Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Конца «нефтегазовой иглы» пока не видно

Константин Анохин

Экспертный портал "Открытая экономика" - OPEC.ru

Как минимум до 2030 года Россия на глобальном рынке останется одним из лидеров по экспорту углеводородов. Доказанных мировых запасов достаточно, чтобы глобальный рынок не испытывал недостатка в нефти 54 года, а в природном газе – ближайшие 64 года. Ежегодный отчет BP Energy Outlook 2030

Демографические факторы

Основная методология, которой пользовались авторы BP Energy Outlook 2030, основана на анализе изменений в политике, технологиях и экономике на мировом энергетическом рынке. По оценкам экспертов, спрос на энергоносители на глобальном рынке будет расти, и ключевыми факторами этого процесса являются рост населения и доходов. К 2030 году население мира достигнет 8,3 млрд человек, то есть в энергии будет нуждаться еще дополнительно 1,3 млрд человек. Мировой доход к 2030 году, как ожидается, составит в реальном выражении цифру, вдвое большую по сравнению с доходами в 2011 году.

При этом практически весь рост потребления энергии (93%) придется на страны, не входящие в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в том числе на Россию. И только 6% (0,3% годового роста) составит прирост потребления энергии в странах, входящих в ОЭСР.

Быстрее остальных будет расти потребление видов топлива, произведенных из возобновляемых источников энергии (включая биотопливо) – 7,6% в год. Далее идет потребление ядерной энергии (2,6% в год) и гидроэнергетика (2% в год). Среди ископаемых видов топлива наиболее востребованным окажутся газ (2% в год), уголь (1,2% в год) и нефть (0,8% в год). Хотя в ближайшие 20 лет нефть продемонстрирует самый медленный рост потребления, тем не менее, к 2030 году мировой спрос на нее вырастет до итоговых 104 млн бар/сутки. Наибольшая доля потребления нефти придется на Китай, Индию и Ближний Восток. По мнению экспертов ВР, в странах ОЭСР спрос уже достиг своего пика потребления и даже ожидается его снижение на 5,6 млн бар/сутки.

Крупнейшие поступления нефти на мировой рынок обеспечат США (4,5 млн бар/сутки), Канада (2,9 млн бар/сутки) и Бразилия (2,7 млн бар/сутки), которые скомпенсируют снижение нефтедобычи на зрелых месторождениях Мексики и Северного моря. Поставки на рынок со стороны стран ОПЕК будет расти в большей мере за счет нефтяных и нефтеконденсатных месторождений Ирака (порядка 5,3 млн бар/сутки).

Структурное производство

Всемирный рост производства энергоносителей составит до 2030 года 1,6% ежегодно. Аналогично потреблению, локомотивом здесь также окажутся страны, не входящие в ОЭСР. Их доля в мировом производстве достигнет 78%. Стремительный рост, порядка 2,2% годовых, покажет Азиатско-Тихоокеанский регион, правда, в основном за счет производства угля – 48% глобального роста производства энергии. К 2030 году этот регион будет обеспечивать до 35% мирового производства энергоносителей.

Следующими по величине производителями энергии станут Ближний Восток и Северная Америка. Вообще же производство энергоносителей будет расти практически во всех регионах мира, кроме Европы. Причем США, по подсчетам экспертов, уже в 2013 году вырвутся вперед и превзойдут как Россию, так и Саудовскую Аравию по производству жидких видов топлива. Три страны – США, Саудовская Аравия и Россия – будут производить более трети всего объема мирового рынка.

Однако структура потребления энергоносителей к 2030 году изменится не в пользу нефти – потребность в ней на мировом рынке будет снижаться. Если в 2011 году доля нефти на мировом рынке энергопотребления составляла 33%, то к 2030 году она сократится до 28%. Для сравнения можно вспомнить, что потребление нефти в 1973 году было на уровне 48%, в 1985-м – 39%. Одной из причин, объясняющих такое снижение, стали относительно высокие цены на нефть за пределами транспортного сектора, где появились более дешевые альтернативные источники энергии. Например, доля нефти в производстве электроэнергии снизилась с 22% в 1973 году до 4% в 2011-м и, по прогнозам специалистов, к началу 2030 года составит всего около 2%.

Но и в транспортном секторе, где нефтепродукты традиционно остаются доминирующим топливом, согласно прогнозам, будет наблюдаться снижение их потребления за счет повышения эффективности использования топлив. И хотя падение доли нефти в этом сегменте ожидается небольшим – с 94% в 2011 году до 89% к 2030 году, использование в транспорте биотоплива и природного газа будет неуклонно расти и к 2030 году достигнет 5%.

Газовые чаяния

Роль одного из наиболее востребованных ископаемых источников энергии на мировом рынке отводится газу. Рынок газа будет увеличиваться на 3,7% в год и крупнейшим нетто-импортером останется Европа: прирост чистого импорта прогнозируется на уровне 18 млрд куб футов газа в день (509 млн куб м). Один из оптимистических прогнозов, касающихся России, заключается в том, что авторы отчета отвели ей ведущую роль в обеспечении газом европейского рынка как минимум до 2030 года.

Такое утверждение может оказаться излишне многообещающим, поскольку сегодня нельзя не принимать во внимание проблемы газового экспорта компании «Газпром» на европейский рынок, считает старший научный сотрудник университета Тарту, Андрей Белый:

Мы должны отдавать себе отчет, что при подготовке подобных прогнозов могут использоваться тренды, которые могут измениться, и в итоге мы рискуем увидеть несколько иные реалии. Уже сегодня экспортная политика «Газпрома» сталкивается с некоторыми трудностями. Во-первых, сейчас мы видим достаточно динамичный рост поставок СПГ в Европу со стороны различных мировых производителей. Что, конечно, способствует усилению ценовой конкуренции с трубопроводным газом, поставляемым «Газпромом». Во-вторых, пока еще нет решения по требованиям Третьего энергопакета ЕС, согласно которому поставщик и транспортировщик газа были бы двумя различными звеньями. Последствия этих факторов пока не известны, но было бы неверным их не учитывать для прогнозных оценок. Европа в принципе не заинтересована отказываться от гарантированных газпромовских поставок газа, но европейские потребители хотели бы видеть на столе переговоров две российские «карты» – отказ от привязки трубопроводного газа к нефтяным ценам и хотя бы частичную демонополизацию «Газпрома» на российском рынке.

Россия останется в лидерах

Достаточно динамично будут развиваться не только традиционные месторождения газа, но и сланцевые. Последние будут показывать рост по 7% в год (около 54 млрд куб фут в сутки – 1,53 млрд куб. м), что к началу 2030 года составит 37% роста добычи природного газа.

Мировой рынок уже весьма высоко оценил возможности и преимущества производства сжиженного природного газа (СПГ). Спрос на него на мировом рынке будет прибавлять по 4,3% в год и через 17 составит 15,5% от мирового потребления газа. В этом сегменте России вряд ли удастся занять лидирующие позиции, поскольку лучшее будущее эксперты прочат Австралии. По их предварительным подсчетам, выведя свои крупные проекты по производству СПГ на поток, эта страна уже с 2014 года начнет расширять поставки на мировой рынок темпами до 15 млрд куб футов газа (425 млн куб м), так что вскоре обгонит Катар, к 2018 году станет крупнейшим игроком на рынке СПГ, а к 2030 году ее доля составит 25% от мировой.

Что касается места России, которое отведено ей в ежегодном отчете, то у нее есть все шансы остаться среди крупнейших в мире экспортером практически всех видов ископаемых топлив. Эксперты отметили, что она пока не в полной мере представлена на рынке сланцевой нефти, но имеет шанс стать одним из крупнейших игроков на мировом рынке, обойдя по объемам производства Южную Америку, Китай, но при этом уступая США.

Впрочем, для лидерства на рынке сланцевой нефти России нужны новые технологии, развитие которых сегодня идет с большим запаздыванием. Дело в том, что добыча нефти в России никогда не была высокотехнологичной, поскольку ставки всегда делались на объемы и размеры месторождений. И хотя компании «Газпром» и «Газпром нефть» сегодня и заявляют о намерениях разрабатывать запасы сланцевой нефти, это совсем не означает, что Россия готова стать «первым номером» на рынке сланцевой нефти.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости