миллионах 813 тысячах паспортов и бланков паспортов граждан Российской Федерации, а также о 69 миллионах 392 тысячах недействительных паспортов. Только за 2011 г. в АС «Российский паспорт» внесены сведения о 7,6 миллионах выданных паспортов и о 801 тысяче недействительных паспортов.
За период с 1 октября 2011 г. по настоящее время, как отмечает разработчик, при обращении к АС «Российский паспорт» через систему межведомственного электронного взаимодействия было осуществлено более 68 тысяч проверок паспортов граждан Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.
Таким образом, остается неясной необходимость введения новой системы учета документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, и иной информации, связанной с такими документами, путем создания Государственного реестра. Обращаем внимание, что разработчиком законопроекта не предоставлено достаточных обоснований такой необходимости.
Учитывая то, что в настоящий момент уже существует и функционирует АС «Российский паспорт», введение Государственного реестра полагаем нецелесообразным и избыточным. - Согласно статье 7 законопроекта содержащаяся в реестре информация предоставляется пользователям реестра в случаях и порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Вместе с тем в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее – Закон № 152-ФЗ) операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В этой связи полагаем, что в целях соблюдения требований статьи 7 Закона № 152-ФЗ, случаи и порядок раскрытия персональных данных должны быть четко определены законопроектом.
Кроме того, в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» основные документы, удостоверяющие личность гражданина Российской Федерации, по которым граждане Российской Федерации осуществляют выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию, могут содержать электронные носители информации с записанными на них персональными данными владельца паспорта, включая биометрические персональные данные.
В то же время согласно статье 11 Закона № 152-ФЗ обработка биометрических персональных данных может осуществляться без согласия субъекта персональных данных в связи с реализацией международных договоров Российской Федерации о реадмиссии, в связи с осуществлением правосудия и исполнением судебных актов, а также в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об обороне, о безопасности, о противодействии терроризму, о транспортной безопасности, о противодействии коррупции, об оперативно-розыскной деятельности, о государственной службе, уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию.
В то же время в законопроекте не указаны основания использования биометрических персональных данных, в связи с чем предусмотренная законопроектом возможность использования таких данных в неопределенных целях представляется безосновательной. - Статьей 8 законопроекта предусмотрено, что информация, содержащаяся в реестре, подлежит защите в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне, законодательством Российской Федерации в отношении коммерческой тайны.
Вместе с тем информация, подлежащая включению в реестр, не относится к сведениям, составляющих государственную тайну, и не составляет коммерческую тайну исходя из дефиниций соответствующих понятий, предусмотренных Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне» и Федеральным законом от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне». - В соответствии со статьей 9 законопроекта лица, виновные в нарушении требований законопроекта, несут предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность.
Однако ответственность за нарушение таких требований законодательством Российской Федерации не предусмотрена. - Таким образом, в результате проведения оценки регулирующего воздействия законопроекта был выявлен ряд положений, вводящих избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствующих их введению, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности, способствующих возникновению необоснованных расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
В процессе подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия были проведены публичные консультации (справка о результатах публичных консультаций прилагается). Соответствующие запросы были направлены в Торгово-промышленную палату Российской Федерации, Российский союз промышленников и предпринимателей, Общероссийскую общественную организацию малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ», Общероссийскую общественную организацию «Деловая Россия» и другие общественные организации.
Приложение: на 1 л. в 1 экз.
Справка о результатах проведения публичных консультаций с представителями субъектов предпринимательской и иной деятельности на проект федерального закона «О государственном реестре документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации»
Согласно подпункту «в» пункта 11 Положения о порядке подготовки заключений об оценке регулирующего воздействия, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 31 августа 2010 г. № 398, Департаментом оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития России в период с 17 июля 2012г. по 30 июля 2012 г. были проведены публичные консультации с представителями субъектов предпринимательской деятельности по проекту федерального закона «О государственном реестре документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации» (далее – законопроект).
В рамках публичных консультаций проект акта был размещен на официальном сайте Минэкономразвития России, а также направлен в Торгово-промышленную палату Российской Федерации, Российский союз промышленников и предпринимателей, Общероссийскую общественную организацию малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ», Общероссийскую общественную организацию «Деловая Россия». Предложений и замечаний к законопроекту в рамках проведения публичных консультаций получено не было.
Вместе с тем, Министерство экономики Свердловской области, полагая необходимым и обоснованным принятие законопроекта, считают целесообразным:
«1) дополнить законопроект следующими положениями:
Основные принципы обеспечения информацией пользователей Государственного реестра (например, заявительный порядок обращения за сведениями, содержащимися в Государственном реестре, возможность получения содержащейся в Государственном реестре информации в электронной форме, правомерность (неправомерность) взимания государственной пошлины с пользователей Государственного реестра и т.д.);
Права пользователей Государственного реестра (например, право на своевременное получение информации, право на выбор формы получения информации (на бумажном носителе или в электронной форме);
Обязанности оператора Государственного реестра;
2) изложить абзац 3 статьи 7 законопроекта в следующей редакции: «Предоставление содержащейся в Государственном реестре информации осуществляется в электронной форме и (или) на бумажном носителе».