15 февраля 2013
Источник - экспертный портал Высшей школы экономики - OPEC.ru
Повышение качества работы судов, гибкое законодательство, защищенная собственность и развитие рынка капитала помогут вернуть бизнес из оффшоров на родину. Доклад Ксении Юдаевой «Повышение привлекательности российской юрисдикции для ведения бизнеса»
Задачу деофшоризации экономики в своем декабрьском послании Федеральному собранию поставил президент Владимир Путин. Тогда он заявил, что если при выборе юрисдикции вопрос решается в пользу другого законодательства, то нужно исправлять недостатки своей системы. В частности, отказаться от «презумпции виновности» бизнеса. «Нужно исключить из системы права все зацепки, которые позволяют хозяйственный спор превратить в заказные уголовные дела», – подчеркнул Путин.
«Лучшее средство для деофшоризации – настройка экономики на рост, резкое расширение налоговых стимулов, ориентированных на инвестиции, модернизацию, длинные деньги; снижение регулятивной нагрузки и связанных с ней рисков внутри России, рост финансовой глубины экономики», – считает заведующий отделом международных рынков капитала Института мировой экономики и международных отношений РАН Яков Миркин.
Доклад главы Экспертного управления президента России Ксении Юдаевой стал первым результатом работы властей. Представляя его, Юдаева подчеркнула, что это лишь основные направления деятельности, конкретные решения по которым должны будут приниматься профильными министерствами.
Четыре тактики бизнеса
Уход российского бизнеса за рубеж, по словам Ксении Юдаевой, происходит по четырем направлениям: там регистрируется собственность и проводятся сделки, там берется заемный капитал, там наш бизнес предпочитает разрешать споры, все чаще обращаясь в арбитражные суды западных стран. Кроме того, именно зарубежные площадки, как правило, используются российскими компаниями для размещения акций. В 2011 году из десяти IPO наших компаний только одно прошло в России; в 2012 году было три крупных IPO – все за пределами нашей страны. С 2002 по 2012 год 40 российских компаний продали за рубежом акций на сумму 14 млрд долларов.
Россия, по выражению Юдаевой, «позволила центру ценообразования на свои активы сместиться за рубеж». Ликвидность по российским компаниям все больше перетекает на зарубежные рынки. 18% оборота Лондонской биржи уже обеспечивается торгами по российским бумагам, 12% дел в лондонском коммерческом арбитраже LCIA имеют отношение к России.
В 2010-2012 гг. 80% размещений акций компаний РФ прошло за рубежом. В Бразилии этот показатель составляет 7%, в Китае – 8%, в Индии – 14%, в ЮАР – 29%.
«Для крупных стран такая ситуация уникальна. В данном аспекте Россию нельзя сравнить ни с одной страной БРИКС, только, пожалуй, с Украиной», – резюмировала Юдаева.
Рисунок 1. Российские компании инкорпорируются и размещают акции вне России
* по количеству сделок за рубежом и на внутренних рынках
Источник – Reuters
По ее словам плохо не только то, что весь крупный бизнес «живет» за рубежом, но и то, что офшоризация экономики негативно влияет на оставшийся в стране малый и средний бизнес. Компании малого и среднего бизнеса в результате этого теряют доступ к капиталу внутри страны и проигрывают крупным компаниям: находятся в дискриминационном положении и в вопросах финансирования, и в вопросах правового регулирования.
Безденежье и некомпетентные суды пугают бизнес
Экспертное управление президента обрисовало причины, по которым капитал предпочитает родине офшоры: негибкость и непрозрачность гражданского и корпоративного законодательства, слабая защищенность прав собственности, глобальная неконкурентоспособность российской арбитражной системы, неразвитость рынка капитала и отсутствие длинных денег.
Одна из основных проблем – отсутствие свободы и защиты договора. «Российские суды по умолчанию рассматривают большинство норм, регулирующих договорные отношения, в качестве императивных (при отсутствии в норме прямого указания об ином). В российском договорном праве де-факто свобода договора является лишь декларацией. Прямо не прописанные договорные условия не получают судебной защиты. Это создает крайне высокие риски для заключения практически любой крупной сделки по российскому праву. Бизнес решает свои наиболее сложные задачи в зарубежных судах», – отмечает Юдаева.
