Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Рекомендации по усилению роли малых и средних инновационных предприятий в странах Содружества Независимых Государств. Версия 1

Файлы

Подготовлено Отделом некоторых стран Европы и Азии

Всемирная организация интеллектуальной собственности

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1. НЕИЗБЕЖНОСТЬ УСИЛЕНИЯ РОЛИ МАЛЫХ И СРЕДНИХ ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ОБЩЕСТВА
1.1. Превращение инноваций в определяющий фактор экономического роста
1.2. Малый и средний бизнес как наиболее оптимальная форма предпринимательства в области инновационной деятельности
1.3. Обобщение опыта развитых стран по поддержке и стимулированию инновационной деятельности малых и средних предприятий

2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РОЛИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ СТРАН СНГ
2.1. Специфика и тенденции инновационного развития малых и средних предприятий в странах СНГ
2.2.Законодательно-нормативная база малого и среднего инновационного предпринимательства в странах СНГ
2.3. Роль государства, его центральных и местных органов, в том числе национальных патентных ведомств, в инновационном развитии МСП
2.4. Кадровый потенциал инновационной деятельности стран СНГ
2.5. Финансирование инновационной деятельности МСП
2.6. Общее состояние инфраструктуры малого и среднего инновационного предпринимательства в странах СНГ
2.7. Взаимодействие государственного и частного капитала, университетских и научно-исследовательских структур с промышленностью и бизнесом
2.8. Межфирменные отношения и патентно-лицензионная деятельность

3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО УСИЛЕНИЮ РОЛИ МАЛЫХ И СРЕДНИХ ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В СТРАНАХ СНГ
3.1.Общие подходы к формированию инновационной экономики
3.2. Приоритеты государственной политики по обеспечению перехода на инновационный путь развития и поддержке инновационной деятельности МСП
3.3. Рекомендации по формированию и совершенствованию инфраструктуры инновационной деятельности малого и среднего предпринимательства
3.4. Развитие рынка инновационных разработок и капитализация результатов интеллектуальной деятельности

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Исключительная роль, которая в настоящее время повсеместно отводится инновациям в целом, а также инновационной деятельности малых и средних предприятий (далее – МСП), предопределена общими требованиями перехода от индустриального общества к информационному, в котором новые технологии и знания, формируя реальные конкурентные преимущества, становятся определяющим фактором экономического роста, а также возрастанием роли МСП в экономическом развитии общества.

Специфика социально-экономического развития стран Содружества Независимых Государств (далее – СНГ) в последние два десятилетия состоит в сосредоточении основного внимания на создании нормативной базы и необходимых условий для успешного продвижения рыночных реформ. Таким образом, в то время, когда развитые западные страны направили свои основные усилия и финансовые ресурсы на обеспечение перехода к инновационному пути развития и заметно продвинулись по пути технологического обновления, страны СНГ были вынуждены сконцентрироваться на решении проблем перехода от административно-командной к рыночной экономике: на разработке и принятии законодательной базы радикальных экономических реформ, приватизации государственных предприятий основных отраслей народного хозяйства, формировании основ рыночных механизмов хозяйствования и др.

Вместе с тем, указанный период был одновременно ознаменован осознанием значимости МСП и формированием в ряде западных стран эффективной системы поддержки функционирования таких предприятий. В то же время в странах СНГ эта эпоха связана прежде всего c реализацией крупнейших макроэкономических проектов по разгосударствлению и оптимизации функционирования не только крупнейших предприятий, но также большинства отраслей народного хозяйства, экономической интеграцией в мировое хозяйство, которая осуществлялась, в первую очередь, крупным бизнесом, значительными структурными изменениями в экономике.

Таким образом, в странах данного региона значительно позже созрели объективные условия и возможности для серьёзных качественных изменений в технологическом развитии. Более того, сохранилось еще действие ряда характерных для переходной экономики политических, экономических и социальных факторов, которые серьёзно тормозят переход к инновационной модели экономического роста, расширение сектора МСП и его более активное вовлечение в инновационный процесс.

В целом, по мнению многих специалистов, заметных сдвигов в инновационном развитии стран СНГ пока не наблюдается. Тем не менее, в большинстве стран СНГ уже предпринимаются определённые шаги по усилению инновационной направленности экономического развития, поддержки функционирования сектора МСП. Однако некоторые кампании по стимулированию инновационной деятельности и функционирования МСП, проведённые в последние годы в ряде стран содружества, на первом их этапе, в определенном смысле, стали данью моде или предвыборными лозунгами. На практике, инновационная направленность экономик большинства стран СНГ в настоящее время находится лишь в стадии формирования. Реальное действие разработанных и принятых законодательных актов в этой сфере в значительной мере нейтрализуется неразвитостью рыночных отношений, низкой степенью зрелости конкурентной среды, неоправданной бюрократизацией исполнительной власти, ограниченностью финансовых ресурсов, необходимых для создания благоприятных условий функционирования инновационных МСП, высокими рисками, незначительной вовлечённостью в мировое интеллектуальное пространство, отсутствием соответствующей инфраструктуры, низкой инновационной культурой и инерционностью экономического мышления.

Mеры по поддержке МСП и стимулированию инновационной деятельности исторически повсеместно развивались как два самостоятельных процесса. Продвижение и стимулирование малого и среднего бизнеса преимущественно осуществляется безотносительно к его инновационной составляющей. В то же время стимулирование инноваций стало жизненной потребностью для экономического развития в целом, в том числе и для крупных предприятий. В определённой мере ситуация остаётся таковой и в настоящее время. Формальный подход к проблемам стимулирования инновационной деятельности с одной стороны, и МСП – с другой, может создать ложное представление о намерениях добиться избыточных льгот и преимуществ для инновационных МСП. Однако это не совсем так. Исключительное значение инновационной компоненты малого и среднего бизнеса для экономического и социального развития общества, повышенные риски, сопровождающие внедрение новых технологий, товаров и услуг, их огромные потенциальные возможности, экономически и социально оправдывают в перспективе практически любые, даже самые значительные финансовые усилия и льготы по мотивации инновационной деятельности МСП. Самое важное в этом контексте состоит в обеспечении использования выделенных средств по назначению.

В настоящих рекомендациях систематизирован опыт ряда западных стран по успешному стимулированию малого и среднего инновационного предпринимательства, дана обобщённая характеристика параметров и роли МСП в экономическом развитии стран СНГ, выделены факторы, препятствующие повышению их роли и восприимчивости к внедрению инноваций.

Рекомендации являются попыткой представить в обобщенном виде наиболее приемлемые для стран СНГ организационные, институциональные, налоговые, финансово-кредитные и другие действенные рычаги, которые могут быть использованы в целях усиления инновационной составляющей МСП. Они разработаны с учетом достигнутого уровня развития инновационной деятельности МСП на основе изучения и сопоставления нормативной базы стран СНГ, принятых стратегий экономического и инновационного развития. по поддержке МСП, наличного экономического и интеллектуального потенциала.

В процессе разработки настоящих рекомендаций использована научная и практическая литература по вопросам инновационного развития, ряд материалов Европейской экономической комиссии ООН, Исполнительного комитета СНГ, годовые отчеты патентных ведомств стран Содружества, данные, полученные в результате обработки и обобщения информации и оценок специалистов национальных патентных ведомств, изложенных в вопроснике, направленном в октябре 2008 г. ВОИС, материалы статистической отчетности, другая информация, полученная в рамках предпринятого авторами специального анализа состояния инновационной деятельности МСП в Российской Федерации и Республики Молдова, а также ознакомительных поездок в Азербайджан, Армению, Беларусь, Кыргызстан и Украину.

К сожалению, не все патентные ведомства представили запрошенные данные. В процессе разработки рекомендаций авторы попытались частично восполнить образовавшийся пробел из других источников, однако информация по ряду стран является неполной.

Работа выполнена по инициативе и при содействии Межгосударственного Совета по вопросам охраны промышленной собственности стран СНГ, национальных патентных ведомств стран СНГ, под руководством и при финансовой поддержке Всемирной Организации Интеллектуальной Собственности

Сформулированные в работе выводы и предложения в определённой мере отражают субъективные оценки специалистов патентных ведомств, участвовавших в проведенном обследовании, привлечённых ими экспертов других организаций, а также авторов настоящих рекомендаций.

Авторы выражают искреннюю благодарность руководству и специалистам национальных патентных ведомств, прeдставивших необходимую информацию и оказавших содействие в сборе материалов, необходимых для разработки рекомендаций, организации встреч с представителями государственных структур стран СНГ, вовлеченных в разработку законодательной и нормативной базы, а также координирующих инновационную деятельность и развитие сектора МСП.

1. НЕИЗБЕЖНОСТЬ УСИЛЕНИЯ РОЛИ МАЛЫХ И СРЕДНИХ
ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ОБЩЕСТВА
1.1. Превращение инноваций в определяющий фактор экономического роста

Осуществляемый в течение последних десятилетий переход от индустриального общества, в значительной мере исчерпавшего свой потенциал экономического роста, к информационному, основанному преимущественно на использовании знаний, информации и новых технологий, обусловлен превращением последних в определяющий фактор экономического развития общества. Существенное снижение в последние годы темпов экономического роста практически знаменует завершение эпохи индустриального общества. Качественные сдвиги, происходящие в современной экономике под воздействием всё большего преобладания её инновационной направленности, выдвигают принципиально новые требования к организации, формам и методам управления и регламентирования макро-и микроэкономических процессов, адекватных условиям постиндустриального (информационного) общества.

Инновационный путь развития, который всё более и более проявляется в развитии мировой экономики, ставит показатели экономического роста общества в целом и отдельных предприятий в прямую зависимость от динамизма разработки и внедрения новейших технологий. В условиях усиления конкурентной борьбы, сопровождающей процесс глобализации, лишь непрерывное внедрение новых технологий, товаров и услуг может обеспечить сохранение прежних, а также достижение новых преимуществ перед конкурентами.

Экономическая теория и практика хозяйственной деятельности, к сожалению, до настоящего времени всё еще оперирует преимущественно традиционными факторами экономического роста. Усилия менеджмента всё ещё направлены, в основном, на оптимизацию использования традиционных факторов. Роль инноваций в качестве неофактора экономического роста продолжает недооцениваться, несмотря на то, что как показывают специальные исследования, их значимость сравнилась, а по некоторым параметрам значительно превысила суммарный эффект всех традиционных факторов производства. Так, по оценкам западных экспертов, мировой экономический рост уже более чем на 3/4 основывается на достижениях научно-технического прогресса, более половины полученных предприятиями прибылей формируется в результате продвижения на рынок новых товаров и услуг, а доля нематериальных активов в стоимости долгосрочных активов предприятий Западной Европы приближается к 50% (в США – к 70%), сохраняя достаточно высокие темпы роста, значительно превышающие темпы роста остальных активов. В этой связи следует также отметить значительный рост значимости инновационного развития как следствие обострения проблемы исчерпаемости традиционных и, особенно, сырьевых ресурсов. В отличие от них, инновации как результат творческой, интеллектуальной деятельности являются практически неисчерпаемыми.

Всё это указывает на то, что инновационное развитие всё в большей мере превращается в важнейшую составляющую воспроизводственного процесса в целом, а устойчивый экономический рост, сохранение и создание новых конкурентных преимуществ, становится возможным только при условии перехода на инновационную модель экономического развития.

Конечно, новые технологии и раньше периодически служили важными импульсами экономического роста. Специфика же и уникальность нынешнего этапа состоит в том, что инновации превратились в определяющий фактор экономического роста, который носит универсальный характер.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что альтернативы инновационному пути развития на сегодняшний день не существует.

Недооценка уникальных возможностей инновационного развития, в первую очередь, касается большинства наименее развитых, а также постсоциалистических стран. В значительной мере это является следствием низкой инновационной культуры, относительной доступности природно-сырьевых ресурсов, а также преимущественного использования в течение последних двух десятилетий потенциала восстановительного роста, который в ряде стран СНГ был важным ресурсом поддержания достаточно высоких темпов экономического развития. Однако к настоящему времени феномен восстановительного роста практически также исчерпал свои ресурсы.

Дальнейший упор на использование природных богатств, интенсивная эксплуатация которых во многих странах СНГ в последние годы стала важным источником бюджетных поступлений, в сочетании с заниженными ценами на сырьевые ресурсы не только противоречат принципу ограниченности сырьевых ресурсов, но и искажают реальное стоимостное соотношение воспроизводственных факторов, практически извращая основы предпринимательской деятельности и снижая инновационные мотивы экономического развития.

Инновационный путь -это, по сути, новая модель экономического роста, адекватная постиндустриальному обществу, которая не имеет аналогов и альтернативы. Более того, инновационная модель роста представляет собой сердцевину нового экономического состояния общества, переход к которому для стран СНГ будет, по нашему мнению, не менее сложным и долговременным, чем переход от административно-командной экономики к рыночной, занявший почти два десятилетия и по существу ещё полностью не завершённый.

Поэтому было бы ошибкой надеяться, что переход к инновационной модели может быть обеспечен лишь разработкой и принятием ряда законодательных и нормативных актов, способных преодолеть инерционность экономического мышления и высокие риски, создать адекватные стимулирующие механизмы для процесса разработки и использования новшеств. В действительности, это серьёзная перестройка всего хозяйственного механизма на микро-и макроэкономическом уровне, необходимость которой вытекает из коренного изменения роли технического прогресса в развитии современного общества. По своим масштабам и комплексности этот процесс равнозначен или даже превосходит переход к рыночной экономике, индустриализацию, перестройку и другие процессы экономического и социального преобразования общества.

Комплексность и неординарность перехода на инновационную модель экономического роста доказана и опытом по претворению в жизнь Лиссабонской инновационной стратегии Европейского Союза, которая по ряду показателей дала сбой и через несколько лет была подвержена определённым модификациям.

Таким образом, специфика самих инноваций в качестве фактора экономического роста состоит в их неисчерпаемости, вытекающей из непрерывного процесса генерирования новых идей, знаний, информации, неизнашиваемости, а также в их нематериальном характере. Учитывая то, что все остальные факторы экономического роста, используемые человечеством на протяжении нескольких тысячелетий, обладают прямо противоположными качествами, задача перехода на инновационный путь развития представляется исключительно сложной, так как предполагает коренные изменения фундаментальных принципов экономического развития общества, которые в настоящее время традиционно ориентированы преимущественно на оптимизацию применения наличных материальных, финансовых и трудовых ресурсов. В самом общем виде задача состоит не просто в стимулировании инновационной деятельности некоторых отраслей или сфер деятельности, а в придании инновационной направленности всему экономическому развитию в целом.

Источник - Торгово-промышленная палата Российской Федерации

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости