Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Современное состояние системы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Казахстан. Аналитическая записка

Аналитический центр ОАО «МСП Банк»

Соболь А.В. , Шамрай А.А.

Москва, май 2012

1. Современное состояние сектора МСП

К субъектам малого и среднего предпринимательства в Республике Казахстан относят:

  • субъектов малого предпринимательства - индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица со среднегодовой численностью работников не более 50 человек и юридических лиц, осуществляющих частное предпринимательство, со среднегодовой численностью работников не более 50 человек и среднегодовой стоимостью активов за год не свыше 60 000-кратного месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год1;
  • субъектов среднего предпринимательства - индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица со среднегодовой численностью работников свыше 50 человек и юридических лиц, осуществляющих частное предпринимательство, со среднегодовой численностью работников свыше 50, но не более 250 человек или среднегодовой стоимостью активов за год не свыше 325 000-кратного месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год2.

Основные проблемы при отнесении хозяйствующего субъекта к МСП возникают как раз при оценке среднегодовой стоимости активов.

Формула для расчета данного показателя не прописана в законодательстве Республики Казахстан, что приводит к многочисленным конфликтам между хозяйствующими субъектами и контролирующими органами.

Сектор малого и среднего предпринимательства Республики Казахстан динамично развивается. По данным Комитета развития предпринимательства Министерства экономического развития и торговли РК число зарегистрированных субъектов МСП составило 1,4 млн (по данным Агентства РК по статистике на 1 января 2011 года в республике было зарегистрировано 929 тысяч субъектов МСП). Таким образом, на 1 тысячу граждан Республики Казахстан приходится 84 малых и средних предприятия3.

Число активно действующих субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) в республике увеличилось за год на 24,7% и составило 843 тысяч.

Численность занятых в секторе МСП на 1 января 2012 года составляла 2,6 млн. человек. Это составляет приблизительно 32% от общего числа занятых в экономике.

Выпуск продукции (товаров и услуг) субъектами малого и среднего предпринимательства за 2011 год по сравнению с предыдущим годом, по оперативным данным (в постоянных ценах) увеличился на 1,9% и составил 2 868,2 млрд. тенге (616,6 млрд. рублей). Отношение этого показателя к ВВП составляет 0,1054

2. Государственная поддержка МСП в Республике Казахстан.
2.1 Органы исполнительной власти

Основным координатором государственной поддержки МСП в республике Казахстан является Министерство экономического развития и торговли РК в лице Департамента развития предпринимательства. Также на общегосударственном уровне вопросами поддержки субъектов МСП занимается Министерство индустрии и новых технологий. На базе МИНТ РК функционирует ряд организаций, курирующих различные сферы научно-технического и инновационного развития субъектов МСП – это, в частности, Национальный инновационный фонд (занимается вопросами инноваций и венчурных инвестиций), Центр инжиниринга и трансферта технологий (отвечает за трансферт технологий), Инвестиционный фонд Казахстана (курирует вопросы государственных инвестиций в наукоемкий сектор) и Корпорация по развитию и продвижению экспорта.

2.2. Национальные фонды

Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына» был создан в соответствии с Указом Президента Республики Казахстан от 13 октября 2008 № 669 «О некоторых мерах по обеспечению конкурентоспособности и устойчивости национальной экономики» и постановлением Правительства Республики Казахстан от 17 октября 2008 года № 962 «О мерах по реализации Указа Президента Республики Казахстан от 13 октября 2008 года № 669» путем слияния акционерных обществ «Фонд устойчивого развития «.азына» и «Казахстанский холдинг по управлению государственными активами «Самрук».

Фонд национального благосостояния «Самрук-.азына» создан для повышения конкурентоспособности и устойчивости национальной экономики и упреждения факторов возможного негативного влияния изменений на мировых рынках на экономический рост в стране.

Основной целью деятельности Фонда является управление принадлежащими ему на праве собственности пакетами акций (долями участия) национальных институтов развития, национальных компаний и других юридических лиц для максимизации их долгосрочной ценности и повышения конкурентоспособности на мировых рынках.

Основными принципами деятельности Фонда являются:

  • соблюдение интересов государства, как единственного акционера Фонда;
  • прозрачность, эффективность и гибкость деятельности Фонда и компаний;
  • системность и оперативность в принятии решений и их реализации;
  • ответственность и подотчетность.