Рисунок 2. Лондонский международный арбитражный суд (LCIA): Россия – крупнейший поставщик дел
Источник – Презентация к докладу К. Юдаевой
«Есть объективная проблема с квалификацией судов, их пониманием проблем бизнеса», – объясняет Юдаева. Кроме того, суды не готовы защищать нестандартные условия сделок (например, сложные вопросы, связанные с защитой интеллектуальной собственности), а очень высокая загрузка судей влияет на качество и скорость рассмотрения дел.
Кроме того, действующее наследственное право «предназначено для наследования личного состояния, а не бизнеса». Это еще одна причина, почему российский бизнес использует иностранное законодательство для управления собственностью.
И, наконец, еще одно, препятствующее возвращению бизнеса на родину, обстоятельство – неразвитая финансовая система и отсутствие длинных денег. Проводить IPO в России невыгодно, ликвидность фондового рынка низкая, брать взаймы тоже – ставки по вкладам превышают доходность любого бизнеса.
Один компетентный суд
Реформирование судебной системы – долгосрочный проект. В Экспертном управлении считают, что начать надо с создания одного – образцового суда.
В рамках Таможенного союза предлагается создать Центр международного арбитража, с тем чтобы повысить привлекательность российской юрисдикции для ведения бизнеса и запустить таким образом механизм деофшоризации. «В этот центр мы намерены привлекать лучших иностранных арбитров для совершенствования российской судебной практики. Сейчас разрабатываются процедуры, как он будет работать», – говорит Юдаева.
Предполагается, что центр будет рассматривать крупные, сложные сделки, а также решения по финансовым вопросам и договорам со сложными условиями. Экспертное управление Кремля рассчитывает, что главным конкурентным преимуществом нового органа станет упрощенный порядок признания решений Международного коммерческого суда на территории государств-участников ТС. А создание международного арбитража повысит уровень и национальных арбитров, сформирует компетентную среду в стране, что укрепит уверенность бизнеса в безопасности ведения дел на ее территории.
Приватизация на благо родине
Развивать рынок капитала в Администрации президента предлагают посредством целого комплекса мер. «Запрещать ничего не надо, – отметила Юдаева, – надо разрешать и показывать пример. Например, размещать акции компаний в рамках приватизации на российском рынке, обеспечивая тем самым ему ликвидность, стимулировать долгосрочное страхование и добровольные пенсионные сбережения, улучшать инфраструктуру финансовых рынков». В других странах, по ее словам, приватизацию часто проводили через размещение акций на внутренних рынках, с тем чтобы развивать свой рынок.
Если государство берет обязательство использовать именно свои площадки для приватизации, оно становится сильнее заинтересовано в том, чтобы довести конкурентоспособность этих площадок до нужного уровня и следить за тем, чтобы те меры, которые нужно реализовать на бирже, центральном депозитарии, были реализованы», – поясняет Юдаева.
Доклад предлагает обязать агентов по реализации государственных активов продавать акции исключительно в форме локальных бумаг. При этом агенты должны будут активно привлекать иностранных инвесторов. На российском рынке также предлагается завершить проект создания Центрального депозитария и открытия торгов с отложенными расчетами («торги Т+2» с отменой передачи права голоса).
Полная деофшоризация к 2015 году
Целевые ориентиры для программы «Повышение привлекательности российской юрисдикции для ведения бизнеса» амбициозны и жестки: к 2015 году на российском рынке акций должны инвестироваться 50% пенсионных накоплений (в 2011 году менее 1%) и 15% средств резервных фондов, доля размещений российских компаний на внутреннем рынке должна вырасти с 6% до почти 100%, оборот по бумагам российских эмитентов внутри РФ должен вырасти с менее 50% от совокупного оборота российских инструментов до более 90%.
Ксения Юдаева считает, что данные ориентиры реалистичны, поскольку предпосылки для улучшения ситуации имеются уже сейчас. По ее мнению успехом будет пользоваться приватизация в форме IPO, которая увеличит ликвидность на рынке. «Спрос на российские активы, выставляемые на приватизацию, традиционно высок. У иностранных инвесторов есть опыт работы на российском рынке. А дополнительные меры по развитию инфраструктуры (запуск Центрального депозитария, повышение качества отчетности и прозрачности) привлекут дополнительных иностранных инвесторов, которые до сих пор предпочитали покупать депозитарные расписки на российские активы», – отмеет Юдаева.