Министерство экономического развития Российской Федерации в соответствии с пунктом 60(1) Регламента Правительства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. № 260, рассмотрело проект постановления Правительства Российской Федерации «Об уполномоченных органах Российской Федерации по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов» (далее – проект акта) и сообщает следующее.
1. Проект акта разработан в целях реализации пункта 7.1 Решения Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. № 824, устанавливающего, что Сторонам к дате вступления технического регламента в силу необходимо определить органы государственного контроля (надзора), ответственные за осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технического регламента и в соответствии с пунктом 3 раздела IV Протокола от 10 апреля 2012 г. № 1 заседания подкомиссии по техническому регулированию, применению санитарных, ветеринарно-санитарных и фитосанитарных мер Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции.
Проектом акта предусматривается определение Ростехнадзора в качестве уполномоченного органа Российской Федераций по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов» (далее – технический регламент) в отношении лифтов и устройств безопасности лифтов на стадии их эксплуатации в рамках государственного контроля (надзора). Кроме того, проектом акта предусматривается определение Росстандарта в качестве уполномоченного органа Российской Федераций по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технического регламента в отношении лифтов и устройств безопасности лифтов, за исключением стадии их эксплуатации.
2. По итогам рассмотрения проекта акта можно сделать вывод, что представленная редакция проекта акта соответствует положениям протокола совещания у директора департамента промышленности и инфраструктуры Правительства Российской Федерации А.Н. Недосекова от 22 августа 2012 г. № П9-21пр (далее – совещание) по вопросу урегулирования разногласий по проекту акта.
Вместе с тем, необходимо отметить, что на совещании не рассматривались замечания, представленные письмом Минэкономразвития России от 4 мая 2012 г. № 8615-ОФ/Д26и в заключении об оценке регулирующего воздействия (далее – ЗОРВ), на первоначальную редакцию проекта акта. Так, при доработке первоначальной редакции проекта акта не учтено замечание Минэкономразвития России, представленное в пункте 2 ЗОРВ.
Так, согласно указанному замечанию, частью 1 статьи 3 технического регламента утверждается норма, согласно которой устанавливается, что лифты, устройства безопасности лифтов (далее – объекты регулирования) выпускаются в обращение на рынок на территории государств-членов Таможенного союза при их соответствии техническому регламенту. Термин «выпуск в обращение на рынок» представляется недостаточно определенным и среди прочего может включать в себя процесс продажи объектов регулирования. Таким образом, вследствие принятия проекта акта существует риск необоснованного возложения на Росстандарт избыточных полномочий по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технического регламента при продаже лифтов в розничной сети.
Дополнительно необходимо отметить, что реализуя функцию по осуществлению проверки деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований законов и иных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, и соблюдения правил продажи отдельных предусмотренных законодательством видов товаров, выполнения работ, оказания услуг, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет мероприятия в том числе по проверке соблюдения участниками торговых отношений обязательных требований к товарам (работам, услугам) (пункт 7 Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека государственной функции по осуществлению в установленном порядке проверки деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, и соблюдения правил продажи отдельных, предусмотренных законодательством видов товаров, выполнения работ, оказания услуг, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России
от 19 октября 2007 г. № 658). Таким образом, принятие проекта акта способно привести к дублированию функций федеральных органов исполнительной власти при проведении контрольно-надзорных мероприятий.
Учитывая изложенное, принятие проекта акта и неопределенность термина «выпуск в обращения на рынок», используемого в техническом регламенте, способно привести к риску возникновения избыточных административных и иных ограничений в отношении субъектов предпринимательской деятельности.
3. По результатам предварительной оценки регулирующего воздействия проекта акта, в соответствии с подпунктом б) пункта 9 Положения о порядке подготовки заключений об оценке регулирующего воздействия, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 31 августа 2010 г. № 398, установлено, что в случае учета указанного в пункте 2 настоящего заключения замечания в целях исключения риска дублирования функций федеральных органов исполнительной власти при проведении контрольно-надзорных мероприятий, предусмотренное проектом акта новое правовое регулирование не приведет к невозможности исполнения указанными субъектами возложенных на них обязанностей вследствие противоречий или пробелов в правовом регулировании, отсутствия необходимых организационных или технических условий у органов государственной власти и (или) органов местного самоуправления, а также сложившегося в Российской Федерации уровня развития технологий, инфраструктуры, рынков товаров и услуг, к возникновению у указанных субъектов дополнительных существенных расходов при осуществлении предпринимательской и иной деятельности либо к возникновению дополнительных существенных расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Таким образом, при учете замечания, представленного в пункте 2 настоящего заключения, может быть сделан вывод, что положений, которые вводят избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствуют их введению, способствуют возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности, способствуют возникновению необоснованных расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, в проекте акта не выявлено.