Основными направлениями деятельности Фонда являются:

  • содействие в модернизации и диверсификации национальной экономики;
  • содействие в стабилизации экономики страны;
  • повышение эффективности деятельности компаний.

Фонд призван оказывать максимальное содействие Правительству Республики Казахстан, быстро и оперативно решая вопросы по привлечению инвестиций в реальный сектор экономики, активизации работы в регионах, укреплению межотраслевых и межрегиональных связей и максимально используя имеющиеся преимущества и возможности.

Эффективная диверсификация и модернизация национальной экономики осуществляется путем реализации активной инвестиционной деятельности, особенно в приоритетных секторах экономики, таких как:

  • нефтегазовый сектор;
  • электроэнергетика;
  • металлургия;
  • химия, нефтехимия;
  • инфраструктура.
  • Основными задачами Фонда являются:

    • разработка и обеспечение реализации инвестиционных проектов регионального, национального и международного масштаба;
    • поддержка и модернизация существующих активов компаний Фонда;
    • содействие в развитии регионов и реализации социальных проектов;
    • поддержка отечественных товаропроизводителей, товаров и услуг.

    Председателем Совета директоров АО «Самрук-.азына» является Масимов Карим Кажимканович.

    Программу поддержки МСП ФНБ «Самрук-Казына» реализует большей частью через одну из своих дочерних организаций – Фонд развития предпринимательства «Даму». Основной механизм поддержки, реализуемый в рамках Программы – размещение средств (120 млрд. тенге – около 22,5 млрд. рублей) через банки второго уровня для обеспечения потребностей сектора МСП в кредитных ресурсах по льготным процентным ставкам.

    Помимо размещения кредитных ресурсов через банки второго уровня, Фонд реализует большое число программ, в том числе такие, как:

    • Программы обусловленного размещения средств в банках второго уровня для последующего кредитования СМСП;
    • Программа обусловленного размещения средств в банках второго уровня для последующего кредитования микрокредитных организаций;
    • Программа «Даму-К.мек» для помощи инвалидам-предпринимателям;
    • Программа «Даму-.ндіріс» для поддержки субъектов частного предпринимательства, занятых в сфере обрабатывающей промышленности;
    • Программа финансирования лизинговых сделок СМСП, занятых в сфере обрабатывающей промышленности, через банки второго уровня и лизинговые компании;
    • Программа антикризисных мер содействия заемщикам, повышения уровня возвратности займов и улучшения качества ссудного портфеля Фонда «Даму»;
    • Программа прямого кредитования Фондом микрокредитных организаций;
    • Программа обусловленного размещения средств в банки второго уровня для последующего микрокредитования женского предпринимательства;
    • Программа финансирования региональных приоритетных проектов «ДАМУ РЕГИОНЫ II»;
    • Программа регионального финансирования СМСП;
    • Программа «Центр поддержки предпринимательства»;
    • Программа финансирования проектов СМСП в малых городах;
    • Программа финансирования СМСП за сч.т займа Азиатского Банка Развития (I -транш);
    • Программа финансирования субъектов частного предпринимательства, занятых в сфере услуг (сервиса) в г. Астана и г. Алматы;
    • Программа финансирования лизинговых сделок субъектов малого и среднего предпринимательства;
    • Программа обусловленного размещения средств в банках второго уровня и иных финансовых организациях для последующего кредитования субъектов частного предпринимательства г. Жанаозен;
    • Программа прямого финансирования субъектов частного предпринимательства, пострадавших в г. Жанаозен;
    • Программа «Национальный Центр развития франчайзинга при АО «Фонд развития предпринимательства «Даму»;
    • Программа финансирования региональных приоритетных проектов субъектов малого и среднего предпринимательства «Даму регионы III».

    Эти программы, по большей части, направлены на повышение доли сектора обрабатывающих производств в общем объеме продукции МСП. Проекты, которые предприниматели представляют в Фонд, проходят жесткий конкурсный отбор.

    Основной программой, реализуемой фондом на данный момент, является «Дорожная карта бизнеса 2020». Программа «Дорожная карта бизнеса 2020» разработана для реализации послания Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Новое десятилетие – Новый экономический подъем – Новые возможности Казахстана» и Стратегического плана развития Казахстана до 2020 года. Программа является одним из механизмов реализации Государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010 – 2014 годы.

    Целью Программы является обеспечение устойчивого и сбалансированного роста регионального предпринимательства в несырьевых секторах экономики, а также сохранение действующих и создание новых постоянных рабочих мест.5

    Деятельность в рамках Программы ведется по 3 основным направлениям:

    • поддержка бизнес-инициатив (субсидирование процентной ставки и обеспечение госгарантий по кредитам для МСП);
    • оздоровление предпринимательского сектора (выплата Фондом части ставки вознаграждения по кредиту);
    • поддержка экспортоориентированных производств (субсидирование процентной ставки для экспортеров несырьевого сектора).

    Председателем Правления Фонда развития предпринимательства «Даму» является Ибрагимова Ляззат Еркеновна/

    2.3 Региональная инфраструктура поддержки

    Региональная инфраструктура поддержки МСП в Республике Казахстан представлена на сегодняшний день большим количеством различных организаций, оказывающих представителям малого и среднего бизнеса помощь по всем возможным направлениям – от консультаций по вопросам создания собственного дела и выбора организационно-правовой формы до поиска партнеров за рубежом и привлечения инвестиций. На территории Республики Казахстан на сегодняшний день действуют:

    • 17 торгово-промышленных палат;
    • 18 технопарков;
    • более 40 бизнес-инкубаторов;
    • 121 центр поддержки предпринимательства;
    • 228 организаций, предоставляющих услуги адвокатуры для МСП;
    • 65 централизованных бухгалтерских служб;
    • 2825 ассоциаций предпринимателей;
    • 1025 микрокредитных организаций;
    • 165 небанковских финансовых учреждений;
    • 63 лизинговые и франчайзинговые компании;
    • 355 филиалов банков второго уровня6.

    2.4. Основные проблемы системы поддержки МСП

    Наличие большого числа организаций, занимающихся поддержкой МСП, причем, подчас, дублирующих деятельность друг друга и конкурирующих между собой, сдерживает развитие простой и понятной для субъекта МСП системы поддержки. В своем годовом отчете фонд «Даму» обозначил в качестве одной из основных проблем на пути развития предпринимательства в Казахстане отсутствие целостной и централизованной системы поддержки: «Очень часто неудовлетворительные результаты программ для малого и среднего бизнеса обусловлены не плохой реализацией и отсутствием контроля, а отсутствием четкой нацеленности и формулировки целей. Недостаток государственных учреждений, ответственных за планирование и разработку программ по поддержке МСБ, является одной из причин того, что некоторые из этих программ не достигают поставленных целей.

    Другая причина заключается в том, что в Казахстане нет государственного учреждения, отвечающего за координацию усилий всех линейных учреждений, содействующих развитию МСБ. Такое учреждение должно иметь возможность не только координировать, но и программировать и контролировать выполнение государственных программ для МСБ. Наиболее очевидно подходящим для этих целей является орган, который в настоящее время выполняет часть работы, но не обладает полномочиями по координации и программированию развития МСБ – Департамент развития предпринимательства в Министерстве экономического развития и торговли»7.


    1 Месячный расчетный показатель на 2011 год установлен на уровне 1618 тенге (347,8 рублей по курсу ЦБ РФ на 29.05.2012, этот курс будет использоваться и далее по тексту). Таким образом, ограничение по среднегодовой стоимости активов для субъекта малого предпринимательства составляет 97 080 тысяч тенге (20,9 млн. рублей)

    2 Для субъекта среднего предпринимательства размер ограничения по среднегодовой стоимости активов составляет 525 850 тысяч тенге (113 млн. рублей)

    3 Справочно – в РФ этот показатель составляет 32 субъекта МСП на 1 тысячу населения

    4 Справочно – в РФ по итогам 2010 года этот показатель составлял 0,543.

    5 По материалам официального сайта Программы http://dkb2020.kz/

    6 По материалам сайта Минэкономразвития Казахстана – www.minplan.kz

    7 «Стратегические аспекты деятельности АО «Фонд развития предпринимательства «Даму» в период 2010-2020 годов, Алматы, 2010.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости